Из книги Р. Петигру «Торжествующая плутократия»
Документ представляет собой отрывок из книги современника и участника событий на Гавайях, американского сенатора, общественного и политического деятеля Р. Петигру (1848-1927 гг.). Р. Петигру знал многие закулисные махинации правительства США и разоблачал их в своих книгах «Путь империализма» и «Торжествующая плутократия». Приводимый отрывок представляет собой часть главы из книги «Торжествующая плутократия». В этой главе автор раскрывает всю механику аннексии Гавайев, которые представляли собой лакомый кусок для империалистов, как сырьевая база и как важный стратегический пункт, лежащий на пути к Дальнему Востоку.
...В субботу 14 января был создан в конторе Смита1 комитет спасения из 13 человек. На собрании было сказано, что пришло время покончить со старым режимом и произвести аннексию. Здесь не играли роли ни страх перед восстанием, ни мысль о том, что жизнь и собственность находятся в опасности.
Г-н Смит указал, что на заседании комитета в его конторе обсуждался вопрос, когда будет удобнее просить Соединенные Штаты об объявлении протектората. Было решено, что ввиду того, что королева располагает вооруженными силами, надо поручить комитету повидаться с представителем Америки и выяснить, что он может сделать.
После собрания Смит отправился к послу и условился относительно мер, которые будут приняты в случае ареста заговорщиков. Он обещал все, что от него хотели, и было выпущено воззвание к войскам. Тогда заговорщики устроили митинг, где Тэрстон сказал несколько жалких слов о свободе, о либеральном и тираническом правительстве, и после его речи была принята бесцветная резолюция, выражавшая протест против новой конституции, но ни словом не упоминавшая о свержении правительства и замене его новым.
При каждом новом шаге непременно совещались с американским послом, чтобы точно знать, что он предпримет в случае ареста заговорщиков. Только у этих 13 человек было чувство страха и боязнь опасности. Все честные граждане были спокойны за свою жизнь и имущество.
С американского судна в гавани был высажен десант, не с целью защиты американцев и их имущества, но для охраны здания нового правительства; так было открыто показано королеве их сочувствие к восставшим. Это было в понедельник вечером. Во вторник утром комитет тринадцати снова собрался и подписал воззвание о создании нового правительства и около двух часов пополудни направился двумя партиями по разным улицам к пра-вительственным зданиям, находившимся под охраной американских войск, с тем чтобы обнародовать воззвание, как это заранее условлено с нашим послом.
Без помощи оружия проникли они в здание правительства, и перед ним, в 75 ярдах (около 70 м) от 150 моряков, высаженных для этой цели с американского военного судна, они опубликовали манифест, в котором говорилось, что они-то и есть правительство. Чтобы не привлекать внимания, они прошли, разбившись на две группы, по разным улицам. Предварительно они послали одного из своих убедиться, что поблизости нет войск, которые могли бы вмешаться.
После того как манифест был прочитан, в здании, охраняемом американскими солдатами, посол Соединенных Штатов признал новое правительство. Они не имели в своем распоряжении ни одного солдата, они пришли в здание правительства, когда там были писцы и чиновники гавайского правительства и даже на посту не было ни одного полицейского. Они стали перед зданием под прикрытием матросов с военного американского судна и прочитали бумагу, делавшую их правительством. На расстоянии одной мили от них находилась королева с пятьюстами солдат под ружьем, и все же после оглашения манифеста наш представитель признал эти 13 человек гавайским правительством, хотя они и не опирались на вооруженную силу. Он знал, что нарушает международные законы и обычаи цивилизованных стран, и потому решил скрыть истину.
Он заявил, что признал правительство после того, как королева сдалась, прежнее правительство сложило свои полномочия, отречение было подписано и ожидалось решение Вашингтона. Расследование показало, что все эти показания ложны. После признания этого правительства, до сдачи королевы и ее вооруженных сил, к ней была послана делегация, и она сдалась войскам Соединенных Штатов со словами: «Я сдаюсь превосходящим силам Соединенных Штатов Америки, полномочный представитель которых Джон Стивене приказал американским войскам высадиться в Гонолулу и заявил, что будет поддерживать временное правительство».
1 Смит – адвокат в Гонолулу, был активным поборником политики США на Гавайях.
«Совместная резолюция» о Гавайских островах, 7 июля 1898 г.
Резолюция обеих палат Конгресса США окончательно оформила захват Гавайских островов. Особо важные резолюции принимались обеими палатами и назывались «совместными» или «объединенными». Несмотря на то, что фактически «присоединение» Гавайев (т.е. переворот) произошло на четыре года раньше, конгресс решился на окончательное оформление акта лишь после успехов в испано-американской войне.
Правительство Республики Гавайев подписало свое согласие в порядке обеспечения своей конституции, чтобы уступить абсолютно и без остатка Соединенным Штатам Америки все права власти короля над Гавайскими островами и их колониями. А также уступить и передать США все суммы и права собственности на нее общественные, правительственные или королевские земли, общественные здания или сооружения, порты, гавани, военное оборудование и все другое общественное имущество, всех видов и родов, принадлежащие правительству Гавайских островов, вместе со всеми правами и принадлежностями. Таким образом, решено, что вышеизложенная уступка принята, ратифицирована и утверждена и что Гавайские острова и их колонии присоединятся как часть территории США на правах доминиона1.
Существующие законы США, относящиеся к общественным землям, не будут применяться к таким землям на Гавайских островах2, а конгресс США издаст специальные законы для управления ими. Устанавливается, что все доходы и выручка могут быть использованы для гражданских, военных и морских нужд Соединенных Штатов или могут быть ассигнованы для использования местным правительством, но только для постройки жилья, на образование и другие общественные нужды.
До тех пор, пока конгресс будет обеспечивать правительство указанных островов, ...властью на указанных островах будут облечены те лица и будут ее применять таким образом, как это укажет президент Соединенных Штатов; и президент будет иметь силу освободить назначенных ранее офицеров и заполнить вакан-сию, как сочтет нужным.
Существующие договора Гавайских островов с иностранными державами будут немедленно аннулированы, причем будут заменены такими договорами, которые могут существовать, или могут быть заключены в дальнейшем, между Соединенными Штатами и иностранными государствами. Муниципальное законодательство Гавайских островов не предписывает выполнение договоров так, чтобы погашать их, или быть непоследовательным по отнршению к этой совместной резолюции или Конституции Соединенных Штатов, или любым существующим договорам Соединенных Шта-тов; они останутся в силе до тех пор, пока Конгресс Соединенных Штатов не даст других указаний.
До тех пор пока будет установлено законодательство, распространяющее таможенные законы и правила Соединенных Штатов на Гавайские острова, существующие таможенные отношения Гавайских островов с Соединенными Штатами и другими странами останутся без изменения.
Государственный долг Республики Гавайев, существующий к моменту заключения этого совместного документа, включающий суммы вкладчиков в Гавайский банк, переходит в распоряжение правительства Соединенных Штатов, но обязательства Соединенных Штатов в этом случае не будут превышать 4-х миллионов долларов. В дальнейшем, однако, когда существующее правительство и настоящие коммерческие отношения установятся, как было отмечено выше, указанное правительство будет продолжать выплачивать долг.
Президент назначит 5 уполномоченных, по крайней мере 2 из которых будут резидентами Гавайских островов, которые так скоро, как это понадобится, рекомендуют конгрессу такое законодательство, относящееся к Гавайским островам, которое они будут считать необходимым и правильным...
1 Фактически прав доминиона Гавайи не получили.
2 Эта оговорка обеспечивала захват на Гавайях крупными компаниями, не предоставляя мелким земледельцам даже тех гарантий, которые давал им в США закон о гомстэдах.