Германией, Австро-Венгрией, Францией, Англией и Италией

(Лондон, 19/31 марта 1877 г.)

Протокол по балканским делам, подписанный Россией, Германией, Австро-Венгрией, Францией, Англией и Италией (Лондон, 19/31 марта 1877 г.)

Державы, предпринявшие сообща умиротворение Востока и способствовавшие в этих видах созванию конференции в Константинополе, признают, что самый верный способ к достижению предположенной ими цели состоит, прежде всего, в поддержании столь счастливо установившегося между ними согласия и в новом совместном утверждении принимаемого ими совокупного участия в улучшении судьбы христианского населения Турции и в реформах, имеющих быть введенными в Боснии, Герцеговине и Болгарии, и которые Порта приняла под условием самостоятельного их применения.

Державы принимают к сведению заключение мира с Сербией1.

Что касается Черногории, то державы считают желательным, в видах более прочного и долговременного умиротворения, чтобы границы ее были исправлены и допущено свободное плавание по Бояне.

В состоявшемся уже и еще имеющем состояться соглашении между Портой и обоими княжествами, державы видят шаг, сделанный на пути к умиротворению, составляющему предмет их общего желания.

Они приглашают Порту еще более упрочить это умиротворение возвращением войск в положение мирного времени, за исключением того их количества, которое необходимо для поддержания порядка, и приведением в исполнение, в возможно непродолжительном времени, реформ, необходимых для спокойствия и благосостояния тех провинций, участью коих была озабочена конференция. Державы признают, что Порта изъявила готовность привести в исполнение большую часть этих реформ. Они особенно принимают к должному сведению циркуляр Порты от 13 февраля 1876 г.2 и заявления, сделанные оттоманским правительством во время конференции и затем после нее, через посредство его представителей.

Ввиду таких благих намерений Порты и явной пользы для нее от немедленного приведения их в исполнение, державы полагают, что есть основание надеяться, что Порта воспользуется настоящим успокоением для того, чтобы энергически применить меры, долженствующие принести действительное улучшение в положении христианского населения, – улучшение, единодушно сознаваемое крайне необходимым для спокойствия Европы, и что Порта, вступив однажды на этот путь, поймет, что ее честь и польза требуют добросовестного и неуклонного по нем следования.

Державы намерены иметь бдительный надзор, посредством своих представителей в Константинополе и через местных агентов, за выполнением обещаний турецкого правительства.

Если бы державы еще раз ошиблись в своих ожиданиях и положение христианских подданных султана не было бы улучшено в такой мере, чтобы предотвратить возвращение тех усложнений, которые периодически нарушают спокойствие на Востоке, то они считают долгом заявить, что такое положение вещей было бы несогласно с интересами их и Европы вообще.

В таком случае они оставляют за собой право совместно рассудить о тех мерах, которые они признают наиболее действительными для обеспечения благосостояния христианского населения и выгод всеобщего мира.

Составлен в Лондоне 19/31 марта 1877 года.

ПОДПИСАЛИ:

Мюнстер [Германия]

Бейст [Австро-Венгрия]

Д'аркур [Франция]

Дерби [Великобритания]

Менабреа [Италия]

Шувалов [Россия]

К протоколу была присоединена следующая декларация российского посла в Лондоне – Шувалова от 19/31 марта 1877 года:

«Если мир с Черногорией будет заключен, если Порта примет советы кабинетов, выкажет готовность возвратиться к мирному положению и приступит на деле к выполнению реформ, упомянутых в протоколе, то пусть она пришлет в Санкт-Петербург особого уполномоченного для переговоров о разоружении, на которое, в таком случае, согласится также с своей стороны е. в. государь император. Разумеется, что если бы произошли новые избиения, подобные тем, которые обагрили кровью Болгарию, то меры к разоружению, по необходимости, будут остановлены»3.

1 Мир между Турцией и Сербией на основании status quo ante bellum был заключен 10 февраля 1877 г. Мирные переговоры с Черногорией не были закончены.

2 Имеется в виду заявление турецкого правительства от 1/13 февраля 1876 г. с выражением готовности принять требования, содержавшиеся в ноте гр. Андраши от 13 декабря 1875 г.

3 Порта отказалась присоединиться к Лондонскому протоколу. 12/24 апреля 1877 г. Россия объявила войну Турции.

Наши рекомендации