Рейхштадтское соглашение (26 июня (8 июля) 1876 г.)
Рейхштадтское соглашение – секретное соглашение между Россией и Австро-Венгрией по балканскому вопросу, заключенное 26 июня (8 июля) 1876 г. при встрече императора Александра II и министра иностранных дел князя А. М. Горчакова с императором Францем Иосифом и министром иностранных дел Д. Андраши в Рейхштадтском замке.
Соглашение не зафиксировано официальным документом. По поручению Горчакова и Андраши были сделаны лишь записи переговоров, причём русский и австрийский текст несколько отличаются друг от друга. Цель этих переговоров для русского правительства заключалась в том, чтобы наметить условия нейтралитета Австро-Венгрии в случае войны с Турцией. Австро-венгерское правительство назначило цену аннексии за нейтралитет в виде Хорватии и частично Боснии, Россия высказала желание получить часть отторгнутой в 1856 г. Бессарабии и Батум.
Согласно достигнутым договоренностям стороны обещали не вмешиваться в войну Сербии и Черногории против Турции и закрыть австрийские порты Клек и Каттаро, через которые стороны (в основном Турция) получали оружие и боеприпасы.
В случае победы Османской империи в войне стороны собирались добиваться восстановления довоенного статус-кво и проведения административной реформы в Боснии и Герцеговине. В случае же поражения турок согласно русскому тексту Сербия должна была получить Герцеговину и порт Спицца на Адриатическом море, Черногория – часть старой Сербии и Боснии, а Австро-Венгрии – турецкую Хорватию и пограничные районы Боснии. Согласно австрийской записи в случае поражения турок Сербия и Черногория получили бы лишь пограничные районы Боснии и Герцеговины, а большая их часть переходили бы под контроль Австро-Венгрии. При этом Россия возвращала бы себе Юго-Западную Бессарабию, отторгнутую у неё по Парижскому мирному договору 1856 г. и Батум.
В случае «полного разгрома» Турции предполагалось, согласно русской записи, образование независимых княжеств Болгарии и Румелии, а согласно австрийской – предоставление им и Албании автономии в составе Османской империи. Обе стороны соглашались на расширение Греции. Согласно русской версии она должна была получить Фессалию и Эпир, а согласно австрийской – Крит. Обе державы признавали возможным превращение Константинополя в «вольный город».
К Рейхштадтскому соглашению дипломаты возвращались в ходе русско-турецкой войны много раз, его неопределенность и разноречивость записей вызывали все новые споры.
Во время Константинопольской конференции и в связи с дальнейшим обострением положения на Балканах соглашение было дополнено Будапештской конвенцией.
Совершенно секретно
Рейхштадт, 26-го июля 1876 г.
Было признано, что не следует провозглашать принципа полного невмешательства для того, чтобы не связывать себе заранее рук ввиду возможности некоторых случайностей.
Мы настаивали на закрытии порта Клек1, без чего невмешательство было бы неискренним и недействительным.
Со своей стороны мы не могли бы считать себя там связанными, а в таком случае Англия его не соблюдала бы. Граф Андраши прибавил к нему закрытие Каттаро2, которого требовали англичане для того, чтобы придать этой мере характер беспристрастия. Венский кабинет, однако, предвидит невозможность воспрепятствовать оказанию помощи христианам частным образом в виде горячих симпатий далматских народностей.
Венский кабинет смотрит на эту компенсацию как на существенное условие, без которого он не мог бы допустить увеличения соседних славянских княжеств.
Если бы русское правительство нашло это возможным и полезным, ему было бы предоставлено аннексировать Батум.
Было решено:
1. Касательно настоящего момента:
Державы будут в настоящий момент придерживаться принципа невмешательства, сохраняя за собой право сговориться впоследствии, если того потребуют обстоятельства.
Порты Клек и Каттаро будут закрыты для обоих сторон.
Ни в каком случае не будет оказано помощи туркам против христиан.
2. Касательно будущего:
А. В случае успеха турок, если они будут предаваться чрезмерным насилиям над христианами, державы должны будут сговориться и остановить их.
Они потребуют восстановления status quo ante в Сербии, считая в том числе и уничтожение турецких крепостей включительно.
Что касается Боснии и Герцеговины, державы будут настаивать в Константинополе на том, чтобы они получили устройство, основанное на программе, изложенной в депеше от 30-го декабря 3 и берлинской записке, или, по меньшей мере, согласно положению о Крите 4.
Б. Если победят христиане:
Державы будут действовать согласно в вопросе об урегулировании последствий войны.
Они не окажут содействия образованию большого славянского государства, но Черногория и Сербия будут иметь возможность аннексировать: первая – Герцеговину и порт на Адриатическом море, вторая – некоторые части старой Сербии и Боснии.
Венский кабинет смотрит на эту компенсацию как на существенное условие, без которого он не мог бы допустить увеличения соседних славянских княжеств.
Если бы русское правительство нашло это возможным и полезным, ему было бы предоставлено аннексировать Батум.
Но в таком случае Австрия будет иметь право аннексировать турецкую Кроацию и некоторые пограничные с ней части Боснии согласно плану, который будет установлен впоследствии.
Со своей стороны Россия имела бы в таком случае право вернуть себе часть Бессарабии, уступленную согласно трактату 1856 г.5.
Если бы, наконец, последствием успеха христиан явилось полное крушение Оттоманской империи в Европе, Болгария и Румелия могли бы образовать независимые княжества в их естественных границах. Эпир и Фессалия могли бы присоединиться к Греции.
Константинополь мог бы стать вольным городом.
1 Бухта и порт на далматинском берегу Адриатического моря.
2 Бухта и укрепленный город того же имени на далматинском побережье Адриатического моря, до 1918 г. принадлежавший Австрии.
3 Имеется в виду депеша австрийского .министра иностранных дел г. Андраши австрийскому послу в Париже гр. Апоони, уведомляющая о решении Австрии, Германии и России предпринять совместные шаги в Константинополе по вопросу о реформах в христианских провинциях Европейской Турции.
4 Органический статут от 10 января 1868 г., предоставляющий частичные
льготы христианскому населению острова. 220
5 По Парижскому трактату Россия уступила Турции дельту Дуная и юго-западную часть Бессарабии (Измаильский уезд).