Из Аккерманской конвенции 1826 г.
Аккерманская конвенция 1826 г. между Россией и Турцией была подписана в подтверждение Бухарестского мирного договора, заключенного между ними в 1812 г. Соглашение было подписано 25 сентября (7 октября) 1826 г. в Аккермане (совр. Белгород-Днестровский). Уполномоченные: со стороны России – М.С. Воронцов и А.И. Рибопьер, со стороны Турции – Мехмед Хади-эфенди и Ибрахим-эфенди.
5 (17) марта 1826 г. Николай I подписал ультимативную ноту (вручена турецкому правительству 29 марта [5 апреля] 1826 г., предлагавшую Турции выполнить условия Бухарестского мирного договора 1812 г. относительно Сербии, вывести войска из Молдавии и Валахии и выделить уполномоченных для заключения нового соглашения. 22 апреля [5 мая] 1826 г. турецкое правительство сообщило о принятии требований России и начале переговоров.
Аккерманская конвенция в основном подтверждала условия Бухарестского мирного договора 1812 г. Турция признавала границу по Дунаю и переход к России Сухума и др. населенных пунктов на побережье Черного моря. Турция обязалась в течение полутора лет выплатить по всем исковым требованиям русских подданных, предоставить русским подданным право беспрепятственной торговли на всей территории Турции, а русским торговым судам – право свободного плавания в турецких водах и по Дунаю. Гарантировалась автономия Дунайских княжеств и Сербии, господари Молдавии и Валахии должны были назначаться из местных бояр и не могли быть отстранены без согласия России.
Аккерманская конвенция явилась крупным успехом русской дипломатии. В то же время в Османской империи её заключение рассматривалось как временная уступка, вызванная военной слабостью Турции. 8 (20) декабря 1827 г. султан Махмуд II объявил об аннулировании Аккерманской конвенции, что послужило одним из поводов к русско-турецкой войне 1828-1829 гг. После окончания войны, основные положения Аккерманской конвенции в расширенном виде вошли в Адрианопольский мирный договор 1829 г.
Ст. I. Все условия и постановления мирного договора, заключенного в Бухаресте в 16 день мая 1812 г. (в 17 день луны Джемазиюль-Эвель, лета Эгиры1 1227), подтверждаются настоящей конвенцией во всем их пространстве и будут иметь такую же силу, как если бы Договор Бухарестский был от слова до слова в оную внесен...
Ст. V. Блистательная Оттоманская Порта, желая дать императорскому Российскому двору новое сильное доказательство своего дружественного расположения и тщательного радения о точном соблюдении условий договора Бухарестского, приведет немедленно в исполнение все постановления, означенные в VIII статье оного договора касательно народа…, который, будучи издревле подданным Блистательной Порты и платя ей дань, имеет во всяком случае полное право на ее милость и великодушие. Блистательная Порта постановит вместе с депутатами народа сербского меры, которые будут признаны удобнейшими для утверждения и обеспечения за оным всех обещанных ему постановлениями трактата выгод, и сии выгоды будут для сербского народа как справедливою наградою за доказанную им на опыте верность к империи Оттоманской, так и надежнейшим залогом в продолжении оной. Высокие договаривающиеся стороны признают, как то изъяснено в Отдельном к сему прилагаемом акте, обоюдными полномочными заключенном, что для надлежащих по сему исследований и соображений необходимо назначить осьмнадцатимесячный срок, и потому определяется, что постановления о вышеупоминаемых мерах будут с согласия сербской депутации в Константинополе составлены и со всеми нужными подробностями внесены в высочайший фирман2, который долженствует быть утвержден гатти-шерифом3 и приведен в исполнение в кратчайшее по возможности время, во всяком же случае не позднее как в течение вышеположенного осьмнадцатимесячного срока. Сей фирман должен быть сообщен Российскому императорскому двору, и тогда оный будет признан неотдельною частью настоящей конвенции.
Отдельный акт4
...Порта, руководствуясь единственно намерением свято исполнить постановления VIII статьи договора Бухарестского, пред сим уже дозволила сербским в Константинополе депутатам представить себе требования народа их о всем наиболее нужном для утверждения его безопасности и благосостояния, и вследствие сего оные депутаты изъявили в прошении своем некоторые из желаний народа сербского касательно свободы богослужения, выбора начальников своих, независимости внутреннего управления, возвращения отторгнутых от Сербии округов5, соединения разных податей в одну, предоставления сербам управлять имениями, принадлежащими мусульманам, с условием доставлять доходы вместе с данью, свободы торговли, дозволения сербским купцам путешествовать по областям оттоманским с их собственными паспортами, учреждения больниц, училищ, типографий и, наконец, запрещения мусульманам, кроме принадлежащих к гарнизонам6, поселяться в Сербии. Но в то время как занимались исследованием для постановления всего означенного, некоторые непредвиденные препятствия принудили отложить сие дело.
Блистательная Порта, имея однако ж и ныне твердое на-мерение даровать народу сербскому выгоды, обещанные оному VIII статьею договора Бухарестского, приступит вместе с сербскими депутатами к распоряжениям как вследствие вышеупомянутых требований сего верноподданного народа, так равно и по всем другим, которые могут быть ей представлены от сербской депутации и не будут противны обязанностям подданных Оттоманской империи.
...Порта уведомит Российский императорский двор о том, что будет сделано в исполнение VIII статьи Бухарестского договора, и сообщит оному фирман, утвержденный гатти-шерифом, коим вышеупоминаемые выгоды будут дарованы.
1 Т.е. хиджры, мусульманского летосчисления.
2 Фирман – указ султана.
3 Гатти-шериф (правильнее – хатт-и-шериф) – манифест, рескрипт с личной подписью султана.
4 Приложение к ст. V Аккерманской конвенции.
5 Имеются в виду Краинский, Подринский, Гургусовацкий, Парачинский, Крушевацкий и Старовлашский округа.
6 Т. е. турецким гарнизонам в сербских крепостях.