Будущее и прошлое время в предложениях с глаголами отождествления и существования.
Хотя в пункте 6 урока 11 и было сказано, что глаголы отождествления и существования, сами по себе не могут показать когда происходили описываемые ими события, в некоторых случаях конкретизировать время все-таки необходимо. Тогда в тибетском используются глаголы \-(досл. “делать(-ся)”) для замены глаголов отождествления и ÜD-(досл. “возникать”) для замены глаголов существования, которые, будучи нормальными пассивными глаголами действия, в разных временах выглядят по-разному:
wãL-Z-D-Ô-YãZ-M-XÔL# Раньше я был небуддистом.
D-Ô-YãZ-M- \-M-XÔL# Я был небуддистом.
PÔ-RD-P-\D\-\- \-CÔ-YàK# Все люди будут Буддами.
bà\-Z-D-Z-YD-CÔ-Ô-XãK# Потом у меня будет своя собака.
D-Z-YD-CÔ-Ô- ÜD-CÔ-XÔL# У меня будет своя собака.
Bã-Z-E-ZC-PD-Mã- ÜD-P-\ãD-# У него не было много вещей.
?3. Упражнения
а) Отработайте чтение на какой-нибудь тибетской книге.
б) Прочитайте и переведите следующие предложения:
\D\-\-KD- D-F×O-\àP\-KMW-CEÔC-M-P-YàK-M\# ZC\-P-YàK# D-F×O-\àP\-KMW-CÔ\-PÔ-CUL-KC-CÔ-uãY-Z-O\P-ã-PD-Mã-OID-CÔ-WKÜC XÔL-L-XD-\D\-\-CÔ\-O\P-ã-OID-CÔ-PÔ-WKÜC BãD-YD-CÔ\-PÔ-CUL-KC-CÔ-KãL-Z-Z\-A- \-CÔ-WKÜC Z\-A-WKÔ-C-Yà-YàK# WBãY-OWÔ-LD-Z-Fã\-CZ-Fà-[ã\-YàK# \D\-\-CÔ\-CZ-Fà-[ã\-WKÔWÔ-uãY-Z-PÔ-Z-uK-F-O[K-\ãD-# uK-C-YàWÔ-JãC-Z-O[K-\ãD-# PÔ-Yà-Yà-Z-YD-CÔ-uK-CÔ-JãC-Z-O[K-\ãD-#
в) Переведите на тибетский:
Быстро ли ты выучил тибетский язык? Я учил тибетский два месяца. Однако сейчас ты (уже) очень хорошо разговариваешь по-тибетски. Я ездил в Лхасу. Там было очень много тибетцев и мало западных людей. В этом городе у меня был очень хороший учитель. (А) какую еду ты в это время ел? В Лхасе я вместе с тибетцами ел мясо и рис. (А) поедешь ли ты в Бутан. Я много об этом думал, но до сих пор (сейчас) этого не случилось. У моего учителя там было два дома. Однако сейчас - (уже) три. Может быть позже я поеду к нему. Для этого я сейчас много работаю.
64. Проверьте свои знания.
а) Что означают вспомогательные глаголы CID-и O-сами по себе?
б) В какое место в конструкции со вспомогательным глаголом ставится характеристика действия?
в) Как сказать “Я был животным.” не прибегая к помощи слова “раньше”?
!5. Что учить наизусть
а) Вспомогательные глаголы.
в) Как образуются конструкции отождествления и существования, в явном виде указывающие на время описуемого события.
б) Словарь, причем у глаголов учить только формы прошедшего времени. Остальные - для героев.
$ 6. Словарь
uK- язык B-ZC- еда
B-ZC-V- есть (без указания конкретной пищи) CEÔC-M- одинаковый
Z\-A- \- работать O\P-ã-OID- думать
vãP-O- приучивать, медитировать ãO-¢ãD- \- учиться, изучать
прошедшее время | настоящее время | будущее время | повелительное наклонение | активный/ /пассивный | |
разговаривать рассказывать | (uK-F-)O[K- | (uK-F-)OFK- | (uK-F-)O[K- | (uK-F-)[ãK- | А |
посылать, направлять | OID- | CIãD- | CID- | JãD- | А |
бросать, ударять | OO\- | O- | OO- | ãO- | А |
делать | \- | àK- | - | ã\- | А |
приходить | XãD- | XãD- | XãD- | П | |
возникать, происходить, случаться | ÜD- | W ÜD- | W ÜD- | П |
---------------"----------разрыв фрагментов----------"---------------
Урок 16
& 1. Конструкции условия: “ЕСЛИ (БЫ) ... , ТО ...”
Конструкция “Если (бы) А, то Б” в тибетском образуется при помощи частицы L-: А L-Б.
В обороте А таких сложноподчиненных конструкций глагольное окончание отсутствует вообще, и если там есть отрицание, то непосредственно перед глагольной основой ставится частица P-.
(ÜC-Mã-XÔL-)L-(Z\-A- \-KCã\-CÔ-PÔ-WKÜC)# Если богат, то нет необходимости работать.
(ÜC-Mã-P-XÔL-)L-(Z\-A- \-KCã\-CÔ-WKÜC)# Если не богат, то надо работать.
Время действия обычно указывается при помощи глагольного окончания оборота Б, который сам по себе является полноценным предложением. Причем прошлое время в таких конструкциях несет оттенок сослогательности (“БЫ”):
(KàO-PàK-)L-(ãO-¢ãD- \-JØO-CÔ-PÔ-WKÜC) Если нет книг, невозможно учиться.
(KàO-PàK-)L-(ãO-¢ãD- \-JØO-P-\ãD-)# Если бы не было книг, невозможно было бы учиться.
(KàO-PàK-)L-(ãO-¢ãD- \-JØO-CÔ-P-YàK)# Если не будет книг, невозможно будет учиться.
(HÔ-P-[Y-)L-(Bã-XãD-CÔ-YàK)# Если солнце взойдет, то он прийдет.
(HÔ-P-P-[Y-)L-(Bã-XãD-CÔ-P-YàK)# Если солнце не взойдет, то он не прийдет.
(HÔ-P-[Y-)L-(Bã-XãD-M-YàK)# Если бы солнце взошло, то он бы пришел.
(HÔ-P-P-[Y-)L-(Bã-XãD-M-P-YàK)# Если бы солнце не взошло, то он бы не пришел.
(vãP-O-RY-)L-(B-ZC-V-FãC-CÔ-XãK-YàK)# Если уже помедитировал, то можно поесть.
(vãP-O-P-RY-)L-(B-ZC-V-FãC-CÔ-XãK-P-YàK)# Если ещё не помедитировал, то есть нельзя.
(àK-YD-Wã-)L-(Bã-àK-CÔ-PHP-KÜ-Wã-CÔ-WKÜC) Если ты движешься, то он движется вместе с тобой.
(YD-CÔ-uãY-Z-O\P-ã-PD-Mã-OID-)L-( D-F×O-JãO-CÔ-P-YàK)# Если будешь много думать о себе, просветления не обретешь.
(B-ZC-V-WKãK-)L-(DWÔ-LD[6]-Z-XãD-YãC\-CLD-)# Если хочешь есть, приходи пожалуйста ко мне домой.
(àK-CÔ\-¹-RD-Z-ãO-¢ãD- \-)L-(PB\-M-FC\-\ãD-)# Если бы ты учился в дацане, сейчас бы уже стал знатоком.