Часть ii. глава xiv. переход от счета
ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПО ЖЕНСКОЙ ЛИНИИ
К СЧЕТУ ПО МУЖСКОЙ
1)Счет происхождения по женской линии: родоначальница и ее дети (сыновья и дочери), дети ее дочерей и ее дальнейших женских потомков по женской линии. (Дети ее сыновей и ее дальнейших мужских потомков по мужской линии исключались.) Таков состав архаического рода.
2) Счет происхождения по мужской линии: род состоял из предполагаемого родоначальника и его детей, вместе с детьми его сыновей и дальнейших мужских потомков по мужской линии.
При переходе от 1) к 2) все наличные члены рода остались его членами, но в дальнейшем должны были оставаться в нем и носить родовое имя только дети, отцы которых принадлежали к роду, тогда как дети его членов женского пола должны были быть исключены. Этим не уничтожались и не изменялись существующие родственные отношения между членами рода, но отныне в роде должны были оставаться те дети, которые раньше исключались, и исключаться те, которые раньше оставались.
Пока происхождение считалось по женской линии: 1) брак внутри рода был запрещен, вследствие чегодети не принадлежали к роду того, кто
КОНСПЕКТ КНИГИ ЛЬЮИСА Г. МОРГАНА «ДРЕВНЕЕ ОБЩЕСТВО» 365
считался их отцом; 2) имущество и должность вождя наследовались в роде, благодаря чему дети не могли наследовать имущество или должность того, кто считался их отцом. — Когда условия жизни изменились (особенно вследствие развития индивидуальной собственности и моногамной семьи) настолько, что эти исключения стали казаться «несправедливыми», совершился переход от счета происхождения по женской линии к счету по мужской. [Частная собственность на стада овец и крупного рогатого скота; затем земледелие привело к частной собственности на дома и земельные участки.] После того как собственность достигла больших размеров и приняла постоянный характер, а все большая часть ее стала переходить в частное владение, счет происхождения по женской линии [из-за права наследования] неизбежно должеп был быть уничтожен. С переходом к счету происхождения по мужской линии наследство сохранялось в роде, как и раньше, но дети были переведены в род их отца и поставлены во главе агнатов.
Весьма вероятно, что после перехода к счету происхождения по мужской линии или еще раньше названия животных для обозначения родов перестали употребляться и были заменены личными именами. После этого предок, давший имя роду, стал время от времени меняться.
Наиболее знаменитые греческие роды изменили свои имена; они сохранили имя матери своего родоначальника, а его рождение приписывали ее связи с каким-нибудь богом. Так, Эвмолп, предок-эпоним аттических эвмолпидов, считался сыном Нептуна и Хионы.
Геродот (440 г. до н. э.) говорит о ликийцах (после того как он сообщил, что они происходили с Крита и переселились в Ликию под водительством Сарпедона), что «их обычаи частью критские, частью карийские». «У ли-кийцев есть странный обычай, которым они отличаются от всех других народов мира. Спроси ликийца, кто он, и в ответ он назовет свое собственное имя, имя своей матери и т. д. по женской линии. Более того, если свободнорожденная выйдет замуж за раба, то ее дети будут свободными гражданами; если же свободный мужчина женится на чужестранке или станет жить с наложницей, то, будь он даже первым лицом в государстве, его дети утратят все гражданские права».
Сравни. Если сенека-ирокез женится на женщине из чужого племени, то его дети считаются чужими; если же сенека-ирокезка выходит замуж за мужчину из чужого племени или за мужчину из ирокезского племени онондага, то ее дети считаются ирокезами племени сенека и принадлежат к роду и фратрии своей матери. Женщина передает свою национальность и свой род своим детям, кто бы ни был их отец.
Из этого места у Геродота следует, что ликийцы были организованы в роды (архаической формы) со счетом родства по женской линии.
Аборигены Крита (Кандии) были пеласгическими, семитическими и эллинскими племенами, которые жили отдельно. Минос, брат Сарпедона, считается главой пеласгов на Крите; ликийцы во времена Геродота были уже совсем эллинизированы и выделялись по своему развитию среди азиатских греков. Изолированное положение их предков на острове Крите до их переселения в Ликию в легендарный период может служить объяснением того, что они сохранили счет происхождения по женской линии до столь позднего времени.
«Этруски [по Крамеру: «Description of ancient Italy» (он, со своей стороны, цитирует Ланци)], как мы видели из их памятников, допускали своих жен на свои празднества и пиршества; они неизменно обозначали свое происхождение и фамилию, ссылаясь на мать, а не на отца. Эти же два обычая отметил Геродот у ликийцев и кавнийцев Малой Азии»,
13*
К. МАРКС
Курциус («История Грецию), говоря осчете происхождения по женской линии у ликийцев, этрусков и критян, указывает: это Коренится в первобытном состоянии общества, когда моногамия утвердилась еще не настолько прочно, чтобы сделать достоверным происхождение с отцовской стороны. Поэтому-то данный обычай распространен далеко за пределами территории ликийцев; он встречается еще ныне в Индии, существовал у древних египтян, упоминается у Санхониатона (стр. 16, издание Орелли), имел место у этрусков и критян, которые называли свое отечество тате-ринством»
[до сих пор еще говорят: материнский язык, отечество; язык все еще принадлежит матери].
Приведенное место у Геродота указывает лишь на то, что обычай счета происхождения по женской линии сохранился у ликийцев дольше, чем у всех родственных грекам народов... Когда жизнь стала более организованной, он был оставлен, и в Греции стал всеобщим обычай называть детей по отцу. Ср. Бахофен. «Das Mutterrecht», Штутгарт, 1861 г.
Бахофен («Das Mutterrecht») собрал и исследовал доказательства существования материнского права и господства женщин у ликийцев, критян, афинян, лемносцев, египтян, орхомеян, локров, лесбосцев и у восточноазиат-ских народов. Но это предполагает существование рода в его архаической форме, что дает преобладание в домохозяйстве рода матери. Семья, которая, вероятно, достигла уже синдиасмической формы, была еще окружена остатками брачной системы, восходящей к более раннему состоянию. Такая семья — брачная пара и ее дети — жила вместе с родственными семьями в одном общем домохозяйстве, в котором отдельные матери со своими детьми принадлежали к одному и тому же роду, а те, которые считались отцами этих детей, — к другим родам. Общее землевладение и коллективная обработка земли должны были привести к общим домам и ведению хозяйства на коммунистических началах; господство женщин предполагает существование счета происхождения по женской линии. Женщины прочно укрепились в больших домохозяйствах, с общими запасами, где их собственный род занимал преобладающее по своей численности положение. — Спереходом к счету происхожденияпо мужской линии в связи с возникновением моногамной семьи общий дом был уничтожен и при чисто родовом строе жена и мать былапереведена в индивидуальный дом иразлучена с ее сородичами.
Бахофен говорит о критском городе Ликтосе: этот город считался лакедемонской колонией, а также родственным афинянам; и то и другое было только с материнской стороны, так как только матери были спартанками. Афинское же родство восходит к тем афинянкам, которых будто бы похитили тирренские пеласги с мыса Браурон. — При счете происхождения по мужской линии, метко замечает Морган, женская родословная не принималась бы во внимание; напротив, при счете по женской линии колонисты могли вести свое происхождение только через женщин.
Моногамия у греков возникла, вероятно, не ранее высшей ступени варварства.
Насколько прагматически, как истинно немецкий педант-ученый, подходит к этому вопросу даже Бахофен, видно из следующего места:
«Действительно., до Некропса дети имели только мать ине имели Отца; они вели свое происхождение по одной лишь линии. Не находясь