Критический разбор книги прудона «общая идея революции» 153
Анархия экономических сил. Тенденция общества к обнищанию»
«Экономическими силами я называю некоторые начала деятельности, а именно: разделение труда, конкуренцию, коллективную силу, обмен, кредит, собственность, которые по отношению к труду и богатству составляют то же, что различие в классах, представительная система, наследственная монархия, централизация управления
(недурное сопоставление!)
по отношению к государству. Если эти силы поддерживаются в равновесии и подчиняются законам, присущим им одним и никоим образом но зависящим от человеческого произвола, то труд можно считать организованным и всеобщее благополучие обеспеченным. Если же, напротив, эти силы лишены направления и противовеса
(против чего??),
тогда труд находится в состоянии полной анархии и тогда к полезному результату воздействия экономических сил примешивается равпая доля вредного воздействия; дефицит уравновешивает доход; общество, как средоточие, агент или субъект производства, обращения и потребления, оказывается в состоянии нарастающего недуга» (стр. 42—43).
До сих пор известны лишь две формы социального бытия *: «политическая форма и экономическая форма, между которыми вдобавок существуют антипатия и коренные противоречия».
«Анархия экономических сил, борьба, которую они ведут против гувернаментальной системы, этого единственного препятствия к их организации,— вот в чем истинная, глубокая причина недуга, который подтачивает французское общество».
(Таким образом, Прудон, как истый француз, смешивает французское бюрократическое правительство с нормальным состоянием буржуазии, управляющей как собой, так и пролетариатом) (стр. 43).
Примеры: 1) «Разделение труда». — Основной принцип современной промышленности и одновременно главная причина отупения рабочих и падения заработной платы. В Англии, например, вследствие разделения труда и введения машин число рабочих на одном и том же предприятии сократилось до V2, Vs и даже Ve прежнего состава, «а затем наблюдалось падение заработков в такой же пропорции, в среднем с 3 франков до 50 и 30 сантимов» [в день] (I!) (стр. 46).
Если не считать этих великолепных сведений (стр. 46), весьма плоско и ординарно.
2) Конкуренция. — «Она-то и является законом рынка, приправой к обмену, солью труда».
(Beautiful! **)
• У Прудона: «l'ordre dans une société» («порядка в обществе») (р, 43), Ред, •* — Восхитительно! Ред,
Ф. ЭНГЕЛЬС
«Но конкуренция, лишенная законных форм (!), высшего и регулирующего разумного начала, в свою очередь извращается». Рабочие отстранены от участия в конкуренции, за исключением конкуренции между собой, ведущей к снижению заработной платы. Конкуренция превратилась в монополию и создала новую аристократию.»
Весьма плоско.
«Недавно, когда префект полиции
(комплимент по адресу Карлье),
идя навстречу общему пожеланию, разрешил вольную продажу мяса а03, стало очевидным, насколько свободная конкуренция может способствовать благосостоянию народа и до какой степени в нашем обществе эта гарантия * еще является иллюзорной» (стр. 48).
О обыватель! Буржуазные мероприятия г-на Карлье являются социалистическими! Free trade ** — социалистична потому, что ее не существует во Франции!
Далее, кредит. Монополия французского банка. Эта монополия, по мнению Прудона, повинна в том, что «собственность обременена постепенно увеличивающимся ипотечным долгом на сумму 12 миллиардов, а государство — на сумму 6 миллиардов»; в том, что проценты и прочие связанные с этим долгом издержки достигают 1 200 миллионов в год
(все еще лишь 6а/3%)
и что, сверх того, от 700 до 800 миллионов подлежат ежегодной уплате по векселям, «за авансируемые фонды, за отсрочку платежей, в виде ко-мандитных акций, дивидендов, негарантированных облигаций, компенсаций за судебные издержки и т. д.»; она повинна в том, что квартирная плата и земельная рента вследствие всего этого возросли свыше всякой меры и что из 10 миллиардов годовой продукции 6 миллиардов идут на паразитическое потребление 204 (стр. 51—52).
Дальнейшие примеры или цитаты предназначены для доказательства того, что положение народа постоянно ухудшается, а доход его постоянно уменьшается в арифметической прогрессии, подобно той, которую выводит Мальтус, а именно:
65 сантимов, 60, 55... 15, 10, 5, 0, —5, —10, —15 (стр. 52).
После чего наступит якобы такое время, когда рабочий не только не будет получать определенного количества сантимов за свой дневной труд, но и сам должен будет еще платить впридачу 5, 10, 15 сантимов! А как же закон заработной платы! А конкуренция!!
Следуют примеры, которые должны показать, что положение народа со времени революции постоянно ухудшается.
* Несколькими строками выше у Прудона сказано: «конкуренция должна служить... гарантией чистосердечности в торговле», Ред, ** — Свободная торговля. Ред,