III. ВОСТОЧНАЯ ИМПЕРИЯ В VI — VIII вв.
Восточная империя к началу VI века. После разделения Римской империи в395 году Восточная империя со столицею в Константинополе переживала в V веке тяжелые и смутные времена.
С варварами приходилось бороться и внутри государства, и на его границах. В течение некоторого времени готы, а позднее исавры (дикое племя на юго-востоке Малой Азии) пользовались большим влиянием в империи и занимали все главные места в войске; один из исавров — Зенон, даже сделался императором во второй половине V века. На севере, на Балканском полуострове, особенно с конца V века, участились опустошительные нападения болгар, гуннов и славян, для защиты от которых император Анастасий I в начале VI века построил так называемую "Длинную Стену", которая простиралась от Мраморного моря до Черного и должна была охранять столицу. На востоке персидская держава Сассанидов' была главным и опасным противником Византии, и война с персами, например, в начале VI века при Анастасии I, была очень тяжела для империи.
Особенно же волновали Восточную империю в V веке религиозные вопросы, для разрешения которых было созвано дваВселенских Собора, третий и четвертый. Третий Вселенский Собор, созванный императором в431 году в малоазиатском городе Эфесе, разобрал и осудил ересь константинопольского архиепископа Нестория, который учил, что в Иисусе Христе человеческая природа, как до соединения, так и после соединения с природою Божественною, была полная и самостоятельная. Сторонники учения Нестория стали называться несторианами. Четвертый же Вселенский Собор451 года, собравшийся в г. Халкидоне на малоазиатском берегу против Констан-
'Сасаниды — иранская династия, правившая Новоперсидским царством после свержения парфянской династии Аршакидов (227 г. н, э.) до вторжения в страну арабов в 30—40-х годах VII в.
тинополя, разобрал и осудил ересь константинопольского архимандрита Ε в т и χ и я, который утверждал, что в Иисусе Христе есть только одна Божественная природа, поглотившая совершенно природу человеческую. Халкидонский Собор признал правильным взгляд о "неслитном неизменном нераздельном неразлучном" соединении двух естеств в Иисусе Христе. Этот взгляд и стал одним из необходимых устоев православной веры. Сторонники же одного естества в Иисусе Христе стали называться монофиситами (от греческих слов — одна и природа).
Таким образом к началу VI века Восточная империя в своей внешней политике должна была обращать главное внимание на отношения к персидской державе Сассанидов на востоке и на отражение на Балканском полуострове нападений северных варваров, среди которых в VI веке самое заметное место будут занимать славяне; во внутренней же жизни империи к началу VI века главную роль играл религиозный вопрос, особенно монофиситский, так как области по юго-восточному побережью Средиземного моря, Сирия, Палестина и Египет, исповедовали почти сплошь учение монофиситов, а вместе с тем по своему торговому и военному значению являлись для империи особенно важными.
Юстиниан Великий. Попытка восстановления единства империи. В VI веке в Византии правил знаменитый император Юстиниан Великий (527—565). Его дядя Юстин и он сам происходили из крестьян Иллирии (современной верхней Македонии). Ю с тин с племянником пришел искать счастья в столицу, попал в императорскую гвардию и стал выдаваться военными способностями. Совершенно неожиданно Юстин был сделан императором и после своей смерти оставил престол своему племяннику Юстиниану.
Юстиниан в свое царствование обращал внимание на все стороны государственной жизни. Вокруг него собрались способные и умные люди; например, его супруга Феодора, помогавшая Юстиниану не раз в трудные минуты его жизни; полководцы Велизарий и Нарзес, юрист Трибониан.
Вскоре после вступления на престол Юстиниану пришлось пережить большое народное восстание. Еще с первых времен существования римского государства народ увлекался цирковыми состязаниями. Два рода зрелищ давали цирки толпе: борьбу сильных людей между собою (атлетов, гладиаторов) и бега на колесницах. Борьба гладиаторов часто кончалась смертью слабейшего; иногда побежденного отдавали на растерзание диким зверям. Восторжествовавшее в империи христианство не могло мириться с подобною жестокостью и настояло перед императорами на запрещении гладиаторских состязаний. С этих пор народ собирался громадными толпами в цирке, чтобы смотреть на состязание в беге колесниц. Народ делился на партии, из которых каждая стояла за выбранного ею возницу. Особенно известны были в VI веке партии зеленых и голубых; первые стояли за монофиситов, вторые — за православных. Иногда толпа в цирке (по-гречески — ипподром) выражала свое неудовольствие по поводу того или другого вопроса в государственной жизни и производила смуту.
При Юстиниане в 532 году толпа в цирке особенно заволновалась из-за несправедливости одного чиновника, так что Юстиниан не мог ее успокоить. Народ, выйдя на улицу, поднял восстание, начал поджигать лучшие здания и церкви. От крика мятежников "Ника" (побеждай!) и самый мятеж часто называется восстаниемНика. Упавший духом Юстиниан хотел уже бежать из столицы, но его удержала Феодора. Усмирение восстания было поручено Велизарию, которому удалось загнать бушующую толпу в цирк и там перебить более 30 000 человек. Бунт был подавлен, и Юстиниан с этого времени еще более укрепил свою неограниченную власть.
Юстиниан считал себя преемником римских цезарей и поэтому хотел присоединить к своему государству все те страны, которые прежде принадлежали Римской империи. Эти страны лежали в Западной Европе и Северной Африке, где, как мы видели выше, были основаны варварские германские государства. Юстиниан решил пойти на них войною не только из простого желания завоевать их, но имея намерение возвратить себе то, что ему должно было принадлежать как наследнику римских императоров и что было от него незаконно отнято.
Он велвойны с вандалами в северной Африке, с о с т γ о там и в Италии и с вестготами в Испании. Для этих трудных войн надо было очень много войска и денег, отчего страна страдала. Войны кончились удачно благодаря талантам полководцев Велизария и Нарзеса. Юстиниан покорил остготское королевство, вандальское королевство и юго-восточный угол Пиренейского полуострова, где находилось вестготское королевство, отстоявшее, таким образом, большую часть своей территории. Эта попытка Юстиниана восстановить единство империи в ее прежних размерах вполне не удалась: во-первых, не все западные области, входившие в состав Римской империи, были отвоеваны, например Галлия; во-вторых, и завоеванные области было очень трудно удержать, так как для этого у Юстиниана не хватало ни войска, ни средств. Не надо также забывать, что у Византии в VI веке были и другие враги, которые временами подвергали империю большой опасности. На Балканском полуострове на северную границу империи нападали гунны и особенно славяне. Но самым опасным врагом для Византии являлась сильная ново-персидская держава Сассанидов на Востоке.
Отношения к державе Сассанидов. Еще в двадцатых годах III века по Р. X. на месте раздираемого внутренними смутами парфянского царства, лежавшего на юге от Каспийского моря и по верховьям Тигра и Евфрата, образовалось ново-персидское царство с династией Сассанидов. Поход против нового опасного соседа, предпринятый римским императором Александром Севером, несмотря на некоторую удачу, не ослабил Сассанидов2. С этих пор империя и персидское царство являлись двумя врагами, у которых из-за пограничных областей почти всегда была причина для столкновений.
В пределах ново-персидской державы уже в первые века стало распространяться христианство. Когда персидские цари стали стремиться к восстановлению своей древней религии Зороастра, то между ними и христианами происходили недоразумения; но все-таки положение христиан в Персии было сносно. Гонение на них началось в IV веке со времени признания христианства в Римской империи Константином Великим. Тогда персидское правительство стало видеть в христианах изменников, могущих передаться на сторону империи. IV век в Персии насчитывает очень много мучеников. Иное положение заняли в Персии христиане в V веке, когда после осуждения на третьем Вселенском Соборе несториане, чтобы избегнуть преследования, толпами устремились в персидские владения. Персидский царь охотно их принимал и оказывал покровительство, так как в них видел врагов империи, которыми при случае он мог воспользоваться. В самом начале VI века возгорелась изнурительная война между Византией и Персией, после которой византийский император Анастасий I построил на границе сильную крепость.
Современником Юстиниана Великого в Персии былХосрой3 Ануширван, т. е. Справедливый, один из самых выдающихся государей; во внутреннем управлении Персией он поправил финансы, строил мосты, проводил каналы и т. д.; в отношении всех христиан был терпим. Чтобы развязать себе руки для борьбы с западом, Юстиниан должен был заключить с Хосроем унизительный "вечный" мир на условии ежегодной уплаты последнему большой суммы денег. Но известия о победах Юстиниана над германцами дошли до Хосроя, и он, воспользовавшись тем, что
' В Парфянской монархии правили Аршакиды, в Ново-персидской — Сасаниды.
2 Поход 231—232 гг. окончился неудачно: римляне очистили Армению и с большими потерями отошли в Сирию.
'Хосров I — царь Персии (Ирана) в 531—579 гг.
Юстиниан со своею свитою; направо духовные лица; налево у воинов на щите монограмма Христа. Мозаика в Равенне
на восточной границе у императора было мало войска, нарушил "вечный" мир и пошел войною на Византию. Снова Юстиниан должен был откупаться от Хосроя и только этим мог дать в последнее время своего правления восточной границе хоть некоторый покой.
В политическом отношении Сассанидская держава в VI веке была единственным государством, которое по своему могуществу могло сравняться с Византией. В религиозном же отношении это государство важно тем, что приютило у себя очень много христиан, православных и несториан; последние особенно сжились с этой страною и составили там особую хорошо устроенную церковь с католикосом во главе.
Законодательная деятельность Юстиниана. Заботы о единстве веры. Св. София. Юстиниан не только прославился своими военными предприятиями. Он заслужил себе бессмертное имя своею законодательною деятельностью. По его приказанию были собраны законы римских императоров со второй половины II века; законы были распределены по отделам и составили вместе с некоторыми другими юридическими сборниками знаменитыйСвод гражданского права (Corpus juris civilis). Главное значение этого Свода заключается в том, что он уяснил те понятия о праве, на основании которых до сих пор живут государства. Таким образом, Свод Юстиниана имеет громадную важность не только для его эпохи, но и для всей дальнейшей истории. При его помощи последующие народы и их правители учились тому, как нужно управлять государством, как надо понимать законы, как надо смотреть на власть государя.
Юстиниан обращал большое внимание также на религиозные вопросы. Он сам был богословски образованный человек, любил вести богословские споры и составлял церковные песнопения. Главным желанием его было установить в империи одну православную веру; для этого он не раз хотел примириться с монофиситами, которых, как мы знаем, было особенно много в его государстве, и старался склонить их к уступкам, но это ему не удалось. Желая покончить с остававшимися еще язычниками, Юстиниан закрыл афинскую языческую школу; но этим язычества он вполне не искоренил. С иудеями и несторианами у Юстиниана также были столкновения. При Юстиниане в 553 году был созванпятый Вселенский Собор, на котором были осуждены сочинения трех уже умерших писателей несторианского направления и утверждены вероопределения всех прежних Вселенских Соборов. Таким образом, несмотря на все свои старания, Юстиниан единства веры в своем государстве достичь не мог.
Во время правления Юстиниана во всех областях его обширной империи было возведено много разнообразных построек, особенно храмов и укреплений. Но самым знаменитым его сооружением является чудныйхрам св. Софии (Премудрости Божией) в Константинополе, с его громадным и вместе с тем легким куполом, построенный на месте прежней церкви св. Софии, сожженной во время возмущения "Ника". Самый лучший и разнообразный материал для постройки был по приказанию императора свезен в столицу из всех городов и местностей империи; многие памятники древнего искусства также были доставлены для постройки. В пять лет храм был построен и сохранился до наших дней. На торжественное освящение храма император выехал из дворца на колеснице, запряженной четырьмя лошадьми. Встреченный у церковных дверей патриархом, Юстиниан вошел во храм. Видя, что мечта его исполнилась, и будучи поражен великолепием созданного им храма, император, подняв руки, воскликнул: "Слава Богу, удостоившему меня совершить такое дело! Я победил тебя, Соломон!" Несмотря на то что в мусульманское время храм был обращен в мечеть и несколько застроен, тем не менее и теперь св. София, эта "Великая Церковь", как ее называли на средневековом востоке, поражает посетителя гениальным выполнением гениального замысла.
Краткий обзор истории Восточной империи до конца VIII века. Иконоборство. Охватившая византийскую империю после смерти Юстиниана Великого смута довела государство в начале VII века до полного расстройства. Спасителем его и восстановителем государственного порядка явился сын африканского правителя Ираклий, который, приехав в Константинополь, при общем ликовании был провозглашен императором (610—641). Но и в его правление Византия переживала трудные времена.
Персидский царь Хосрой II1 начал войну против Ираклия. В короткое время персы завоевали Сирию, Палестину и Египет. Особенно христианский мир был поражен тем, что после взятия персами Иерусалима одна из драгоценнейших святынь христианства, часть Животворящего Древа Креста Господня, хранившаяся в позолоченном ковчеге, была увезена в Персию. Другое персидское войско через всю Малую Азию дошло до Халкидона, который, как известно, лежал против самого Константинополя. Через несколько лет столица подверглась страшной опасности. Персидское войско снова появилось у Халкидона; одновременно с ним с севера обложили Константинополь авары, поселившиеся после ухода лангобардов в Италию в Паннонии на среднем Дунае; вместе с аварами были славяне. Император пал духом и хотел покинуть столицу; но его удержал от этого опасного для империи шага патриарх Сергий. Ободрившись, Ираклий приступил к преобразованию своего войска и после этого с новыми силами устремился на своих врагов. Авары со славянами были отражены. Почувствовав себя свободным с этой стороны, Ираклий предпринял три похода против персов, отвоевал все занятые персами восточные провинции, т. е. Сирию, Палестину и Египет, и к общей радости христианского мира возвратил Животворящее Древо Креста Господня. Православная церковь до сих пор празднует это событие 14 сентября2 (Воздвижение Креста Господня).
Получив обратно восточные провинции, населенные, как мы знаем, монофиситами, Ираклий хотел примириться с последними и сделал им некоторые уступки; он думал привлечь их на свою сторону, разрешив признавать в Иисусе Христе при двух природах одну волю. Признавшие одну волю стали называться по-греческимонофелитами. Но эта попытка не удалась. Монофиситы на уступки не соглашались; а затем вскоре неожиданно появившиесяарабы завоевали в несколько лет вышеназванные провинции, и монофиситы перешли под власть нового государя. После этого арабы сделались на несколько веков самыми опасными врагами Византии на Востоке и уже во второй половине VII века, построив себе флот, в течение семи лет осаждали Константинополь. Энергичный императорКонстантин IV Погонат(Бородатый) отразил их и истребил их флот при помощи "греческого огня". Так назывался горючий состав, изготовление которого составляло государственную тайну Византии; огонь при помощи известного механизма выбрасывался из глиняных трубок и оказывал страшное действие на врагов, так как горел даже на воде. Греческий огонь не раз спасал Византию от опасностей. Константин Погонат, отразив арабов от Константинополя и задержав их наступление на Европу, оказал великую услугу не только Византии, но всему христианскому миру и европейской культуре.
При том же Константине Погонате, или, может быть, незадолго до вступления его на престол,болгары, народ тюркского происхождения, под предводительством Аспаруха (Испериха) поселились на нижнем Дунае и основали болгарское государство'. Попав в страну, где жило очень много славян, болгары очень быстро ославянились, потеряли свою национальность и сохранили только свое прежнее имя.
При Константине же Погонате был созваншестой Вселенский Собор (680—681), который осудил учение монофелитов.
Конец VII века и начало VIII, как и столетие тому назад, снова ознаменованы были в Византии большими внутренними смутами и внешними затруднениями. В это опасное время императором сделалсяЛев Ш Исаврянин2 (или, вернее, Сириец), царствовавший с 717 по 741 год. В год его вступления на престол арабы осаждали Константинополь с моря и с суши, со стороны Малой Азии. Новая опасность грозила не только Византии, но и Европе. Лев III блестяще справился со своим положением и отразил арабов от столицы. Его заслуга в этом случае подобна заслуге Константина IV Погоната. Оба эти императора оказали большую услугу европейской культуре. Через 15 лет, а именно в 732 году, на Западе Карл Мартелл оказал такую же услугу Западной Европе поражением испанских арабов около Пуатье (стр. 268).
Желая усилить боевую готовность своего государства, Лев III во многих областях Малой Азии и в своих европейских владениях соединял в руках правителей этих областей обе власти — военную и гражданскую. Благодаря такому преобразованию, областные правители, обладая полнотою власти, в опасные моменты могли принимать более скорые и решительные меры. Такие преобразованные области стали называтьсяфемами, как раньше назывался военный отряд, поставленный в данной области; правители же фем именовались по большей частистратигами. Со временем фемы мельчали по своим размерам и увеличивались в числе. Это областное управление носит обыкновенно название фемного строя.
Внутренняя жизнь империи при Льве III была сильно возбужденаиконоборческим движением, т. е. преследованием икон. На Востоке, в глубине Малой Азии, уже довольно давно бывали секты, которые отрицали поклонение иконам, находя, что это походит на идолопоклонство. Лев III, сам по своему происхождению сириец, вероятно, у себя на родине уже знакомый с этим учением, после своего избрания в императоры перенес его в Византию. При Льве III и его преемнике в империи было открыто сильное гонение на иконы. По распоряжению императора, власти начали удалять иконы из церквей, сжигать их; иконопочитатели подвергались сильным преследованиям. По государству пошла сильная смута, так как весь простой народ и большая часть духовенства, особенно монашество, твердо стояли за почитание икон. Италия во главе с римским папой также решительно высказалась против преследования икон. В конце VIII века императрица Ирина наседьмом Вселенском Соборе, в 787 году, восстановила почитание икон. Но в IX веке императоры снова открыли на них гонение. Окончательно почитание икон было восстановлено императрицейФеодорой' в 843 году, и православная церковь до сих пор празднует это событие как восстановление православия.
Среди защитников православия, много претерпевших за свою твердость, особенно выделились в VIII веке знаменитый писатель и песнопевец Иоанн Дамаскин, а в IX веке Феодор Сту дит, известный настоятель студийского монастыря.
Иконоборческое движение вредно отразилось на истории Византии; во-первых, оно в течение более ста лет поддерживало внутреннюю смуту в государстве и этим ослабило его; во-вторых, оно отдалило от Византии Италию, где императору принадлежала ее южная часть; Италия и папы были ярыми защитниками почитания икон и противниками иконоборства. Таким образом, иконоборство отчасти подготовило почву для отделения западной церкви от восточной.
IV.ИСЛАМ
Аравия до ислама. Мухаммед. Ислам. Родиной арабов, так неожиданно появившихся на востоке и завоевавших восточные провинции Византии, был расположенный к югу от сирийской пустыни большой Аравийский полуостров, равный по величине приблизительно четверти Европы; на востоке он омывался Персидским заливом, на юге Индийским океаном, на западе Красным, или Чермным, морем; на севере он сливался с сирийской пустыней. Наиболее замечательные в истории области этого полуострова были: 1) Неджд, занимавший центральное плоскогорье; 2) Йемен, или Счастливая Аравия, на юго-западе полуострова и 3) Хиджаз — прибрежная полоса по Красному морю, идущая с севера полуострова до Йемена.
Жителей этого по большей части пустынного полуострова можно разделить на два слоя: на оседлых жителей городов и поселков и кочевых жителей пустыни — бедуинов, которые считали себя настоящими представителями арабского племени. Жили бедуины в условиях родового быта; все интересы их сосредоточивались в роде; междоусобные распри среди них почти никогда не прекращались. Арабы были язычниками, поклонялись камням, деревьям, источникам; особенно распространено было у них почитание звезд; верили они также в добрых и злых духов и придавали большое значение предсказаниям будущего. О едином Боге, Аллахе, у арабов до VII века было очень неопределенное представление.
Самою культурною из трех указанных областей был Йемен, где еще в дохристианские времена существовало цветущее Сабейское, или Савское, царство, царица которого, как рассказывается в Ветхом Завете, приезжала к царю Соломону. В христианское же время, благодаря сношениям с Эфиопией (Абиссинией), в Йемене было известно христианство. Главный торговый путь шел с юга через Хиджаз на север в Сирию. На этом пути выдвинулись два города — Ясриб (будущая Медина) иМекка,как места остановок для купцов и их караванов. Особенное значение получила Мекка, где находилось древнейшее святилище Кааба, кубообразное каменное сооружение около 35 футов в вышину', внутри которого хранился черный камень, ниспосланный, по преданию, с неба. Благодаря удобному положению Мекки, ее посещали торговцы всех племен. Для большего привлечения их в Мекку в Каабе были поставлены идолы различных племен, так что представители каждого племени, придя туда, могли совершать поклонение своему наиболее почитаемому божеству. Мекка богатела, и мало-помалу в ней выделилось одно богатое и знатное племя курейшитов, которое получило преобладающее влияние. Из других религий, кроме христианства, по торговому пути местами было известно и иудейство.
Около 570 года в одном из беднейших родов племени курейшитов родилсяМухаммед, основатель новой религии ислама и объединитель арабов. Рано осиротев, Мухаммед был некоторое время пастухом, а затем погонщиком в караванах богатой вдовы Хадиджы. Находясь на службе у нее, он часто участвовал в торговых поездках на юг и на север; может быть, на севере он даже заходил в византийские пределы. Благодаря этому, он сталкивался с другими народами и знакомился с их религиями. Его положение улучшилось, когда он женился наХадидже. Будучи от природы до болезненности нервным человеком и страдая иногда припадками, Мухаммед все чаще уходил из города и, скитаясь по целым дням среди скал, предавался своим размышлениям. Предание рассказывает, что ему стали являться видения и слышаться голоса. В отчаянии от своих сомнений он иногда хотел броситься с высокого утеса и найти себе смерть. Мало-помалу на Мухаммеда снизошло просветление, и он стал чувствовать, что Бог посылает его к своему народу для исправления его порочной жизни. Жители Мекки, где Мухаммед впервые выступил со своею проповедью, отнеслись к нему враждебно, не поддержали его и стали угрожать его жизни. Тогда он решил бежать из Мекки на север в город Ясриб, где, как его уверяли, ему будет оказан дружественный прием.
В 622 году Мухаммед со своими приверженцами переселился в Ясриб, который стал называться с этих порМединой, т. е. городом (пророка). Этот год имеет очень важное значение, так как с него мусульмане начинают своелетосчислеиие2. Мухаммед основал в Медине религиозную общину. Когда число последователей его стало значительным, он пошел на Мекку и, взяв ее, удалил из Каабы идолов. Мало-помалу к его учению стали примыкать бедуинские племена. К концу же своей жизни он стал думать, что его учение должно владычествовать во всем мире. Войска Мухаммеда открыли военные действия против византийцев на севере Аравийского полуострова, на сирийской границе, но не успели достигнуть больших результатов, так как в 632 году Мухаммед умер.
' Фут (русский) = 0,3048 м.
Начало мусульманского летосчисления — Хиджра.
Учение Мухаммеда создалось под влиянием других религий; в нем можно заметить еле ды христианства и иудейства, с которыми Мухаммед мог познакомиться во время своих путешествий в молодые годы, а затем в Мекке и Медине. В основе учения Мухаммеда лежит ясное представление о едином БогеАллахе; таким образом, его учение есть религия монотеистическая, т. е. признающая единого Бога. Изречение "нет Бога кроме Бога и Мухаммеда Его посланника" является одним из основных положений его учения. Мухаммед признавал также Моисея и Иисуса Христа, который был предпоследним пророком; но они, по мнению Мухаммеда, были ниже его. Верующий находится в полной, неограниченной зависимости от Бога, владыки мира; он должен отказаться от своей собственной воли и всецело подчиниться воле Бога. Поэтому и религия Мухаммеда носит названиеислам, т. е. "предание себя Богу, покорность", а последователи ислама называются мусульманами (или часто в неправильном правописании магометанами). Кроме признания единого Бога и его посланника Мухаммеда, ислам требует совершения установленных молитв, уплаты известной суммы денег на воен-
Кааба в Мекке Мусульманский воин |
ные и благотворительные дела, поста в месяц Рамадан и паломничества в Мекку к священной Каабе. Устанавливалась священная война, джихад , со стороны "правоверных" против неверных, особенно язычников; с христианами и иудеями разрешалось вступать в переговоры и даже мириться. Ρ а и, по учению Мухаммеда, представлялся в виде чудесного сада, где умершие будут наслаждаться всеми благами земной жизни. В частной жизни Мухаммед запретил свинину, спиртные напитки и азартные игры.
Все основания и правила мусульманской религии соединены в священной книге, которая называетсякораном. Объяснения же и толкования неясных мест корана, сделанные самим Мухаммедом, были записаны его близкими людьми и ближайшими по времени мусульманскими богословами и составили сборник предания, известный под названием сунна . Позднейшие мусульмане, признававшие коран и сунну, стали называться суннит а ми ; не признававшие же сунны, а лишь один коран, получили название шиитов. Это деление существует и по настоящее время'.
'В настоящее время сунниты составляют большинство населения во всех мусульманских странах, кроме Ирана и Ирака. Шиитского вероучения придерживается большинство населения Ирана, более половины населения Ирака, значительная часть населения Ливана и Йемена.
Успехи ислама. Расцвет калифата' и его распадение. После смерти Мухаммеда власть над арабами перешла к калифам, что значит "заместители", "наследники". Из первых четырех калифов особенно выделился Омар, на время которого падает большинство арабских завоеваний.
Арабы, вступив после смерти пророка в византийские пределы, в несколько лет покорили Сирию, Палестину, Месопотамию и персидское царство. В 637 году после долгой осады перешел на основании договора Иерусалим в руки мусульман. Храм Гроба Господня и другие христианские храмы остались нетронутыми. Другая часть мусульманского войска завоевала Египет, двинулась победоносно вдоль берега северной Африки на запад и дошла до пролива Геркулесовых Столпов. В начале VIII века арабский полководец Тарик переплыл через пролив из Африки в Испанию; от имени Тарика с тех пор и произошло название Гибралтара, т. е. "Гора Тарика". Мусульмане быстро завоевали большую часть Испании и вторгнулись во Францию, где в 732 году Карл Мартелл их разбил (стр. 268). На востоке мусульмане построили флот и во второй половине VII и в начале VIII века дважды уже осаждали Константинополь.
Одной из главных причин, почему мусульмане с такою поразительною легкостью отвоевали от Византии ее восточные области, т. е. Сирию, Палестину и Египет, является поведение монофиситов, которые, испытывая постоянные преследования от императоров, предпочли подчиниться мусульманам, так как последние, требуя с них, как и со всех других покоренных стран, платежа определенного налога, не вмешивались в их религиозные отношения и разрешали монофиситам исповедовать их учение.
Все эти громадные завоевания были совершены мусульманами в эпоху династииОмайядов2 (661—750), которая, овладев престолом после смерти четвертого преемника Мухаммеда, перенесла столицу из далекой Аравии в сирийский город Дама с к К половине VIII века мусульманское государство достигло наибольших размеров; оно простиралось от реки Инда на востоке до Атлантического океана на западе и от Каспийского моря на севере до Нильских порогов на юге. Подобное государство долго не могло сохранить своего единства. В 750 году на востоке Омайяды были свергнутыАббасндами3, которые свою столицу перенесли из Дамаска дальше на восток, в Багдад, на берега
' Калифат, или халифат.
2 Омейяды — из рода омейя племени курейш.
3 Аббасиды — потомки Аббаса, дяди пророка Мухаммеда, — принадлежали к мекканскому роду хашим (хашимиты). Период правления Аббасидов в Багдаде был временем наибольшего расцвета средневековой мусульманской культуры.
Тигра. Испанские Омайяды не признали Аббасидов и основали свой собственный калифат с главным городом Кордовой ( к о ρ довский калифат) . Это было началом разложения арабского государства калифов. Спустя некоторое время стали появляться самостоятельные династии в северной Африке, Египте и в других областях. Правители отдельных провинций (эмиры) и даже городов, чувствуя ослабление власти калифа, сделались почти самостоятельными государями. В Χ и XI веке значение багдадского калифа как государя совершенно пало. Вся восточная половина прежде единого калифата находилась в полном расстройстве и не могла оказать должного сопротивления своим главным врагам — Византии и туркам.