Сильные глаголы (с чередованием)
Сильные глаголы в германских языках являются более древними, чем слабые. Сильные глаголы образуют прошедшее время и причастие II чередованием гласных.
Чередование гласных в сильных глаголах восходит к индоевропейскому чередованию, называемому аблаутом.
Аблаут может быть качественным и количественным.
Индоевропейский аблаут - чередование | e | и | o | - т.н. нормальная или средняя ступень; возможна нулевая (слабая ступень), например, рус. везу – воз – взял, беру – сбор – брал.
В германских языках и.е. | e | отражается как | e | или | i |; | o | отражается как | a |. Поэтому чередование по аблауту в германских языках в основном имеет форму | e |, | i | - | a | - нуль. Аблаут может видоизменяться в зависимости от фонетического окружения.
В д.а. глаголе различаются четыре основы, образуемые тремя ступенями аблаута:
I основа – ступень | i | или | e | - образует формы инфинитива, причастия I, парадигмы настоящего времени в изъявительном и сослагательном наклонении, повелительное наклонение.
II основа – ступень | a | образует 1 и 3 лицо единственного числа прошедшего времени.
III основа – нулевая ступень – образует 2 лицо единственного числа и множественное число прошедшего времени.
IV основа - нулевая ступень – образует причастие II.
В д.а. существовало 7 классов сильных глаголов.
Первые 5 классов образуют 4 основы по т.н. качественному аблауту, 6 и 7 – по количественному.
I класс
(осложнитель | i |)
Д.а. rīsan ‘вставать’- rās – rison – risen
cр. гот. reisan (ei = | i: |= |i|+|i|) – rais – risum - risans
Глаголы I класса: bīdan ‘ждать’, bītan ‘кусать’, clīfan ‘прилипать’, drīfan ‘гнать’, Ʒlīdan ‘скользить’, līþan ‘странствовать’, rīdan ‘ехать верхом’, scīnan ‘сиять’, slīdan ‘скользить’, stīƷan ‘влезать’, wrītan ‘писать’.
II класс
(осложнитель | u |)
Д.а. cēōsan ‘выбирать’ – cēās – curon – coren
cр. гот. kiusan – kaus – kusum - kusans
В III и IV основах действует закон Вернера, в данном случае – ротацизм.
Глаголы II класса: bēōdan ‘предлагать’, clēōfan ‘расщеплять’, crēōpan ‘ползти’, drēōpan ‘капать’, flēōtan ‘течь’, scēōtan ‘стрелять’;
с ротацизмом: drēōsan ‘падать’, frēōsan ‘замерзать’, forlēōsan ‘потерять’.
III класс
(после корневого гласного следует один из сонорных |m|, |n|, | l |, | r |, реже | h | + шумный согласный)
1) |m|, |n| + cогласный
Д.а. bindan ‘связать’ - band – bundon – bunden
swimman ‘плавать’- swamm – swummon - swummen
2) | l | + cогласный
Д.а. helpan ‘помочь’ – healp – hulpon – holpen
3) | r |, | h | + согласный
Д.а. weorþan ‘стать’ – wearþ – wurdon - worden
feohtan ‘сражаться’ – feaht – fuhton – fohten
Дифтонги в формах healp, wearþ и под. возникли в результате преломления.
Глаголы III класса:
1) climban ‘влезть’, drincan ‘пить’, findan ‘найти’, sinƷan ‘петь’, swimman ‘плыть’, winnan ‘бороться’;
2) melcan ‘доить’, meltan ‘таять’, swellan ‘распухать’, sweltan ‘умереть’;
3) beorcan ‘лаять’, ceorfan ‘резать’, steorfan ‘умереть’ и др.;
IV класс
(после корневого гласного следует один из сонорных | l | | r |
| m |)
Д.а. stelan ‘красть’ – stæl - st l – stolen
beran ‘нести’ – bær - b ron – boren
cuman ‘приходить’ – com – cōmon – cumen
Глаголы IV класса: helan ‘прятать’, teran ‘рвать’, cwelan ‘умирать’, niman ‘брать’.
V класс
(после корневого гласного следует шумный согласный)
Д.а. sprecan ‘’ – spræc - spr con - sprecen
Глаголы V класса: etan ‘есть, питаться’, metan ‘мерить’, lesan ‘собирать’, swefan ‘спать’, wefan ‘ткать’.
VI класс
Количественное чередование:
И.е. | o | - | o: | - | o: | - | o |
Герм. | a | - | o: | - | o: | - | a |
Д.а. faran ‘ехать’ – fōr – fōron - faren
Глаголы VI класса: bacan ‘печь’, draƷan ‘тянуть’, standan ‘стоять’, scacan ‘трясти’, wascan ‘мыть’.
VII класс
Количественное чередование: удвоение (редупликация) начального слога в прошедшем времени единств. и множ. числа. Удвоение слога лучше всего сохранилось в готском языке. Ср.:
Д.а. hātan ‘называть, велеть’ – hēt/heht - hēton/hehton – hāten
Гот. haitan - haihait – haihaitum – haitans
Другие случаи:
Д.а. feallan ‘падать’ – fēōl – fēōlon – feallen
cnāwan ‘знать’ – cnēōw – cnēōwon – cnāwen
Глаголы VII класса: blāwan ‘дуть’, sāwan ‘сеять’, healdan ‘держать’, blōwan ‘цвести’, Ʒrōwan ‘расти’, flōwan ‘течь’.
Спряжение сильных глаголов
В изъявит. наклонении в ед. числе настоящего времени окончания: 1-е л. -е, 2-е л. –est, 3-e л. –eþ; мн.ч. –aþ. Во 2-м и 3 лице ед.ч. корневой гласный умлаутируется, т.к. ранее были окончания *-ist и *-iþ: 1-е л. helpe, но 2-е лицо hilpst, 3-л hilpþ. Гласный окончания 2 и 3 л. часто синкопировался (выпадал). Примеры спряжения глаголов wrītan (1класс) и cēōsan (2 класс):
1 кл. wrītan – wrāt – writon - writen
2 кл. cēōsan – cēās – curon – coren
Настоящее время
Изъявит. наклонение Cослагат. наклонение
1 л. wrīte cēōse 1, 2, 3 wrīte cēōse
Ед.ч. 2 л. wrīt(e)st cīēst
3 л. Wrīteþ cīēsþ
Мн.ч. 1, 2, 3 wrītaþ cēōsaþ wrīten cēōsen
Повел. н. ед.ч. wrīt мн.ч. wrītaþ
Прошедшее время
1 и 3 л. ед. числа соответствует 2-ой форме глагола. 2 л. ед.числа представлена основой 3 формы с окончанием –е. Множ. число соответствует 3-ей форме глагола.
Например: 1 кл. wrītan – wrāt – writon – writen
2 кл. cēōsan – cēās – curon – coren
Изъявительное наклонение Cослагательное
1 л. wrātcēās 1, 2, 3 write cure
Ед.ч. 2 л. write cure
3 л. wrātcēās
Мн.ч. 1, 2, 3 writon curon writen curen
Причастие Iwrītende cēōsende
Причастие IIwriten coren
Повелительное наклонение
Ед.ч. wrīt cēōs
Мн.ч. wrītaþ cēōsaþ