Перегруппировка политических сил
По мере того как проходила непосредственная опасность революционного взрыва, английская буржуазия все чаще склонялась к мысли, что Ллойд-Джордж зашел слишком далеко по пути уступок, что, может быть, тактика прямого подавления революционных сил позволила бы выйти из кризиса с меньшими потерями.
Лидер консервативной партии Бонар Лоу и его ближайший сотрудник Стэнли Болдуин, один из основателей Федерации британской промышленности, настаивали на разрыве коалиции с Ллойд-Джорджем. Это означало, что крупная буржуазия, к которой они принадлежали, решила порвать с либерализмом. 19 октября 1922 г. консервативные депутаты после б\рной дискуссии большинством голосов поддержали Бонар Лоу и Болдуина. Тем самым они свалили правительство Ллойд-Джорджа. Поскольку консерваторы после выборов 1918 г. составляли в парламенте большинство, Бонар Лоу сформировал чисто консервативный кабинет.
Проведенные вскоре выборы обеспечили консерваторам прочное положение: они получили 344 места, в то время как прочие партии и группировки — 275 мест. Консерватизм буржуазии в условиях общего кризиса капитализма настолько усилился, что за период от первой до второй мировой войны консервативная партия фактически находилась у власти (включая коалиции, в которых она преобладала) 18 лет, и только три года — в оппозиции.
Если выборы 1922 г. принесли победу консерваторам, то это отнюдь не означало, что в массах избирателей произошел сдвиг вправо. Часть либеральных голосов ушла к консерваторам, но в то же время значительно возросло количество голосов, отданных за лейбористскую партию: в 1918 г. она получила 2,2 млн. голосов, а в 1922 — 4,2 млн. Лейбористская фракция парламента состояла теперь из 142 человек и была самой крупной партией оппозиции. Избраны были и те лидеры НРП во главе с Макдональдом, которые провалились в 1918 г.
Лейбористская партия отныне занимала в английской двухпартийной системе место, раньше принадлежавшее либералам. Макдональд и большинство фракции больше всего заботились о том, чтобы убедить буржуазию в своей респектабельности, доказать свою способность управлять буржуазным государством не хуже консерваторов. Лейбористские депутаты посещали приемы при
дворе, проводили «уик-энды» в поместьях знати и утрачивали в этих светских забавах остатки боевых настроений, с которыми некоторые из них пришли в палату.
Имея такую прирученную «оппозицию», Боыар Лоу и Болдуин могли дать волю своим антисоветским устремлениям. Обострить до предела отношения с Советским Союзом, прервать налаживающиеся торговые связи, подготовить почву для новой интервенции — таков был курс консервативного кабинета. 8 мая 1923 г. Керзон, использовав мелкие осложнения в советско-английских отношениях, вызванные провокационными действиями английских агентов, предъявил Советскому правительству наглый ультиматум, невыполнение которого должно было привести к разрыву договора 1921 г. Так было сказано в самом ультиматуме, но на деле конфликт мог окончиться серьезными последствиями.
Однако попытка возродить «политику силы», развязать новую интервенцию встретила не только должный отпор со стороны со^ ветского народа, но и возмущение английского рабочего класса и протест мировой общественности. Английский рабочий класс оставался верен своим интернационалистским традициям. По всей стране началось движение в защиту Советского Союза. Компартия призвала к созданию «Советов действия», и кое-где они начали образовываться.
Даже часть буржуазии выступила против ультиматума — одни из боязни народного выступления, другие — не желая терять выгодные торговые сделки с Советским Союзом. Широко задуманная провокация провалилась.
Выждав несколько месяцев, правительство Болдуина решило объявить о своих протекционистских планах. Это был рискованный шаг. Правительство имело прочное большинство, правомочное управлять страной еще четыре года, а новые выборы всегда чреваты неожиданностями. Менять же экономическую политику, не получив большинства именно под протекционистскими лозунгами, значило бы нарушить данные ранее обещания.
6 декабря 1923 г. состоялись выборы, которые дали необычный для английской парламентской практики результат. Ни одна партия не получила большинства. Консерваторы получили 259 мест; либералы, выступившие единым фронтом в защиту фритредерства,—155; лейбористы—191. Правительство при таких условиях могло быть сформировано на основе коалиции, либо — если оно будет однопартийным — при поддержке еще одной фракции.
Так сложились условия для формирования лейбористского правительства. Трезво мыслящие буржуазные политики не видели в этом ничего опасного: ведь лейбористы будут держаться голосами либералов и от них будет зависеть существование кабинета. Если левое крыло партии, опираясь на массы, заставит Макдо-нальда пойти «слишком далеко», всегда можно будет проголосовать вместе с консерваторами и свалить правительство. В конечном счете эта точка зрения взяла верх, и 23 января 1924 г. Макдо-
нальд сформировал первое лейбористское правительство (январь—ноябрь 1924 г.)
Праволейбористская верхушка пришла к власти в очень сложной экономической и политической обстановке. К этому времени капиталистическая система, оправившись от тяжелых ударов в годы революционного подъема, вступила в полосу частичной и временной стабилизации. Зона капитализма сократилась, но на суженном плацдарме капиталистический строй выстоял. Кончился и послевоенный экономический кризис; начался подъем экономики, сопровождавшийся в некоторых странах значительным ростом производства. Но Англия, в сущности, даже этой непрочной стабилизации не переживала.
Сравнительно быстро развивались новые отрасли промышленности — электротехническая, автомобильная, химическая, авиационная. Предприниматели лишь частично размещали соответствующие заводы в традиционно промышленных районах. Благодаря техническому прогрессу стал возможен переход от паровой энергетики к электрической; поэтому уже не было смысла строить предприятия вблизи угольных бассейнов.
В юго-восточных и южных, преимущественно аграрных районах, земля была значительно дешевле, и уже одно это обстоятельство способствовало размещению новых предприятий в этой зоне. Кроме того, существенное значение имела близость к Лондону, где сбывалась часть новой продукции, и к лондонскому порту. Наконец, предпринимателей привлекало и слабое развитие в этих южных районах тред-юнионов и других организаций рабочего класса, отсутствие здесь давних традиций классовой борьбы.
В связи с этим в 20-е годы началось изменение географии британской промышленности, быстрое развитие новых экономических районов и упадок некоторых старых районов. Эта тенденция усилилась в 20—30-х годах в связи с созданием общебританской высоковольтной системы. К началу нового экономического кризиса (1929) английская промышленность пришла, только восстановив довоенный уровень производства. При этом основные отрасли промышленности — угольная, судостроительная, металлургическая — не достигали и этого уровня. Слишком непрочным и кратковременным было и ослабление классовой борьбы. Ни одна крупная капиталистическая страна не знала в годы стабилизации таких острых классовых конфликтов, как Англия.
Взяв власть в этой обстановке, подлинно рабочее правительство могло бы в корне изменить положение страны. Только социалистическое переустройство общества способно было не только обеспечить английскому народу ликвидацию безработицы, повышение уровня жизни, удовлетворение материальных и культурных потребностей, но и вывести английскую экономику из хронического застоя, восстановить позиции Англии как первоклассной промышленной державы.
Но первое лейбористское правительство было бесконечно да-
10-127
леко не только от социализма, но и от прогрессивных социальных реформ. В состав кабинета Макдональд ввел крайне правых пар-тийных и тред-юнионистских лидеров. Оставив себе портфель министра иностранных дел, он поручил министерство финансов своему ближайшему сотруднику по руководству НРП Филлиппу Сноудену, министерство внутренних дел — Артуру Гендерсону> министерство торговли — Сиднею Веббу. Министром по делам колоний стал Д. Томас — главный виновник «Черной пятницы». Макдональд, Сноуден, Гендерсон не уставали повторять, что они представляют всю нацию, а не рабочий класс. Исходя из этой доктрины, лейбористское правительство занимало враждебную позицию по отношению к стачкам, а однажды даже пригрозило, что использует антирабочий закон 1920 г. о чрезвычайных полномочиях.
Единственной сколько-нибудь значительной реформой, проведенной лейбористским правительством, был Закон о жилищном строительстве, подготовленный левым лейбористом Джоном Уит-ли. Этот закон действительно способствовал расширению жилищного строительства за счет местных налогов, а также увеличения государственных субсидий. В то же время «пацифист» Макдональд увеличил ассигнования на военно-воздушные силы и продолжал начатое консерваторами строительство крейсеров.
В области внешней политики, которой руководил лично Макдональд, лейбористское правительство столь же ревностно защищало интересы буржуазии, как и в политике внутренней. Центральным вопросом европейской политики был вопрос о положении в Германии. Со времени заключения Версальского договора официальное отношение к нему лейбористской партии было резко отрицательным. В предвыборных манифестах 1922 и 1923 гг, лейбористы обещали пересмотреть условия Версальского мира, в частности отменить взимание репараций с Германии. Но, придя к власти, лейбористские лидеры отбросили свои декларации в пользу демократического мира. Единственной их заботой было укрепление позиций британского империализма в Европе, ослабление чрезмерно усиливавшейся (с точки зрения английских интересов) Франции. На Лондонской конференции 1924 г. Макдональд поддержал предложенный американцами «план Дауэса», согласно которому Германии предоставлялись кредиты для технического перевооружения ее промышленности. Предполагалось, что это даст возможность Германии беспрерывно платить репарации, а Англия и другие страны за этот счет будут выплачивать военные долги Америке. Таким образом, лейбористы действовали в соответствий со старым лозунгом Ллойд-Джорджа «Немцы заплатят за все!», хотя в 1918 г. они его решительно осуждали.
Кредиты Германии предоставляли преимущественно американские и английские банкиры. Для финансовых воротил это было выгодным помещением капитала. Но в то же время это означало дальнейший отплыв капиталов за границу — капиталов, столь необходимых для модернизации самой английской промышленнос-
ти. В политическом отношении «план Дауэса» был рассчитан на привлечение Германии к антисоветскому блоку западных держав. Восстановление военно-промышленного потенциала Германии создавало предпосылки для использования ее впоследствии в качестве ударной силы международного империализма в борьбе против Советского Союза.
Только в одном пункте лейбористское правительство выполнило свои предвыборные обещания — это был вопрос об установлении нормальных дипломатических отношений с Советским Союзом. Макдональд слишком хорошо знал, как относится рабочий класс к этой проблеме. Правительство могло тормозить этот важнейший акт, но полностью отбросить требование масс было не в его силах. 2 февраля 1924 г. дипломатические отношения между Англией и СССР были установлены.
Больше четырех месяцев тянулись переговоры об урегулировании спорных вопросов между двумя странами. Попытки английской дипломатии вмешаться во внутренние дела Советского Союза были решительно отвергнуты. В начале августа переговоры зашли в тупик, так как английская сторона, превыше всего ставившая интересы магнатов Сити, требовала безоговорочного признания всех материальных претензий бывших собственников национализированных предприятий. Только решительное вмешательство рабочего класса (кое-где начались политические стачки) заставило Макдональда снять эти требования, и 8 августа Общий договор и Торговый договор были подписаны.
Большие успехи сделало организованное под руководством коммунистов Движение меньшинства. На состоявшейся в августе 1924 г. национальной конференции, представлявшей 200 тысяч по-боевому настроенных рабочих из различных профсоюзов, ведущая роль коммунистов была продемонстрирована как при выборе руководящих органов, так и при утверждении программы действий. Том Манн — член Коммунистической партии, ветеран рабочего движения, руководитель стачки докеров 1889 г. и многих стачек 1910—1914 гг., был избран председателем Движения меньшинства, а Гарри Поллит — секретарем. Программа движения не носила непосредственно социалистического характера, но это была программа нового наступления рабочего класса на капитал. Речь тпла о повышении зарплаты, установлении 44-часовой рабочей недели, отмене антирабочего закона 1920 г. Движение меньшинства требовало, чтобы тред-юнионы контролировали правительство, заставили его изменить политику.
Все это сказалось на решениях конгресса тред-юнионов, состоявшегося в сентябре 1924 г. в Гулле. В то время как «рабочее» правительство всячески тормозило развитие отношений с Советским Союзом, английский рабочий класс решил установить непосредственные контакты с советскими рабочими. На конгрессе присутствовала советская профсоюзная делегация; по решению конгресса ответная делегация вскоре должна была выехать в Москву.
10*
Чем активнее становились левые силы, тем больше крепла решимость буржуазных партий свалить лейбористское правительство. Сделать это было не трудно, поскольку консерваторы и либералы вместе обладали прочным большинством в палате общин.
На следующий день после того как парламент вынес вотум недоверия правительству, Макдональд назначил новые выборы на 29 октября. Лейбористы вели избирательную кампанию очень вяло. Оправдываясь перед избирателями, они пытались доказать, что не выполнили своих обещаний из-за того, что не имели парламентского большинства. Была пущена в ход формула — «мы были в правительстве, но не у власти».
Проблема отношений с Советским Союзом стояла в центре избирательной кампании. Консерваторы запугивали избирателен «большевистской опасностью», твердя, что лейбористы — «скрытые большевики», подчиняющиеся «приказам из Москвы».
Накануне выборов они сфабриковали фальшивку, рассчитанную на то, чтобы подтвердить свои «обвинения», вызвать панику среди избирателей. Чья-то рука подбросила редакции консервативной газеты «Дейли мейл» и министерству иностранных дел «письмо Коминтерна», которое будто бы было направлено из Москвы английским коммунистам. В этом подложном документе содержалась инструкция о подготовке к захвату власти, о пропаганде идей ленинизма в Англии и т. д. Хотя Макдональд стоял во главе министерства иностранных дел, он не разоблачил фальшивку; более того, МИД направило ноту протеста советскому посольству, придав этим видимость достоверности подложному документу. В результате нерешительности Макдональда, который уже после выборов дал понять советскому поверенному в делах, что он считает письмо подложным, в день выборов мелкобуржуазные избиратели отдали голоса консерваторам.. Они получили 7,4 млн. голосов — на 2 млн. больше, чем в 1923 г. Но это не были голоса, отнятые у лейбористов. Либералы потеряли больше миллиона голосов — они перешли к консерваторам, равно как и голоса тех избирателей, которые в прошлом не использовали свое избирательное право. Лейбористы же выиграли более миллиона голосов, получив 5,5 млн.
Распределение мест в парламенте отнюдь не соответствовало количеству собранных голосов. Консерваторы получили 413 мандатов, лейбористы — 151, либералы — 40. Партия крайней империалистической реакции располагала сильным большинством, и это наложило печать на всю внутренюю и внешнюю политику нового правительства.
ВСЕОБЩАЯ СТАЧКА
Кабинет Болдуина (1924—1929) состоял из самых непримиримых тори, врагов социального прогресса. Завершив свой давно подготовлявшийся переход к консерваторам, У. Черчилль занял пост министра финансов. Портфель министра иностранных дел Болдуин предоставил Остину Чемберлену.
Стремясь укрепить мировые позиции Великобритании, в частности — ее пошатнувшееся положение в качестве мирового финансового центра, правительство занялось подготовкой финансовой реформы. Фунт стерлингов, считавшийся до войны прочнейшей из валют, в результате инфляции периода войны котировался значительно ниже, чем в довоенные годы. В апреле 1925 г. Черчилль (в качестве министра финансов) провел восстановление золотого стандарта. Фунт стерлингов отныне, как и до войны, соответствовал 4,86 американского доллара. В результате финансовой реформы цена на английские товары на мировых рынках повысилась. Английский экспортер, имевший возможность раньше продавать свои товары значительно дешевле (получив около 4 долларов, он тем самым получал фунт стерлингов), теперь должен был потребовать уже 4,86 доллара. Конкурентоспособность английских товаров понизилась, что создало новые затруднения для промышленности.
Конечно, консервативный кабинет не намеревался ущемлять интересы магнатов промышленности. Вынужденые заботиться о снижении себестоимости продукции, они — при поддержке правительства — перешли в новое наступление на рабочий класс. «Экономя» на зарплате, промышленники намерены были провести модернизацию предприятий. Выражая их планы, Болдуин говорил, что «все рабочие нашей страны должны согласиться на снижение заработной платы для того, чтобы помочь поставить промышленность на ноги».
Наступление буржуазии, как и в 1921 г., началось с решения снизить заработную плату углекопам, самому боевому отряду рабочего класса. Шахтовладельцы ультимативно потребовали согласия углекопов на снижение зарплаты и возвращения к системе коллективных соглашений по районам, а не в общенациональном масштабе. Это были все те же вопросы, которые и в начале 1921 г. привели к конфликту. Срок ультиматума истекал 31 июля 1925 г.; в случае отказа рабочих шахтовладельцы намеревались объявить локаут. Однако рабочему классу удалось на этот раз отбить атаку. Для этого не потребовалось даже объявлять всеобщую стачку или хотя бы угрожать ею. Генсовет совместно с исполкомами союзов транспортников и железнодорожников приняли решение наложить эмбарго на импорт угля. Практически это означало, что, если начнется локаут, английским предпринимателям не удастся провезти уголь из других стран — ни моряки, ни железнодорожники не станут его грузить и доставлять на заводы. А так как почти все предприятия в той или иной степени зависели от поставок угля, вскоре вся промышленность была бы парализована.
Правящим кругам Англии, не ожидавшим такого единодушия рабочего класса (они надеялись изолировать шахтеров, памятуя о «Черной пятнице»), ничего не оставалось, как отступить. Сами шахтовладельцы не желали и в этих условиях платить зарплату в прежнем объеме. Но правительство, лучше видевшее глубину над-
вигавшейся опасности, решило предоставить шахтовладельцам субсидию, т. е. попросту оплатить из государственных средств разницу между зарплатой, которую горняки получали в то время, и тем уровнем, который намеревались установить шахтовладельцы. Об этом решении было объявлено в пятницу, 31 июля, и рабочие тотчас назвали этот день «Красной пятницей».
Коммунистическая партия сразу же после «Красной пятницы» предупреждала рабочий класс об опасности. Действительно, правительственная субсидия шахтовладельцам устанавливалась на девять месяцев, и, следовательно, 30 апреля 1926 г. конфликт должен был разгореться с новой силой. Летом 1925 г. буржуазия была не готова принять бой и отступила, по лишь для того, чтобы лучше подготовиться, используя свои деньги, прессу, агентуру внутри рабочего движения и — прежде всего — всю мощь буржуазного государства.
Не дожидаясь решающих дней, правительство арестовало за «подстрекательство к мятежу» 12 руководящих деятелей Компартии, и суд приговорил их к тюремному заключению — одних к годичному, других — к шестимесячному. В этой судебной расправе сказался страх буря^уазии перед растущим авторитетом Компартии, ее влиянием в Движении меньшинства, которое в то время насчитывало в своих рядах около миллиона рабочих, в том числе — немало углекопов.
Вожди Конгресса тред-юнионов отказывались прислушаться к предостережениям коммунистов и взяться за серьезную подготовку к стачке не потому, что они не видели приготовлений правительства и буржуазии. Просто профсоюзные боссы не хотели массовой и тем более всеобщей стачки. Руководитель Генсовета Уолтер Ситрин, такие лидеры, как Томас и Бевин, видели свою задачу в том, чтобы избежать открытого конфликта, добиться компромисса или даже слегка замаскированной капитуляции шахтеров.
Предприниматели и правительство, однако, не хотели компромисса; им нужна была победа, способная отбросить рабочее движение назад, и, главное, скомпрометировать саму идею всеобщей стачки, уже почти столетие бродившую в умах рабочих. 30 апреля 1926 г. правительство ввело чрезвычайное положение (на основе закона 1920 г.). Война была объявлена, и Генсовет, даже после этого продолжавший унизительные попытки к примирению, все-таки вынужден был взять на себя руководство всеобщей стачкой. Углекопы не вышли на работу уже 1 мая, а 4 мая началась первая (и единственная) в истории Англии всеобщая стачка.
Несмотря па то что для подготовки стачки почти ничего пе было сделано, она проходила в высшей степени организованно. Для миллионов рабочих это были великие дни, доказавшие силу пролетарской солидарности. По решению Генсовета стачка расширялась постепенно, охватывая все новые и новые отрасли промышленности, и не было случая, чтобы рабочие не выполнили указа-
ний о прекращении работы. Наоборот, они торопили руководство, требуя охвата стачкой всех отрядов рабочего класса. На местах руководство стачкой было возложено на советы тред-юнионов либо на специально созданные Советы действия. Эти органы брали на себя и некоторые функции государственной власти, поскольку только их распоряжения выполнялись массами.
В руках Генсовета в эти дни была огромная власть. Хотя правительство двинуло в наиболее беспокойные районы войска, по стране шли аресты, фашисты провоцировали столкновения — судьба страны во многом зависела в эти дни именно от штаба стачки — Генсовета. Не использовать этот революционный энтузиазм, который проявила огромная армия пролетариата, для решающего удара по реакции могли только предатели, более всего на свете боявшиеся подлинной победы рабочего класса.
Коммунистическая партия в дни стачки убеждала рабочий класс идти вперед, свалить консервативное правительство. Но Ситрин, Томас, Бевин и, конечно, Макдональд оставались конституционалистами и любое революционное действие отвергали безоговорочно. Логика борьбы начинала выводить стачку из чисто экономических рамок. Лидеры видели, что они не смогут долго контролировать движение, и это усиливало их желание как можно скорее прекратить борьбу. За спиной бастующих они вступили в переговоры с правительством и готовили капитуляцию. Ссылаясь на то, что накануне стачки все тред-юнионы согласились подчиняться решениям Генсовета, они, не считаясь с возражениями углекопов, заявили правительству о прекращении стачки. 12 мая всеобщая стачка формально была прекращена, хотя, вопреки указаниям Генсовета, во многих местах рабочие еще несколько дней не выходили на работу.
Только исполком Федерации углекопов не отдал распоряжения о прекращении стачки. Почти 7 месяцев преданные лидерами Конгресса тред-юнионов горняки продолжали борьбу в одиночестве. Только моральная и материальная поддержка со стороны рабочего класса Советского Союза и других стран дала им возможность так долго вести эту героическую борьбу. Советские рабочие собрали 11,5 млн. рублей по золотому курсу (свыше 1 млн. ф. ст.). Генсовет не пожелал принять эту братскую помощь, ссылаясь на то, что это приведет к обвинению в большевизме, но углекопы с благодарностью приняли ее. Лишенные поддержки со стороны Генсовета и английских тред-юнионов, углекопы в конце концов вынуждены были выйти на работу (30 ноября 1926 г.) на условиях, выдвинутых предпринимателями.
Срыв всеобщей стачки правыми лидерами тред-юнионов и лейбористской партии развязал руки буржуазии. Наступила пора жестокой реакции. Ряд тред-юнионов без боя принял снижение зарплаты, в том числе — железнодорожники.
Уже летом 1926 г. парламентским актом рабочий день шахтеров был увеличен с семи до восьми часов. В июле 1927 г. парла-
мент принял крайне реакционный закон о промышленных конфликтах и тред-юнионах. Всеобщие стачки были объявлены незаконными.
Столь же реакционный характер приобрела и внешняя политика консервативного кабинета. Борясь за сохранение колониальных позиций Англии, правительство Болдуина еще в 1925 г. попыталось силой оружия помешать национально-освободительной борьбе китайского народа. Расстрелом мирной демонстрации в Шанхае (30 мая 1925 г.) Англия вызвала огромное возбуждение китайского народа, поддержанного прогрессивными силами во всем мире. Особенно усилились зверства англичан в Китае после срыва всеобщей стачки, когда можно было временно не считаться с протестами рабочего класса. Тем не менее, английские рабочие создали комитеты «Руки прочь от Китая!» и внесли свой вклад в срыв интервенционистских планов английского правительства.
Главную внешнеполитическую задачу копсервативный кабинет видел в подготовке новой интервенции против Советского Союза. Используя избитое обвинение Советского Союза в «антибританской пропаганде», не брезгая при этом самыми низкопробными фальшивками, реакционная пресса старалась возбудить антисоветскую и антикоммунистическую истерию. Английская агентура в различных странах устраивала антисоветские провокации. В апреле 1927 г. она организовала нападение на советское посольство в Пекине, а 12 мая — на торговое представительство в Лондоне. Одновременно подверглось нападению англосоветское акционерное общество «Аркос». Нарушая не только условия англо-советского договора 1921 г., обеспечивавшие дипломатическую неприкосновенность советскому торговому представителю, но и общепринятые нормы международного права, полиция захватила документы, хранившиеся в сейфах. Хотя в них не удалось обнаружить каких-либо свидетельств вмешательства во внутренние дела Англии, 27 мая 1927 г. консервативный кабинет объявил о разрыве дипломатических отношений с СССР.
Консервативные лидеры рассчитывали, что вслед за Англией по этому пути пойдут и другие державы, а это приведет к дипломатической изоляции Советского Союза. Однако твердая позиция Советского правительства, которое не поддавалось на провокации, сорвала эти замыслы О. Чемберлена и Черчилля. Другие империалистические страны не решились идти на новые авантюры и предпочли использовать обстановку для укрепления торговых отношений с Советским Союзом, получить те заказы, которые потеряла вследствие своей агрессивной политики Англия. Провал авантюристической политики Болдуина — Чемберлена ослабил престиж английской дипломатии и консервативного кабинета. Как заявил Ллойд-Джордж, разрыв дипломатических отношений с СССР был «монументальным примером политического слабоумия».