Площадь Юнгмана и Народный проспект
Пройдя насквозь дом Lindt, Bata или Францисканский сад, c Вацлавака можно попасть на соседнюю площадь Юнгмана (Jungmannovo namesti) — хоть и маленькую, но не имеющую себе равных в Праге по концентрации архитектурных шедевров начала века.
Первое, что вы увидите, — кубистский уличный фонарь, поставленный в 1912 г. Эмилем Крайчеком и Матеем Блехтой. А большой красно-белый дом, отдаленно напоминающий венецианский дворец, весь облепленный каменными цветами и фигурами, — дворец Адрия (palac Adria), построенный в 1925 г. Павлом Янаком. Стиль здания — не «рождественский пирог», как может показаться неискушенному наблюдателю, а рондо-кубизм. Кубизм чешские архитекторы переняли из французской живописи в начале века, а рондокубизм изобрели сами, в 1920-х, — радуясь свободе, сглаживали углы и обильно украшали дома лепниной. Статуи на фасаде дворца, как, кажется, и на фасадах всех остальных рондо-кубистских зданий, сделал Отто Гутфройнд. Скульптурную группу «Мореходство» наверху выполнил Ян Штурса. Дворец был построен для итальянской страховой компании Riunione Adriatica di Sicurta, сделавшей состояние на страховании судов. В конце 1930-х Adriatica имела неосторожность страховать жизни чешских солдат — после войны ей это припомнили, обвинили в шпионской деятельности в пользу фашистской Италии (несмотря на то, что во время оккупации активы фирмы конфисковали немцы) — и здание отняли. В нем разместились офисы, ресторан и театр Laterna magika, в гримерных которого в конце 1980-х собирались активисты антикоммунистического Гражданского форума. Отсюда Гавел и Дубчек шли через пассаж «Люцерна» на Вацлавак выступать перед народом. Laterna magika скоро переехала в значительно большее помещение неподалеку, а в Адрии и теперь ресторан, офисы и театр Bez zabradli, основанный актерами, ушедшими из театра Na zabradli.
Напротив Адрии, вступая с ней в бескомпромиссный архитектурный спор, стоит белое, украшенное только квадратными часами конструктивистское здание со ступенчатой крышей — бывший универмаг ARA, построенный в 1931 г. Миланом Бабушкой для торговца тканями Амшельберга. Сейчас здесь банк. Дальше по площади в ряду других домов стоит узкий, в одно окно, рондо-кубистский доходный дом (№ 4). Построил его в 1922 г. Ян Штокар. Узкий домишко — первое в Праге (соответственно, и в мире) заметное сооружение этого стиля.
Рядом с площадью на улице Юнгмановой стоит красно-черное здание с треугольной крышей — Моцартеум, построенный в 1913 г. по проекту Яна Котеры. До начала 1930-х здесь был небольшой, но очень престижный концертный зал. Потом сменилось несколько театров, а с начала 1990-х здание занимал большой музыкальный магазин Popron. Сейчас он закрыт; кто станет следующим владельцем Моцартеума — неизвестно.
От Юнгмановой начинается Народный проспект (Narodni trida), служащий границей Старого и Нового Места. Он возник на месте оборонительного рва и стены. Остатки фортификаций можно найти во дворе дома № 1 со стороны Бартоломейской улицы (Bartolomejska), если не побояться пройти через полицейский участок. Название появилось у проспекта в начале века на волне чешского национального возрождения. В 1989 г. на этой улице происходила 50-тысячная студенческая антикоммунистическая демонстрация, положившая начало «бархатной революции». Сейчас проспект — единственная пражская улица, напоминающая центральные магистрали Лондона, Берлина или Москвы: гудят автомобили и спешат куда-то с озабоченным видом клерки.
В самом начале Народного проспекта около площади Юнгмана стоит дворец Поргеса из Портеима (№ 38), построенный Паллиарди в 1794 г. На фасаде дворца с 1947 г. красуется бюст генералиссимуса Суворова. Утверждается, что Суворов прожил там несколько дней в январе 1799 г., когда вернулся в Прагу на зимние квартиры после победы над итальянцами. Есть, однако, письменное подтверждение, что он провел там всего одну бессонную ночь, а рано утром покинул дом. В объяснение хозяевам он написал, что всю ночь к нему приставало привидение с изуродованным туловищем. Это приведение до и после Суворова видели еще много людей, даже дали ему имя — Обигил. Известно, что у него деформированное тело, но очень красивые ноги. Последний раз Обигил красовался перед жильцами в 1923 г. Бюст Александра Васильевича скоро перенесут во двор, а на фасаде появится мемориальная доска.
В доме № 20 по Народному проспекту находится небольшой, но известный джазовый клуб Reduta, а на втором этаже — легендарное кафе Louvre, которое в начале века любили посещать немецкоязычные литераторы. Здесь же организовывал теософские вечера Рудольф Штайнер. Сейчас в «Лувре», как и во втором культовом кафе на этой же улице, Slavia, наливают не слишком хороший кофе, но, правда, и недорого.
Если в «Лувре» собирались немецкие писатели, то их чешские коллеги просиживали штаны в кафе Slavia (№ 1). В 90-х один бостонский спекулянт купил дом, закрыл кафе и стал ждать, когда повысятся цены на недвижимость. Долгих семь лет здесь ничего не было, что вызывало у пражан большое возмущение. Вацлав Гавел лично просил торговца открыть в здании историческое кафе, но тот не согласился. Только через суд чехи получили здание обратно.
Напротив, по другой стороне улицы, стоят новое и старое здания Национального театра (Narodni divadlo). Старое здание Национального театра, выходящее фасадом на Влтаву, по стилю напоминает Национальный же музей. Построено оно по проекту Зитека на волне патриотизма конца XIX в. (до этого у чехов своего театра не было). Деньги на строительство собирали по геллеру со всей Чехии. Первый камень в фундамент был заложен в 1868 г. Золотыми буквами над входом написали: «Народ — себе». Здание сгорело сразу же, как только его достроили, в 1881 г. Чехи снова собрали средства и к 1883 г. театр восстановили. В оформлении приняли участие все известные скульпторы того времени — Мыслбек, Шалун, Кафка, Штурса и множество других.
К столетию театра рядом построили новое здание Национального театра — в старом не хватало места для всех проектов. Огромную глыбу из толстых стеклянных плиток, возведенную по проекту Прагера, многие пражане не любят, а специалисты считают, что это единственная постройка советского периода, не уступающая лучшим западноевропейским зданиям того же времени.
Часть нового здания занимает театр Laterna magika.
Вокруг Карловой площади
Центром южной части Нового Места служит Карлова площадь (Karlovo namesti). Об ассортименте рынка, когда-то бывшего здесь, до сих пор говорят названия двух самых больших улиц, к ней примыкающих: Житная (Zitna) и Ячменная (Jecna). Рынок разместили на одной из самых старых пражских коммуникаций — Вышеградском пути, соединяющем Град с Вышеградом. Во времена Карла IV этот путь был еще и коронационным, хотя позже старт процессии перенесут в другую часть города, к Пороховой башне.
Чехи утверждают, что это самая большая площадь в Европе. Неправда — это не площадь, а парк. Днем там гуляют дамы с собачками, вечером в кустах шебуршится молодежь.
Главной постройкой на площади всегда была Новоместская ратуша (Novomestska radnice). Она появилась во времена Карла IV — и всего на четыре десятка лет моложе ратуши Староместкой. Башня ратуши была пристроена в 1456 г., а свой современный вид комплекс зданий ратуши получил в 1905 г. благодаря архитекторам Камилу Гилберту и Антонину Виеглу. На башне, как и на Градчанской ратуше, прикреплен эталон старой меры длины — чешский локоть. Из окон Новоместской ратуши в 1419 г. пражский люд выкинул градоправителей, тем самым положив начало долгим и разрушительным Гуситским войнам.
Приблизительно посредине Карловой площади на углу с Йечной улицей стоит церковь Святого Игнатия Лойолы (sv. Ignac). Ее построил для иезуитов в 1670 г. Карло Лураго. На фасаде храма — скульптура святого Игнатия, основателя иезуитского ордена. Вокруг скульптуры — позолоченный ореол. Этот ореол стал причиной спора иезуитов с представителями иных конфессий. Те утверждали, что сияния вокруг всей фигуры может удостаиваться только Христос или Богоматерь, а таким, как Игнат, достаточно и нимба. Спор дошел аж до Ватикана, где мудро решили, что святой — он и есть святой, поэтому может сиять как хочет. Раннебарочный храм украшен работами Плацера и Бендла.
Южную сторону площади занимает розовое здание дома Фауста (Faustuv dum, № 40–41). Перед своей смертью, в 1540 г., доктор Фауст жил в Праге. Дыра в крыше его дома не поддавалась ремонту — через нее по истечении подписанного кровью договора доктор и был унесен Мефистофелем. Дом в разное время принадлежал и другим мистическим личностям: в 1590 г. его купил английский алхимик Эдвард Келли, а в 1724 г. там жил Фердинанд Антонин Младота, тоже интересующийся алхимией и математикой. Его сын Йозеф Петр увлекался механикой и шокировал гостей механическими фигурами, передвижными ступенями и мистическими звуками «ниоткуда». Сын укрепил дурную славу дома, и народная молва отправила его вслед за Фаустом — через дыру в крыше.
Слева от дома Фауста — ворота в садик, принадлежащий церкви Святого Яна Непомуцкого на Скальце (sv. Jan Nepomucky na skalce). Храм построен Дитценхофером в 1738 г. и считается заметным образцом барочного искусства. Внутри есть деревянная скульптура Яна Непомуцкого работы Брокоффа.
Фасад церкви на Скальце выходит на Вышеградскую улицу, на другой стороне которой стоит бенедиктинский монастырь Эмаузы (klaster Emauzy). Заложивший обитель Карл IV пригласил сюда бенедиктинцев из Хорватии, читавших литургии на славянском языке, поэтому главный храм монастыря известен как церковь Девы Марии на Слованех (Panna Maria na Slovanech). Монастырь быстро стал культурно-образовательным центром, а в его мастерских писались и печатались бесценные творения. Во времена Гуситских войн На Слованех был заложен и единственный в Чехии монастырь гуситов. Позже заведение сильно себя уронило: его последний настоятель женился на дочери одного предпринимателя и соорудил у монастыря пивнушку с тиром и аттракционами. Разозлившийся Рудольф II вернул монастырь католикам.
Монастырь Эмаузы 24 91 62 39, 24 91 72 13; вт–вc 10.00–17.00.
14 февраля 1945 г. 62 «летающие крепости» американских ВВС, которые должны были принять участие в бомбардировке, стершей с лица земли Дрезден, из-за сильного ветра отклонились от курса и вместо Дрездена прилетели бомбить Прагу. На город было сброшено 152,5 тонны бомб — от моста Палацкого через Карлову площадь и до Риегровых садов. Монастырь тогда сильно пострадал и в 1960-х гг. был перестроен. Бомбежка пошла ему на пользу: обычный двухбашенный храм, каких сотни, приобрел два пересекающихся шпиля, похожие на следы от ракет. Поддерживая репутацию народа с оригинальным чувством юмора, чехи заявляют, что конструкция напоминает им ослиные уши.
С другой стороны от площади стоит еще один храм, на этот раз православный — церковь Святых Кирилла и Мефодия (sv. Cyril a Metodej). Она была построена Дитценхофером для дома престарелых священников. В 1934 г. обновленное здание было передано Чехословацкой православной церкви. В 1942 г. в крипте храма скрывались парашютисты, совершившие покушение на немецкого протектора Рейнхарда Гейдриха. После того как их обнаружили и пытались затопить канализационной водой, все семеро скрывавшихся покончили жизнь самоубийством. В крипте сейчас музей.
Церковь Святых Кирилла и Мефодия Resslova 9а; 24 92 06 86, 24 91 61 00. Посещение музея май–октябрь: вт–вс 10.00–17.00; ноябрь–апрель: вт–вс 10.00–16.00.
В месте пересечения Войтешской (Vojtesska) и Шитковой (Sitkova) улиц, на месте старого кладбища стоит церковь Святого Войтеха (sv. Vojteh), впервые упоминающаяся в 1318 г. В 1875 г. в храме была обнаружена настенная роспись времен перехода от готики к ренессансу. Стены потом забелили, и снова обнаружили ту же роспись уже в 1930 г. На фресках изображены Мадонна, апостолы и чешские святые-покровители. Орган баварской фирмы Steinmeier в 1877 г. поставили специально для Антонина Дворжака.
На Пштроссовой (Pstrossova) находится также самый приличный в Праге магазин английских книг Globe. Кафе при магазине — главное место встреч пражской англоязычной молодежной тусовки. Точнее, тех ее представителей, которые именно сегодня вечером решили не напиваться в стельку в «Яме», а мирно побеседовать или покемарить над Guardian.
Вышеградский путь от Карловой площади на север, к Народному проспекту, идет по улице Спалена (Spalena). Имя такое она получила после пожара 1506 г., когда практически все постройки на ней выгорели до основания.
Дом «Олимпик» (Spalena 16) — один из первых конструктивистских домов в Чехии; он построен в 1927 г. архитектором Крейцаром. На доме есть мемориальная доска, где написано, что в 1871 г. там скончался великий чешский художник Йозеф Манес. А дом «Диамант» (Diamant) на пересечении Спаленой с улицей Лазарской (Lazarska) — кубистская постройка Скрживанки, 1913 г. — одна из самых причудливых в этом стиле. Внутри дома висит на цепях светильник в виде огромного черного бриллианта.
Если архитектура вас немного утомила, недалеко от Карловой площади, на углу Штепанской и Йечной (Jecna), с 1937 г. стоит модерновый ресторан-пивоварня Pivovarsky dum. Кроме классического и пшеничного там есть фруктовые сорта и даже такое издевательство, как пивное шампанское.
Улица Штепанска, ведущая отсюда на Вацлавcкую площадь, — одна из старейших на Новом Месте. Название свое она ведет от церкви Святого Стефана (sv. Stepan), заложенной в 1351 г. как главный храм Нового Места. Внутри сохранилась изначальная готическая планировка, дополненная лишь органным залом в ренессансном духе в 1612 г. Местами сохранилась и настенная роспись XIV в. Здесь играли свадьбы Бедржих Сметана и Антонин Дворжак. Рядом с церковью стоит романская ротонда святого Лонгвина начала XII в.
Параллельная Штепанской Водичкова улица (Vodickova) называется так уже более пяти веков — в честь мясника Яна Водички, чей дом был тут самым большим в XV в. Построенный в 1902 г. на его месте дом «У Новаку» (№ 30) стал одной из красивейших построек ар нуво в Праге. В начале века здесь был первый пражский буфет, перед Второй мировой открылся театр оперетты, который, разумеется, работал и во время оккупации. Сейчас оперетту сменило варьете. С противоположной стороны улицы, чуть ближе к Вацлавской площади, стоит дом Рожновских (№ 35), приписываемый Дитценхоферу. У дома слава родины чешского кино, так как он принадлежал Урбану, державшему здесь кино- и фотоателье. Во время реконструкции в нише стены был найден клад, состоящий из негативов редких снимков, спрятанных во время оккупации от фашистов. А в № 20 будет ресторан Novomestsky pivovar, и пиво там варят отменное; главное — не заблудиться в подвалах пивовара.