Монастырь Святой Анежки и Гаштал
На северо-восточном краю Йозефова, у реки, находится монастырь Святой Анежки (klaster sv. Anezky Ceske), один из первых готических комплексов Богемии. Заложил его Вацлав I в 1234 г. для своей сестры Анежки и ордена кларисок, «младших сестер» францисканцев. Тут же присовокупили и монастырь миноритов, младших братьев францисканских. Побыть настоятельницей Анежка успела недолго — она умерла в том же 1282 г., когда было закончено строительство.
Монастырь был весьма богатым и обладал обширным собранием реликвий. Рассказывают, что как-то раз его посетил большой охотник до мощей Карл IV, увидел палец Николая-угодника и тут же вознамерился отпилить половинку для своей коллекции. Только начал резать, как из-под ножа брызнула кровь. Император испугался и отстал, а ранка на пальце срослась, как ничего и не было.
Расформированный из-за реформ материалиста Иосифа II монастырь успел побыть складами и мастерскими и в результате сильно обветшал. В 1950-е он был образцово отреставрирован и передан Национальной галерее. Теперь здесь замечательная экспозиция средневекового искусства Чехии и Средней Европы.
На территории музея живет грустное привидение. Отец отдал дочь в монастырь, чтобы она не встречалась со своим возлюбленным рыцарем. Когда он узнал, что они продолжают-таки встречаться, то подкараулил их ночью и порубил обоих мечом. Привычный к таким вещам рыцарь выжил, монашка — нет. Мало того, отец еще и проклял ее. «Не будет, — говорит, — тебе покоя, пока эти стены монастырские стоят». Стены стоят, монашке нет покоя.
В нескольких шагах от монастыря будет Гаштальская площадь (Hastalske namesti), большую часть которой оккупировала церковь Святого Гаштала (sv. Hastal), готическая постройка начала XIV в. После пожара 1689 г. верхняя часть ее была перестроена и приняла барочный вид, но неф в северной части уцелел, как и готические росписи на стенах сакристии.
Совсем недалеко отсюда, на пересечении Длоугой улицы (Dlouha) и Рыбной (Rybna), есть отличный арабский ресторан-кофейня-кондитерская Dahab, а сразу за ним — клуб Roxy, который, возможно, скоро закроется из-за финансовых проблем, а если не закроется сам, то его засудят и закроют соседи: им мешает шум. Кстати, шум, настоящий ли, выдуманный ли, очень мешал Кафке, который квартировал здесь на улице Длоугой в доме № 16 «У золотой щуки». Впечатления Кафки знакомы каждому, кто жил в блочных домах: «Резонанс всего дьявольского бетонного дома Над комнатой на чердаке урчит машинная установка лифта, и эхо раздается по пустым чердачным помещениям. Но там еще и служанка, которая, когда она сушит белье, будто топчет своими туфлями по моему черепу».
Рудольфинум
Дом искусства, объединяющий концертный зал и картинную галерею, назван в честь наследника престола принца Рудольфа. Масштабное новоренессансное здание Рудольфинума (Rudolfinum), наряду с Национальным театром и Национальным же музеем, построено не просто так, а дабы служить символом чешского возрождения. Как и многие общественно-полезные проекты такого рода, постройку Рудольфинума оплачивала Пражская страховая контора.
Во времена Первой республики и три года после окончания Второй мировой войны в Рудольфинуме заседал парламент Чехословакии. 22 сентября 1938 г., когда Чемберлен и Даладье отдали Гитлеру судетские территории, здесь, у Рудольфинума, собралась стотысячная толпа. Сейчас тут гораздо спокойнее, разве что в филармонии по соседству каждый год проходят фестивали классической музыки «Пражская осень», а в подземном гараже перед Рудольфинумом по субботам и воскресеньям — шумные дискотеки.
На площади Яна Палаха находится еще философский факультет Карлова университета, построенный в 1930 г. в неоклассическом стиле. На уровне первого этажа в 1990 г. повесили бронзовую мемориальную доску с посмертной маской Яна Палаха, совершившего самосожжение 16 января 1969 г. на Вацлавской площади в знак протеста против оккупации Чехословакии войсками Варшавского договора.
Рудольфинум Namesti Jana Palacha 1; 24 89 31 11. Дворец открыт только для концертов и культурных мероприятий.
10. Нове место
Ориентация
Как-то раз Карл IV выглянул в окно своего дворца и объявил присутствующим иноземным гостям, что нет в мире краше города, чем Прага. Стоявший рядом астролог заметил, что, может, оно и так, но ненадолго: звезды подсказывают, что Мала Страна будет огнем выжжена, а Старе Место водой смыто. Тут император и решил построить еще один город, чтобы и звезды обмануть, и славу Праги преумножить. Так рассказывает легенда, кстати, недалекая от правды: 3 марта 1348 г. по указу Карла IV началась постройка Нового Места — за Старым Местом, на территории от Вышеграда до Влтавы. Чтобы привлечь поселенцев, император на первые 12 лет освободил их от всех налогов, однако обязал каждого в срок до полутора лет поставить на выбранном участке дом. Туда же были переселены из Старого Места «шумные» ремесленники: кузнецы и жестянщики.
В основе Нового Места лежат три старых рынка — Скотный (современная Карлова площадь), отнятый у Старого Места Конский (Вацлавская площадь) и Сенный (Сеноважная площадь), бывшие там испокон веков. Около них и стали ютиться первые дома. Сейчас Нове Место, за исключением Вацлавской площади и прилегающих к ней улиц, — это обычный пражский жилой район, где в любое время суток грохочут трамваи, а бары по вечерам наполняются усталыми горожанами. Эти пыльные улицы — Прага куда более реальная, чем то, что видится с Карлова моста.
Вацлавская площадь
Вацлавскую площадь (Vaclavske namesti) стороной не обойти. Как ни старайся избежать единственного места в Праге, где жизнь кипит и в три часа ночи, обязательно обнаружишь себя стоящим в ее центре, среди толп спешащих людей, под вывесками многочисленных ресторанов и магазинов. Потому что Вацлавак, как называют ее пражане, — сердце города, прогоняющее людские потоки, как настоящее сердце кровь. Град, Малу Страну и Старе Место чехи давно отдали на разграбление туристам. Нове Место, Винограды и Жижков оставили себе. На Вацлавской те и другие встречаются, чтобы через минуту опять разбрестись: пражане по своим пивным, туристы — по своим достопримечательностям.
Бывший конский рынок стал называться Вацлавской площадью в 1848 г., когда с состоявшейся здесь национальной мессы началось антигабсбургское восстание. В 1918 г. народ праздновал здесь освобождение от гнета империи. В 1948-м — рабочие требовали отдать всю власть коммунистам, в 1989-м — миллионная толпа, наоборот, требовала у коммунистов отдать власть. Огромные демонстрации собираются здесь по любому поводу. На Вацлавак чехи приходят, когда их сборная выигрывает чемпионат мира по хоккею, или когда правительство снимает популярного директора Центрального телевидения. По последнему поводу в январе 2001 г. митингующих было сто тысяч.
На площадь в привычном значении этого слова Вацлавак не похож — скорее на широкий бульвар. Начинается он с конного памятника святому Вацлаву. Здесь — «под хвостом» — назначают 90 % встреч (остальные 10 случаются под часами на Староместской). Первый памятник Вацлаву был поставлен в 1680 г., конкурс на создание нынешнего выиграл отец чешской скульптуры Йозеф Вацлав Мыслбек. Его бронзовый Вацлав с 1812 г. сидит на коне, сжимая в правой руке копье, в окружении четырех святых — Прокопа, Войтеха, Людмилы, приходившейся князю бабушкой, и Анежки. Вацлав был из рода Пршемысловичей, княжил в X в., принял обет целомудрия, пытался насаждать христианство не только в Чехии, но и в Германии. Это не нравилось ни его матери-язычнице, ни немцам, которые науськали на него брата. Болеслав Жестокий убил 28-летнего Вацлава Доброго у входа в церковь, о чем в конце своей долгой жизни горько сожалел.
16 января 1969 г. прямо перед памятником сжег себя студент Ян Палах в знак протеста против оккупации Чехословакии войсками стран Варшавского договора. 25 февраля того же года, в годовщину коммунистической революции, на том же месте то же самое совершил еще один студент — Ян Зайиц. С 1989 г. здесь стоит простой березовый крест, у которого всегда лежат цветы.
За спиной у Вацлава стоит огромное здание Национального музея, построенное в 1890 г. Шульцем. У входа — рампа с аллегорическими изображениями трех частей Чехии — Чехии, Моравии и Силезии, а также двух главных рек — Лабе и Влтавы. На фасаде — мраморные доски с фамилиями чешских деятелей науки и искусства, на башенках — изображения разных наук, тоже аллегорические. Все это выглядит настолько внушительно, что советские танкисты в 1968 г. приняли музей за парламент и обстреляли; следы от пуль и осколков видны до сих пор. Прямо перед зданием стоит фонтан, в который в 1999 г. какой-то шутник высыпал пачку стирального порошка, в результате чего хлопьями пены было забросано все в радиусе 25 м.
Первое интересное здание по противоположной стороне площади — «Феникс» (№ 56), на углу с улицей В Смечках (Ve Smeckach). Один из главных пражских архитекторов начала XX в. Йозеф Гочар построил его в 1929 г., перепробовав к этому времени все стили и от всех от них отказавшись. Курортного вида гостиницу Jalta почти напротив построил в 1957 г. Тензер (№ 45); слева от нее, в № 41, — пассаж Grossmann. Кинотеатр, расположенный в нем, тоже называется Jalta.
По левой стороне Вацлавки, на углу со Штепанской улицей (Stepanska), стоит бывшее здание Моравского банка, построенное в 1916 г. Матеем Блехтой. Стены украшают орнаменты и суровые античные лица. Сейчас смотреть на него — одно удовольствие, но во время постройки ведущие чешские архитекторы ополчились на Блехту, называя его творение не иначе как «помпезным архитектурным монстром». Банк стал первым в Чехии железобетонным зданием; песок для него брали прямо из вырытого для строительства котлована. Внутри находится самый знаменитый пражский пассаж — Lucerna, построенный дедом и тезкой нынешнего президента Вацлавом Гавелом. Пассаж называется «Люцерна» (в переводе с чешского — «Фонарь»), потому что жена Гавела, увидев проект фасада, выходящего на Штепанску, сказала: «Здесь же одно стекло. Выглядит как фонарь!» По реституции часть пассажа отошла невестке Гавела-внука. В пассаже множество магазинов, несколько баров и ресторанов, два кинотеатра, театр и, самое интересное, пародия на мыслбековский памятник Вацлаву — конь подвешен к потолку вверх ногами, а святой сидит у него на пузе. Памятник работы главного пражского шалуна Давида Черного (2000) сначала стоял ровно напротив настоящего Вацлава, на другом конце площади.
Неоренессансный дом «Виль» (№ 34) с фасадом, покрытым фресками Алеша и Фанты, назван так в честь архитектора, который построил его в 1896 г. Сейчас здесь книжный магазин с хорошим отделом литературы на английском.
Не отреставрированное ни внутри, ни снаружи здание гостиницы Grand Hotel Evropa (№ 25) на другой стороне площади считается — наряду с Общественным домом — чуть ли не лучшим образцом стиля ар нувов Праге. Сооружено оно в 1905 г. по проекту Биндельмайера, Дриака и Гипшмана. Прилепившееся рядом узкое модернистское здание гостиницы Meran Алоис Дриак спроектировал в том же году в одиночку.
Здание Чешского банка (№ 32) на углу с Водичковой улицей (Vodickova) построено в 1916 г. архитекторами Сакаржем и Поливкой, скульптуры на фасаде выполнены Богумилом Кафкой. В доме находятся пассаж Svetozor с одноименным кинотеатром и турецкая забегаловка с дешевым немецким (что для Праги, мягко говоря, не типично) пивом. В самом конце пассажа — вход во Францисканский сад (Frantiskanska zahrada), раньше бывший монастырским садиком, а сейчас служащий местом отдыха представителей всех групп населения. Лучшую половину года его арки увиты розами, а по стенам круглый год вьется старый плющ. В садике стоит церковь Девы Марии Снежной (Panna Maria Snezna), заложенная Карлом IV по случаю его коронации. Это должен был быть самый большой собор в Праге, но к 1397 г. успели доделать только пресвитерий, а потом строительство прервалось в связи с Гуситскими войнами. Храм стал оплотом радикальных гуситов, здесь проповедовал их главный оратор Ян Желивский. Под его предводительством в 1419 г. граждане отправились от Марии Снежной к Новоместской ратуше выкидывать из окон чиновников. Когда в 1422 г. Желивского казнили, похоронили его тоже здесь. После восстания гуситов строительство не возобновлялось, и церковь не стала самой большой, однако осталась самой высокой: высота потолков — 33 м. Выше лишь собор Святого Вита, но только за счет башен.
В необарочном здании со статуями по правой стороне Вацлавака (№ 19) была страховая контора Assicurazioni Gene-rali, в которой c 1 октября 1907-го до 30 июля 1908-го работал Кафка. Другой знаменитый пражско-еврейский писатель, Лео Перуц, приступил к работе в той же страховой конторе в один день с Кафкой. Но не в пражском, а в венском отделении.
В самом конце четной стороны площади раньше был универмаг Lindt (№ 4), а теперь — книжный магазин и попсовый латиноамериканский клуб. Сквозь этот дом (и сквозь соседний, № 6, где магазин Bata) есть проход на площадь Юнгмана.
Дом № 1 по другой стороне площади — это дворец «Корона» (Palac Koruna), со светящейся короной наверху. Построил его архитектор Пфейфер (1914), а статуи, украшающие здание, изваяли скульпторы Сухарда и Штурса. Сейчас здесь торговый пассаж, а в нем — самый крупный в городе магазин компакт-дисков Bonton. На открытие приглашали Майкла Джексона, который тогда гастролировал в Праге, но тот под благовидным предлогом отказался, и магазин открыл чешский певец Янек Ледецкий.