Кржижовницкая и марианская площади

Карлова улица заканчивается перед Карловым мостом Кржижовницкой площадью (Krizovnicke namesti). В правой части ее стоит церковь Святого Франциска Ассизского (sv. Frantisekz Assisi), принадлежавшая ордену рыцарей Креста с Красной Звездой; регалии ордена изображены над входом. Сначала церковь была скромной, нынешнее великолепие отстроили в XVII в., когда магистры ордена стали одновременно и пражскими архиепископами. Столб со святым Вацлавом XVII в. на углу храма, увитый каменной лозой, был перенесен сюда от здания Виноградарского управления на противоположной стороне площади. У его подножия сохранилась часть мостовой с самой старой пражской брусчаткой.

В 1378 г. монастырь около храма занялся пожаром ровно в тот час, когда на Граде скончался Карл IV. Орден заботился о содержании Карлова моста и собирал плату за проход по нему. На месте, где сидели стражники моста, сейчас стоит памятник Карлу IV. Монумент поставлен в 1848 г. в честь 500-летия основания Карлова университета.

Самое большое здание на площади — церковь Святого Спасителя, принадлежащая к комплексу бывшего иезуитского монастыря, а ныне Национальной библиотеки — Клементинума. Это самый большой комплекс в Праге после Града. Помимо Спасителя и еще нескольких церквей, он включал театр, начальную школу, гимназию и обсерваторию. Чтобы расчистить территорию для Клементинума, иезуиты снесли двадцать пять домов, несколько церквей, садов и монастырь ордена доминиканцев.

Строительство всего комплекса начали в 1592 г. как раз с церкви Святого Спасителя (sv. Salvator). За те сто лет, что она возводилась, из важных архитекторов здесь успели отметиться Лураго, Каратти и Канька. Получился у них один из самых гармоничных барочных храмов Праги. И внутри и снаружи все уставлено не менее гармоничными статуями Бендла.

В 1653 г., когда храм был в общих чертах готов, иезуиты принялись строить монастырь. Начали они это делать с западного крыла, которое по левую сторону от Спасителя. Снаружи в знак солидарности со светской властью они разместили бюсты императоров. Остальные крылья пристроил в начале XVIII в. Канька. А после того как императоры-просветители изгнали иезуитов из империи, вся эта благодать досталась университету. Сейчас в Клементинуме хранятся собрания Национальной библиотеки.

Основой ее стали коллекции Карлова университета, библиотеки иезуитов и других монастырей, закрытых во времена Иосифа II. Есть там и отделение рукописей, которых более 5 000, среди них — «Вышеградский кодекс» XI в., «Велиславова Библия» середины XIV в., «Жития святых отцов» XVI в. и другие раритеты. Вход в библиотеку и читальный зал — из второго двора комплекса.

В третьем дворе на крыше построенной Канькой башни обсерватории атлант из мастерской Брауна держит на своих плечах Вселенную. Долгое время на башню каждый день взбирался человек, который ровно в 12.00 черно-белым флагом делал отмашку стрельцам на Летной, а те палили из пушки пражский полдень — время обеда. Эта традиция продержалась до 1918 г.

Посещение церкви Святого Франциска Ассизского только во время службы, вс 9.00.

Посещение церкви Святого Спасителя только во время службы, ср 14.00, 20.00.

Национальная библиотека в Клементинуме пн–пт 8.00–22.00, сб 8.00–19.00.

В четвертом дворе стоит памятник астрологу Йозефу Степлингу, руководителю иезуитской обсерватории, и часовня, украшенная зеркалами в лепнине. Возможно, это самое чистое воплощение барочного духа в Праге. Сейчас в ней проводятся концерты.

Обогнув Клементинум по улице Платнержска (Platnerska), попадешь на Марианскую площадь (Marianske namesti). Сюда выходит фасадом занимающее целый квартал здание Новой ратуши (Nova radnice). Построил ее в 1911 г. архитектор Поливка, а скульптуры для фасада делали Сухард, Маржатка, Штрунц и Шалун. Последнему принадлежат скульптуры Железного (Черного) рыцаря на левом углу ратуши и рабби Льва справа. Статуи изображают несколько пражских историй. История раз: рабби Лев умел обманывать Смерть, и тогда та притворилась розой. Розу сорвала дочь раввина и принесла ему, он не удержался, понюхал — тут-то Смерть его и поймала — роза лежит у ног раввина, безутешная дочь рядом. Что символизирует собой гиена по правую руку рабби, история не объясняет. История два: рыцарь, который на самом деле не просто рыцарь, а сам Рудольф II, пришел в гетто за дочкой рабби Льва, в которую влюбился. Дочка сидит, накрыв голову его плащом — ей-таки стыдно, что она влюбилась в гоя. История три: рыцарь был просто рыцарем. Он убил свою жену, та прокляла его, и он стал железным. Расколдовать его можно лишь в определенный день и час раз в сто лет, и лишь молитвами невинной девушки. Как видно, этого пока не случилось, и он все еще стоит на фасаде Новой ратуши.

С мая 1945 г. в этом здании работают пражский магистрат и канцелярия губернатора. Напротив ратуши находится задний вход в Клементинум. В стену состоящего из двух кривых деревьев садика Клам-Галлусова дворца вмонтирован фонтанчик 1712 г. с аллегорией Влтавы; эту грудастую каменную бабу в народе зовут попросту Терезкой.

За ратушей в доме «У башни» (U radnice, № 5), построенном Динценхофером, родился Кафка. Дом снесли в 1902 году, чтобы через пять лет поставить на его месте новый, фасад которого имитирует фасад старого — безумие вполне в стиле Кафки. А в № 8 по той же улице в XVII в. был ресторан, где каждый вечер отдыхал после работы знаменитый палач Мидларж, в частности, отрубивший головы 27 дворянам на Старой площади.

Наши рекомендации