Предложения, начинающиеся с конструкций типа
There is / there are
В английском языке есть предложения, начинающиеся со слов there is(имеется), there are(имеются), there was(имелся), there were(имелись), there will be(будет, будут). В таких предложениях подлежащее, которое обычно выражено существительным, стоит после глагола to be(т. е. после is, are, was, were).
Основная схема предложения:
В вопросительном предложении глагол to be ставится перед словом there;в отрицательном предложении после глагола to be обычно ставится отрицание по.
There isa lamp on the table.
На столе (имеется) лампа. (Утвердительное предложение.)
Is therea lamp on the table?
На столе есть (имеется) лампа? (Вопросительное предложение.)
There is nolamp on the table.
На столе нет (не имеется) лампы. (Отрицательное предложение.)
Если подлежащее такого предложения выражено существительным в единственном числе, глагол to be также стоит в единственном числе.
There isone thing. Something I do remember.
Есть (имеется) одна вещь. Нечто, что я действительно помню.
Если подлежащее выражено словосочетанием двух существительных, соединенных союзом and,то глагол to be стоит в единственном числе.
There wasa table and a bookcase in the room. В комнате были стол и книжный шкаф.
Если одно из существительных стоит в единственном числе, а другое — во множественном, то глагол to be должен быть в единственном числе, если первое из существительных стоит в единственном числе.
There wasa table and several chairs in the room. В комнате был (имелся) стол и несколько стульев.
Предложения начинаются со слов there is/there are,когда устанавливается наличие в данной ситуации какого-либо предмета или лица (группы предметов или лиц), которые называются в данной ситуации впервые и к которым привлекается внимание слушающего (читающего). В предложении существительное, называющее такой предмет или лицо (группу предметов или лиц), следует за конструкцией there is/there are.Эти предложения часто употребляются в ответ на вопрос: What is there? (Что там находится?).
There isan apple on the plate (and not a pear).
На тарелке яблоко (а не груша).
There werenewspapers in the letterbox, not magazines.
В почтовом ящике были газеты, а не журналы.
Эта конструкция не употребляется, если привлекается внимание не к самому предмету, а к тому, какой он, где он находится и т. д. В таких предложениях слово, обозначающее предмет (группу предметов), ставится обычно в начале предложения. Эти предложения часто употребляются в ответ на вопрос What kind of thing is it? (Каков этот предмет?), Where is it? (Где он?) и т. д.
The applesare on the table.
Яблоки на столе.
The applesare red.
Яблоки красные.
The newspapersare in the letterbox.
Газеты в почтовом ящике.
There wasa heavy silence in the room.
В комнате царило тяжелое молчание.
The silencein the room was oppressive.
Молчание, царившее в комнате, было угнетающим.
Если подлежащее предложения, начинающегося со слов there is/there are, выражено исчисляемым существительным в единственном числе, это существительное употребляется с неопределенным артиклем. Если существительное является неисчисляемым или стоит во множественном числе, перед ним артикля не будет.
There was a mushroom under the tree.
Под деревом был гриб. (' mushroom' — исчисляемое существительное
в единственном числе)
.There was milk in the cup.
В чашке было молоко. (' milk' — неисчисляемое существительное)
There were children in the room,
В комнате были дети. (' children' — существительное во множественном числе)
7. ТИПЫ ВОПРОСИТЕЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
В английском языке есть четыре основных типа вопросительных предложений:
1) общие вопросы (general questions);
2) специальные вопросы (special questions);
3) альтернативные вопросы (alternative questions);
4) разделительные вопросы (disjunctive questions).
Общий вопросзадается тогда, когда мы хотим спросить, происходит, происходило или произойдет событие, выраженное сказуемым вопросительного предложения.
Основная схема предложения,
содержащего общий вопрос:
Can Peter read English books? Умеет ли Петя читать книги на английском языке? |
1 2 3
Is Peter a good pupil? Петя хороший ученик?
Если сказуемое выражено глаголами to beили to have,которые в этом предложении являются смысловыми глаголами (to be — «быть», «находиться», to have — «иметь»), то вопросительное предложение строится без вспомогательного глагола по схеме:
1 2
Had he a book?
У него была книга? (Он имел книгу?)
1 2
Was Peter at home? Петя был дома?
Did anyone of you go to the cinema yesterday?
Кто-нибудь из вас ходил вчера в кино?
Must I take this medicine?
Я должна принять это лекарство?
Is he a kind person?
Он добрый человек?
Do you remember Tom? He went to Canada.
Ты помнишь Тома? Он уехал в Канаду.
"Will you give me a lift to my house in your car?" he asked.
«Вы меня подвезете до дома на вашей машине?» — спросил он.
"Is someone going to answer the door?" — "Yes, Dad."
«Кто-нибудь собирается открыть дверь?» — «Да, папа».
"Can I get you a glass of milk or something?" — "No, thanks, Mother."
«Тебе принести стакан молока или еще что-нибудь?» — «Нет, спасибо, мама».
"By the way, is Sandra Jean here?" — "Here I am. ...Is something wrong?"
«Кстати, Сандра Джин здесь?» — «Я здесь. ...Что-нибудь случилось?»
На общий вопрос отвечают утвердительно или отрицательно. Ответ начинается со слов Yes(да) или No (нет). Дальше повторяется подлежащее и вспомогательный (модальный, связочный) глагол вопросительного предложения. Если сказуемое вопросительного предложения выражено глаголами to beили to have,в ответе повторяются эти глаголы.
— Is he reading? — Yes, he is. (No, he is not.)
— Он читает? — Да. (Нет.)
— Has he a book? — Yes, he has. (No, he has not.)
(или: Does he have a book? — Yes, he does. (No, he does not.)
У него есть книга? — Да. (Нет.)
"Did you find the photograph?" — "No, I didn't."
«Ты нашел фотографию?» — «Нет».
Специальный вопросзадается тогда, когда мы хотим узнать, кто совершает действие, где, когда, почему, при каких обстоятельствах оно происходит.
Специальный вопрос всегда начинается со специального вопросительного слова:
who (кто) where (где)
whom (кого) why (почему)
what (что) how long (как долго)
which (который) how many (сколько)
whose (чей) how much (сколько)
when (когда)
Во всех случаях, кроме тех, когда вопрос задается к подлежащему (или определению к подлежащему), в специальных вопросах употребляется обратный порядок слов — инверсия. Основные схемы специального вопроса: 1) вопрос относится не к подлежащему:
12 3 4 Where does Peter live? Где живет Петя? |
12 3 4 What can Peter do? Что Петя умеет делать? |
1 2 3
Where is Peter? Где Петя?
What were you talking about?
О чем вы разговаривали?
Why are you so late?
Почему ты опоздал?
"How are the kids?" — "They're fine."
«Как дети?» — «Прекрасно».
"Hello, Liz, is that you? Angela here." "Angie! Where are you speaking from? When did you arrive?"
«Алло, Лиз, это ты? Говорит Энджела».— «Энджи! Откуда ты говоришь? Когда ты приехала?»
l 2 Who is reading a book? Кто читает книгу? |
2) вопрос относится (а) к подлежащему или (б) определению к подлежащему. У этих специальных вопросов прямой порядок слов:
1 2 3
Whose book is lying on the table?
Чья книга на столе?
Who is the best pupil in your class?
Кто лучший ученик в вашем классе?
"Who's there?" — "It's Phil."
«Кто там?» — «Это Фил».
На специальный вопрос отвечают обычно развернутым предложением, в соответствии с тем, о чем именно спрашивается в вопросе, или кратко.
— Who is reading a book? — Peter is reading a book. (Peter is.)
Кто читает книгу? — Книгу читает Петя. (Петя.)
— Where is the book? — The book is on the table.
Где книга? — Книга на столе.
When did you come back? — I came back on Monday.
Когда ты вернулся? — Я вернулся в понедельник.
Альтернативный вопросзадается тогда, когда отвечающий должен сделать выбор между двумя возможностями. Альтернативный вопрос состоит как бы из двух общих вопросов, соединенных союзом ог (или).
Основная схема альтернативного вопроса:
1------- 1 --- 1 2 ,- ;--------- 3 ,
Is it a book or is it a copybook? Это книга или это тетрадь?
,------------ 1--------- , 2 ,------- 3----------- ,
Will he come today or will he come tomorrow? Он придет сегодня или он придет завтра?
Можно упростить альтернативный вопрос, сократив его вторую часть:
Is it a book or a copybook?
Will he come today or tomorrow?
Is he a painter or a sculptor?
Он художник или скульптор?
Do you want to speak to her now or in the afternoon?
Ты хочешь поговорить с ней сейчас или после обеда?
На альтернативный вопрос отвечают развернутым предложением, повторяя первую или вторую часть вопроса без инверсии.
— Is it a book or a copybook? — It is a book. (It is a copybook.)
— Это книга или тетрадь? — Это книга. (Это тетрадь.)
— Is it your room or is it your sister's room? — It is my room.
— Это твоя комната или комната твоей сестры? — Это моя комната.
Разделительный вопросупотребляется тогда, когда мы хотим получить подтверждение слушающего, согласен ли он с тем заявлением, которое мы сейчас сделали.
Основная схема разделительного вопроса:
Не is reading, isn't he? Он читает, не так ли?
В кратком вопросе повторяется вспомогательный, модальный или связочный глагол предложения, содержащего заявление. Если сказуемое предложения, содержащего заявление, выражено глаголами to be или to have, то повторяются эти глаголы.
Не is reading, isn'the?
Он читает, не так ли? (Повторяется вспомогательный глагол.)
Не can read, can'the?
Он умеет читать, не так ли? (Повторяется модальный глагол.)
Не is a good pupil, isn'the?
Он хороший ученик, не так ли? (Повторяется связочный глагол.)
Не has a book, hasn'the?
У него есть книга, не так ли? (Повторяется глагол to have,
употребленный как смысловой глагол.)
Если глагол в предложении, содержащем заявление, стоит в утвердительной форме, в кратком вопросе глагол стоит в отрицательной форме; если глагол в предложении, содержащем заявление, стоит в отрицательной форме, глагол в кратком вопросе стоит в утвердительной форме.
Не isthere, isn'the?
Онтам, не так ли?
Не isn'tthere, ishe?
Он не там, не так ли?
The band isvery good, isn'tit?
Оркестр очень хороший, не правда ли?
It isn'tvery warm here, isit?
Здесь не очень-то тепло, правда?
"I must ask you, Celia ," he said, "not to interfere. It isreally noconcern of yours, isit?"
«Я должен попросить тебя, Селия,— сказал он,— не вмешиваться. Ведь это не твое дело, не так ли?»
На разделительный вопрос нужно отвечать кратко, утвердительно или отрицательно, как и на общий вопрос.
Не is there, isn't he? — Yes, he is.(No, he is not.)
— Он там, не так ли? — Да. (Нет.)
Не isn't there, is he? — No, he isn't. (Yes, he is.)
Его там нет, не так ли? — Да(его там нет). (Нет, он там.)