Passiivi. Пассивный (неопределённо-личный) залог.
Переводится на русский язык страдательнымзалогом или неопределённо-личнойформой. Поэтому в каждой грамматической категории существует только 1вариант, соответствующий III лицу множественного числа.
Indikatiivi preezensi.
Образуется по типу спряжения, с прибавлением окончания -ta (-tä)(после согласной, долгой гласной или дифтонга – -a (-ä)):
Lugõta – Читается; читают.
Eb lugõta – Не читается; не читают.
Assõõvahtõluz verbije preezensi ja imperfekti vartaloiz.
Чередование ступеней в основах глаголов настоящего и прошедшего времён.
При наличии аssõõvahtõluzв основах форм рreezensiи imperfekti, имеет место следующая закономерность:
1)В рreezensi –I, II, и III лица единственного числа имеют краткую(cлабую) ступень основы (algan, algad, algab);во множественном числе I, II и II лица также имеют краткую(слабую) (algammõ, algattõ, algõta). В IХ и Х спряжениях все лица имеют долгуюступень (34, 35 уроки).
2)В imperfekti– I и II лица единственного и множественного числа и III лицо множественного числа имеют краткуюстyпень основы (algõn, algõd, algõmmõ, algõttõ, algõtti), а III лицо единственного числа – долгую(alkõ). Однако, у глаголов тех типов спряжения, где в imperfektiперед личным окончанием возникает суффикс -zi-, всеформы с этим суффиксом имеют сильнуюступень основы (kuttsuzin, ehtizid, süntüzimmäи т.п. ).
Arjotuz.
Пользуясь правилами данного урока (и примерами форм глагола tulla), проспрягайте глагол õlla
В утвердительной и отрицательной формах повелительного наклонения.
KAHSCÜMMENÄZ VIĎĎEZ ÕPPIKAPPALÕ.
ДВАДЦАТЬ ПЯТЫЙ УРОК.
Verbi passiivi.
Indikatiivi imperfekti.
В mööntein formaобразуется по типу спряжения, с прибавлением окончания -tti(после согласной, долгой гласной или дифтонга – -ti):
Lugõtti– Читалось; читали.
В ceeltein formaсовпадает с II partitsiippi:
Eb lugõttu – Не читалось; не читали.
Konditsionaali.
В обеих формах образуется по типу спряжения, с прибавлением окончания -ttaiz, -ttäiz
(после согласной, долгой гласной или дифтонга – -taiz, -täiz).
Lugõttaiz – Читалось бы. Eb lugõttaiz – Не читалось бы.
Imperatiivi.
В обеих формах образуется по типу спряжения, с прибавлением окончания -ttago, -ttägo(после согласной, долгой гласной или дифтонга – -tagoo, -tägoo)
Lugõttago! – Пусть читается! Elko lugõttago! – Пусть не читается!
Numeraalõ.
Kardinaalõd 101 – 2000.
101. Sata ühsi (saa ühe, sataa ühtä, satasõ ühtee) и т.п.
200. Kahssataa (kahõ saa, kahta sataa, kahtõõ satasõ).
300. Kõmsataa. | 800. Kahõsaasataa. |
400. Nelläsataa. | 900. Ühesääsataa. |
500. Viizsataa. | 1.000. Tuha|d (ttõmõ, tta, ttõmõõ). |
600. Kuuzsataa. | 2.000. Kahstuhatta (kahõ tuhattõmõ, kahta |
700. Seitseesataa. | tuhatta, kahtõõ tuhattõmõõ) и т.п. |
3427. Kõmtuhatta nelläsataa kahscümmentä seitsee (kõlmõ tuhattõmõ nellä saa kahõ cümmene seittseme, kõlmõa tuhatta nellät sataa kahta cümmentä seitseet, kõlmõsõ tuhattõmõõ nelläse satasõ kahtõõ cümmenee seittsemee и т.п.).
Pronoomeni.
Indefiniittin. Неопределённое.
ce|nle (nele, täle, nesele) – кто-то, кое-кто, некто, кто-либо; mi|käle(nele, täle, heele) – что-то, кое-что, нечто, что-либо, что-нибудь; milli|nle (zele, ssäle, zeele) – какой-то, кое-какой, некий;
kum|ple (male, paale, paale) – какой-то из двух; mõn|i (õ, ta, õõ) – какой-либо; какой-нибудь; mõnik|az (kaa, assa, kaasõ) – некоторый.
Местоимение cenleможет иметь краткую форму allatiivi – celle.
Negatiivin. Отрицательное.
eb ce|nniid (neid, täid, neseid) – никто;
eb üh|siid (eid, täid, teid) – ни один, ни единый; eb mi|täid (neid, täid, heid) – ничто, ничего;
eb milli|neid (zeid, ssäid, zeid) – никакой.
При отрицательной форме глагола частица ebв местоимении опускается:
En juttõõ celleid – Никому не скажу.
Adverbi.
Tava adverbi. Наречие образа действия (начало).
alassi – голышом, | irvilee : ampaita ~ ajaa – оскалить зубы, |
alassui – 1) вверх дном; 2) ничком, | irvillää : ampaad omad ~ – зубы оскалены, |
alõassi – жалобно, | jalkazõõ – пешком, |
aľľaltaa – жестоко, | kannii – таким образом, |
elävält– живо, бойко, | kacci : on ~ – разбит; сломан, |
ilozassi – красиво, | kehnossi – скудно; бедно. |
KAHSCÜMMENÄZ KUVVÕZ ÕPPIKAPPALÕ.
ДВАДЦАТЬ ШЕСТОЙ УРОК.