Июня 1794 года войска республики нанесли интервентам решающее поражение при Флёрюсе.
Принятые в феврале и марте 1794 года так называемые вантозские декреты, не были проведены в жизнь вследствие сопротивления крупно-собственнических элементов в аппарате якобинской диктатуры. От якобинской диктатуры стали частично отходить плебейские элементы и сельская беднота, ряд социальных требований которых не был удовлетворён. В то же время большая часть буржуазии, не желавшей далее мириться с ограничительным режимом и плебейскими методами якобинской диктатуры, переходила на позиции контрреволюции, увлекая за собой зажиточное крестьянство, недовольное политикой реквизиций, а вслед за ним и среднее крестьянство. Летом 1794 года возник заговор против возглавлявшегося Робеспьером революционного правительства, приведший к контрреволюционному перевороту, свергнувшему якобинскую диктатуру и тем самым положившему конец революции (Термидорианский переворот).
14 июля, День взятия Бастилии — национальный праздник Франции; написанная в то время "Марсельеза" — по сей день государственный гимн Франции.
«Великий террор»
Политическая диктатура, тем более сопряженная с неисторическими попытками социального переустройства, закономерно приводила революционное правительство якобинцев и Конвент к изоляции, дополнявшейся отчуждением Парижа от всей крестьянской страны (добрая часть которой уже была охвачена контрреволюционным восстанием, начавшимся в Вандее). Преодоление этой изоляции насильственными способами, тем более в условиях военного времени, закономерно перерастало в гражданскую войну. В особых условиях Франции конца XVIII в. основной формой этой войны стала политика открытого террора, обдуманно проводившегося якобинцами и революционным правительством под предлогом борьбы за новую мораль и «спасение отечества».
Основным орудием этого террора стала новая революционная юстиция во главе с чрезвычайным уголовным судом, получившим название Революционного трибунала.
Революционный трибунал был воссоздан 10 марта 1793 г. в качестве специального квази-судебного органа борьбы со всеми, кто «покушался на свободу, равенство, единство и неделимость республики». В сентябре 1793 г. во время развертывания массовых репрессий, особенно в Париже, Трибунал был разделен на 4 секции. Списки судей составлялись в Комитете общественного спасения и Комитете общественной безопасности. Соответственно Трибунал стал, по сути, исполнительным орудием Комитета общественного спасения,. находясь под огромным влиянием Робеспьера и лично Кутона. В каждой секции было по трое судей, которые решали дела с участием 7-9 присяжных, выбранных ими самими. По определению, Трибунал применял только одну меру наказания – смертную казнь. Декретом 10 июня 1794 г. террористической направленности Ревтрибунала было придано законное основание. Согласно декрету, «революционный трибунал учрежден для того, чтобы наказывать врагов народа». Преследование врагов народа стало определяющим мотивом репрессий. К «врагам» были отнесены все, кто призывал к восстановлению королевской власти, поддерживал сношения с врагами республики, клеветал на патриотизм, распространял слухи, развращающие общественные нравы, «ослаблял чистоту революционных принципов», недобросовестные поставщики в армию и т. п. Разбор дел в Ревтрибунале проходил по условной судебной процедуре, по новым процессуальным правилам. Уликами признавались любые доказательства, в т. ч. моральные! Предварительное расследование отменялось, допрос совмещался с судебным рассмотрением. В случае, если улики были налицо, то свидетелей не вызывали. «Заговорщикам защитников не полагалось». Апелляции и кассации не допускались. Единственным наказанием была смертная казнь, которую приводили в исполнение в день вынесения приговора.
Еще одним законным основанием массового террора стал декрет «О подозрительных» (17 сентября 1793 г.) Согласно ему все лица, объявленные «подозрительными», немедленно должны быть арестованы. «Подозрительными» объявлялись все, «кто своими связями, поведением, речами, сочинениями... проявил себя как сторонник тирании», кто был смещен с должностных постов, кто эмигрировал, кто не мог доказать своей благонадежности и т. п. Списки «подозрительных» должны были составляться по округам особыми наблюдательными комитетами, заменившими органы самоуправления.
Сентябрьский декрет дал толчок первой волне массового террора, т. н. сентябрьской резне. В течение месяца только в Париже казнили ежедневно по 28-30 чел. Под преследование попадали все не присягнувшие новой власти священники, социально «чуждые» лица, бывшие аристократы, ведшие «нереволюционный» образ жизни. На гильотину была отправлена и жена казненного Людовика XVI Мария-Антуанетта. В большинстве случаев мотивом приговора были обвинения в мятежах или изменах (78% осужденных), были и экономические преступления (1%). Наиболее своеобразной чертой террора стало то, что в социальном отношении, он коснулся в главном самого революционного «третьего сословия» (75% казненных; дворян – 9%, духовенства – 5%). На местах инициированный из центра террор, помноженный на самодеятельность снизу, превратился в массовые внесудебные расправы. В Марселе несколько сот заключенных, членов семей эмигрантов, были затоплены на барже в море. В Нанте до 3 тыс. заключенных потопили в р. Луаре. Практиковались разрушения городов, оказавших неповиновение центру. Всего за год якобинского правления было казнено до 40 тыс. чел., более 500 тыс. было заключено в тюрьмы и подобие тюрем, причем власть устранялась от всякого содержания заключенных.
Началом особо жестокого террора стали выстрелы в одного из лидеров якобинцев в апреле 1794 г. Одновременно обвинения во враждебной деятельности раскололи сам правительственный лагерь (не обошлось и без сведения личных счетов). На основе провокационного обвинения были казнены выступившие против Робеспьера сторонники радикала Ж. Эбера. Спустя месяц были обвинены в контрреволюции и казнены несколько десятков якобинцев во главе с Дантоном.
Внутренние раздоры и внеправовой террор окончательно изолировали группировку Робеспьера, Сен-Жюста, Кутона от левоцентристской части Конвента. Опираясь на растущее недовольство в стране, на окрепшую армию, ставшую реальной политической силой под командованием новых революционных генералов, центристы во главе с Тальеном и Баррасом подготовили внутриправительственный заговор.
Конституция 1793 г.
- 17 июня 1793 года Конвент принял новую Конституцию 1793 года.
Конституции предшествовала Декларация прав человека и гражданина. Якобинцы отличались большим радикализмом. Своей целю определяли общее счастье. Право создается чтобы гарантировать естественные права. Естественными признавались:
- свобода; - равенство; - безопасность; - собственность;
также был расширен круг свобод:
- свобода собраний; - право подавать петиции; - право на восстание;
новым являлось:
- осуждение эксплуатации (кабальной формы эксплуатации 14 ст.). Теперь услуги предоставлялись по договору;
- забота о обездоленных (обеспечивались средства для существования лицам не способным к труду 21 ст.).
- 21 статья: образование для всех граждан;
- более определенное понятие народного суверенитета. Суверенитет принадлежал народу, кто попытается его захватить может быть умерщвлен.
Конституция 1793 года содержала более радикальные положение о суверенитете:
- суверенный народ есть совокупность свободных граждан
- народ обсуждает и издает законы
- конституция устанавливает всеобщее избирательное право для мужчин с 21 года живших своим трудом, не служащих, ценз оседлости 6 месяцев. Они имели право избирать и быть избранными.
Якобинцы отвергли теорию разделения властей:
- законодательные функции осуществлял однопалатный Законодательный корпус. Он избирался на один год, принималась голосованием народа. Обладал достаточно широкой компетенцией (бюджет, законодательство, определите мер весов, вопросы войны и мира). Законодательный корпус издавал два вид нормативных актов: Декреты и Законы.
По наиболее важным делам принимались законы. Законы получали силу если были одобрены в первичных департаментах.
Декреты принимались по мелким вопросам и издаются законодательным корпусом.
- исполнительные функции принадлежали Исполнительному совету из 24 человек. Образование: сначала на первичных собраниях избирали выборщики, которые составляли список кандидатов из числа списка законодательный корпус избирал Исполнительный совет. Законодательный корпус имел право судебного преследования Исполнительного совета во имя исполнения существующих законов.
- местные судьи и органы власти были выборными.
По Конституции 1793 года: выборность, краткосрочность, коллегиальность, суверенитет.
Установился буржуазно-демократический политический режим. Конституцию можно назвать наиболее передовым документом того времени.
Но Конституция не воплотилась в жизнь. Из за опасности новых волнений ее принятие отложили (с северо-востока, юга появилась внешняя опасность; постоянно происходил мятежи сторонников Короля, Жирондистов). В результате чего республика находилась на краю гибели. Решено было отложить принятие Конституции до наведения порядка, и был введен революционный порядок управления. К декабрю 1793 года оформляется Якобинская декларация.
Вопрос № 7.