Кафедра «Иностранные языки и методика преподавания
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра «Иностранные языки и методика преподавания
Иностранных языков»
Курсовая работа
по дисциплине «Методика обучения и воспитания ИЯ»
на тему: «Диалогическая форма общения на основе ролевых игр на младшей и средней ступени обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе»
ПГУ 1.114040062.04.001
Направление подготовки – 44.03.01 Педагогическое образование
Профиль подготовки – Иностранный язык (английский /немецкий/французский язык)
Выполнил студент: Капралова Марна Сергеевна
Группа: 14 ИПА 1 (2)
Руководитель:
К.п.н., доцент Павлова О. А.
Работа защищена с оценкой ____________
Преподаватели ____________
____________
____________
Дата защиты ____________
Содержание
Введение…………………………………………………….……………...……3
Глава 1. Общая характеристика ролевой игры, как эффективного приема обучения английского языка на младшей и средней ступени обучения в средней общеобразовательной школе……………… ……………………….5
1.1. Характеристика ролевых игр и их эффективное использование на уроках английского языка в школах…………………………………………………..5
1.2. Методическая типология и разные формы ролевых игр на младшей и средней ступени обучения английского языка в школах………………9
Выводы по первой главе………………………………………………………..11
Глава 2. Развитие навыков диалогической речи на основе использования ролевых игр для младшего и среднего школьного возраста на уроках английского языка в школах…………………………………………….........13
2.1. Основная характеристика диалогической речи на английском языке в школах…………………………………………..………………………..…….13
2.2. Психолого-педагогических характеристик диалогической речи.…….16
2.3. Методика формирования диалогической речи на английском языке……………………………………………………..………………………17
2.4. Использование ролевой игры при обучении диалогической речи для младшего школьного возраста…………………………………………….…22
2.5. Использование ролевой игры при обучении диалогической речи для среднего школьного возраста………………………………….……………..22
Выводы по второй главе………………………………………………………..24
Заключение………………………………………………………………….….26
Используемая литература…………………………………………………….28
Марина, должен быть интервал 1,5, и не делайте пробелов между абзацами.
Каждая глава (но не параграф) и список литературы должны начинаться с новой страницы.
Введение
В настоящее время прослеживается большой интерес к изучению английского языка в России. Это подтверждается огромным количеством пособий по английскому языку в магазинах, множеством разнообразнейших и интересных книг художественной литературы из Англии и Америки в книжных магазинах, в библиотеках или в Интернете. По всей России открываются всевозможные курсы по изучению английского языка, а самое главное – это изменение роли, места предмета «английский язык» в нашей системе образования. В нашей стране осуществляется подготовка к жизни деятельности в демократическом мультикультурном и мультинациональном обществе.
Главной целью в преподавании английского языка в школах выступает коммуникативно ориентированная цель. Диалогическое общение – это одно из самых главных и важных форм речевого общения. Диалогическая речь учит детей правильно общаться между собой, поддерживать беседу, слушать своего партнёра, совместно решать проблемы. Диалог создаёт соучастие, равноправие, эмоциональное и психологическое единство и согласие партнёров. Диалог между преподавателями и учениками считается наиболее естественной и непринуждённой формой общения в школе.
В современной методике обучения английскому языку развитие диалогической речи у школьников – это одна из важных проблем. К сожалению, преподавателям не всегда удаётся научить учеников вести беседу на изучаемом английском языке. Овладеть навыком устой англоязычной речи в школе, которая не находится в Америке или Англии, это очень сложная задача. Не секрет, что большинству ученикам, много лет учивших английский язык в школе, так и не удалось овладеть этим навыком. К тому же многие учителя иностранного языка в средних общеобразовательных школах жалуются на недостаток часов, запланированных на изучение английского языка, которые остро ощущаются в процессе работы.
Использование на уроках английского языка ролевых игр в обучении диалогической речи школьников является одним из действенных методов в моделировании реальной ситуации общения на уроках. Ролевая игра способна заинтересовать школьников в учебном процессе, посодействовать в их реальном участии на уроках. Многие учёные считают, что игра – это ведущая деятельность школьников. Игры на уроках английского языка нужны для того, чтобы процесс обучения доставлял удовольствие учащимся и преподавателям и не вызывал у них скуку. Ролевые игры повышают мотивацию, снижают утомляемость детей на уроках.
Приём ролевой игры как очень интересный и эффективный приём в обучении диалогической речи создаёт благоприятную психологическую атмосферу естественного общения на уроке, свободу речевого и неречевого поведения, помогает увидеть в английском языке реальное средство общения. Ролевая игра – это очень трудное, но зато увлекательное занятие. Она тренирует память, внимательность учеников, побуждает к умственной активности, развивает устную речь. Ролевая игра способна заинтересовать даже самых безынициативных, ленивых и безвольных школьников, которые тем самым смогут повысить свой уровень успеваемости. Таким образом, из всего выше сказанного мы делаем вывод, что тема моей курсовой работы является особо актуальной.
Объект исследования: процесс формирования диалогической речи у школьников на уроках английского языка.
Предмет исследования: эффективность использования ролевых игр для формирования диалогической речи у учащихся начального и среднего школьных возрастов.
Цель исследования: доказать эффективность использования ролевых игр в обучении диалогической речи на начальной и средней ступени обучения английскому языку в школе.
Задачи исследования:
1) Определить сущность ролевой игры, показать её основные функции, виды. Охарактеризовать типы ролевых игр и их роль на младшей и средней ступени обучения английскому языку. Определить состав, технологию ролевых игр при обучении диалогической речи.
2) Дать определение диалогической речи, перечислить задачи при обучении диалогическому общению, разделить диалоги на группы. Дать психолого-педагогическую характеристику диалогического общения и выявить его трудности для учеников, а также методы и приёмы обучения.
3) Разработать ролевые игры и комплекс упражнений по их использованию на основе диалогического общения на уроках английского языка на младшей и средней ступени обучения, а также опробовать их на практике в средней общеобразовательной школе.
Работа состоит из введения, в котором определены актуальность, цель и задачи исследования, двух глав: теоретической и практической, заключения, содержащего основные выводы по работе и списка используемой литературы. В первой главе говорится об общей характеристике ролевой игры, как эффективного приема обучения английского языка на младшей и средней ступени обучения в средней общеобразовательной школе. Во второй главе рассказывается о развитии навыков диалогической речи на основе использования ролевых игр для младшего и среднего школьного возраста на уроках английского языка в школах.
Глава 1. Общая характеристика ролевой игры, как эффективного приема обучения английского языка на младшей и средней ступени обучения в средней общеобразовательной школе.
Выводы по первой главе
Ролевая игра является важным и эффективным приёмом воссоздания воображаемых, фантастических или реальных ситуаций диалогического общения на уроках английского языка. Они активизируют речемыслительную деятельность школьников на начальном, среднем и старшем этапе обучения, формируют внутреннюю мотивацию к естественному, инициативному урочному или даже внеурочному общению на английском языке.
Ролевая игра включает в себя следующие главные функции: мотивационная, воспитательная, ориентировочная, обучающая и компенсаторная функции.
Процесс организации ролевых игр состоит из трёх этапов: подготовительный, проведение игры и подведение итогов.
В ролевых играх осуществляется парное и групповое участие школьников
Действия учителя и учеников состоят из четырёх этапов: 1) Этап подготовки. 2) Объяснения. 3) Этап проведения – это сама игра. 4) Анализа и обобщения.
Действия преподавателя в процессе подготовки и проведения ролевой игры различны. На начальном этапе преподаватель всячески контролирует работу школьников, зато потом плавно переходит в наблюдательную позицию, иногда только при необходимости направляя общение учеников.
Можно назвать пять основных видов ролевой игры в средней общеобразовательной школе: 1) Контролируемая ролевая игра. 2) Умеренно контролируемая ролевая игра. 3)Эпизодическая ролевая игра; 4) Длительная игра. 5) Свободная ролевая игра. Самыми сложными видами ролевых игр считаются длительная и свободная игры, в которых в полной мере проявляется творчество и инициатива.
Наиболее актуальные формы ролевых игр в школе можно считать интервью и импровизацию.
Для младшего школьного возраста больше всего подходят сюжетные ролевые игры сказочного и бытового содержания, а так же обиходного содержания (речевой этикет, культура поведения). Для учеников среднего школьного возраста характерны сюжетные ролевые игры бытового содержания и ролевые игры обиходного содержания (речевой этикет, культура поведения).
Для учеников младшего школьного возраста характерны определённые варианты ролевых игр на уроках иностранного языка, например ролевые игры с предметом, кукла и так далее.
Существует большое количество разновидностей кукол: пальчиковые куклы, наручные куклы, обычные детские куклы или различные кукольные костюмы для детей.
В ролевой игре кукла может выполнять множество функций: кукла-маска, кукла как знак ситуации, кукла-партнер, кукла-третье лицо.
Если на любых уроках учитель проводит различные ролевые игры, то в классе должна царить благоприятная, дружелюбная, непринуждённая атмосфера общения, ученики очень активные, инициативные и эмоциональные.
Выводы по второй главе
1.Каждая диалогическая речь состоит одновременно из аудирования и говорения. Диалогическая речь развивает у детей определённые умения, такие как инициативно и активно начинать диалог, слышать, осознавать и понимать его, спрашивать о чём-то партнёра по общению, реагировать на слова собеседника и правильно строить ответы на поставленные им вопросы.
Диалог – это одно из самых эффективных средств формирования навыка говорения у школьников при обучении английскому языку. Научить школьников устному общению – это одна из самых важных задач преподавателей на сегодняшний день.
2. Главных задач при обучении учеников диалогическому общению:
1) Дать детям общее определение понятия диалога и убедить, что вопросно-ответная форма не единственная, но зато самая используемая в настоящее время.
2) Дать реплики и приказать выучить их наизусть, чтобы в дальнейшем с автоматизмом использовать их различных ситуациях общения.
3) Показать детям как надо правильно вести диалоги, используя себе в помощь коммуникативные материалы учебников.
3. Трудности в плане диалогического общения:
1) Ученики боятся сделать ошибки, робеют, стесняются или не могут перенести критику в свой адрес.
2) Ученики не находят нужных слов, чтобы высказаться по теме урока.
3) Кто-то один из учеников всё время говорит, а все остальные нет.
4. Е. Н. Соловова пишет о двух характеристиках диалогического умения: ситуативность и реактивность.
5. В методике диалоги разделяют на две группы: свободные и стандартные.
6. Диалоги бывают как парные, так и групповые.
7. Психолого-педагогические характеристики диалогического общения:
1) Диалогическое общение непременно мотивированно.
2) Диалогическая речь постоянно направлена на слушателя.
3) Диалогическая речь должна быть эмоциональной.
4) Диалогическая речь протекает в конкретных ситуациях общения.
8. Методика формирования диалогической речи включает в себя:
1) Диалогическое единство.
2) Обучение диалогическому общению с помощью коммуникативных заданий и упражнений.
3) Обучение диалогическому общению с помощью ролевых игр.
9. Диалогическое единство – это реплика-стимул, реплика-реакция. Выделяют четыре вида единства диалогической речи:
1) Вопрос и утверждение: Are you going to school? - No, I'm sick или Yes, of course.
2) Утверждение и вопрос: I don't want to go to school. - Why do not you want to go to school?
3) Вопрос на вопрос: Do you play guitar? - Why are you interested?
4) Два утверждения: I like to eat potatoes and meat. - And I like to eat rice with sausage.
10. Самые популярные и полезные коммуникативные упражнения для школьников: упражнения на вопрос-ответ, на реплики и на условную, свободную беседу.
11. Ролевая игра для младшего школьного возраста: «On reception at the doctor».
12. Ролевые игры для среднего школьного возраста: Пресс-конференция на тему «Environmental problems», телемост «Россия – Англия» на тему «Let's get acquainted!».
Заключение
1. Ролевая игра является важным и эффективным методическим приёмом воссоздания воображаемых, фантастических или реальных ситуаций диалогического общения на уроках английского языка. Они активизируют речемыслительную деятельность школьников на начальном, среднем и старшем этапе обучения, формируют внутреннюю мотивацию к естественному, инициативному урочному или даже внеурочному общению на английском языке.
2. Ролевая игра включает в себя следующие главные функции: мотивационная, воспитательная, ориентировочная, обучающая и компенсаторная функции.
3. Процесс организации ролевых игр состоит из трёх этапов: подготовительный, проведение игры и подведение итогов.
4. Действия учителя и учеников состоят из четырёх этапов: 1) Этап подготовки; 2) Объяснения; 3) Этап проведения – это сама игра; 4) Анализа и обобщения.
5. Можно назвать пять основных видов ролевой игры в средней общеобразовательной школе: 1) Контролируемая ролевая игра. 2) Умеренно контролируемая ролевая игра. 3)Эпизодическая ролевая игра; 4) Длительная игра. 5) Свободная ролевая игра.
6. Для младшего школьного возраста больше всего подходят сюжетные ролевые игры сказочного и бытового содержания, а так же обиходного содержания (речевой этикет, культура поведения). Для учеников среднего школьного возраста характерны сюжетные ролевые игры бытового содержания и ролевые игры обиходного содержания (речевой этикет, культура поведения).
7. Для учеников младшего школьного возраста характерны ролевые игры с предметом и ролевые игры с куклой: пальчиковые куклы, наручные куклы, обычные детские куклы или различные кукольные костюмы для детей.
В ролевой игре кукла может выполнять множество функций: кукла-маска, кукла как знак ситуации, кукла-партнер, кукла-третье лицо.
8. Когда учитель проводит различные ролевые игры на уроках английского языка, в классе должна царить благоприятная, дружелюбная, непринуждённая атмосфера общения, ученики всегда очень активные, инициативные и эмоциональные.
9. Если мы говорим о диалогической речи, то она состоит одновременно из аудирования и говорения. Диалогическая речь развивает у детей определённые умения, такие как инициативно и активно начинать диалог, слышать, осознавать и понимать его, спрашивать о чём-то партнёра по общению, реагировать на слова собеседника и правильно строить ответы на поставленные им вопросы. Диалог – это одно из самых эффективных средств формирования навыка говорения у школьников при обучении английскому языку.
10. Главных задач при обучении учеников диалогическому общению:
1) Дать детям общее определение понятия диалога и убедить, что вопросно-ответная форма не единственная, но зато самая используемая в настоящее время.
2) Дать реплики и приказать выучить их наизусть, чтобы в дальнейшем с автоматизмом использовать их различных ситуациях общения.
3) Показать детям как надо правильно вести диалоги, используя себе в помощь коммуникативные материалы учебников.
11. Трудности в плане диалогического общения:
1) Ученики боятся сделать ошибки, робеют, стесняются или не могут перенести критику в свой адрес.
2) Ученики не находят нужных слов, чтобы высказаться по теме урока.
3) Кто-то один из учеников всё время говорит, а все остальные нет.
12. Е. Н. Соловова пишет о двух характеристиках диалогического умения: ситуативность и реактивность.
В методике диалоги разделяют на две группы: свободные и стандартные.
13. Диалоги бывают как парные, так и групповые.
14. Психолого-педагогические характеристики диалогического общения:
1) Диалогическое общение непременно мотивированно.
2) Диалогическая речь постоянно направлена на слушателя.
3) Диалогическая речь должна быть эмоциональной.
4) Диалогическая речь протекает в конкретных ситуациях общения.
15. Методика формирования диалогической речи включает в себя:
1) Диалогическое единство – это реплика-стимул, реплика-реакция. Выделяют четыре вида единства диалогической речи: 1) Утверждение и вопрос; 2) Вопрос и утверждение; 3) Вопрос на вопрос; 4) Два утверждения.
2) Обучение диалогическому общению с помощью коммуникативных заданий и упражнений: упражнения на вопрос-ответ, на реплики и на условную, свободную беседу.
3) Обучение диалогическому общению с помощью ролевых игр для младшего школьного возраста, например, игра «On reception at the doctor» и для среднего школьного возраста, например, пресс-конференция на тему «Environmental problems» и телемост «Россия – Англия» на тему «Let's get acquainted!».
Список использованной литературы
1. Ариян, М. А. Использование воспитательного потенциала речевого этикета на иностранном языке// Иностранные языки в школе. – 1991. - № 2. –С.7-8.
2. Брагина, o системе упражнений в процессе обучения диалогической речи// Иностранные языки в школе. – Москва 1985. - № 3. – С. 22-27.
3. Гальскова, Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам [Текст]/ Методическое пособие. - Н.Д. Гальскова// Начальная школа. - М.: Айрис-пресс, 2004. С 265-289.
4. Матрон, Е. Д. Модели сюжетной ролевой игры на уроке по работе с
газетой. ИЯШ № 2/90.
5. Маслыко, Е.А. Учебное общение на уроке английского языка Минск \1990 - 25 с.
6. Материал курсов ИУУ (Москва 1997 г.) «Современные технологии в обучении иностранным языкам в школе».
7. Мешимбаева, Б.Ш. Научные и методические основы диалога [Текст] / Б.Ш. Мешимбаева. - Усть-Каменогорск: Феникс, 2009. - 162 с.
8. Мильруд, Р. П. Организация ролевой игры на уроке. ИЯШ № 3/87.
9. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Игры на совместную речевую деятельность и коммуникативное взаимодействие. Ролевые игры. Минск, «Высшая школа», 1998 год.
10. Некоторые способы повышения качества учебно-воспитательного процесса. М. А.Гойсан. ИЯШ № 6/93.
11. Никитенко, З.Н. Обучение иностранному языку в школе: пособие для учителей [Текст] / З.Н. Никитенко. - М.: Просвещение, 2009. - 141 с.
12. Паросова, И. А. Игра на уроках иностранного языка// Иностранные языки в школе.2003.№-4.С.62-63.
13. Рабинович, Ф. М., Баллер Э. Э., Голубенко Е. С., Крылова О. К. Ролевая игра – эффективный прием обучения говорения. ИЯШ № 6/83.
14. Рогова, Т. В., Верещагина И. Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. – М.: Просвещение, 1988.
15. Рогова, Г.В. Methods of Teaching English [Текст] / Г.В. Рогова. - М.: Просвещение, 2003 - 178 с.
16. Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе [Текст] / Г.В. Рогова. - М.: Просвещение, 2001. - 127 с.
17. Саломатов, К.И. Практикум по методике преподавания иностранных языков [Текст] / К.И. Саломатов. - М.: Просвещение, 2010. - 113 с.
18. Скалкин, В. Л. Коммуникативные упражнения на английском языке, М., Просвещение, 1983- 74с.
19. Скляренко, Н. К., Олейник Т. И. Обучение диалогической речи с использованием ролевой игры в VII классе, Москва, 2002 - 44 с.
20. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. /Пособие для студентов пед. вузов и учителей/ - М.: Просвещение, 2003.
21. Старков А.П. Обучение Английскому языку в средней школе. М., 1978
22. Филатов В. М. Методическая типология ролевых игр. ИЯШ № 2/88.
23. Яцковская Г. В. Кукла в ролевой игре. ИЯШ № 5/85.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра «Иностранные языки и методика преподавания
Иностранных языков»
Курсовая работа
по дисциплине «Методика обучения и воспитания ИЯ»
на тему: «Диалогическая форма общения на основе ролевых игр на младшей и средней ступени обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе»
ПГУ 1.114040062.04.001
Направление подготовки – 44.03.01 Педагогическое образование
Профиль подготовки – Иностранный язык (английский /немецкий/французский язык)
Выполнил студент: Капралова Марна Сергеевна
Группа: 14 ИПА 1 (2)
Руководитель: