Международная обстановка и внешняя политика СССР во второй половине 40-х – первой половине 50-х годов
Отход США и Англии от сотрудничества с Советским Союзом, проявлявшийся еще на заключительном этапе второй мировой войны и особенно в послевоенные годы, стал по существу основным направлением во внешнеполитической деятельности этих стран.
Соединенные Штаты после разгрома Германии и Японии и значительного ослабления Англии и Франции решили использовать свой огромный военно-стратегический и финансово-экономический потенциал для установления своего мирового господства. Правящие круги США рассчитывали, что Советскому Союзу, вынесшему основную тяжесть войны с гитлеровской Германией, не удастся быстро восстановить экономику и СССР будет вынужден пойти на уступки Западу. Руководство США и Англии, союзников СССР по войне с Германией, решило действовать с позиции силы. Об этом свидетельствуют многочисленные документы и опубликованные позже мемуары президента США Г. Трумэна и бывшего английского премьера У. Черчилля.
Как стало известно из опубликованных в конце XX в. документов, Черчилль планировал и готовился начать военные действия против СССР сразу после окончания второй мировой войны, и уже 22 мая 1945 г. объединенный штаб планирования военного кабинета Англии закончил разработку экстренной операции «Немыслимое». Черчилль полагал, что ему удастся отбросить Красную Армию на восток, к довоенным границам СССР. С этой целью он еще до окончания войны отдал приказ о сборе всего трофейного вооружения гитлеровской Германии для дальнейшего использования английской армией.
Спустя семь месяцев после атомной бомбардировки двух японских городов, 7 марта 1946 г., Черчилль, выступая в Фултоне в присутствии американского президента Трумэна, угрожал СССР атомным оружием и открыто призывал к жесткому курсу в отношении нашей страны. Это выступление было заранее согласовано с премьером лейбористского правительства Эттли. На Западе определенные круги одобряли речь Черчилля в Фултоне, его откровенный призыв к крестовому походу против коммунизма. К сожалению, и в нашей стране нашлись люди, которые в 90-е годы пытались оправдывать этот призыв. Речь в Фултоне, независимо от того, каким камуфляжем она прикрывалась, была, прежде всего, направлена против нашей страны.
Такая политика США и Англии не могла не сказаться и на международных отношениях. Направляя острие своей экспансии против СССР, Соединенные Штаты оказывали постоянное давление и на партнеров, все больше и больше втягивая их в свой внешнеполитический курс, направленный на усиление роли США в мире. Разработку своих планов Соединенные Штаты начали в 1946 г. Важное место занимало в них создание различных военных, политических и экономических блоков и союзов, которые США могли бы использовать в своих далеко идущих целях.
Постепенно Соединенные Штаты стали центром притяжения реакционных сил в борьбе с народными движениями зависимых стран, добивающихся освобождения. США подменяли своих союзников там, где они в силу экономической слабости не могли удержать свои позиции. Так, когда Англия не смогла дальше оказывать финансовую помощь Турции и вынуждена была вывести свои войска из Греции, США немедленно приняли меры для военно-стратегического и экономического закрепления в этом регионе. 12 марта 1947 г. президент Трумэн обратился к конгрессу страны с просьбой выделить 400 млн долларов на оказание «помощи» Греции и Турции. При этом он не преминул упомянуть в своей речи в конгрессе о том, что Соединенные Штаты будут занимать на мировой арене то место, которое раньше занимала Англия.
Конгресс выделил деньги на осуществление данной политической акции, известной как «доктрина Трумэна». Во всем мире ее восприняли с нескрываемой тревогой. Даже среди политических деятелей западного мира высказывались опасения по поводу курса США. Такая реакция заставила американское правительство не применять в дальнейшем «доктрину Тумэна» и перейти к другим методам. 5 июня 1947 г. государственный секретарь США, бывший начальник штаба сухопутных сил США Дж. Маршалл, выступая в Гарвардском университете, изложил программу предоставления экономической помощи европейским странам. Эта программа, известная как «план Маршалла», преследовала те же цели, что и «доктрина Трумэна», но не военным, а экономическим путем. Она должна была укрепить позиции США и капитализма в целом в Западной Европе и не допустить социальных изменений. В июле 1947 г. его обсуждало в Париже совещание министров иностранных дел Великобритании, Франции и СССР. Преследуя внешнеполитические цели, «план Маршалла» был нужен США и для решения внутренних экономические проблем: он должен был облегчить реализацию тех товаров, которые оставались еще с военных лет и не находили сбыта на внутреннем рынке.
Советский Союз отверг эту программу. По мнению советского правительства, в случае ее принятия страны Восточной Европы лишились бы возможности идти по пути социальных преобразований. В исторической и экономической литературе в последние годы имеются на этот счет разные мнения. Одни считали и считают, что принимать «план Маршалла» не следовало. Другие склоняются к мнению, что его можно было принять. Судя по тому, как он осуществлялся в странах Западной Европы, где сбывались ненужные США товары при шумной пропагандистской кампании, на этой программе сумели обогатиться группы торговых фирм и предпринимателей. В то же время «план Маршалла» в известной степени помог правящим кругам справиться с нарастающим революционным движением, особенно во Франции и в Италии.
Одновременно Соединенные Штаты, поддержанные правительствами Англии и Франции, стали создавать в Западной Европе политические блоки. Именно с этой целью в феврале 1948 г. состоялось совещание США, Англии и Франции. В следующем месяце Англия выступила инициатором создания первого военно-политического блока западноевропейских стран. В него вошли Англия, Франция, Бельгия, Голландия и Люксембург. В исторической литературе он известен как Западный Союз.
А 17 марта 1948 г. в Брюсселе был подписан Североатлантический пакт сроком на 50 лет. Участники пакта взяли на себя обязательство оказывать взаимную помощь и принимать коллективные военные меры, если возникнет какая-либо опасность, включая и «опасность для экономической устойчивости».
В ответ на предупреждение советского правительства о том, что действия западных стран подрывают основы того сотрудничества, которое сложилось в годы войны, и вновь раскалывают мир на два лагеря, Соединенные Штаты назвали свою политику, ведущую к гонке вооружений и созданию военных баз на территориях других стран, политикой «взаимной самозащиты». Создание же блоков США в своем заявлении объяснили тем, что в странах Восточной Европы устанавливается недемократический строй, а также «коммунистическим переворотом в Чехословакии». Но создание военных блоков и военных баз на чужих территориях начало осуществляться задолго до чехословацких событий, на которые ссылалось американское правительство. Соединенные Штаты в заявлении от 9 мая 1948 г., подвергнув критике советскую политику, утверждали, что у них нет «никаких враждебных или агрессивных намерений» в отношении СССР и что они готовы к обсуждению по урегулированию разногласий между двумя странами. Когда же советское правительство дало согласие на переговоры, Вашингтон, не ожидавший такого ответа, заявил об отказе от них.
Диссонансом официальной политике Вашингтона прозвучало обращение к главе советского правительства И.В. Сталину бывшего вице-президента США Г. Уоллеса, который предложил, чтобы США и СССР договорились по проблемам разоружения, включая и запрещение всех видов оружия массового уничтожения и ликвидацию иностранных военных баз на территориях стран–членов ООН. Советское правительство открыто довело до сведения американского правительства согласие на переговоры, хорошей и плодотворной базой которых могли бы стать предложения Уолесса. Это советское заявление было опубликовано в печати и стало достоянием широких кругов мировой общественности. Однако руководство США вновь отказалось от переговоров с СССР, которые могли бы затормозить подготовку к созданию нового военно-политического блока. Таким блоком стал Североатлантический союз.
Подготовка к созданию Организации Североатлантического договора (НАТО) велась заблаговременно. 14 января 1949 г. было опубликовано заявление государственного департамента США под громким названием «Строим мир. Коллективная безопасность в Североатлантическом регионе». В нем говорилось, что готовящийся договор является не чем иным, как воплощением в жизнь провозглашенного Уставом ООН принципа коллективной безопасности. Но попытки его авторов обойти Устав ООН и прикрыть чисто военно-политический характер пакта никого не обманули. Многие исследователи и политические деятели Запада отмечали, что упоминание о коллективной безопасности служило лишь прикрытием военной и политической сущности целей договора, являвшегося составной частью американской внешней политики. Создав НАТО в нарушение Устава ООН и основных принципов этой международной организации. Соединенные Штаты рассчитывали с ее помощью обеспечить себе господствующее положение в мире. Последующие события полностью раскрыли истинные цели США. В опубликованном 29 января 1949 г. заявлении советского министерства иностранных дел о Североатлантическом пакте выявлялась сущность этого договора, показывалось, как шаг за шагом все дальше и дальше США отходят от согласованных решений с союзниками по войне, следуя курсу на установление своего господствующего положения в мире и используя для этого политические, экономические и военные средства. Договор о создании Североатлантического союза был подписан в Вашингтоне 4 апреля 1949 г. В состав НАТО вошли США, Англия, Франция, Италия, Канада, Бельгия, Голландия, Португалия, Дания, Норвегия, Исландия и Люксембург. В 1952 г. к ним присоединились Турция и Греция, в 1955 г. – ФРГ, а позже и некоторые другие страны.
В Германии западные державы проводили политику слияния своих зон оккупации. Сначала объединились английская и американская зоны – так появилась Бизония, а затем к ним присоединилась французская зона и возникла Тризония. Был принят и 23 мая 1949 г. ратифицирован парламентами западногерманских земель подменявший конституцию Основной Закон создаваемого западногерманского государства – Федеративной Республики Германии. Оно было официально провозглашено 7 сентября 1949 г. западногерманским парламентом (бундестагом). Так была разделена Германия.
Вполне естественно, что ответной мерой стало создание государства в восточной зоне оккупации. 7 октября 1949 г. немецкий народный совет провозгласил Германскую Демократическую Республику. В центре Европы образовалось два немецких государства – ФРГ и ГДР.
В это же время большие события происходили на Дальнем Востоке. Война, которую вели в течение послевоенных лет между собой гоминьдановцы и Народно-освободительная армия Китая, закончилась победой революционных сил. Гоминьдановцы эвакуировались на остров Тайвань. 1 октября 1949 г. была провозглашена Китайская Народная Республика.
В 1949 г. произошло еще одно важное событие: 25 января появилась межправительственная экономическая организация стран Центральной и Юго-Восточной Европы – Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). Она была создана по решению совещания шести государств – Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии, которое проходило в первых числах января 1949 г. в Москве. Позднее в СЭВ вошли ГДР, Монголия, Куба, Вьетнам.
В 1950–1953 гг. внимание мировой общественности было приковано к Корее. В результате второй мировой войны Корея была разделена по 38-й параллели на две части. В южной части находились американские войска, в северной – советские. После образования Республики Корея с центром в Сеуле и Корейской Народно-Демократической Республики с центром в Пхеньяне по разделительной полосе зачастую проходили конфликты, вплоть до вооруженных. Советский Союз по договоренности с правительством КНДР вывел свои войска из Кореи. Летом 1950 г. конфликт разгорелся и перерос в войну, которая проходила с переменным успехом. Вначале вперед продвинулась армия КНДР, а затем американские войска вместе с южнокорейскими стали теснить ее. США в отсутствие советского представителя добились принятия 27 июня 1950 г. Советом Безопасности резолюции, одобрявшей интервенцию США в КНДР и призывавшей страны–члены ООН к участию в войне против корейского народа. Эта резолюция не имела законной силы, так как она была принята без участия одного из постоянных членов Совета Безопасности, на что советское правительство указало генеральному секретарю ООН в направленном ему протесте.
По поводу начала войны и отсутствия советского представителя в Совете Безопасности имеются разные мнения. Ряд исследователей и политиков считает, что войну начали северокорейцы, и аргументируют это тем, что вначале продвинулись вперед северокорейские войска. Однако некоторые документы свидетельствуют о другом. Ряд специалистов-международников полагают, что с советской стороны была допущена ошибка, выразившаяся в отсутствии представителя СССР в Совете Безопасности.
Когда положение северокорейских войск стало тяжелым и они были вынуждены отходить к Пхеньяну, помощь корейскому народу оказала Китайская Народная Республика, направив в Корею отряды добровольцев. Совместными действиями армия КНДР и китайские добровольцы оттеснили американские и южнокорейские войска к демаркационной линии по 38-й параллели. В конце концов война была приостановлена и стороны заключили перемирие, которое существует по настоящее время.
Сложное положение существовало в Индонезии, Египте, Сирии и Ливане. Индонезийский народ стремился сбросить колониальную зависимость от Голландии. Еще в марте 1947 г. в Джакарте между Нидерландами и Индонезийской Республикой, провозглашенной в августе 1945 г., было подписано так называемое Лингадшатское соглашение. Голландия признала де-факто власть Индонезийской Республики над Явой, Мадурой и Суматрой, но вслед за этим стала систематически увеличивать свои вооруженные силы на архипелаге. Действия голландских властей поддерживались английскими и американскими реакционными силами. Это дало возможность Голландии начать вооруженную борьбу против индонезийского народа. В защиту Индонезии на мировой арене и в ООН решительно выступил Советский Союз. Под напором демократических сил голландскому правительству в конце концов пришлось пойти на переговоры с Индонезией, которые продолжались с 23 августа по 2 ноября 1949 г. и закончились принятием нового статуса Индонезийской Республики.
Общественность и правительство Индонезии высоко оценили моральную поддержку Советского Союза. Бывший в те годы послом Индонезии в СССР Л. Н. Палар подчеркивал, что еще до установления официальных отношений в 1950 г. между Индонезией и Советским Союзом СССР постоянно оказывал индонезийскому народу помощь и защищал его интересы. «Наше правотельство, наш народ и я лично, – говорил Л.Н. Палар в августе 1956 г., – до сих пор с чувством благодарности вспоминаем поддержку, оказанную делегацией СССР нашей делегации в период борьбы нашей страны в достижении независимости».
Большое значение для укрепления мира и международной безопасности имел вопрос о выводе войск с иностранных территорий, на которых они оказались во время второй мировой войны. Войска СССР находились в Чехословакии, Норвегии, Югославии, на принадлежащем Дании острове Борнхольм, в Иране и других странах, английские и французские войска – в Греции, Ливане и Сирии. Потребовалось много усилий для того, чтобы добиться вывода английских и французских войск с Ближнего Востока. Советские войска были также выведены с территорий других стран.
В этом регионе западные державы начали создавать блоки – Багдадский пакт, СЕАТО и др. Несмотря на противодействие, усилия, предпринимаемые Советским Союзом и рядом других стран, позволили решить некоторые вопросы. Так, удалось заключить Государственный договор с Австрией. Он был подписан 15 мая 1955 г. в Вене представителями СССР, США, Великобритании и Франции. В целом же обстановка оставалась напряженной. «Холодная война» оказывала влияние на все стороны международных отношений.
Глава 4
«Холодная война»
Значительное место в истории международных отношений второй половины XX в. занимает период, известный как «холодная война». Этот термин характеризует враждебную политику в отношении Советского Союза и других стран, входивших в социалистическую систему. «Холодная война» представляла собой резкое противоборство двух систем на мировой арене. Особую остроту она приобрела в конце 40-х – 60-е годы. Было время, когда острота несколько спадала, а затем вновь усиливалась. «Холодная война» охватила все сферы международных отношений: политическую, экономическую, военную и идеологическую. Точной даты ее начала практически нет, да ее и невозможно установить.Тем неменее многие считают, что сигналом к развертыванию «холодной войны» послужила известная речь У. Черчилля в Фултоне весной 1946г.
Пролог «холодной войны» можно отнести еще к заключительному этапу второй мировой войны. По нашему мнению, не последнюю роль в ее зарождении сыграло решение руководства США и Англии не информировать СССР о работах по созданию атомного оружия. К этому можно добавить стремление Черчилля открыть второй фронт не во Франции, а на Балканах и продвигаться не с Запада на Восток, а с юга на север, чтобы преградить путь Красной Армии. Затем в 1945 г. появились планы оттеснения советских войск с центра Европы к довоенным границам. И наконец в 1946 г. речь в Фултоне.
В советской историографии считалось общепризнанным, что «холодную войну» развязали США и их союзники, а СССР был вынужден принимать ответные, чаще всего адекватные, меры. Но в самом конце 80-х и в 90-е годы в освещении «холодной войны» обнаружились и иные подходы. Одни авторы стали утверждать, что вообще нельзя определить ее хронологические рамки и установить, кто ее начал. Другие называют виновниками возникновения «холодной войны» обе стороны – США и СССР. Некоторые обвиняют Советский Союз во внешнеполитических ошибках, приведших если не к прямому развязыванию, то к расширению, обострению и длительному продолжению противостояния двух держав.
Конечно, во внешнеполитической деятельности СССР были просчеты, ошибочные ходы и несвоевременное реагирование на действия США и их союзников. Но если спокойно, без перегибов в одну и другую сторону, объективно посмотреть на послевоенную историю, то можно убедиться, что в подавляющем большинстве случаев обострение обстановки и доведение конфликтов до критического состояния исходили от США.
«Холодная война» развернулась и велась между двумя сверхдержавами, США и СССР, к которым примыкали и которых поддерживали их союзники. Однако первыми выступали Соединенные Штаты. Советский Союз отвечал на предпринимаемые США активные меры, хотя в ряде случаев пытался опередить противоположную сторону.
В годы «холодной войны» стало правилом применение силы или его угрозы. Стремление к установлению своего господства, к диктату со стороны США стало проявляться давно. После второй мировой войны Соединенные Штаты использовали для достижения своей цели все средства – от переговоров на конференциях, в Организации Объединенных Наций до политического, экономического и даже военного давления в Латинской Америке, в Западной Европе, а затем на Ближнем, Среднем и Дальнем Востоке. Главным идеологическим прикрытием их внешнеполитической доктрины служила борьба против коммунизма. Характерными в этом отношении являлись лозунги: «отбрасывание коммунизма», «политика на острие ножа», «балансирование на грани войны».
Из рассекреченного в 1975 г. документа СНБ 68, одобренного в апреле 1950 г. президентом Трумэном, видно, что США решили тогда строить отношения с СССР лишь на основе постоянной кризисной конфронтации. Одной из главных целей в этом направлении являлось достижение военного превосходства США над СССР. Задача американской внешней политики состояла в «ускорении разложения советской системы».
В сентябре 1951 г. конгресс США принял закон «О взаимном обеспечении безопасности», который предоставлял право финансировать эмигрантские антисоветские и контрреволюционные организации. На его основании выделялись значительные средства для вербовки лиц, проживающих в Советском Союзе и других странах Восточной Европы, и оплаты их подрывной деятельности.
США постоянно стремились упредить СССР и быть инициаторами как в политике, так и в экономике и, особенно, в военном деле. Сначала они спешили использовать свое преимущество, заключавшееся во владении атомной бомбой, затем в развитии новых видов военной техники и оружия, тем самым подталкивая Советский Союз к быстрым адекватным действиям. Главная их цель состояла в том, чтобы ослабить СССР, развалить его, оторвать от него союзников. Втягивая СССР в гонку вооружений, США таким образом вынуждали его укреплять армию за счет средств, предназначавшихся на внутреннее развитие, на улучшение благосостояния народа.
В последние годы некоторые историки обвиняют Советский Союз в принятии и осуществлении таких мер, которые якобы помогли США проводить свою политику, направленную на конфронтацию, на усиление «холодной войны». Однако факты говорят о другом. Свою особую линию Соединенные Штаты вместе с западными союзниками начали осуществлять с Германии. Весной 1947 г. на сессии СМИД представители США, Англии и Франции заявили о своем отказе от ранее согласованных с Советским Союзом решений. Своими односторонними действиями они ставили в тяжелое положение восточную зону оккупации и закрепляли раскол Германии. Проведя в июне 1948 г. в трех западных зонах денежную реформу, три державы фактически спровоцировали берлинский кризис, вынудив советские оккупационные власти оградить восточную зону от махинаций с валютой и защитить ее экономику и денежную систему. В этих целях и была введена система проверки прибывающих из Западной Германии граждан и запрещено передвижение любого транспорта в случае отказа от проверки. Западные оккупационные власти запретили населению западной части города принимать какую-либо помощь из Восточной Германии и организовали снабжение Западного Берлина воздушным путем, одновременно усилив антисоветскую пропаганду. Позднее об использовании берлинского кризиса западной пропагандой говорил такой осведомленный человек, как Дж. Ф. Даллес.
В русле «холодной войны» западными державами были осуществлены такие внешнеполитические действия, как раскол Германии на два государства, создание военного Западного союза и подписание Североатлантического пакта, о котором уже говорилось выше.
Затем последовала полоса создания в разных районах мира военных блоков и союзов под предлогом обеспечения взаимной безопасности.
В сентябре 1951 г. США, Австралия и Новая Зеландия создают военно-политический союз (АНЗЮС).
26 мая 1952 г. представители США, Англии и Франции, с одной стороны, и ФРГ – с другой, подписывают в Бонне документ об участии Западной Германии в Европейском оборонительном сообществе (ЕОС), а 27 мая ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Голландия и Люксембург заключают в Париже договор о создании этого блока.
В сентябре 1954 г. в Маниле США, Англия, Франция, Австралия, Новая Зеландия, Пакистан, Филиппины и Таиланд подписывают Договор о коллективной обороне Юго-Восточной Азии (СЕАТО).
В октябре 1954 г. подписываются Парижские соглашения о ремилитаризации ФРГ и включении ее в Западный союз и НАТО. Они вступают в силу в мае 1955 г.
В феврале 1955 г. создается военный турецко-иракский союз (Багдадский пакт).
Действия США и их союзников требовали ответных мер. 14 мая 1955 г. был оформлен коллективный оборонительный союз социалистических государств – Организация Варшавского договора. Это был ответ на создание военного блока НАТО и включение в него ФРГ. Варшавский Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи был подписан Албанией, Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, СССР и Чехословакией. Он носил исключительно оборонительный характер и не был направлен против кого бы то ни было. В его задачу входила охрана социалистических завоеваний и мирного труда народов стран–участниц договора.
В случае создания в Европе системы коллективнойбезопасности Варшавский договор должен был утратитьсвою силусо днявступления в действие общеевропейского договора.
Чтобы затруднить Советскому Союзу решение вопросов послевоенного развития, США ввели запрет на экономические связи и торговлю с СССР и странами Центральной и Юго-Восточной Европы. Прервалась поставка в эти страны даже ранее заказанного и уже готового оборудования, транспортных средств и различных материалов. Был специально принят перечень предметов, запрещенных к вывозу в СССР и другие страны социалистического лагеря. Это создало определенные трудности для СССР, но нанесло серьезный ущерб и промышленным предприятиям Запада.
В сентябре 1951 г. американское правительство аннулировало существовавший с 1937 г. торговый договор с СССР. Принятый в начале января 1952 г. второй список товаров, запрещенных к вывозу в социалистические страны, был настолько широк, что в него входили товары чуть ли не всех отраслей промышленности.
Во внешнеполитических действиях Советского Союза в этот период надо отметить два направления. С одной стороны, советская дипломатия своими предложениями и действиями пыталась найти пути к укреплению мира и международной безопасности. С другой – советское правительство принимало твердые меры в ответ на те действия США и других западных держав, которые шли в вразрез с интересами мира и затрагивали интересы и безопасность СССР и других социалистических стран. С позиций сегодняшнего дня можно сказать, что некоторые советские внешнеполитические акты нуждались в коррективах, не всегда в них учитывалась сложившаяся обстановка, иногда они осуществлялись с опозданием.
В последние годы появились различные оценки позиции СССР в отношении «плана Маршалла». Некоторые авторы считают, что этот план надо было принять, так как, по их мнению, во-первых, страны Восточной Европы получили бы хотя и небольшую, но все же помощь, в которой они в те годы нуждались, во-вторых, принятие этой помощи не означало для них даже частичной потери самостоятельности. Но нельзя забывать, что по «плану Маршалла» предусматривалась поставка не тех товаров, которые той или иной стране были необходимы, а тех, которые сами США решили ввезти в определенную страну; к тому же этот план преследовал и политические цели, а именно поддержку правящих кругов ряда государств в борьбе с демократическими и прогрессивными движениями. В этом смысле «план Маршалла» оправдал надежды американской дипломатии. Особенно наглядно это проявилось во Франции и в Италии.
В этот период руководствомСССР был совершен ряд неоправданных внешнеполитических действий. Это относится к явно раздутому конфликту между Советским Союзом и Югославией, который оказал негативное воздействие на развитие международных отношений и был использовать США в своих целях.
В годы «холодной войны» обстановка была непростой. Стороны не доверяли друг другу и относились с большим подозрением к действиям как внутри стран-контрагентов, так и на международной арене. Несмотря на это, появлялись моменты, когда можно было решить если не все, то хотя бы небольшие, частные вопросы. Такой период создался летом 1960 г. К этому времени наша страна добилась впечатляющих успехов в освоении космоса. Это способствовало росту среди радикально-настроенных кругов Запада уверенности в том, что необходим поиск согласованных с Советским Союзом решений по различным аспектам разоружения. На американскую общественность оказал влияние и инцидент с американским разведывательным самолетом У-2, сбитым в районе Свердловска 1 мая 1960 г.
Во время встречи в Париже советской и американской делегаций, возглавляемых президентом Д. Эйзенхауэром и премьером Н. С. Хрущевым, по мнению большинства специалистов, достижение каких-то соглашений было возможно. Срыв же переговоров руководителей СССР, США, Англии и Франции в Париже в мае 1960 г. фактически произошел из-за негибкости политики Хрущева, о которой свидетельствует хотя бы его выступление во дворце Шайо.
Иногда к оценке тех или иных действий на международной арене подходят односторонне, без учета всех факторов. Таким примером может служить «кубинский кризис». Существуют высказывания о неправильных действиях СССР, а некоторые авторы даже обвиняют Советский Союз в создании «кубинского кризиса». Наверное, с позиции сегодняшнего дня можно было ракеты на Кубу не ввозить. Но надо чуть-чуть оглянуться назад. Может быть, не было бы принято решение об оказании военной помощи Кубе, если бы не было операции на Плайя-Хирон, организованной и поддержанной американскими специальными службами.
Годы «холодной войны» дают основание для вывода о том, что, противостоя коммунизму и революционным движениям, Соединенные Штаты прежде всего боролись против Советского Союза, как страны, представлявшей наибольшее препятствие в осуществлении их главной цели – установления своего господства над миром.
Глава 5
Распад колониальной системы
Вторая мировая война, оказавшая большое влияние на все стороны жизни, способствовала дальнейшему развитию борьбы народов колониальных и зависимых стран за свое освобождение. Победа демократических сил над фашизмом, главную роль в которой сыграл СССР, плодотворно повлияла на развертывание национально-освободительного движения в Азии, Африке и Латинской Америке. После второй мировой войны наступила новая эра в борьбе народов за освобождение. Колониальная система начала распадаться.
Первыми по времени стали освобождаться страны Юго-Восточной Азии. Еще в годы войны индонезийский народ боролся с японцами, которые оккупировали страну и жестоко подавляли любое выступление за независимость. В августе 1945 г., когда Япония еще не капитулировала, но крах японского милитаризма был предрешен, один из лидеров национально-освободительного движения, Сукарно, провозгласил независимость Индонезии и стал первым президентом Индонезийской Республики. Рождение нового независимого государства произошло без вооруженного восстания. Бескровная победа стала возможна потому, что находившиеся на острове японские части были деморализованы, а после подписания капитуляции вообще не могли оказывать никакого сопротивления. Вооруженные же силы Голландии и других западных стран, бывших ранее хозяевами Индонезии, на островах архипелага отсутствовали. Поэтому в первые дни после провозглашения независимости в стране было спокойно, шло формирование правительства и других органов власти.
Однако вскоре на острове Ява высадились английские войска, которые прибыли туда под видом разоружения японцев. Англичане привезли с собой временного генерал-губернатора Ван Моока, который должен был вернуть старые порядки, установленные голландскими колонизаторами. Английские воинские части не церемонились с индонезийскими патриотами, что вызвало возмущение и всевозрастающее сопротивление населения страны.
10 ноября 1945 г. в Индонезии началась вооруженная борьба против колониализма, за свободу и независимость республики. До полной ее победы прошел не один год. Борьба шла не только на островах, но и в ООН, на международных конференциях. Лишь 10 августа 1954 г. голландско-индонезийский союз был расторгнут. В мае 1956 г. президент Сукарно подписал Закон о его упразднении, который был принят парламентом.
За Индонезией пришла очередь Бирмы. Англичане, проводившие здесь операции против японцев, оккупировавших Бирму, всячески мешали развитию национально-освободительного движения, несмотря на то, что бирманские патриоты оказывали английским войскам значительную помощь. Несмотря на политику английских властей, пытавшихся политическими маневрами не допустить перехода власти в руки бирманскому народу, по всей стране росло освободительное движение. Требование о передаче всей полноты власти народу и проведении выборов в Учредительное собрание стало всеобщим. В конце концов английское правительство под давлением национальных сил, требовавших независимости, вынуждено было предоставить Бирме статус доминиона. В сентябре Учредительное собрание приняло Основной Закон (Конституцию), провозгласивший новую республику – Бирманский Союз. 4 января 1948 г. в столице новой республики Рангуне английский флаг был спущен и поднят флаг Бирманского Союза.
15 августа 1947 г. в Дели взвился трехцветный флаг независимой Индии вместо спущенного британского флага. Индийский народ одержал победу после долголетней, мужественной и тяжелой борьбы.
Вынужденное пойти на признание независимости Индии, английское правительство разделило ее территорию на два государства – Индию и Пакистан, причем разделение было сделано не только без согласия индийского правительства, но и проведено так, что на протяжении всех последующих лет возникают конфликты и противостояния, доходящие порой до военных действий.
Пакистан состоял из двух разрозненных частей - восточной и западной. На суше они отстояли одна от другой на 1500 км, а по воде вокруг полуострова путь между ними составлял около 5000 км. В конце концов восточная часть – Бенгалия – после долгих конфликтов стала самостоятельным государством Бангладеш. Разделение бывшей колонии было осуществлено по религиозному признаку, без учета исторического развития и сложившихся традиций. Это привело к тому, что с самого начала разделения происходили погромы и массовые убийства на религиозной основе. Тысячи и тысячи индусов вынуждены были покидать территорию Пакистана, на которой они проживали, а мусульмане покидали Индию. Борьба из-за княжеств Джамму и Кашмир, а также Хайдарабад и Джунатарх вспыхивает постоянно.
После принятия 26 января 1950 г. Учредительным собранием новой конституции Индия стала суверенной демократической республикой, оставаясь в то же время в Британском содружестве наций.
В феврале 1948 г. английское правительство вынуждено было предоставить право доминиона острову Цейлон.
4 июля 1946 г. Филиппинская Республика стала суверенным государством, хотя США оставили здесь свои военные базы и сохранили над республикой определенный контроль.
Спустя 11 лет, в августе 1957 г., независимость получила Малайя.
В 1951 г. Непал стал суверенным государством с конституционной монархией.
Наиболее тяжелый и сложный путь к независимости прошел Вьетнам. День капитуляции Японии 2 сентября 1945 г. стал днем рождения свободной и независимой Демократической Республики Вьетнам. Однако вьетнамскому народу, который во время войны боролся с японскими оккупантами, вновь пришлось взяться за оружие. Правящие круги Франции не хотели смириться с потерей своих владений в Индокитае. Французы при поддержке английских воинских частей, оккупировав 23 сентября 1945 г. Сайгон, стали захватывать территорию Южного Вьетнама, вторглись в Камбоджу. Одновременно чанкайшисты вошли во Вьетнам с севера, объясняя свои действия необходимостью принятия капитуляции японских частей. Вьетнамский народ встал на защиту своей родины.
После успехов Народно-освободительной армии Китая чанкайшисты покинули Вьетнам, а вскоре вообще перебрались на Тайвань. Французы же продолжали борьбу, несмотря на то, что сопротивление вьетнамского народа усиливалось, а мировая прогрессивная общественность все решительнее требовала их ухода из Вьетнама. После поражения французских войск и падения опорного пункта Дьен Бьен Фу вновь сформированное правительство Франции в мае 1954 г.