Международные отношения и внешняя политика СССР в годы Великой Отечественной войны
На рассвете 22 июня 1941 г. германские войска вторглись в пределы Советского Союза на всем протяжении границы от Белого до Черного морей. В войне вместе с Германией участвовали Италия, Венгрия, Румыния и Финляндия.
Гитлера очень интересовала позиция Англии. Политика Англии в эти дни во многом напоминала позицию этой же страны накануне первой мировой войны. Тогда Вильгельма II тоже беспокоил вопрос, будет ли Англия воевать на стороне Франции и России, или будет придерживаться нейтралитета. Известно, что, несмотря на все старания немецкого посла в Лондоне Лихневского, британский министр иностранных дел Э. Грей скрывал истинную позицию своей страны и только тогда, когда войну уже нельзя было остановить, дал понять, что при известных условиях Англия не сможет остаться нейтральной. Спустя 27 лет примерно то же самое повторилось перед нападением Германии на СССР. Гитлер надеялся, что Англия по крайней мере будет придерживаться нейтралитета. И за месяц с небольшим до рокового дня, 10 мая, заместитель Гитлера как лидера партии летит для переговоров на истребителе через пролив и спускается на парашюте в Шотландии. Документы о переговорах Гесса до сих пор не опубликованы, и что ему ответили представители английского правительства, неизвестно.
Переговоры велись втайне, что с большой тревогой было встречено в Англии. Известно, что Гесс через герцога Гамильтона имел встречи с представителями правительства и предложил Англии заключить мир и вместе с Германией принять участие в войне против СССР.
Как можно заключить из материалов, английское правительство от участия в войне против Советского Союза отказалось. Далее можно предположить с достаточной уверенностью, что англичане заверили Германию в своем нейтралитете. Если бы было иначе, если бы Англия с самого начала заявила, что она будет поддерживать СССР, вряд ли Гитлер решился бы начать 22 июня войну на востоке. Да и документы о переговорах с Гессом были бы в таком случае давно опубликованы, ибо не имело бы никакого смысла скрывать их. Поэтому можно сделать вывод о том, что англичане вольно или невольно подтолкнули Гитлера к войне с СССР, с тем чтобы отвести угрозу от британских островов.
В 9 часов вечера 22 июня Черчилль выступил по радио с заявлением о том, что Англия окажет СССР всяческую «экономическую и техническую помощь, которая в наших возможностях и которая может быть ему полезна». Кто кого обманул или кто кого не понял – Гитлер Черчилля или Черчилль Гитлера, – судить трудно. Одно ясно: Англии было выгодно, чтобы война переместилась на восток континента. В то же время в силу объективных условий английское правительство после вероломного нападения Германии на СССР заняло позицию оказания помощи и поддержки Советскому Союзу.
Симпатии американского народа были на стороне нашей страны, хотя среди руководящих кругов мнения были различны. Так, широко известно заявление сенатора Г. Трумэна, будущего президента США: «Если мы увидим, что выигрывает Германия, то нам следует помогать России, а если выигрывать будет Россия, то нам следует помогать Германии, и, таким образом, пусть они убивают как можно больше». Аналогичные высказывания делали и некоторые видные деятели Англии. Хотя общее направление политики этих стран было в пользу СССР, тем не менее ни в Англии, ни в Америке не торопились, выжидая дальнейшего развития событий.
В первые месяцы Великой Отечественной войны советским правительством было подписано ряд соглашений о взаимопомощи и совместной борьбе против гитлеровской Германии. 12 июля такое соглашение было заключено с Великобританией. Стороны обязались оказывать друг другу помощь и поддержку в войне и не заключать сепаратного мира. В этом же месяце было подписано соглашение с чехословацким и польским правительствами в изгнании. Советский Союз согласился на формирование на своей территории чехословацких и польских воинских частей.
В августе 1941 г. СССР и Англия по взаимному согласию ввели в Иран свои войска: на север страны – советские, на юг – английские. Эта мера предотвратила захват Ирана гитлеровской Германией и принесла большую пользу: во время войны через территорию этого государства шло снабжение Советского Союза вооружением и другими материалами из Англии и США.
Президент США Рузвельт в июле 1941 г. направил в Москву своего помощника Г. Гопкинса.
После более чем 5-месячного отступления советские войска одержали победу под Москвой в декабре 1941 г. Этот факт имел огромное международное значение. Во-первых, он показал, что немецкие планы быстрого разгрома советских войск и завершения войны провалились. Во-вторых, поражение гитлеровцев, которые в последние годы не знали ни одной военной неудачи, вдохновило патриотов в европейских странах, оккупированных фашистами.
7 декабря мир узнал о нападении милитаристской Япониинаглавную базу американского военно-морского флота, расположенную на Гавайях в Перл-Харборе. После этой агрессии Соединенные Штаты объявили войну не только Японии, но и Германии.
В первый день 1942 г. представители 26 держав подписали в Вашингтоне декларацию Объединенных Наций, которая призывала к объединению стран и народов в борьбе до полной победы над фашизмом.
В мае и июне междуСССР, с одной стороны, США и Англией – с другой, были заключены советско-английское и советско-американское соглашения, для чего народный комиссар по иностранным делам СССР В.М. Молотов на военном самолете летал в Лондон и Вашингтон.
По соглашению между СССР и Англией о союзе в войне против гитлеровской Германии и о сотрудничестве после войны от 26 мая 1942 г. стороны взяли на себя обязательство «оказывать друг другу военную и другую помощь и поддержку всякого рода в войне против Германии и всех тех государств, которые связаны с ней в актах агрессии в Европе», и не вступать ни в какие переговоры с правительством гитлеровской Германии. Предусматривалось также развитие широких политических и экономических контактов между СССР и Англией после войны.
Подписав в Вашингтоне 2 июня советско-американское соглашение, США обязались снабжать Советский Союз оборонными материалами, а СССР – содействовать укреплению обороны Соединенных Штатов и предоставлять оборонные материалы и информацию. Хотя в годы войны поставки вооружений и материалов часто задерживались, тем не менее надо признать, что по ряду видов вооружений и техники, особенно транспортных, помощь была значительной.
Главным вопросом союзнических отношений был вопрос об открытии второго фронта. И Англия и Америка в 1942 и 1943 гг. неоднократно заявляли об открытии второго фронта в Европе, о чем свидетельствует опубликованная переписка между Сталиным, Рузвельтом и Черчиллем. Во время пребывания Молотова в Вашингтоне в совместном советско-американском коммюнике отмечалось, что «была достигнута полная договоренность в отношении неотложных задач создания второго фронта в Европе в 1942 году». Однако вскоре Черчилль в письме Сталину впервые сообщил, что открыть второй фронт в 1942 г. союзники не могут. Советское правительство напомнило, что в переговорах и в переписке говорилось о необходимости принятия неотложных мер по организации второго фронта в Европе именно в 1942 г. Тем не менее вопрос об открытии второго фронта был отложен на 1943 г.
Отсутствие второго фронта давало немецкому командованию возможность постоянно увеличивать число дивизий на востоке Европы. Осенью 1942 г. на советско-германском фронте находилось 266 немецких дивизий, на 29 больше, чем в начале лета. Открытие второго фронта было крайне необходимо. Именно в это время немецкие войска рвались к Сталинграду и на Кавказ.
Прилетевший в Москву в августе Черчилль заявил о невозможности открытия второго фронта в Европе в 1942 г. Одновременно английский премьер сообщил, что США и Англия начнут операции в Африке против армии Роммеля. Однако и в 1943 г. второй фронт открыт не был.
Советская Армия отразила наступление гитлеровцев и в ноябре 1942 г. у берегов Волги и Кавказских гор остановила врага. Накопив силы, 19 ноября 1942 г. советские войска окружили и пленили в Сталинграде 300-тысячную армию Паулюса и стали быстро продвигаться на запад. Летом 1943 г. Германия попыталась переломить ход событий на узком участке фронта на Курской дуге. После тяжелых боев, не допустив прорыва фронта, советские войска перешли в наступление и осенью, подойдя к Днепру, освободили Киев.
Если битва под Москвой развеяла миф о непобедимости немецких войск и похоронила план блицкрига, а Сталинградская битва ясно показала, что Германия терпит поражение, то битва у Курской дуги поставила гитлеровскую Германию на грань катастрофы.
В 1943 г. вместо открытия второго фронта во Франции англоамериканские войска после побед в Северной Африке высадились в Италии. Это привело к краху фашистского режима Муссолини. В сентябре 1943 г. Италия капитулировала.
С осени 1943 г. начались активные переговоры между союзниками о завершении войны и о послевоенном устройстве. 19–30 октября 1943 г. в Москве проходила конференция министров иностранных дел СССР, США и Англии. В ней принял участие представитель Китая (посол Китая в Москве). На конференции обсуждались следующие вопросы: о сокращении сроков войны; о послевоенном устройстве Германии; о положении в Италии; об Австрии;обобеспечении безопасности в послевоенный период и создании международной организации. Была учреждена европейская консультативная комиссия (ЕКК), которая должна была разработать и представить трем правительствам предложения, связанные с окончанием военных действий в Европе, а также условия капитуляции стран гитлеровской коалиции.
В «Декларации об Италии» говорилось о создании Консультативного совета из представителей США, СССР, Англии и Французского комитета национального освобождения с последующим подключением представителей Греции и Югославии. В обязанности Совета входило формулирование рекомендаций для координации политики союзников в Италии.
«Декларацией об Австрии» устанавливалось, что страна должна быть освобождена от германского господства. Три страны объявили захват Германией Австрии в 1938 г. несуществующим и недействительным.
США, СССР и Англия приняли также Декларацию «Об ответственности гитлеровцев за совершаемые зверства». Три страны предупреждали, что военные преступники понесут суровую кару и будут судимы теми народами, которые пострадали от насилия преступников.
На Московской конференции был сделан практический шаг к созданию Организации Объединенных Наций. Союзники, отмечалось в «Декларации четырех государств по вопросу о всеобщей безопасности», будут продолжать борьбу до безоговорочной капитуляции противника. После войны главной задачей станет установление мира и безопасности. В этих целях будет создана международная организация, построенная на принципах суверенитета и равенства всех миролюбивых государств, каждое из которых может быть ее членом. Участники конференции обязались не применять по окончании войны своих вооруженных сил на территории других государств, кроме как после совместной консультации и для целей, предусмотренных в этой Декларации. Четыре государства обязались также консультироваться друг с другом и другими членами Объединенных Наций, изыскивая пути заключения всеобщего соглашения о регулировании вооружений в послевоенный период.
Московская конференция завершилась значительными успехами. Хотя на ней проявились серьезные расхождения между СССР, с одной стороны, и Англией и Соединенными Штатами – с другой, тем не менее удалось согласовать основные вопросы и принять решения. Эта была первая из целой серии конференций союзников с осени 1943 по лето 1945 г.
С 28 ноября по 1 декабря 1943 г. в столице Ирана Тегеране состоялась конференция глав правительств трех держав. Руководителями делегаций являлись И. В. Сталин, Ф. Рузвельт и У. Черчилль. На ходе работы конференции, как и на общем состоянии международных отношений в этот период, сказался коренной перелом на советско-германском фронте. Победы Красной Армии вселяли уверенность в полной победе над фашистским блоком. Уклонение союзников от открытия второго фронта в Европе в 1942 и 1943 гг. привело к значительной затяжке войны, к увеличению числа жертв. На Тегеранской конференции вопрос о втором фронте был одним из главных.
Черчилль и Рузвельт дали в Тегеране согласие на открытие второго фронта во Франции в течение мая 1944 г. Об этом от имени США и Англии официально объявил генерал Брук. В ответ И. В. Сталин сообщил на заседании конференции, что, для того чтобы облегчить высадку войск на побережье Франции и не дать немецкому командованию возможности маневрировать резервами, Красная Армия предпримет большое наступление.
Правомерно напрашивается вопрос: почему Англия и США, так долго не открывавшие второй фронт, в конце 1943 г. дали согласие высадить свои войска в Нормандии. Дело в том, что ни Рузвельт, ни Черчилль, ни другие руководители двух союзных стран не хотели вступления советских войск в Западную Европу. Как только стало ясно, что Красная Армия не только изгонит агрессора из пределов своей страны, но и сможет освободить всю Европу, в Лондоне и Вашингтоне заторопились. Черчилль выступал даже с планом открытия второго фронта не в Нормандии, а на юге Европы, с тем чтобы англо-американские силы, продвигаясь к северу, преградили путь Красной Армии на запад.
Английский премьер не только планировал, но и предпринимал практические шаги к недопущению советских войск в Западную Европу. Об этом свидетельствуют, в частности, документы, опубликованные осенью 1998 г. Черчилль готовился начать после совместной победы над Гитлером боевые действия против советских вооруженных сил и оттеснить их на восток к довоенным границам. Этому, однако, не довелось случиться.
Принятая на Тегеранской конференции Декларация подчеркивала необходимость совместных и единых действий трех держав. В Тегеране обсуждались также вопросы послевоенного устройства и установления границ между государствами. Не остались без внимания и вопросы, относящиеся к войне с Японией.
Отдавая должное стране, на территории которой проходила конференция, союзники приняли «Декларацию об Иране». Три державы заявили о желании сохранить полную независимость Ирана, его суверенитет и территориальную неприкосновенность.
1944 год прошел под знаком наступления Красной Армии, которая вела уже бои на территории европейских стран и в условиях существования второго фронта. 6 июня 1944 г. началась высадка войск Англии и США в Нормандии. Вместе с ними высадились и части французских патриотов во главе с Ш. де Голлем.
В осуществление решений, принятых на Московской конференции и подтвержденных в Тегеране, в августе–сентябре 1944 г. в Думбартон-Оксе, близ Вашингтона, проходила неофициальная конференция представителей СССР, США и Великобритании по выработке Устава будущей международной организации – Организации Объединенных Наций. Она завершилась принятием «Предложений относительно создания Всеобщей Международной Организации безопасности». В Думбартон-Оксе были согласованы цели, принципы, членство и структура будущей организации. Само ее название также было окончательно определено здесь. Решения конференции затем обсуждались правительствами многих стран мира, которые вносили свои замечания и предложения.
К моменту созыва новой конференции глав правительств США, СССР и Англии, состоявшейся в феврале 1945 г. в Крыму, подготовительный этап создания ООН был закончен. В Ялте три державы определили точную дату и место созыва конференции для окончательной подготовки и принятия Устава новой международной Организации безопасности – 25 апреля, Сан-Франциско.
Крымская конференция по инициативе американской делегации приняла дополнение к выработанному в Думбартон-Оксе проекту по вопросу о процедуре голосования в Совете Безопасности ООН. В заявлении американской делегации, сделанном 6 февраля 1945 г. Государственным секретарем США Стеттиниусом, содержался анализ предложения Рузвельта о том, что «все важнейшие решения, относящиеся к сохранению мира, включая все экономические и военные принудительные меры», должны приниматься только при единогласии постоянных членов Совета. Это предложение легло в основу 27-й статьи Устава.
На конференции был принят ряд важнейших решений по военным вопросам и по проблемам послевоенного устройства мира, хотя, как и на предыдущих конференциях, в Крыму проявились серьезные разногласия. Были согласованы планы и сроки окончательного разгрома вражеских сил, координация военных операций в Германии. Заявив о том, что удары союзников будут наноситься до полной безоговорочной капитуляции противника, США, СССР и Англия подчеркнули, что их «непреклонной целью является уничтожение германского милитаризма и нацизма и создание гарантий того, что Германия никогда больше не будет в состоянии нарушить мир всего мира». Далее три державы заявили, что они не будут добиваться уничтожения германского народа и после искоренения нацизма и милитаризма он сможет получить достойное место в мировом сообществе. США, СССР и Англия договорились занять в Германии три зоны, а для управления и контроля создать союзническую администрацию и специальный контрольный орган главнокомандующих трех держав с местопребыванием в Берлине. Было решено пригласить Францию занять определенную зону и принять участие в работе контрольного органа. Союзники пришли к согласию в том, что Германия будет обязана возместить тот ущерб, который она причинила союзным державам, «в натуре в максимально возможной мере, для чего должна быть создана специальная комиссия по репарациям».
Большое место в работе конференции занял польский вопрос, который вызвал острую полемику между Сталиным и Черчиллем, главным образом о германо-польской границе. Что касается восточных границ, то все согласились, что она должна идти по линии Керзона.
В Крыму были рассмотрены также вопросы о Югославии и принята «Декларация об освобожденной Европе». Державы создали механизм для постоянных консультаций друг с другом. Таким механизмом должны были стать постоянно проводившиеся по очереди в трех столицах совещания министров иностранных дел.Попредложению американской стороны был согласован вопрос о вступлении СССР в войну против Японии не позднее чем через три месяца после капитуляции Германии при следующих условиях: сохранение существующего положения Монгольской Народной Республики, восстановление принадлежащих России прав, нарушенных Портсмутским мирным договором (1905 г.), передача Советскому Союзу Курильских островов.
Решения Крымской конференции имели большое значение для быстрейшего окончания войны и для послевоенного устройства.
1 мая был повержен Берлин. 9 мая Германия подписала Акт о безоговорочной капитуляции.