Краткий курс грамматики английского языка

КРАТКИЙ КУРС ГРАММАТИКИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Учебно-методическое пособие

для студентов неязыковых вузов

Пермь

ПГПУ

Авторы-составители : ст. преп. каф. иностранных языков Н.П. Зонина,

Ст. преп. каф. иностранных языков Н.В. Карпенко

Учебное пособие предназначено для студентов очного и заочного отделений неязыковых факультетов. Доступное изложение грамматического материала позволяет и студентам, начинающим изучать английский язык, также пользоваться пособием.

В издании освещаются основные грамматические явления современного английского языка, знание которых необходимо для правильного письма, ведения беседы и понимания текстов на английском языке. Теоретический материал предлагается на русском языке, к названиям грамматических терминов приводятся английские эквиваленты. Использованы примеры из оригинальной художественной литературы и грамматик известных английских издательств.

Последовательность изложения материала основывается на принципе «от простого – к сложному». Учитывая то, что английский глагол по сравнению с другими частями речи имеет наибольшее количество форм и представляет трудность при изучении английского языка, его рассмотрение предлагается в последнюю очередь. В то же время, изложение материала позволяет изучать одни темы независимо от других, поэтому последовательность их изучения можно изменять, исходя из потребностей преподавания.

© Зонина Н.П., Карпенко Н.В., составление, 2012

© ГОУ ВПО «Пермский государственный

педагогический университет», 2012

ПРЕДИСЛОВИЕ

В настоящее время на земном шаре существует более двух тысяч различных языков и диалектов. В одних случаях это язык, на котором говорят всего лишь несколько тысяч человек. В других случаях язык обслуживает огромное число говорящих. К таким языкам относятся русский, китайский, английский, испанский, французский и арабский языки.

Английский язык распространен во всех частях света. Он является родным языком большинства населения Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, Соединенных Штатов Америки, Канады. Богата и разнообразна художественная литература на английском языке.

Изучение английского языка очень актуально сегодня. В большинстве стран мира английский язык широко используется в дипломатии, при составлении деловых и коммерческих документов. Он является одним из пяти официальных языков Организации Объеди­ненных Наций, наряду с французским, испанским, русским и китай­ским.

Каждый седьмой человек в мире либо знает, либо изучает английский язык. Изучение иностранного языка является обязательным в каждом высшем учебном заведении и базируется на двух основных аспектах – обучении лексике и грамматике. Без знания грамматических форм и синтаксических конструкций невозможно читать и переводить тексты любой сложности, строить устную и письменную речь, понимать и быть понятым. Предлагаем вашему вниманию краткий курс грамматики английского языка и надеемся, что он поможет либо усвоить заново, либо систематизировать уже имеющиеся знания по грамматике.

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (THE NOUN)

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос «кто это?» или «что это?»

Существительные в английском языке разделяют­ся на исчисляемые и неисчисляемые. Исчисляемые существительные обозначают предметы, которые можно сосчитать: a chair – стул, a lawyer – юрист, a question – вопрос. Неисчисляемые существительные — это названия веществ и абстрактных понятий, которые не поддаются счету: water – вода, milk – молоко, freedom – свобода, friendship – дружба и пр. Исчисляемые существительные употребляются в един­ственном числе и множественном числе. Неисчисляемые существительные множественного числа не имеют.

Некоторые существительные в английском языке упот­ребляются только в единственном числе: advice – совет, советы; knowledge – знания; news – новость, новости; money – деньги.

Некоторые существительные в английском языке упот­ребляются только во множественном числе: spectacles – очки, trousers – брюки, scissors – ножницы, goods – товар, товары, clothes – одежда, wages – зарплата.

Падежи существительных

В отличие от русского языка, где есть шесть падежей существительного, в английском языке их лишь два: общий (the Common Case) и притяжательный (the Possessive Case).

Общий падеж не имеет специальных падежных оконча­ний. Связь существительного в общем падеже с другими сло­вами выражается предлогами, а также определяется местом существительного в предложении.

Существительное в общем падеже с предлогом “to” или “for” может соответствовать русскому существительному в дательном падеже:

I gave the ticket to my sister. – Я отдал билет своей сестре.

Не bought a ball for his son. – Он купил сыну мяч.

Сочетание существительного в общем падеже с предло­гом “of” преимущественно соответствует русскому родитель­ному падежу:

the answers of the students – ответы студентов.

Общий падеж существительного с предлогами “by” и “with” часто выражает такие отношения между словами, которые в русском языке передаются творительным падежом:

America was discovered by Columbus. – Америка была открыта Ко­лумбом.

The letter was written with а red pencil. – Письмо было написано красным карандашом.

Артикль (the Article)

В английском языке, в отличие от русского, перед существительными (или словами, определяющими существительное) употребляется особое служебное слово – артикль. В английском языке есть два артикля – неопределен­ный (the indefinite article) и определенный (the definite article).

Неопределенный артикль имеет две формы: “а” [q] и “an” [qn]. Форма “а” употребляется перед словами, которые начина­ются с согласного звука: a child, a nice evening. Форма “an” употребляется перед словами, которые начина­ются с гласного звука: an umbrella, an apple.

Неопределенный артикль произошел от английского числительного

“one” – “один”, поэтому он употребляется только перед исчисляемыми существительными в единственном числе.

Определенный артикль имеет одну графическую форму “the”, которая произносится [Dq] перед словами, кото­рые начинаются с согласного звука

(the dog, the party), и [Di] перед словами, которые начинаются с глас­ного

(the evening, the old man). Определенный артикль происходит от указательного ме­стоимения “that” – “тот” и употребляется перед существитель­ными в единственном и множественном числе.

С именами собственными

Определенный артикль употребляется:

· если фами­лия стоит во множественном числе и обозначает семью в

целом – всех членов семьи.

Have you invited the Pavlovs? – Вы пригласили Павловых?

· с названиями некоторых стран и местностей: the USA – США, the Netherlands – Нидерланды, the Philippines – Филиппины, the Caucasus – Кавказ, the Crimea – Крым, the Ukraine – Украина;

· с названиями стран, в состав которых входит нарицательное имя

существительное с одним или несколькими определе­ниями, употребляются с определенным артиклем: the United States of America, the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland;

· с названиями пустынь,океанов, морей, заливов, проливов, ка­налов и

рек: the Sahara Desert, the Atlantic Ocean, the Black Sea, the Gulf of Mexico, the English Channel, the Mississippi;

· с названиями озер, если перед именем собственным не стоит слово lake

– озеро: the Baikal (но Lake Baikal – озеро Байкал);

· с названиями групп островов: the British Isles, the Canaries, the Bagamas

(названия отдельных островов употребляются без артикля: Cuba, Isle of Man);

· с названиями горных хребтов: the Urals, the Carpathians, the Alps, the

Rocky Mountains, the Caucasus, (названия отдельных гор, горных вер­шин употребляются без артикля: Elbrus, Ben Nevis);

· с названиями театров, кинотеатров, концертных залов, клубов,

отелей, картинных галерей, музеев, газет: the Royal Opera House, the Odeon Cinema, the Albert Hall, the Hilton Hotel, the National Gallery, the British Museum, the Washington Post, the Financial Times;

· с названиями организаций и политических партий: the Labour Party, the United Nations Organization, the BBC, the European Community.

Сравнительные обороты

При сравнении предметов с одинаковой мерой ка­чества употребляется прилагательное в основной форме, ко­торое ставится между союзами “as ... as”: I am as tall as you. – Я такой же высокий, как и ты.

Для выражения меньшей меры качества прилагательное в основной форме ставится между “ not as ... as” или “not so ... as”:

He isn’t as rich as his brother. – Он не так богат, как его брат.

Today it isn’t so cold as yesterday. – Сегодня не так холодно, как вчера.

Если одно событие зависит от другого, используется сравнительная конструкция “the … the” с двумя прилагательными в сравнительной степени:

The younger you are, the easier to learn. – Чем ты моложе, тем легче учиться.

The more expensive the hotel, the better the service. – Чем дороже отель, тем лучше обслуживание.

НАРЕЧИЕ (THE ADVERB)

Наречие – часть речи, которая указывает на признак действия или на обстоятельства, при которых протекает действие, т.е. где, как, когда и каким образом что-то происходит. В предложении наречие всегда является обстоятельством.

Образование наречий

· Некоторые наречия в английском языке совпадают по форме с

прилагательными: fast – быстрый, быстро; early – ранний, рано; loud – громкий, громко. Их легко отличить от прилагательных, так как наречие, как правило, относится к глаголу, а прилагательное – к существительному:

They got up early yesterday. – Они встали рано вчера.

They grow early vegetables. – Они выращивают ранние овощи.

· Некоторые наречия имеют две формы. Одна из них совпадает по

форме и значению с соответствующим прилагательным, другая образуется с помощью суффикса “– ly” и имеет другое значение:

late – поздний; late – поздно; lately – недавно, за последнее время;

close – закрытый, близкий; close – близко, почти; closely – внимательно;

hard – трудный, твердый, усердный; hard – усердно; hardly – едва.

Степени сравнения наречий

Наречия образа действия и некоторые другие на­речия имеют степени сравнения. Сравнительная степень срав­нения односоставных наречий образуется с помощью окон­чания “– еr ”, превосходная степень с помощью окон­чания окончания “– est”:

late – later – latest, fast – faster – fastest.

Степени сравнения наречий, имеющих два и более сло­гов, образуются с помощью слов “more” (в сравнительной) и “most” (в превосходной степени):

quietly – more quietly – most quietly, carefully – more carefully – most carefully.

Степени сравнения наречий well – хорошо, badly – плохо, little – мало, much – много образовываются от других корней:

well – better – best, badly – worse – worst, little – less – least, much – more – most.

Место наречий в предложении

· Наречия образа действия, как правило, ставятся после смыслового

глагола: He smiled kindly. She didn’t work hard. They speak English well.

· Наречия места и времени стоят на последнем месте в предложении,

причем сначала ставится наречие места, а потом времени:

I’ll meet you there. He is always at home at 6 o’clock in the evening.

Наречие времени может стоять и на нулевом месте в предложении:

Yesterday I went to the cinema.

· Наречие неопределенного времени ставится перед смысловым глаголом,

но после глагола “to be” или после первого вспомогательного глагола:

He also plays tennis and volleyball. They rarely watch TV.

I am never ill. They are usually at home in the evening.

I will always remember you. It doesn’t often rain here.

· Наречие “sometimes” можно ставить в начале, конце предложения или

перед смысловым глаголом:

Sometimes I feel sad. I feel sad sometimes. I sometimes feel sad.

· Наречие “only” ставится перед тем словом, которое оно определяет:

Only Jimmy can draw so well. She can’t write, she can only read.

· Наречия “too” – тоже (в утвердительных предложениях) и “either” – тоже (в отрицательных предложениях) всегда стоят на последнем месте:

I’m staying at home too. I’m not going out tonight either.

Примечание. Наречие “too” перед прилагательным или другим наречием переводится слишком, чересчур:

You work too hard. She is too young to get married. It costs too much money.

ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ (THE NUMERAL)

Имя числительное – часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете. Числительные в английском языке подразделяют­ся на количественные (cardinal numerals) и порядковые (ordinal numerals) числительные.

Количественные числительные

· Простые количественные числительные:

1 – one 6 – six 11 – eleven

2 – two 7 – seven 12 – twelve

3 – three 8 – eight 100 – a (one) hundred

4 – four 9 – nine 1,000 – a (one) thousand

5 – five 10 – ten 1,000 000 – a (one) million

· Количественные числительные от 13 до 19 образуются прибавлением

суффикса “ – teen” к соответствующим числитель­ным первого десятка, которые в трех случаях (13,15,18) пе­ред суффиксом “ – teen” изменяются в на­писании и произношении:

3 – three [Tri:] 13 – thirteen ['TW'ti:n]

4 – four 14 – fourteen

5 – five [faiv] 15 – fifteen ['fif'ti:n]

6 – six 16 – sixteen

7 – seven 17 – seventeen

8 – eight [eit] 18 – eighteen ['ei'ti:n]

9 – nine 19 – nineteen

Числительные от 13 до 19 имеют два ударения – на пер­вом слоге и на суффиксе: fifteen ['fif'ti:n], nineteen ['nain'ti:n].

· Названия десятков образуются прибавлением суффик­са “– ty” к

соответствующим числительным первого десятка, при этом некоторые из них изменяют произношение и написание:

2 – two [tu:] 20 – twenty ['twenti]

3 – three [Tri:] 30 – thirty ['TW:ti]

4 – four 40 – forty

5 – five [faiv] 50 – fifty ['fifti]

6 – six 60 – sixty

7 – seven 70 – seventy

8 – eight 80 – eighty

9 – nine 90 – ninety

Ударение в числительных, которые обозначают десятки, па­дает на первый слог: twenty ['twenti], forty ['fLti], eighty ['eiti].

· В составных числительных перед десятками (а если нет десятков, то перед

единицами) в любом разряде употребля­ется слово “and”:

235 – two hundred and thirty-five 4, 007 – four thousand and seven

581,462 – five hundred and eighty-one thousand four hund­red and sixty-two.

· Числительные hundred, thousand, million во множествен­ном числе не

имеют окончания “– s”,если перед ними стоит другое числительное:

564 – five hundred and sixty-four 8,000 – eight thousand

Но если эти числительные употребляются c существи­тельным с предлогом “of”, то есть, если перед ними нет другого числительно­го, они принимают во множественном числе окончание “– s”:

hundreds of students – сотни студентов, thousands of books – тысячи книг.

Порядковые числительные

· Порядковые числительные, кроме первых трех, образуются из

соответствующих количественных числитель­ных прибавлением суффикса

“– th”. У некоторых числительных появляются изменения в написании:

one — first

two — second

three — third

four – fourth

five — fifth

six – sixth

seven – seventh

eight – eighth

nine – ninth

ten – tenth

eleven – eleventh

twelve – twelfth

thirteen – thirteenth

fourteen – fourteenth

fifteen – fifteenth

twenty – twentieth

thirty – thirtieth

forty – fortieth

· В составных порядковых числительных форму порядко­вого

числительного имеет лишь последнее слово: twenty-one – twenty-first,

three hundred and sixty-four – three hundred and sixty-fourth.

· Порядковое числительное всегда употребляется с определенным

артиклем: the fifth lesson, the second part.

Даты, числа, чтение дробей

· В английском языке, в отличие от русского, датыобозначаются

количественными числительными, причем сна­чала называют число сотен, а потом – десятков и единиц: 1905 – nineteen oh five (nineteen hundred and five),

1600 – sixteen hundred, 1873 – eighteen seventy-three, 2004 – two thousand four.

· Число в английском языке обозначается порядковым числительным с

определенным артиклем. Оно ставится или перед названи­ем месяца с предлогом “of”, или после него без предлога:

1 декабря 1991 года – the first of December nineteen ninety-one,

или December the first nineteen ninety-one.

· В английском языке количественные числительные используются для

обозначения номеров телефонов, домов, квартир, автобусов, страниц:

Oxford Street 23 – Oxford Street two three, room 22 – room two two.

· При чтении телефонов и факсов англичане группируют цифры по три

(914306 – nine one four, three oh six). Ноль в Британском варианте читается oh [ou], в Американском варианте – zero. Американцы прочитают число 6687 – six six eight seven, англичане – double six eight seven.

· В простых дробях числителем является количествен­ное числительное, а

знаменателем – порядковое. Если чис­литель больше единицы, то знаменатель имеет окончание “– s”: 1/7 – one seventh, 3/7 – three sevenths.

· Дробные числительные 1/2 и 1/4 читаются а (one) half – половина и

а (one) quarter – четверть.

· При чтении смешанных чисел между целой и дробной частью

употребляется союз “and”: 1 ½ – one and a half, 5 ¾ – five and three fourths.

· В десятичных дробях целая часть отделяется от дробной не запятой, а

точкой, которая читается point [pOInt]. Каждая цифра как целой, так и дробной части десятич­ной дроби читается в отдельности.

Ноль читается nought [nL t], в американском английском – zero ['ziqrou]: 35.204 – three five point two nought four.

Если целая часть равняется нулю, то число можно про­читать двумя способами: 0.357 – nought point three five seven или point three five seven, то есть слово nought в та­ком случае можно не читать.

МЕСТОИМЕНИЕ (THE PRONOUN)

Местоимение – часть речи, которая указывает на лицо, предметы, на их признаки, количество, но не называет их. Местоимение обычно употребляется в предложении вместо имени существительного или имени прилагательного, иногда вместо наречия и числительного.

Притяжательные местоимения

(Possessive Pronouns)

Притяжательные местоимения выражают принадлежность и отвечают на вопрос “whose?” – чей? Притяжательные местоимения имеют две формы: зависимую и независимую.

Число Лицо Зависимая форма Независимая форма Перевод
Единст-венное my your his her its mine yours his hers its мой, моя, мое, мои твой, твоя, твое, твои его ее его, ее
Мно- жест- венное our your their ours yours theirs наш, наша, наше, наши ваш, ваша, ваше, ваши их

Притяжательное местоимения в зависимой форме употребляется перед существительным в роли определе­ния и исключает употребление артикля перед этим существительным, являясь его определителем: my address – мойадрес,his name – его имя,her new car – ее новая машина, its head office – ее (компании) головной офис, our house – наш дом, your best friend – твой лучший друг, their room – их комната.

Притяжательные местоимения в независимой форме не употребляются перед существительными; они заменяют их и употребляются в функции подлежащего, именной части сказуемого или дополнения:

It’s their problem, not ours. – Это их проблема, а не наша.

Is that their car? No, theirs is green. – Это их машина? Нет, их – зеленая.

Whose money is this? It’s mine. – Чьи это деньги? Это мои.

Are those people friends of yours? – Эти люди ваши друзья?

В английском языке нет такого притяжательного местоимения, которое соответствовало бы русскому место­имению свой и относилось бы к любому лицу. Русское при­тяжательное местоимение свой на английский язык перево­дится различными притяжательными местоимениями в за­висимости от лица, к которому оно относится.

I like my job. – Я люблю свою работу.

He likes his job. – Он любит свою работу.

She likes her job. – Она любит свою работу.

We like our jobs. – Мы любим свою работу.

You like your job. – Вы любите свою работу.

They like their jobs. – Они любят свою работу.

Указательные местоимения

(Demonstrative Pronouns)

К указательным местоимениям относятся: this – этот, that – тот, such – такой, the same – тот самый.Место­имения this и that имеют форму множественного числа: these – этии those – me.

Местоимения this (these) и that (those) употребляются в функции определения, в функции подлежащего и в функции дополнения:

These flowers are for you. – Эти цветы для вас. (опреде­ление)

This is a nice hotel but it’s very expensive.–Это хороший отель, но он очень дорогой. (подле­жащее)

Who’s that? I don’t know. – Кто это? Я не знаю. (дополнение)

В английском языке, в отличие от русского, указа­тельные местоимения в функции подлежащего согласуются в числе с именной частью составного сказуемого, например:

This is a bag. – Это сумка. These are bags. – Это сумки.

That is our house. – Это наш дом. Those are our houses. – Этo наши дома.

Местоимение that (those) употребляется вместо ранее упомянутого существительного во избежание его повторения:

This house is much better than that. – Этот дом значительно лучше, чем тот.

These houses are better than those. – Эти дома лучше, чем те (дома).

Неопределенные местоимения

(Indefinite Pronouns)

К неопределенным местоимениям относятся some и any, а также их производные somebody, someone, something, anybody, anyone, anything.

ПРЕДЛОГ (THE PREPOSITION)

Предлог – это служебное слово, которое выража­ет различные отношения между словами в предложении или в словосочетании. Обычно предлог ставится непосредственно перед существительным или местоимением. Если слово имеет определение, то предлог ставится перед ним:

They arrived on Friday morning. There is some water in that green bottle.

В отличие от русского языка, предлог в английском языке может стоять не только перед словом, к которому отно­сится, но и в конце предложения:

· в конце прямых и косвенных вопросов, если предлог относится к

местоимениям who (whom), what, which или к наречию where:

What are you talking about? – О чем вы разговариваете?

· в конце предложения с глаголом-сказуемым в страдательном залоге:

This girl is very much talked about. – Об этой девушке очень много говорят.

· в восклицательных предложениях:

What a beautiful view to look at! What a nice place to live in!

UNDER / BELOW

Положение в пространстве: Движение в пространстве:

in front of – перед, впереди across – через, поперек

behind – за, сзади, позади over – через (что-то высокое)

next to / beside / by – около, возле through – через (насквозь)

over / above – над, выше along – по / вдоль

between – между up / down – вверх / вниз

among – среди around / about – по / вокруг

round – за (поворотом) about (наречие) – примерно

И в русском, и в английском языке предлоги, как правило, многозначны, поэтому одному и тому же предлогу английского языка соответствует несколько русских предло­гов, а один и тот же русский предлог в различных контек­стах переводится различными английскими предлогами.

СОЮЗ (THE CONJUNCTION)

Союз – служебное слово, которое служит для связи слов и словосочетаний в простом предложении и соединения отдельных предло­жений в сложном предложении.

По своей структуре союзы подразделяются на:

· простые(состоящие из одного корня) and – и, а; but – но; or – или; that – что; if – если; so – поэтому; though – хотя ...

· производные(имеющие в своем составе суффиксы или приставки) unless – если не; because – потому что; until – пока не …

· сложные(которые состоят из двух, реже – трех корней) therefore – поэтому; however – однако; nevertheless – тем не менее ...

· составные(которые состоят из нескольких слов) as soon as – как только; as well as – так же как и; in order to – для того, чтобы

· парные (состоят из двух частей, разделенных другими сло­вами) not only... but also – не только... но и, both... and – как ... так и, neither... nor – ни... ни.

В зависимости от употребления союза в различных типах предложений мож­но выделить сочинительные союзы (coordinating conjunctions) и подчинительные союзы (subordinating conjunctions).

Сочинительные союзы употребляются для связи одно­родных членов предложения, а также отдельных предложе­ний. Они подразделяются на три основные группы:

· Соединительные (copulative) and – и, as well – так же, как и, both... and –как... так и, not only... but also – не только, но и, neither ... nor – ни... ни.

· Разделительные (disjunctive) or – или, ли, иначе, either ... or –или... или.

· Противительные (adversative) but – но, yet – тем не менее, still – все же, whereas – тогда как.

Подчинительные союзы присоединяют придаточ­ные предложения к главному. Среди подчинительных союзов можно выделить союзы места, времени, причины и т. п. в зависимости от того, какие придаточные предложения они вводят. Среди них: when – когда; while – в то время, как; if – если; unless – если не; as if, as though – как будто, вроде; though – хотя.

Как и в русском языке, для связи придаточных предложений с главными используются не только союзы, но и союзные слова–местоимения: who – кто, который (whom – кого, кому), whose – чей, what – что, какой , which – какой, который, that – который и наречия: where - где, when - когда, how - как, why – почему.

ГЛАГОЛ (THE VERB)

Глагол – это знаменательная, самостоятельная часть речи, которая называет действие (to build, to run) или состояние (to be, to sleep) лица или предмета, ощущение (to feel, to smell) или процессы мышления (to consider, to think). Английские глаголы делятся на личные(Finite Forms) и неличные(Non-Finite Forms).

Личные формы глагола содержат указание на лицо, число, вид, наклонение, время, залог. Глагол в личной форме выполняет функцию сказуемого и всегда согласуется с подлежащим в лице и числе.

Неличные формы глагола (инфинитив, герундий, причастие I, II) выражают действие без указания на лицо, число и наклонение. Они могут выполнять функцию сказуемого только в сочетании с личными формами глагола.

V / Vs

Примечание. V – verb, основа глагола, инфинитив без частицы “ to”.

Утвердительная форма глагола в Present Simple во всех лицах единственного и множественного числа, кроме третьего лица единственного числа (местоимения he – он, she – она, it – оно), совпадает с инфинитивом (неопределенной формой глагола) без частицы “- to”.

To study (инфинитив) – учиться (неопределенная форма глагола).

Present Simple: I study – Я учусь. We study – Мы учимся.

You study – Ты учишься (Вы учитесь). They study – Они учатся.

В третьем лице единственного числа (местоимения he – он, she – она,

it – оно) в Present Simple к инфинитиву (глаголу без частицы “– to”) прибавляется окон­чание “– s ” или “ – es ”:

To run (инфинитив) – бегать (неопределенная форма глагола).

Present Simple: He runs – Он бегает. She runs – Она бегает. It runs – Оно бегает.

Большинство глаголов в третьем лице единственного чис­ла имеют окончание “– s”. Окончание “ – es” употребляется в сле­дующих случаях:

· если основа глагола заканчивается на шипящие “-s, -ss, -sh, -ch, -tch, -x”:

to dress – dresses, to wash – washes, to teach – teaches, to watch – watches.

· если основа глагола заканчивается на “- у” с предшествующей согласной

(при этом буква “- у” изменяется на “- i ”): to study – studies, to cry – cries.

Примечание. Но если перед “- у” стоит гласная, то к глаголу по общему правилу прибавляется только оконча­ние “– s”: to play – plays, to stay – stays.

· если основа глагола заканчивается на “– о”:

to go – goes [gouz], to do – does [dAz].

Окончание“– s” третьего лица единственного числа произносится:

· [s] — после глухих согласных звуков.

Не works [wWks]. She writes [raits]. It helps [helps].

· [z] — после звонких согласных и после гласных:

She reads [ri:dz]. Не sees [si:z]. The bird sings [siNz].

· [iz] — после свистящих и шипящих звуков [s, z, S, Z , C, G ] :

Не dresses ['dresiz]. She washes ['wOSiz]. The sun rises ['raiziz].

Вопросительная формаPresent Indefinite образу­ется из вспомогательного глагола “do”(в третьем лице единственного числа – “does”) и инфинитива основного глагола без частицы “to”. Вспомога­тельный глагол всегда ставится перед подлежащим:

Do I work? Do we work? Do you work? Do they work?

Does he work? Does she work? Does it work?

Примечания.

1. Если подлежащее имеет одно или несколько определе­ний, которые стоят перед ним, вспомогательный глагол ставится перед всей группой подлежащего (подлежащим с опреде­лениями):

Doesyour younger sister goto school? – Твоя младшая сестра ходит в школу?

2. Вопросительные предложения, в которых вопросительное слово выступает в роли подлежащего или определения к подлежащему, имеют структуру повествовательного предложения. Вспомогательный глагол “to do” в этом случае не употребляется:

Who goes there? – Кто идет туда?

Whose brother goes there? – Чей брат идет туда?

Отрицательная формаPresent Indefinite образует­ся из вспомогательного глагола “do” (в третьем лице единственного числа – “does”), отрицательной частицы “not” и инфинитива основного глаго­ла без частицы “to”:

I do not work. We do not work. You do not work. They do not work.

He does not work. She does not work. It does not work.

В устной речи вместо “do not” и “does not” обычно употреб­ляются сокращенные формы “don’t” и “doesn’t”:

I don’t understand you. – Я вас не понимаю.

Не doesn’t recognize me. – Он не узнает меня.

В вопросительно-отрицательной форме частица “not” ставится после подлежащего: Do you not know him? – Разве вы не знаете его?

Обычно в вопросительно-отрицательных предложениях употребляются сокращенные формы “don’t” и “doesn’t”, которые ставятся перед подлежащим:

Doesn’t your son go to school? – Разве ваш сын не ходит в школу?

8.2.2. Настоящее неопределенное время глаголов “to be” и “to have”

ГЛАГОЛ “TO BE”

Глагол “to be” – “быть”широко употребляется как основной глагол, как модальный и как вспомогательный для образования различных временных форм глаголов.

В Present Simple Tense он спрягается не по общему правилу:

I am Я есть
He / She / It is Он / Она / Оно есть
We / You / They are Мы / Вы / Они есть

В устной речи часто употребляются сокращенные формы:

I am = I’m [aim], He is = He’s [hi:z], She is = She’s [Si:z], It is = It’s [its],

We are = We’re [wi: 'a:], You are = You’re [ju: 'a:], They are = They’re [Dei 'a:].

Вопросительная и отрицательная формы глагола “to be” в Present Simple образуются без вспомогательного глагола “to do”.

В вопросительной форме глагол “to be” ставится перед подлежащим:

Are you a student? – Вы студент?

Is your friend at home? – Ваш друг дома?

В отрицательной форме после глагола “to be” ставится частица “not”:

She is not my sister. – Она не моя сестра.

You are not happy. – Вы не счастливы.

В устной речи вместо “is not” и “are not” употребляются преимущественно сокращенные формы “isn’t” и “aren’t”. “Am not” сокращается вместе с личным местоимением и имеет форму “I’m not”.

I’m not cold. – Я не замерз.

Не isn’t hungry. – Он не голоден.

You aren’t sure. – Вы не уверены.

ГЛАГОЛ “TO HAVE”

Глагол “to have” – “иметь” также употребляется как основной, как модальный и как вспомогательный. Он служит для образования различных временных форм других глаголов или образует так называемую притяжательную конструкцию. В Present Simple “to have” спрягается так:

I have Я имею / У меня есть
He / She / It has У него (нее) есть …
We / You / They have У нас (вас, них) есть…

Вопросительная форма глагола “to have” в Present Simple образуется с помощью вспомогательного глагола “do” (в третьем лице единственного числа “does”) и глагола “to have” в форме инфинитива без частицы “to”:

Do you have any money? – У тебя есть сколько-то денег?

Does she have a car? – У нее есть машина?

Отрицательная формаглагола “to have” в Present Simple образуется из вспомогательного глагола “do” (в третьем лице единственного числа – “does”), отрицательной частицы “not” и глагола “to have” в форме инфинитива без частицы “to”:

I don’t have any money. – У меня нет денег.

She doesn’t have a car. – У нее нет машины.

Глагол “to have” употребляется с большим количеством существительных, утрачивая свое основное значение:

to have dinner / breakfast – пообедать / позавтракать

to have tea / coffee – пить чай / кофе

to have a bath / a shower – принять ванну /помыться

to have a rest / a sleep – отдохнуть / поспать

to have a good time / holiday – хорошо провести время / отдохнуть

В этих случаях вопросительная и отрицательная формы глагола “to have” образуются только при помощи вспомогательного глагола “to do”:

Where do you usually have dinner? – Где ты обычно обедаешь?

Вопросительная и отрицательная формы глагола “to have” в Present Indefinite иногда образуются без вспомогательного глагола “to do” и считаются устаревшим, книжным вариантом. В таком случае в вопросительной форме глагол “to have” ставится перед подлежащим.

Have you many friends here? – У вас здесь много друзей?

Has she a ball? – У нее есть мяч?

Без вспомогательного глагола “to do” отрицательные предложения с глаголом “to have” образуются двумя способами:

· путем прибавления отрицательной частицы “not” после глагола “to have”

I haven’t any time. У меня нет времени.

· с отрицательным местоимением “no” после глагола “to have”:

I have no brothers or sisters. – У меня нет ни братьев, ни сестер.

Наряду с глаголом “to have” широко используется оборот “to have got” cо значением “иметь” “обладать”:

I have got a headache (= I’ve got a headache)

Наши рекомендации