Афганистан во второй половине 19 века.
Попытки пришедшего к власти в Кабуле эмира Дост Мухаммад-хана вернуть утраченные земли окончились неудачей. Используя в качестве предлога для вторжения пребывание в Кабуле российского представителя поручика И.Виткевича и необходимость обеспечения безопасности северо-западных границ колониальных владений, англичане в 1838 двинули свои войска на Афганистан. Вскоре они заняли Кабул и провозгласили правителем свою марионетку шаха Шуджу. Так началась первая англо-афганская война.
После недолгих попыток вернуться к власти эмир Дост Мухаммад сдался британским властям и был отправлен в Индию. Тем временем мощное народное движение вынудило оккупантов покинуть Афганистан. При отступлении вся их армия была уничтожена. Повторная попытка англичан в 1842оккупировать страну вновь окончилась неудачей. К власти вернулся эмир Дост Мухаммад. В 1850-е ему удалось объединить разрозненные области Афганистана. Однако в 1855 он был вынужден подписать с англичанами договор, подтверждающий их права на Пешавар и другие афганские области, захваченные ими ранее. После продолжительных междоусобиц в борьбе за власть в стране эмиром Афганистана в 1869 стал Шер Али-хан, который провел ряд военных, административных, экономических, финансовых и культурных реформ.
Между тем британские колонизаторы вступили в острое соперничество с Россией, развернувшей во второй половине 19 в. широкую экспансию в Средней Азии. В 1878для установления отношений с Афганистаном в Кабул прибыла российская дипломатическая миссия генерала Столетова. Англичане потребовали от эмира выслать ее и принять британское посольство. После получения отказа Великобритания вторглась в Афганистан, развязав вторую англо-афганскую войну.
Эмир Шер Али-хан покинул столицу, отправившись на север страны, где вскоре умер. Его наследник эмир Якуб пошел на сговор с англичанами и в 1879 подписал Гандамакский договор, по которому страна фактически теряла независимость. Всевластие британских оккупантов вскоре вызвало вооруженное восстание в Кабуле, в ходе которого весь британский гарнизон был уничтожен. Англичане были вынуждены вновь предпринять поход на Кабул, эмира Якуба свергнули и отправили в Индию, однако власть колонизаторов в стране оставалась непрочной.
Под напором антиколониального движения англичане были вынуждены признать эмиром Афганистана вернувшегося из эмиграции в России племянника Шер Али-хана Абдуррахмана. Однако они не хотели отдавать эмиру Кандагар, где правил их ставленник. Тогда в борьбу против них вступил правитель Герата Мухаммад Аюб-хан, который со своими войсками 27 июля 1880 нанес крупное поражение англичанам при Майванде близ Кандагара.
В итоге в войне наступил перелом, что заставило британцев покинуть страну. Однако эмир Абдуррахман, распространивший свою власть на Кандагар и Герат, был вынужден пойти на уступки англичанам и согласиться на британский контроль над внешней политикой Афганистана. В 1893 он подписал соглашение с британским представителем лордом Дюрандом, по которому населенные восточными пуштунами территории, отторгнутые ранее от Афганистана, были присоединены к колониальным владениям Великобритании. В годы своего правления эмир Абдуррахман подавил восстания пуштунских племен и хазарейцев, силой захватил полунезависимые области Афганского Туркестана и Кафиристан (область на востоке страны, населенную кафирами, которых он обратил в ислам). Одновременно эмир провел серию реформ, целью которых было укрепление структуры государственного управления и самой власти. Проведя разграничения с Россией и Великобританией, Афганистан получил свои государственные границы. Таким образом, укрепив власть на всей территории страны, эмир Абдуррахман создал единое централизованное афганское государство с жестким абсолютистским режимом.
25. Политическая жизнь в Индии н. XXв. Сварадж и Свадеши.В начале XX в. Индия была отсталой страной. Она подошла к этому времени с тяжким грузом огромных социально-экономических проблем: нищетой огромной части ее населения, продолжительными периодами голода и массовых эпидемий и даже абсолютного сокращения численности населения (1891–1901 гг. и 1911– 1921 гг.), низким уровнем продолжительности жизни (23 года). В значительной степени все это было результатом ее колониального подчинения. В Индии преобладало сельское население (около 90%). Горожане были сосредоточены преимущественно в малых городах (5 тыс. – 50 тыс.)
В сельском хозяйстве действовали введенные англичанами три основные системы землевладения и налогообложения. Первая – постоянное обложение (постоянное заминдарство), по которой землю в собственность получили крупные землевладельцы (заминдары) из брахманских и торговых каст. Они были обязаны платить постоянный земельный налог, который в конце XVIII в. достигал 90% ренты. Вторая – временное заминдарство, введенное во второй половине XIX в.. В соответствии с ним земельный налог пересматривался каждые 20–40 лет и права на землю были предоставлены более мелким землевладельцам, преимущественно из высоких землевладельческих каст. Если в деревне земля принадлежала многим собственникам, то они как община несли не только индивидуальную, но и коллективную ответственность за уплату налога. Третья система – райятвари – была введена в Мадрасской и Бомбейской провинциях, начиная с 1850-х годов. Она предоставляла право собственности мелким владельцам земли – райятам («защищенным арендаторам»). Однако многие из них сами не обрабатывали землю, а сдавали в аренду. К началу XX в. индийская буржуазия была еще весьма слабой и немногочисленной. Многие ее группы были «встроены» в оборот английского капитала или зависели от заказов правительства. Административная система Индийской империи имела атрибуты суверенного государства – правительство, армию, государственный аппарат, финансовые органы. Однако управление осуществлялось из Лондона министром по делам Индии и Бирмы в английском правительстве. Оно же назначало генерал-губернатора Индии, который имел почти неограниченную власть и как представитель короля-императора Великобритании, носил титул вице-короля. Корпус чиновников формировался почти целиком из англичан, которые сдавали экзамены в Индийскую гражданскую службу (ИГС). Число индийцев в ИГС к началу XX в. было незначительным. При вице-короле и губернаторах провинций имелись законодательные советы из назначенных властью лиц и располагавшие только совещательными функциями.Сварадж (хинди स्वराज: сва- «само» + радж «закон») — синоним понятия самоуправления, используемый Махатмой Ганди.[1] Обычно соотносится сконцепциейнезависимости Индии от Великобритании, введённой Ганди.[2]Сварадж, в основном, подразумевает политическую децентрализацию и управление не с помощью правительства, а посредством членов общества и общественных собраний.[3] Концепция Ганди привела к сильным потрясениям для политических, экономических, военных и образовательных Британских институций в Индии.[2]Сварадж в понимании Ганди не был полностью выполнен. Основанные им добровольческие организации для воплощения в жизнь свараджа стали прообразами для общественных движений и негосударственных организаций, которые впоследствии появлялись в различных регионах Индии.
Появился в начале 20 в. и, как программноетребование, впервые был принят на калькуттской сессии Индийского национального конгресса (См.Индийский национальный конгресс) (ИНК) в 1906. Нагпурская сессия ИНК (1920) борьбу за реализацию С.поставила основной целью деятельности ИНК. Однако С. понимался группировками конгресса поразному.Умеренные конгрессисты призывали к борьбе за ограниченное самоуправление в рамках Британскойимперии, радикальное крыло ИНК считало целью борьбы достижение Индией независимости. Лахорскаясессия ИНК (1929) выдвинула задачу достижения полного С.(пурна сварадж). Но оттенки в толковании С.продолжали сохраняться: представители правого крыла национальноосвободительного движениявкладывали в понятие С. достижение Индией статута доминиона, представители левого крыла (Дж. Неру, С.Ч. Бос и др.)— достижение Индией полной независимости.СВАДЕШИ(от санскрит., букв.- своя страна, родное, отечественное)- одна изформ антиимпериалистич. движения в Индии. Зародилась в кон. 19 в., в связи с развитием местной промсти, страдавшей от конкуренции товаров иностр. произва. Вначале движение С. носило преим. экономич.характер. Под лозунгом "С." понималось "свое производство". В 1906 лозунг "С." был выдвинут Индийскимнациональным конгрессом в качестве программного требования и получил политич. окраску. Массовыйхарактер движение приняло в период подъема нац.освободит. борьбы 190508, особенно в связи сдвижением против раздела Бенгалии. Осн. формой С. стал в те годы широкий бойкот англ. товаров. Отказ покупать англ. товары был эффективной поддержкой отечественного произв.