Реакционный режим Абдул-Хамида II в Турции.
Был сыном султана Абдул-Меджида I, взошел на престол вместо своего брата Мурада V (правил недолго, так как оказался душевнобольным) с помощью конституционалистов во главе с Мидхат-пашой, которому в обмен на трон пообещал принять конституцию и созвать законодательное собрание. Будучи великим визирем, Мидхат-паша быстро добился принятия Конституции и созыва парламента (1876).
Однако европейские державы продолжали настаивать на дальнейших реформах, а также требовали существенных территориальных уступок со стороны османов, чтобы положить конец войнам на Балканах. Мидхат-паша возглавлял партию войны в правительстве и парламенте, которая отвергла эти предложения. Балканские войны продолжались, при этом Боснии, Герцеговине, Сербии, Черногории и присоединившейся к ним России противостояла быстро распадавшаяся османская армия. В парламенте велись бесконечные споры между различными национальными и религиозными группировками, а правительство Мидхат-паши не смогло найти выход из политического кризиса; ко всему прочему разразился финансовый кризис. В итоге Абдул-Хамид приостановил деятельность парламента (1877), сместил и отправил в ссылку Мидхат-пашу и его сподвижников. Страна вступила в период автократического правления, продолжавшийся до 1908.
Наступление российской армии на Стамбул вынудило Абдул-Хамида принять в 1878 условия Сан-Стефанского договора, в соответствии с которым Османская империя понесла значительные территориальные и финансовые потери. Однако в интересах сохранения баланса сил в Европе другие державы заставили Россию пойти на пересмотр условий этого договора на Берлинском конгрессе (1878), в результате чего большая часть уступок османов была отменена.
С этого времени начинается период автократического правления Абдул-Хамида. Созданные в рамках танзимата консультативные советы были преобразованы в ответственные министерства европейского типа во главе со специалистами. Был введен в действие принятый ранее современный гражданский кодекс «Меджелле». Нормой стали неслыханные прежде в османских государственных учреждениях и судах понятия о чести, неподкупности и справедливости. Завершилось создание современной системы гражданского образования на всех уровнях, оживились пресса и издательское дело. Был положен конец расточительству и иностранным заимствованиям 1871–1878, восстановлена финансовая стабильность. Для выплаты иностранных долгов было создано Управление Османского государственного долга. После стабилизации экономики страны были открыты двери для частного иностранного капитала. Абдул-Хамид искусно направил политические амбиции европейских держав в отношении Османской империи в русло экономического соперничества за концессии.Правление Абдул-Хамида был наиболее автократическим в истории Османской империи начиная с 18 в. Созданная им система доносительства, цензура, аресты, ссылки и даже убийства политических противников и писателей оставила далеко позади все, что делалось в период танзимата. Европейские державы не переставали вмешиваться в дела Османской империи, захватывали принадлежавшие ей территории, подстрекали немусульманские меньшинства к выступлениям с требованиями новых уступок со стороны властей. Только что ставшие независимыми балканские государства и немусульманские меньшинства, все еще находившиеся в пределах османских владений (греки, болгары и армяне), требовали новых территорий и полной независимости. Меньшинства организовывали тайные революционные общества, которые пытались добиться своих целей насильственным путем или, по крайней мере, спровоцировать власти на репрессии, чтобы вынудить европейские державы вмешаться на их стороне. Абдул-Хамид был особенно уязвим к попыткам внутренних врагов свергнуть его с престола, поскольку в Стамбуле все еще жил его предшественник Мурад V. Он полагал, что безжалостное подавление внутренней оппозиции – единственное средство, с помощью которого можно было довести до конца реформы танзимата.После 1890 внутренняя оппозиция сплотилась вокруг организации «Единение и прогресс» («Иттихад ве Теракки»), членов которого обычно называют младотурками. Они являлись духовными наследниками «новых османов», требовали принятия конституции, создания представительного правительства и равноправия для всех подданных Османской империи, невзирая на расовую и религиозную принадлежность. Пока у них имелась такая возможность, они пропагандировали свои идеи в Стамбуле. Когда Абдул-Хамид их изгнал, они бежали в Европу и Египет, где продолжали издание подрывной литературы, пересылая ее в Османскую империю.
В 1908 перешедшие на сторону младотурок части османской армии совершили марш из Салоник (Македония) в Стамбул и заставили Абдул-Хамида восстановить Конституцию и парламент, положив тем самым конец периоду танзимата и открыв период конституционного правления. Первое время Абдул-Хамид оставался конституционным монархом, но его попытки восстановить автократическое правление и расправиться с младотурками привели к тому, что он был окончательно низложен в 1909. Первое время он находился в ссылке в Салониках, затем в Стамбуле, где жил до своей кончины в 1918.