Методика разработки индивидуальной системы символов
Переводческой скорописи
На практике переводческая скоропись представляет собой систему условных обозначений, которая постепенно вырабатывается и совершенствуется самим переводчиком как в процессе обучения, так и при осуществлении реальной переводческой деятельности.
Следует подчеркнуть, что даже на начальных этапах обучения знаки переводческой нотации не навязываются переводчику, ибо у каждого человека есть свои особенности ассоциативной памяти, своя логика мышления, свои образные представления о тех или иных явлениях. Символы переводческой нотации могут быть, на первый взгляд, даже странными. Например, одна из студенток обозначала нефть знаком О– (изображение сковородки), ибо нефть ассоциировалась у нее с маслом, растекающимся по сковороде (нем. Rohöl). А изображение пружинки (рис. 1) обозначало у двух студентов два принципиально разных понятия. У одного из студентов символ обозначал «телефон» (по виду провода телефонов), у другого – «скотоводство» (хвостик поросенка).
Рис. 1. Пружинка
В этой связи рекомендуем дать волю воображению. Главное – чтобы символическая запись была понятна самому переводчику. Кроме него эти заметки никому не нужны, да и сам переводчик обращается к ним, за редким исключением, лишь два раза: первый раз – в процессе фиксации информации, второй раз – в процессе ее дешифровки.
Наряду с бесчисленным множеством потенциально возможных индивидуальных и уникальных знаков переводческой скорописи, существует и ряд общепринятых достаточно удачных символов, обозначающих наиболее частотные понятия. Так, в качестве глагольных символов широко используются стрелки (см. табл. 1).
Таблица 1. Использование стрелок в переводческой скорописи
уехать, улететь, отправить, осуществить денежный перевод, отдать, послать и т.д.
приехать, получить, принять, привлечь, приблизиться, идти назад и т.д.
улучшить, повысить, наращивать, усиливать, развиваться и др.
уменьшиться, снизиться, ухудшиться, сократиться, терять, спадать, опускаться и т.п.
постепенно увеличиваться, медленно расти, идти вверх
постепенно уменьшаться, медленно спадать
взлететь, резко подняться, существенно увеличиться
упасть, резко снизиться, неожиданно уменьшить
Продолжение табл. 1
сталкиваться, приближаться, вступать в конфронтацию
влиять, воздействовать
контролировать, осуществлять надзор, проверять
оказывать давление
побеждать
проигрывать
отставать
обгонять, опережать
заменить, обменяться чем-либо
вернуться, отреагировать
Наряду со стрелками в переводческой скорописи широко используются математические знаки и знаки пунктуации (см. табл. 2 и табл. 3 соответственно).
Таблица 2. Использование математических знаков
в переводческой скорописи
= | быть, являться, представлять собой | |||||
< | меньше | |||||
> | больше | |||||
+ | более, | кроме | того, | в | дополнение | к |
вышесказанному, добавить, положительный |
Продолжение табл. 2 | |
( | начать, открыть мероприятие, стартовать |
) | закончиться, подойти к концу |
сумма, общее количество | |
объединить, в совокупности | |
параллельно, одновременно | |
примерно, около, приблизительно | |
t | время / температура |
S площадь
V объем рассматривать
Таблица 3. Использование знаков пунктуации в переводческой
скорописи
„ сказать, выразить свое мнение, произнести тост
!обратить внимание, сделать акцент на чем-то
?озадачить, вызвать затруднение, создать проблему
являться основой, базироваться на чем-то
Субстантивировать глагольные знаки, в частности, знаки, представленные в таблицах 1 и 3, можно посредством их обведения в круг. Например, вопросительный знак в круге будет обозначать задачу, вопрос, сложность, проблему. Кавычки, обведенные в круг – речь, выступление, тост, обращение, поздравление, доклад, лекция, газета, заметка, статья и т.д. в зависимости от контекста.
Время в переводческой нотации также предлагается фиксировать символами. Наиболее частотные и удачные, на наш взгляд, символы времени, предлагаемые в различных пособиях, а также придуманные самими студентами, представлены в табл. 4.
Таблица 4. Обозначение времени в переводческой скорописи
утро (восходящее солнце)
день (солнце в зените)
Продолжение табл. 4
вечер (луч солнца за горизонтом)
ночь (полумесяц)
зима (снежинка)
весна
лето
осень (капля дождя)
сейчас, сегодня, в настоящий момент
через 3 часа
8 дней назад
Дни недели рекомендуется записывать соответствующими цифрами, обведенными в круг. Так, понедельник будет обозначаться цифрой «1» в круге, четверг – цифрой «4» в круге и т.д.
Даты также записываются только цифрами, причем год сокращается в случае, если дата не отстоит от момента речи более чем на 50 лет. Например, 15 января 2008 года – 15.01.08; 26 марта 1994 года – 26.03.94 и т.д., 20 мая 2015 – 20.05.15, но 14 апреля 1915 – 14.04.1915.
Наиболее частотные символы, используемые при переводе в экономической, а также политической сфере, представлены в табл. 5.
Таблица 5. Наиболее частотные символы, используемые при переводе
в сфере экономики и политики
планета, мир, в мировом масштабе (земной шар с осью)
Продолжение табл. 5
страна, город, федеральная земля, республика, государство, материк, поселок (любая территория, площадь)
Родина, Отечество
округ, федеральная земля, район, область (часть территории)
1. интернациональный, международный (т.е. охватывающий несколько территорий); 2. почта
экспорт, вывоз из страны, выход на внешний рынок
импорт, ввоз, закупка и т.д.
развивающиеся страны
энергетика, электричество,
электростанция, электроснабжение, стресс
работодатель (от английского work – работать)
исполнитель
переговоры, встреча (круглый стол)
официальные переговоры, встреча на высшем уровне (стол и флаг на нем)
заем, привлечение капитала (мешок с деньгами)
Продолжение табл. 5 выплаты долгов, уплата налогов
доход, прибыль, рост прибыли
убытки, издержки, растраты
напряженное время, дефицит, финансовый кризис
альянс, фузия, объединение
предприятий, сотрудничество, заключение договора (два кольца как символ брачного союза)
глава государства, президент, мэр, начальник, главврач, руководитель, депутат, шеф, учитель, заведующий, наставник, научный руководитель, экскурсовод, дирижер и т.д. (голова, т.е. глава, руководитель какой-либо организации)
Наблюдательный совет, члены администрации, Педагогический совет
и т.д. («верхушка», состоящая из нескольких человек)
война, ссора, спор, конфликт, разногласия (скрещенные шпаги)
закон, документ, уложение, нормативный акт
женщина
Окончание табл. 5 |
ребенок
работа (молот)
авиация, самолет
водный транспорт, лодка, корабль
железнодорожный транспорт (рельсы и шпалы)
сельское хозяйство
защита окружающей среды (цветок под колпаком)
химическая промышленность (колба)
исследования, наукоемкие технологии (лупа)
терроризм, угроза (человек с поясом)
кладбище, смертельный, траур (крест)
жертва (лежащий человек)
Помимо лексических значений, различные системы переводческой скорописи предлагают фиксировать условными знаками ряд грамматических значений. Примеры см. в табл. 6.
Таблица 6. Способы фиксации грамматических значений в
переводческой скорописи
≈ | сослагательное | наклонение и другие | ||
модальные | значения | (возможность, | ||
вероятность, сомнение и т.д.) | ||||
? | вопросительное предложение | |||
_ | отрицание (категория аффирмативности) | |||
(перечеркивание) | ||||
Big 2 | сравнительная | степень | прилагательных | и |
наречий, а также множественное число | ||||
имен существительных | ||||
Big 3 | превосходная | степень | прилагательных | и |
наречий | ||||
будущее время | ||||
прошедшее время | ||||
Однако, как показывает практика, символы, фиксирующие грамматические значения, довольно редко употребимы. Объясняется это феноменом языковой избыточности. Например, если в тексте указана дата проведения мероприятия, то информация о временной форме каждого отдельного глагола оказывается избыточной.
Более того, временные формы глагола не всегда отражают реальное время протекания описываемых событий. Грамматическая форма настоящего времени во многих языках может употребляться для выражения как будущего, так и прошедшего времени, например: «Поезд отправляется через 15 минут», «Шла она, шла, вдруг видит: стоит терем на опушке леса» и т.п.
Необходимо также отметить, что системы времен в грамматике разных языков часто принципиально не совпадают. В связи с этим одно
и то же значение выражается, например, в одном языке грамматическими средствами, а в другом – лексическими. Достаточно вспомнить так называемые «предпрошедшие» времена в немецком и английском языках – Plusquamperfekt и Past Perfect, соответственно. Благодаря наличию этих временных форм значение предшествования
одного действия другому в немецком и английском языках будет выражаться на грамматическом уровне. А в русском языке экспликация этого значения часто осуществляется посредством привнесения в текст дополнительных лексических единиц («прежде», «до этого», «ранее» и т.д.) или посредством полной синтаксической трансформации предложения, прежде всего, введения причастных и деепричастных оборотов.
Следовательно, говоря о так называемых «грамматических» знаках переводческой скорописи, необходимо отметить, что здесь важна не столько сама грамматическая форма, сколько содержательная сторона, смысл, который и нужно фиксировать. В противном случае переводческая скоропись может стать своего рода «шифровкой» грамматических форм и отношений в тексте, которая начнет «привязывать» переводчика к языковой форме оригинала, мешая выразить полученную информацию на языке перевода в соответствии с его иными грамматическими нормами.
Из приведенных выше примеров видно, что неязыковые знаки переводческой скорописи представляют собой своего рода метаязык. Причем знаки этого метаязыка, с одной стороны, позволяют абстрагироваться от языковой формы текста, зафиксировать лишь содержательную сторону сообщения. С другой стороны, знаки переводческой скорописи имеют много общего с языковыми знаками.
В частности, это многозначность, синонимия, мотивированность, а также возможность их трансформаций и комбинирования для выражения новых смыслов. Вспомним в этой связи использование изображения квадрата («площадь», «страна», «территория» и т.д.) и примеры возможной трансформации этого изображения для обозначения других понятий (см. табл. 5).
При этом подчеркнем, что многозначность и синонимия знаков переводческой скорописи не являются ее недостатком, ибо устный перевод всегда осуществляется в рамках определенной тематической сферы, и для переводчика не составит труда вспомнить по ситуации, кто обозначен «головой» – президент страны, руководитель фирмы, главный врач больницы или директор школы.
Следует также отметить, что индивидуальная система символов переводческой скорописи всегда потенциально открыта, она пополняется в процессе переводческой практики. Поэтому с методической точки зрения самое важное в процессе обучения – не усвоить максимальное количество готовых знаков, а овладеть мыслительными стратегиями, позволяющими быстро придумывать знаки для новых понятий, в том числе трансформируя и комбинируя уже известные.