ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПАФОС И РЕЛИГИОЗНО-НРАВСТВЕННЫЕ МОТИВЫ В ПОВЕСТИ Г.БИЧЕР-СТОУ “ХИЖИНА ДЯДИ ТОМА”.

Гарриет Бичер-Стоу – американская писательница середины девятнадцатого века, чей первый роман «Хижина дяди Тома» (Uncle Tom’s cabin), вышедший в 1852 году, внес весомый вклад в развитие литературы США. Он отразил все нравственно-эстетические, этические, литературные тенденции США середины девятнадцатого века, являясь и ярко выраженным аболиционистским манифестом, одой нравственности и гуманизма, а также в нем слились различные элементы литературных направлений - «реализм и романтизм, перерастающий в откровенный сентиментализм, показательно характерный для многих литературных произведений этого периода». Аболиционизм – борьба с негритянским рабством.

По своей теме, пафосу, идейной направленности роман является аболиционистским, резко социальным, а система его образов служит иллюстрацией жестокости и аморальности рабства. По сути, изображая жизненные пути двух главных героев романа – дяди Тома и Джорджа Гарриса, Бичер-Стоу отобразила нарастание общественного протеста против рабства, недовольство и возмущение, зреющее в стране.

Писательница указывает два выхода, рассматривая вопрос о разрешении данного конфликта. Путь Джорджа Гарриса и его жены Элизы – это путь активных действий (побег, сопротивление при попытке преследования и достижение результата - мирная жизнь в Канаде), ведущий героев к освобождению. Путь дяди Тома для Бичер-Стоу более приемлем. Нравственный бунт и противостояние героя тупой жестокости своего последнего хозяина Легри писательница рассматривает как основу для решения сложившегося конфликта.

Авторским замыслом обусловлены и сентиментальные особенности романа. Создавая образ дяди Тома, Стоу хочет сказать, что человек не тождественен самому себе и, в зависимости от ситуации, проявляет различные качества. Бичер-Стоу разрушает «веру во всемогущий разум», говорит, что жизнь гораздо сложнее и многообразнее.

Одной из особенностей сентиментализма восемнадцатого века был интерес к демократическому герою. Бичер-Стоу в своих философских, нравственно- эстетических исканиях показывает нового для американской литературы героя - раба, чье социальное положение незавидно, а система взглядов и жизненных ценностей не уступает, а чаще всего и превосходит других людей.

Г.Бичер-Стоу искусно использует песни в своем романе, чтобы передать настроение невольников. В романе используется около 13 песен. Все они поются рабами, когда им особенно тяжело: при расставании матери и дочери, при уходе мужа из семьи, во время работы невольников на плантации. Книга гимнов и песен, так же, как и Библия, важна для героев романа «Хижина дяди Тома». Недаром Сусанна говорит своей дочери Эмелине, что, если их разлучат, Эмелина должна взять Библию и песенник. Уходя из дома, Том поступает точно так же. Они знают: там, где им придется жить, будет нелегко, а пение скрасит их одиночество.

В романе насчитывается свыше 90 цитат и библейских аллюзий. В тридцати восьми из сорока пяти глав упоминается Библия. Например, в эпизоде смерти Евы (глава 27) насчитывается 8 аллюзий на Библию, в 12 главе герои романа защищают беглецов и высказываются против рабства, ссылаясь на Ветхий и Новый Завет. Из Библии писательница черпает мировидение, нравственные оценки, проблемы, образы, мотивы, ситуации, цитаты, в том числе эпиграфы к главам, аллюзии, лексику, особенности поэтики.

При создании образа дяди Тома Г.Бичер-Стоу использует библейские мотивы. Перед читателем предстает современный Иисус Христос, живущий в XIX в. Отождествление дяди Тома с Иисусом Христом происходит на протяжении всего романа. Кроме того, с дядей Томом связан мотив покровительства: как и сын Божий, дядя Том становится пристанищем для нищих духом, скорбящих.

Открытие характера подростка в повестях Марка Твена о Томе Сойре и Гекльберри Финне.

Гекльберри Финн — бездомный оборванец, юный пария Санкт-Петербурга на Миссисипи, сын городского пьяницы, «ленивый, невоспитанный, скверный мальчишка», «не признающий никаких обязательных правил», с точки зрения всех матерей города, у чьих детей он тем не менее в большом почете. Вольная птица, Г. живет в бочке, а в хорошую погоду — под открытым небом. В посвященном ему романе Г. выполняет функцию повествователя. Сбежав от вдовы Дуглас, усыновившей его, а затем и от отца, Г. встречает негра Джима, беглого раба вдовы, и они вместе совершают путешествие на плоту вниз по Миссисипи. Финал его истории — встреча со своим старым приятелем Томом Сойером и известие, что миссис Уотсон умерла, но в завещании своем освободила Джима.

Том Сойер был встречен в штыки литературной и педагогической общественностью, родителями. Беспризорный бродяжка Гекльберри Финн, мальчишка, от дружбы с которым оберегали детей родители, здесь, роментизовани и поднят на нравственную высоту. Том Сойер непослушный, неуправляемый, шпана, показан как «идеал подростка». А послушный и исполнительный Сид Сойер обличен как лицемер и подлец. В «Томе Сойре» и «Гекльберри Финне» появился живой подросток, заговоривший своим языком. Это книги о том, как мальчики постигают законы того мира, в котором живут. И обнаруживают фальшь в лицемерии, противоречия между словом и делом. (говорят, что труд-это праздник, но тут же наказывают трудом. Мечтатель Том Сойер будни превращает в фейрверк выдумки, романтики, игры. А в отношениях со своей «дамой сердца» Бекки Тэчер Том ведет себя как благородный рыцарь (добровольно ложится под розги вместо нее). Так же были и сложности на пути мальчишек. Том и Гек оказываются свидетелями «торжества правосудия», когда виселица грозит невинному Меффу Поттеру. И только Том Сойер спасает Меффа от несправедливой расправы. Кроме того, мальчики спасают Джима, когда мисс Уотсон продает Джима за 800 долларов. Том Сойр предлагает вычитанные из книг планы спасени Джима, а Гекльберри Финн спасает Джима, совершая опаснейшее путешествие по Миссисипи. Бесприютный сирота, влияния которого боялись родители из городка Санкт-Петербурга, выходит победителем из столкновений с язвами современного ему мира.

Наши рекомендации