Понятие и основные функции универсальных учебных действий
Глава I. Особенности универсальных учебных действий
Глава II. УУД на уроках иностранного языка в начальной школе
Список литературы
1. Асмолов А.Г. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. – М.: Наука, 2012. - 342 с.
2. Алексеева Л.Л. И др. Планируемые результаты начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010. - 321 с.
3. Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. Особенности итоговой оценки достижений планируемых результатов по английскому языку в начальной школе // Иностранные языки в школе. - 2013. - № 5. С. 6-11.
4. Загребина И.В. Особенности обучения младших школьников английскому языку на начальном этапе // Начальная школа. - 2014. - № 10. С. 28-32.
5. Воронцов А.Б. и др. Проектные задачи в начальной школе. – М.: ЭКСМО, 2012. - 342 с.
6. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. - М.: Просвещение, 2008. - 411 с.
7. Копылова В.В. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: назначение, структура, требования // Иностранные языки в школе. – 2013. - № 7. С. 2-6.
8. Муковникова Е. В. Эффективное использование цифровых образовательных ресурсов на уроке английского языка // Первое сентября. Английский язык. - 2012. - № 4. С. 4–7.
9. Никитенко З.Н. Специфика обучения английскому языку в начальной школе // Иностранные языки в школе. - 2012. - № 19. С. 32-34.
10. Никитенко З.Н. Языковой портфель в начальной школе // Иностранные языки в школе. - 2012. - № 5. С. 19-22.
11. Никитенко З.Н., Осиянова О.М. О содержании национально-культурного компонента в обучении английскому языку младших школьников // Иностранные языки в школе. - 2012. - № 5. С. 7-10.
12. Никитенко З.Н. Формирование универсальных учебных действий – приоритет начального иноязычного образования // Иностранные языки в школе. - 2014. - № 6. С. 4–9.
13. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. - М.: Наука, 2007. - 321 с.
14. Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева, М.З. Биболетова и др. / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. – 120 с.
15. Соловцова Э.И. Актуальные проблемы обучения иностранному языку детей младшего возраста // Сборник научных трудов АПК и ПРО – М.: ЭКСМО, 2011. - 234 с.
16. Соловцова Э.И., Каменецкая Н.П. О преподавании иностранных языков на современном этапе // Иностранные языки в школе. - 2011. - № 3. - С. 61, 35, 48, 81.
17. Gairns R., Redman S. Working with Words; Cambridge University Press, 2008. - 321 р.
18. Millrood R. Modules in English Language Teaching Methodology. – Tambov, 2009. - 345 р.
Глава I. Особенности универсальных учебных действий
Понятие и основные функции универсальных учебных действий
22 декабря 2009 года Приказом № 373 Минюста России вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Согласно содержанию образования, определенному стандартом, наиболее значимым в обучении младших школьников является формирование у них универсальных учебных действий [7, c. 2-6].
Универсальные учебные действия (далее — УУД) — способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [2].
Все перемены, которые происходят в современном обществе, требуют изменения образовательного пространства. Они требуют другого определения целей и задач образования, которые учитывали бы государственные, социальные и личностные потребности и интересы. На сегодняшний день, в современном обществе становится очевидно, что требования к уровню подготовки выпускников по тем или иным учебным предметам не свидетельствуют о его успешной социализации после получения образования в образовательной школе, умении строить отношения с другими людьми, работать в группе и коллективе, быть гражданином и патриотом своей страны. На сегодняшний день, когда объём знаний увеличивается вдвое каждые три-четыре года, для современного выпускника школы является очень важным не только усвоить тот или иной объём знаний, но также освоить универсальные учебные действия (УУД), которые дают учащимся возможности самостоятельно успешно усвоить новые знания, умения и компетенции, включающие и умение учиться. Универсальные учебные действия как действия обобщённые дают обучающимся возможность широкой ориентации в различных предметных областях и в строении самой учебной деятельности.
В практике образования существует переход от обучения как передачи системы знаний учителем учащимся к их активной работе над заданиями, к не менее активному взаимодействию с учителем и друг с другом. Таким образом, очевидно, что предлагаемые учащимся задания должны быть связаны с проблемами, существующими в реальной жизни. Признание активной роли учащегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками. Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а приобретает характер сотрудничества — совместной работы учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием учащихся.
Всё это придаёт особую актуальность задаче формирования в начальной школе всех четырёх видов УУД: коммуникативных, познавательных, личностных и регулятивных.
Универсальные учебные действия (УУД) разработаны группой ученых психологов (Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым) под руководством члена-корреспондента РАО, профессора МГУ А.Г. Асмолова.
В основе личностных УУД заложены такие компоненты, как внутренняя позиция школьника (Л.И. Божович), самоопределение как развитие Я-концепции (Э. Эриксон, Р. Хевигхерст, Р. Бернс, И.С. Кон, М.Р. Гинзбург, Н.С. Пряжников и др.)
Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале.
В связи с тем что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта.
При этом знания умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий [7, c. 2-6].
Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых характеристик.
Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают:
- познавательные и учебные мотивы,
- учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Функции универсальных учебных действий сводятся к следующему:
- обеспечивают возможности обучающихся самостоятельно осуществлять учение, ставить учебные цели, искать и использовать нужные средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создают условия с тем, чтобы гармонично развивать личность и способствовать её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
- обеспечивают успешное усвоение знаний, формировать умения, навыки и компетентности в любой предметной области.
Универсальные учебные действия имеют надпредметный и метапредметный характер. Универсальные учебные действия обеспечивают общность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности.
Универсальными учебными действиями обеспечиваются преемственность всех ступеней образовательного процесса; они лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащихся, что не зависит от её специально-предметного содержания. Универсальными учебными действиями обеспечиваются этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающихся.