Зам.редактора краевой детской творческой газеты «Солнышко»

«ВСЕГДА ГОТОВЫ! ЗА РОССИЮ!»

В Анапе в районе мыса Малый Утриш с 23 июля по 6 августа 1994 года впервые в России проходил 85-й Международный слет русских скаутов. Возродилось скаутское движение в России летом 1990 года, когда впервые после революции сюда смогли приехать две группы русских скаутов-разведчиков из США. И в этом же году появился первый скаутский отряд юных разведчиков и у нас на Кубани в Анапе. Потом в Краснодаре.

Скаутский лагерь на побережье Черного моря собрал более шестисот мальчишек и девчонок из разных уголков России, Прибалтики, Украины, Белоруссии, Германии, Мадагаскара, Америки. На слет прибыли русские скауты старшего поколения из Америки, Австралии, Швейцарии. И утром, и вечером на построении раздавалось «Всегда готовы! За Россию!».

Кто такие скауты

Юные разведчики – русский аналог английскому «скаутингу». А кто же такие скауты? В переводе с английского «скаут» – это разведчик. Разведчик природы, жизни, всего нового. В 1907 году английский генерал Роберт Баден-Пауэлл провел первый в мире скаутский лагерь для мальчиков, потом опубликовал книгу о новом методе внешкольного воспитания на лоне природы.

Весной 1909 года в г. Павловске под Петербургом был организован первый скаутский отряд в России. Его создал офицер лейб-гвардии Олег Иванович Пантюхов. Перед революцией в России было около пятидесяти тысяч скаутов в двадцати четырех губерниях России.

В СССР скаутское движение было запрещено и вместо него учреждена пионерская организация, которая переняла многие скаутские законы, в том числе девиз: «Будь готов!» – «Всегда готов!». Даже книгу «Тимур и его команда» Аркадий Гайдар написал, используя воспоминания одного из скаутов. Однако русское движение скаутов умерло, его традиции были сохранены за рубежом эмигрантами.

История из журнала «Скаут-разведчик»

Хотелось бы рассказать историю, прочитанною мною в одном их журналов «Скаут-разведчик».

Это было в Канаде. Автор рассказа Владимир Быкадоров возвращался пешком домой мартовским днем 1952 года. На трамвай денег не было. Холодный не по-весеннему ветер пронизывал до костей. Ему было двадцать девять лет, и он думал о том, что наконец-то ему удалось сформировать скаутскую дружину из русских, оказавшихся за границей. Шел и радовался тому, что в его дружину стеклись члены почти всех молодежных организаций, в том числе и члены Организации российских юных разведчиков (так называется организация русских скаутов за рубежом и в настоящее время).

По дороге он встретил знакомого, который сообщил, что отцу одного из его разведчиков сделали операцию и нужна кровь для переливания. Распрощавшись с соотечественником, Владимир свернул по направлению к госпиталю, где лежал больной.

В больнице он столкнулся с русским доктором, она спросила:

– Ну что, пришли. Наверное, для пожертвования крови? Ложитесь! Знаете, вы не первый. Часто в подобных ситуациях мы, как ни стараемся, доноров не находим. Разве что какой-нибудь родственник придет. А в данном случае вы седьмой. И из всех вы, пожалуй, самый старший. Хотите посмотреть список? Может, кого по фамилии узнаете? Ведь вон они русаки, наши.

Доктор протянула список пожертвовавших кровь. Сквозь подступившие слезы радости и безграничной гордости Владимир прочитал фамилии всех своих ребят из дружины.

– Что с вами? – спросила его врач. – Вам не дурно?

– Нет, – ответил он. – Просто весь список из моих витязей состоит!

Доктор разочарованно сказала:

– Так это они по вашему велению пришли?

– Что вы, что вы! – возразил Владимир. – Все они по доброй воле сюда пришли. В этом-то и состоит вся прелесть их благородного поступка. Знаете, доктор, у нас, разведчиков, есть прекрасный гимн:

Помогай больному и несчастному,

К погибающему спеши на зов…

На этом рассказ заканчивался.Он очень впечатлил меня. Поэтому, когда меня пригласили на слет юных скаутов-разведчиков в Анапу, я была очень рада.

Приезд в Анапу

Анапа. Высоко в небе палит солнце. Жарко. Мы, краснодарцы, около штаба дружины анапских скаутов-разведчиков. Он находится в повале одной из девятиэтажек центра курортного города. Мы – это семеро краснодарских мальчишек-скаутов, их начальник Александр Петрович Топорков и я, корреспондент газеты.

У штаба собрались мальчишки и девчонки в одинаковой форме и в желтых, синих, зеленых галстуках.

Сбросив рюкзаки, мы услышали дружеские приветствия. Это анапчане подошли поздороваться. Мальчишка лет четырнадцати протянул мне руку. Левую. Я сначала не поняла почему. Однако заметила, что все скауты здороваются друг с другом левой рукой, все скауты обращаются друг к другу по имени и на «ты» – независимо от возраста.

Пока подъезжают группы из других городов, краснодарцы получают скаутскую форму: рубашки, брюки, галстуки. Теперь Топорков и его группа – все в форме цвета какао с молоком и в желтых и синих галстуках. Лица счастливые, радостные. Форма красит ребят. Саша Евпаков и Леша Петухов пытаются разобрать надпись на английском языке на этикетках рубашек. Ведь форму подарили русские скауты из США.

Наши рекомендации