Карта военной компании 1811 г. на острове Ява
Минто думал, что Янссенс держит направление на Сурабаю, дабы там укрыться в Форте Людовик. Лишь 10 сентября поступили сведения, что голландский губернатор закрепился в Семаранге. 1400 сипаев полковника Гиббса 14-го числа решили штурмовать позицию колонистов, однако Янссенс хорошенько успел закрепиться, и штурм отбили. 16-го подошли основные силы Минто и предложили безоговорочную капитуляцию. Янссенс отказался, ночью развел костры, а сам с армией (на тот момент она не превышала 3500 человек) отошел к Салатиге, где… оказался в ловушке, так как отряд Гиллепси зашел ему с тыла. 20 сентября войска Янссенса сдались, и голландская Ява пала.
Годом ранее британцы захватили все Моллукские острова, Суматру и голландские колонии в Новой Гвинее. Голландская Ост-Индия перестала существовать.
В 1814 году, согласно англо-голландскому соглашению, Британия возвращала королевству Нидерланды территорию нынешней Индонезии и Новой Гвинеи, но за Туманным Альбионом оставалась Капская колония, остров Цейлон, полуостров Малакка, все владения голландцев в Индии, а также Гвиана.
В 1812 году Наполеон вторгся в Россию, и почти одновременно США, мечтая захватить под шумок Канаду, объявили войну Англии. В рамках англо-американской войны для нашего повествования представляет интерес плавание фрегата США «Эссекс» в Тихий океан, которое сильно напугало директоров ОИК. 38-пушечный «Эссекс» (кэптен Дэвид Портер) вышел из Нью-Йорка 27 октября, успев покинуть гавань до начала британской блокады. Он пошел на юг, мимо побережья Бразилии. Там 11 декабря 1812 года был захвачен английский пакетбот «Ноктон», Портер узнал, что в районе Рио-де-Жанейро крейсирует британский фрегат «Гиперион», а пути на север перекрыты. На военном совете капитан принял смелое решение — идти в Тихий океан и ударить там по британской торговле. 27 февраля «Эссекс» обогнул мыс Горн. 14 марта янки уже были на траверзе Вальпараисо, куда зашли пополнить запасы еды. Город на тот момент принадлежал новому государству — Чили, там только что свергли испанскую администрацию. 23 марта был захвачен перуанский 15-пушечный капер «Нереида». Далее американцы взяли курс на Галапагосские острова, где атаковали британский китобойный флот. Захватив 12 судов (весь китобойный флот Британии в этом регионе) и еще множество призов, а также сформировав из части захваченного целую каперскую флотилию, «Эссекс» пошел к Маркизским островам, поскольку очень нуждался в ремонте. Стоимость призов и содержимого (китовый ус, ворвань) была определена в 500 тысяч долларов и перед уходом частью продана в Вальпараисо.
23 октября 1813 года впередсмотрящие увидели один из островов Маркизского архипелага, которым оказался остров Северной группы — Нуку-Хива. Открывшийся перед янки вид был прекрасен — горы, склоны которых усыпаны зеленью, ярко-желтые пески пляжа, удобная гавань. Матросам после тягот перехода это место показалось раем. Сам Портер так очаровался островом, что решил здесь организовать американскую колонию — Мэдисонвиль, названную в честь тогдашнего президента США Мэдисона. Для реализации этого замысла насильно собрали 4 тысячи разноплеменных туземцев. Построили несколько домов — для коменданта, офицеров, магазин, больница и т. д. Здесь же был построен 4-пушечный форт (Fort Madison) для защиты города (по факту — скорее деревни) от атак туземцев и британской угрозы. Мэдисонвиль стал первой военно-морской базой США в Тихом океане.
Британцы, встревоженные появлением американского фрегата около торговых путей в Индонезию и Китай, срочно послали к Маркизским островам небольшой отряд. А Портер влез в междоусобные войны туземцев, поддержав одно племя в пику второму. Тем временем 8 февраля 1814 года у берегов Чили появились 36-пушечный фрегат «Фиби» (Phoebe) и 18-пушечный шлюп «Черуб». Корабли прибыли в Вальпараисо, куда неделей ранее прибыл «Эссекс» с призами. И тут Портер понял, что попал впросак. Дело в вооружении. Американский фрегат еще в 1806 году был перевооружен и имел на борту сорок 32-фунтовых карронад и всего шесть 12-фунтовых длинных орудий. Сделали так под влиянием Трафальгара и для легкости хода, но после полутора лет в море днище корабля сильно обросло, и скорость фрегата снизилась. Таким образом, победить «Эссекс» мог только в ближнем бою, но английские корабли, имевшие стандартные длинные 18-фунтовки, могли спокойно расстрелять американца еще на подходе. Оставался один выход — улучить момент и сбежать.
28 марта 1814 года, наконец, по мнению Портера, появился шанс. Разыгрался шторм. Фрегат янки вместе с «Эссексом-младшим» (переделанный в капер захваченный китобой) вышел из гавани, но только обогнул мыс Калета, как налетевший шквал сломал ему грот-стеньгу, и через два часа на горизонте появились «Фиби» и «Черуб». Первой жертвой стал «Эссекс-младший», легко захваченный «Черубом». «Фиби» же не торопясь расстреливал американца с дальней дистанции. Портер старался менять курс, неприцельно стрелял из карронад картечью, пытаясь порвать противнику паруса, но все без толку. Кэптен Хильяр провел бой просто образцово — в 16.10 он раз за разом начал с дистанции в 1000-1200 метров методично всаживать ядра в «Эссекс». Конечно же, на таком расстоянии процент попаданий не был большим, но постепенно количество стало переходить в качество. К 16.40 был сбит утлегарь, к 17.35 — поврежден фок. Портер повернул к берегу, решив выбросить корабль на скалы и сжечь, но «Черуб» начал обстрел с носа, а «Фиби» — со стороны берега, и «Эссекс» вынудили отвернуть. К 18.20 на американце появились языки пламени и клубы дыма — корабль горел. Если верить Портеру, он, видя невозможность сопротивления, решил сжечь корабль. Если верить англичанам — один из залпов попал в пороховые картузы на баке и вызвал пожар. В 18.34 над «Эссексом» взвился белый флаг. Бой был проигран.
Янки потеряли 24 человека убитыми, 45 — ранеными, и 30 — утонувшими. На «Фиби», в который попало семь 32-фунтовых ядер на излете и одно 12-фунтовое ядро из длинной пушки, было убито 4 человека и ранено 7. На «Черуб», выдержавший попадания трех 12-фунтовых ядер, был отстрелен фор-марса-рей, погиб 1 матрос, 2 было ранено. Симптоматично, что согласно отчету Хильяра, янки, взятые в плен, еле стояли на ногах и были пьяны — в дупель, хламину, доску и в сермягу. «Эссекс» был приобретен Адмиралтейством, вошел в строй в ноябре 1814-го. На британской службе его перевооружили по английским стандартам, поставив на главную палубу двадцать шесть длинных 18-фунтовок.
В 1817 году пришел черед маратхов. Проблемы начались гораздо раньше. После второй англо-маратхской войны многочисленные банды пиндари (конных партизан), пополняемые за счёт разорённых крестьян и ремесленников, стали совершать регулярные набеги сначала на различные княжества центральной и северо-западной Индии, а затем и на территории, подконтрольные англичанам. Грант Дафф писал:
«Когда маратхи перестали совершать набеги, то пиндари, прежде сопровождавшие их войска, были вынуждены грабить земли своих бывших покровителей для того, чтобы существовать… и число пиндари очень скоро увеличилось. Для безработных индийских солдат, особенно для мусульман, жизнь пиндари имела много привлекательного… Тот, кто не был очевидцем набегов пиндари, с трудом может представить себе все ужасные последствия их. До тех пор пока еще не были полностью опустошены Мальва, Map вар, Мевар, а также Раджпутана и пока ничто не побуждало пиндари совершать нападения на бюлее богатые области, их опустошительным набегам подвергались главным образом эти районы и Берар, однако некоторые из пиндари отваживались ежегодно совершать набеги на владения низама и пешвы. До тех пор пока пиндари не трогали владений компании и ее подданных, английская администрация в Индии уделяла пиндари мало внимания».
Но после того как в 1815 году 20 тысяч пиндари вторглись на территорию Мадрасского президентства и разорили 300 деревень, а потом подобные набеги повторились в 1816 и 1817 годах, Компания снарядила в 1817 году большую военную экспедицию против пиндари, решив убить одним выстрелом двух зайцев — и пиндари, и собственно Конфедерацию маратхов.