Рогатый Король и таинства Смерти
Найджел Джексон.
Свирель Рогатого Бога.
Духи фамильяры
Образ Рогатого бога ведьм уводит нас обратно в прошлое, в темные времена охотников и скотоводов Древней Европы, когда он почитался как владыка диких и домашних животных и, как Повелитель Зверей, хорошо известный нам в разных шаманских культах, правил ими, восседая на затерянном в дебрях Аннуна престоле. Он правит пустошами, жители которых почитают его, как истинного хозяина этих земель, и совершая регулярные приношения ему и его верным слугам – груагахам из шотландского Хайленда, ланкаширским боггартам, английским брауни, - просят их о всевозможных дарах природы и прибавлении в семействе.
Рогатому владыке подвластны генеративные силы животного мира, естественные процессы жизни, смерти и непрерывного обновления, которые поддерживают мировой порядок – поэтому он почитался во времена древних индоевропейцев и даже ранее, как божественный пастух, скотовод и охотник.
В валлийском предании «Оуэн, или Хозяйка фонтана», входящего в состав «Мабиногион», его главный герой, Кинон, сталкивается с интересным созданием, восседящем на холме, окруженном лесом:
«На холме ты увидишь большого черного человека: он не меньше ростом, чем двое мужчин из нашего мира. У него одна нога, один глаз посреди лба, и в руках он держит железное копье… Хотя он и некрасив собой, его нельзя назвать неприятным. Он хранитель леса, и ты увидишь тысячи диких зверей, пасущихся подле него».
Кинон спрашивает могущественного бога о той власти, которую он имеет над животными, и хранитель леса отвечает:
«Я покажу тебе, человечишка», - сказал он, и, подняв дубину, ударил оленя, да так, что тот заревел: и стали подходить к ним дикие звери, пока не стало их не меньше, чем звезд на небе.. Он взглянул на них, и приказал пастись, и звери преклоняли колени и кланялись ему, как слуги своему господину. Тогда он промолвил: «Ну, человечишка, теперь ты видишь мою власть над этими зверями».
На древних галльских изображениях Рогатый, почитаемый под именем Кернунноса, изображен сжимающим в руке змею с бараньей головой, и в окружении быка и оленя, что символизирует его власть над дикими животными и домашним скотом.
Теперь становится понятно, почему ведьмы из Англии, да и из других европейских стран, рассказывали, как Рогатый, а впоследствии и Дьявол, даровал своим почитателям животных – фамильяров, помогавших своим хозяевам в колдовстве. Духа-фамильяра, также известного как пакерел, имп и ниггет, можно рассматривать и как один из аспектов «души-зверя» или «зверя-фетча», которым Рогатый наделял своего почитателя после инициации.
Если трактовать фамильяра с этой точки зрения, то можно говорить о нем как о проявлении глубоко скрытых в психике колдуна атавизмов, которые могут применяться для определенных магических практик. Ингода фамильяры даже жили в телах ведьм и колдунов, и выходили наружу только тогда, когда их вызывали с конкретными целями.
Обличья ведьмовских фамильяров открывают перед нами целый мир оккультной зоологии и тотемического символизма. Наиболее известна черная кошка: говоря о ней, мы сразу же вспоминаем священных рысей скандинавской богини Фрейи и Кат Ши, Кота Фейри из кельтских преданий. То, как расширяется и сжимается кошачий зрачок, связывают с лунными циклами; добавьте сюда пугающие воображение прогулки по ночам и вы поймете, почему кошки так привлекательны и для воплощения фамильяров, и для меняющих свой облик ведьм. Черная Аннис, эта жуткая колдунья лестерширских холмов, порой принимала обличье кошки.
Заяц – еще один распространенный фамильяр ведьм, и не менее частый объект для оборотничества в деревенском английском колдовстве. Хорошо известна его связь с Луной и плодовитостью. В Ланкашире Знахари (Cunning-man) (что-то типа «белых» колдунов, как я понимаю – Ульф) всегда носили на шапке заячью лапку, как знак своей деятельности.
Фамильяр сомерсетской ведьмы Элизабет Стайлс имел обличье черного пса, которого хозяйка называла Робином. В Голландской Пенсильвании практиковавших «хексерей», как правило, сопровождал фамильяр в виде совы.
Другие фамильяры, дошедшие до нас в анналах традиционного колдовства, часто имели облик лошадей, жаб, крыс, хорьков, воронов, ласок, дроздов, ежей, а также всевозможных гибридов и териоморфов из Иного мира. Говоря о фамильяре-мыши, вспомним, что в Германии души ведьм покидали свои тела через рот, принимая облик маленькой красной мышки.
Ведьмы иногда держали этих духов в маленьких глиняных кувшинчиках и порой приносили им в жертву несколько капель собственной крови.
Иногда, впрочем, встречались и ведьмы, которым помогали фейри или же духи предков. Так, оркнейской колдунье Бисси Данлоп (Bissie Dunlop) помогал дух некоего Томаса Рида (Thomas Reid), сражавшегося и убитого в битве при Пинки, а сейчас живущего вместе с Народом Холмов в Волшебной Стране.
Шаманский вампир
Существует множество любопытных связей между вампирами из мифов Восточной Европы и внутренними традициями средневекового колдовства. Румынский фольклор утверждает, что людям, родившимся с амниотическим мешочком или с большим сальником на голове, суждено стать вампирами или летающим по ночам ведьмами (Стригоями). «Родится в рубашке» считалось верным признаком того , что ребенок станет шаманом, и что он обладает определенными способностями, которые позволят ему стать посредником между миром людей и миром духов. Эта врожденная особенность характеризует ряд европейских колдунов-шаманов, таких как Кресники (Kresnik) Словении и Хорватии, "Хорошие Ходоки" из Фриули и Талтоши венгерских мадьяр: все они входят в состояние транса, в котором душа покидает тело и в виде мухи, жабы, насекомого или собаки странствует по ночам. Сальник ведьмы и вампира символизирует волшебный капюшон, маску, плащ или саван.
В Болгарии о тех, кто умер в межкалендарный период Двенадцати Зимних ночей, говорили, что они становятся вампирами. Двенадцать ночей – это своего рода «просвет», промежуточный период, возвращение к изначальному «Времени сна», когда ведьмы, волки и духи мертвых бродят за границами привычного мира. Румынских вампиров называют Морои (Moroii) или Варколаки (Varcolaci) и это, как правило, люди с неестественно бледными лицами или сухой кожей.
Периодически Варколаки погружаются в глубокий, подобный смерти, транс, во время которого их души летят к сфере Луны, чтобы напиться крови ночного светила – этим и объясняются лунные затмения. Кровь, струящаяся из уст Варколаков, заливает лунный диск и заставляет его светиться красноватым светом. Иногда вампиры совершают эти путешествия в облике собак. Если находящееся в трансе, пока душа Варколака странствует, тело беспокоили, то это могло привести к опасным, а порой и фатальным последствиям, с точки зрения шаманского мышления.
Эти вампирские путешествия напрямую связаны с таинственными запретами на прядение по ночам, столь характерными для румынской народной традиции. Когда женщины пряли в полночь при свете Луны, получавшиеся нити наполнялись волшебными свойствами, и становились «дорогами духов», по которым путешествовали Варколаки. Нити становились путем, по которому души вампиров поднимались на небо, чтобы пить там кровь Луны и Солнца. Только когда «дорогу духов» разрушали, вознесение Варколаков прекращалось, и они улетали к другим небесным объектам, оставив светила в покое. Использование нити или шнура как дороги для души хорошо известно в магических практиках разных культур.
Индийские цыгане Дом вешали на дверь рыболовную сеть в качестве защиты от вампиров – это была своеобразная «ловушка для духов», ведь вампир должен был «сосчитать все узлы», и в итоге неизбежно путался и терялся в этой паутине нитей. Женщина, прядущая под Луной в полночь, могла тем самым бросать своеобразный «вызов» тройственной богини ведьм Араде, чей титул Doamna Zinelor расшифровывался как «Королева фей». С прядением связана также богиня германского ведовства, Перхта или Берхтольда. Гаэльская богиня-сова, известная как «Старуха ночной Луны», также выступает в роли прядильщицы серебряных нитей. Вдоль таких «нитей силы» духи Враколаков и поднимаются в Верхний мир, оставив далеко внизу свои физические тела, замершие в каталепсии.
Бытовало мнение, что кроме зимних Двенадцати ночей, Варколаков стоит опасаться в дни святого Андрея(10 декабря) и святого Георгия (22 апреля), когда по всей Европе зажигались священные костры, чтобы обезопасить людей, жилище и скот от их нападений. У черкесов ночь 28 апреля считалась «ночью кара-канджиолос» (Каrа'Kondjiolos), или вампиров.
Обличья, которые способен принимать вампир, не ограничиваются птицами, зверями или насекомыми: он может появляться как необъяснимо движущаяся тень, вспышка искр в темноте, или как блуждающий огонек, зависший над могилой. Это соответствует распространенным представлениям о душе, как о чем-то светящемся – так, духи венгерских Талотши иногда превращались в пламя, а саамские колдуны частенько сражались друг с другом, превратившись в огненные шары. Группы вампиров собирались в древних лесах и на кладбищах, и оправлялись на шабаши Варколаков, двигаясь вдоль «нитей духов», чтобы достичь мира призраков, где их посвящали в мистерии и магические знания, связанные со смертью.
В России (на самом деле, в Украине – Ульф) в начале XVIII века на жителя города Носовка (Nosovkа) Семена Калиниченко (Seymon Kallenichenko) было возбуждено уголовное дело, и тот признался, что родился вампиром и способен распознавать среди женщин ведьм. Он описывал и свои шаманские путешествия на шабаши, где собирались ведьмы. В некоторых описаниях из Истрии и иных мест ясно сказано, что вампиры Вукодлаки отождествлялись с злыми или враждебно настроенными ведьмами, часто из соседнего народа, которые угрожают рождаемости. Нередко ритуальные магические сражения с подобными существами происходят в Ином мире; Кресники сражаются с Вукодлаками, Бенанданти (Benandante) воюют с Маландати(Malandati) за богатый урожай и благополучие людей. Этот мотив наглядно демонстрирует агрессию духов смерти против всего живого, и традиция румынских цыган рассказывает о белых волках, обитающих подле кладбищ и безжалостно истребляющих вампиров. Если бы не эти волки, то духи мертвых вырвались бы в наш мир и уничтожили бы его.
В Сербии и других славянских землях существовали особые колдуны-шаманы, которых называли дхампиры (Dhampir), специализировавшиеся на выявлении вампиров и борьбе с ними. Считалось, что Дхампир – это ребенок, отец которого – вампир, а мать – смертная женщина; от обычного человека он отличается скользким и студенистым телом. Дхампиры обычно проводят свои трансовые ритуалы на публике, с которой собирают деньги, и после наблюдения за четырьмя краями неба, разум колдуна приходит в такое экстатическое состояние, что он и сам напоминает вампира, чье пагубное воздействие ощущается даже среди туманов Мира Духов. Затем происходит ожесточенный поединок, в ходе которого вампир принимает множество обличий, пока, наконец, Дхампир не одолевает врага и вредоносные чары не разрушаются. Уникальность этому шаманскому трансу-представлению придает отмечавшееся исследователями в последние века применение ружья. Еще в 1959 году ритуалы Дхампиров зафиксированы в селе Врбица (Vrbrica,), в районе Косова и Метохии.
Даже из этого краткого обзора видно, что образ мифологического вампира складывается из разных элементов – это может быть архетип враждебной, пьющей кровь ведьмы, агрессивного призрака или просто «теневой аспект» фигуры шамана. В этом смысле Носферату, «живой мертвец», - это пока еще живой человек, но пребывающий в состоянии транса, как «временной смерти». Благодаря этому состоянию, освободившийся дух взлетает по нити/тропе в небеса, к верхним небесным сферам, Небесному Столбу Coloana Ceriulu, чтобы напиться крови Луны.
Наконец, стоит вспомнить, что «младенческие души» якутских шаманов кормит и учит демоническая шаманка, одноглазая, однорукая и одноногая. Она качает новорожденную душу шамана в колыбели из черного железа и кормит ее запекшейся кровью.
Найджел Джексон.
Свирель Рогатого Бога.
Рогатый Король и таинства Смерти
«Шаривари», беснующаяся процессия наряженных в маски и увенчанных рогами лицедеев; эти «гуизёры» средневековой Европы изображали на Хэллоуин и Рождество Дикую Охоту.
(C) перевод svart_ulfr
В XVI столетии летописец из Абердина, описывая шабаш ведьм, оставил и любопытное описание их повелителя, который «..вышел из снега в облике оленя». Поистине, это была встреча с наиболее архаичным, изначальным божеством, уцелевшим в памяти европейцев – Рогатым Богом смерти, плодородия, и священного экстаза, темным владыкой подземного мира, известным валлийцам как Гвин ап Нудд, король Аннуна, который восходит к еще более древнему образу кельтского Виндониса, сына Нудонса.
В начале зимы он властвует над Дикой Охотой, и неистовую кавалькаду призраков сопровождают его тотемные звери – олень, гончие, ворон и белый гусь. Это грозный, дикий, чуждый людям Бог, который выходит на охоту в особое, колдовское, ритуальное время, «время-меж-временами». Рогатого сопровождает свора жутких собак, белых и красноухих, известных как Вопящие Гончие (Yell Hounds) – сокращенная форма от "Гончих Гавриила"(Gabriel Hounds);это важный момент, потому что «повозкой святого Гавриила» в Средние века называли похоронные дроги. Здесь архангел и его труба накладываются на более древний архетип владыки Неистового Полчища, который трубит в рог, чтобы вызвать души мертвых.
В старину Темного на одном из английских диалектов именовали "Owd Scart", что является производным от старо-верхненемецкого "Schrat": так называли волосатого лесного демона или лесовика, и этим же словом обозначали Дьявола в Библии Вульгате: еще один привычный случай христианской дезинформации.
Германская традиция отождествляет Водана с Диким Охотником, стоящим во главе «Йольского полчища». Само его имя происходит от прото-индоевропейского *WATOS, обозначающего состояние транса, как особой формы экстаза, тогда как слово *WATONES, «яростный», соединяет шаманскую способность к экстатическому вдохновению и пророческому дару. Этот корень присутствует в различных языках, например, это древнескандинавское "Odhr" - "вдохновение", немецкое "Wut" и саксонское "Wod", готское "Woths", латинское "Vates" - "пророк", ирландское "Faith" - "вдохновенный бард". Кстати, хорошо известное нам имя черта, Старый Ник, происходит от одного из имен бога Одина, «Hnikkar», или «Убийца».Иногда он зовется Hakelberg, «Носящий плащ», и облаченный в длинный синий плащ и широкополую шляпу, возглавляет полчище мертвых в компании совы Тутурсель (Tutursel) и воронов, его священных птиц. Места, где он останавливается, чтобы отпустить своего коня попастись, становятся «местами Силы», о которых рассказывают, будто бы там всегда дует ветер.
Нам известны и некоторые древние тропы, вдоль которых порой появляются призрачные кавалькады, чтобы в определенное время продолжить свою охоту, известные в саксонской Англии как «дорога Вотана». В Голландии и Германии эти пути духов известны как Doodwegen ("дороги смерти") и Geisterwegen ("дороги призраков"). Да и в Дартмуре непогожими ночами Полуночного Охотника и его Печальных Гончих часто можно встретить вдоль старой Аббатской дороги, ведущей в Корнуэлл.
В старину народная молва призывала избегать этих дорог, особенно накануне Празднеств Костров, и считалось, что путешествие по такой тропе может привести к ужасным последствиям. Встреча с Рогатым Богом на одной из этих дорог грозила безумием или даже смертью. В доме, где две или три открывающиеся двери сталкиваются между собой, велик риск, что через него проскачет Дикая Охота. Так это, или нет, однако традиционная архитектура избегает таких планировок. Это свидетельствует о «геомантическом» аспекте веры в Дикую Охоту, напрямую связанном с концепциями ритуального пространства, путей духов и циклических сверхъестественных манифестаций.
Гончие Гавриила с их белой шерстью и красными ушами, сопровождавшие Рогатого Короля на охоте, тождественны черным псам из иных хроник, например, Англо-саксонской, где в 1127 году описывается, как в начале февраля (в канун Имболка, Праздника Свечей) видели Дикую Охоту.
Жуткие всадники «ехали на черных лошадях и черных оленях. Их собаки были черными, широкоглазыми и ужасными. … ночью монахи слышали звуки их сигнальных рогов».Во многих английских графствах появления Черного Пса боятся, видя в нем знак близящийся смерти. Этих призрачных созданий в Эссексе знают как Черного Шака, а в Йоркшире – как Баргеста. Последнее слово происходит от германского "Bahrgeist" – дух похоронных дрог.
Порой и сам Дьявол принимал на шабашах этот облик; так, ведьмы из Саффолка в 1665 году рассказывали, что он появлялся в виде «рыжевато-коричневого пса, грубо сложенного и игравшего на двух дудках», а колдунья из Гернси по имени Изабель Беккет (Isabel Becquet) в 1617-ом видела его в виде собаки, увенчанной "...двумя большими торчащими рогами". Вообще гернсийской традиции Черный Пес известен как Tchi-Co ; его отличительные приметы – светящиеся глаза и лязгающие цепи. Связь между псами и силами смерти очень давняя: некогда собак полагали спутницами богини Хелы.
В некоторых колдовских верованиях и практиках Темного Бога символизирует раздвоенная ясеневая жердь: ее ставят в северной части круга, и она символизирует Рогатого хранителя ворот между мирами. Иногда жердь заменяет фигура из пары бычьих рогов, примотанных к шесту при помощи льняной рубашки, которая свисает с поперечной балки.
Эти культовые предметы встречаются также в Нортгемптоншире, где их используют в народном обряде "ковшовых гонок" (Skimmington Ride) и «езды на жерди», участники которого движутся в полночь по улицам, оглашая ночь какофонией звуков, подобной музыке группы «Ran Tan» - стуча в барабаны и котелки и трубя в рога.
Тотемной олень стоит рядом с шестом, символом культа Рогатого Бога и Короля Фейри, Гвина ап Нудда, и его Дикой Охоты. В небе летят три гуся – это птицы-психопомпы.
Это действо призывает Дикую Охоту и ее Повелителя, чтобы изгнать из деревни прелюбодеев, неверных жен и злодеев.
В Эштон-андер-Лайне подобная процессия известна как «скачка черного парня», и это тоже народная интерпретация Дикой Охоты. «Черный парень» - это, разумеется, Рогатый Бог, которого ведьмы из Северного Берика видят на своих шабашах в облике «большого черного человека» с горящими глазами. Темный Человек или Человек в Черном – это жрец или человеческое воплощение божества, Гвинна/Водана, выступающий как посредник между богом и его паствой; средоточие дикой, суровой силы, владыка тьмы и холода. Это мрачный и жуткой Ловец Душ, дарующий своим последователям смерть, экстаз и инициацию; Отворяющий Путь для бесплотной души к туманам Царства Мертвых.
Существует известное сходство между Черным Человеком из Северной Европы и сибирским божеством подземного мира, Владыкой мертвых Эрлик Ханом, перед входом в подземный дворец которого растет ель о девяти корнях. Этот бог сковывает души людей цепями, и часто он встречается в культовых практиках т.н. «черных» шаманов, которые специализируются на спуске в Нижний мир. Колдуны восточных тунгусов носили ритуальные головные уборы, украшенные символическими железными рогами, похожие на языческие регалии Европы, как, например, те что используют ряженые для «танца с рогами» в аббатстве Бромли.
В час, когда Владыка Охоты трубит в рог, а Неистовое полчище проносится по ночным небесам, наша душа может покинуть тело и отправиться в Аннун, чтобы пообщаться с предками. Это больше, чем простая метафора физической смерти, потому что в этот миг мы посвящаемся в тайны Рогатого Короля Нижнего мира.
Средневековая «пляска смерти», Danse Macabre, тоже видится пережитком этих практик. В царствование Генриха VI он часто исполнялся подле собора Святого Павла, причем танцоры были наряжены скелетами – такие выступления были очень популярны в средневековой Европе.
Такая фигура бретонского фольклора как Анку, Бог мертвых, перевозящий в своей повозке души мертвых в потусторонний мир, также тесно смыкается с мифологемой Дикой Охоты, лежа в основе представлений о «призрачных повозках».
Темные аспекты Рогатого Бога в современном язычестве часто уходят далеко на второй план, поскольку современному человеку порой с ними некомфортно. В современном обществе принято держаться подальше от запретных тем, пустых мечтаний и леденящего душу бессмертия. Для предков, однако, все это было реальностью и к силам смерти они относились с почтением и страхом. Черный Мастер может выглядеть пугающе, но ощущать страх в его присутствии вполне естественно, ведь он воплощает для нас ужас перед самой смертью, которая постоянно испытывает, учит и инициирует нас. Мы должны увидеть все обличья Рогатого Хранителя Порога и пройти сквозь тьму, чтобы нас обновил свет Богини. Намек на его приближение можно ощутить в темном, открытом всем ветрам лесу, когда ветер ревет в верхушках деревьев, а клочья облаков застилают холодные звезды – тогда мы действительно ощущаем, что Рогатый вышел на охоту, и никто из смертных не сможет избежать встречи с его свитой.
Духи фамильяры
Образ Рогатого бога ведьм уводит нас обратно в прошлое, в темные времена охотников и скотоводов Древней Европы, когда он почитался как владыка диких и домашних животных и, как Повелитель Зверей, хорошо известный нам в разных шаманских культах, правил ими, восседая на затерянном в дебрях Аннуна престоле. Он правит пустошами, жители которых почитают его, как истинного хозяина этих земель, и совершая регулярные приношения ему и его верным слугам – груагахам из шотландского Хайленда, ланкаширским боггартам, английским брауни, - просят их о всевозможных дарах природы и прибавлении в семействе.
Рогатому владыке подвластны генеративные силы животного мира, естественные процессы жизни, смерти и непрерывного обновления, которые поддерживают мировой порядок – поэтому он почитался во времена древних индоевропейцев и даже ранее, как божественный пастух, скотовод и охотник.
В валлийском предании «Оуэн, или Хозяйка фонтана», входящего в состав «Мабиногион», его главный герой, Кинон, сталкивается с интересным созданием, восседящем на холме, окруженном лесом:
«На холме ты увидишь большого черного человека: он не меньше ростом, чем двое мужчин из нашего мира. У него одна нога, один глаз посреди лба, и в руках он держит железное копье… Хотя он и некрасив собой, его нельзя назвать неприятным. Он хранитель леса, и ты увидишь тысячи диких зверей, пасущихся подле него».
Кинон спрашивает могущественного бога о той власти, которую он имеет над животными, и хранитель леса отвечает:
«Я покажу тебе, человечишка», - сказал он, и, подняв дубину, ударил оленя, да так, что тот заревел: и стали подходить к ним дикие звери, пока не стало их не меньше, чем звезд на небе.. Он взглянул на них, и приказал пастись, и звери преклоняли колени и кланялись ему, как слуги своему господину. Тогда он промолвил: «Ну, человечишка, теперь ты видишь мою власть над этими зверями».
На древних галльских изображениях Рогатый, почитаемый под именем Кернунноса, изображен сжимающим в руке змею с бараньей головой, и в окружении быка и оленя, что символизирует его власть над дикими животными и домашним скотом.
Теперь становится понятно, почему ведьмы из Англии, да и из других европейских стран, рассказывали, как Рогатый, а впоследствии и Дьявол, даровал своим почитателям животных – фамильяров, помогавших своим хозяевам в колдовстве. Духа-фамильяра, также известного как пакерел, имп и ниггет, можно рассматривать и как один из аспектов «души-зверя» или «зверя-фетча», которым Рогатый наделял своего почитателя после инициации.
Если трактовать фамильяра с этой точки зрения, то можно говорить о нем как о проявлении глубоко скрытых в психике колдуна атавизмов, которые могут применяться для определенных магических практик. Ингода фамильяры даже жили в телах ведьм и колдунов, и выходили наружу только тогда, когда их вызывали с конкретными целями.
Обличья ведьмовских фамильяров открывают перед нами целый мир оккультной зоологии и тотемического символизма. Наиболее известна черная кошка: говоря о ней, мы сразу же вспоминаем священных рысей скандинавской богини Фрейи и Кат Ши, Кота Фейри из кельтских преданий. То, как расширяется и сжимается кошачий зрачок, связывают с лунными циклами; добавьте сюда пугающие воображение прогулки по ночам и вы поймете, почему кошки так привлекательны и для воплощения фамильяров, и для меняющих свой облик ведьм. Черная Аннис, эта жуткая колдунья лестерширских холмов, порой принимала обличье кошки.
Заяц – еще один распространенный фамильяр ведьм, и не менее частый объект для оборотничества в деревенском английском колдовстве. Хорошо известна его связь с Луной и плодовитостью. В Ланкашире Знахари (Cunning-man) (что-то типа «белых» колдунов, как я понимаю – Ульф) всегда носили на шапке заячью лапку, как знак своей деятельности.
Фамильяр сомерсетской ведьмы Элизабет Стайлс имел обличье черного пса, которого хозяйка называла Робином. В Голландской Пенсильвании практиковавших «хексерей», как правило, сопровождал фамильяр в виде совы.
Другие фамильяры, дошедшие до нас в анналах традиционного колдовства, часто имели облик лошадей, жаб, крыс, хорьков, воронов, ласок, дроздов, ежей, а также всевозможных гибридов и териоморфов из Иного мира. Говоря о фамильяре-мыши, вспомним, что в Германии души ведьм покидали свои тела через рот, принимая облик маленькой красной мышки.
Ведьмы иногда держали этих духов в маленьких глиняных кувшинчиках и порой приносили им в жертву несколько капель собственной крови.
Иногда, впрочем, встречались и ведьмы, которым помогали фейри или же духи предков. Так, оркнейской колдунье Бисси Данлоп (Bissie Dunlop) помогал дух некоего Томаса Рида (Thomas Reid), сражавшегося и убитого в битве при Пинки, а сейчас живущего вместе с Народом Холмов в Волшебной Стране.