Роль перечисленных выше умений и навыков на современном этапе очень значима. Такие способности необходимы любому современному образованному человеку
Задание 5
Заполните схему «Формирование информационной культуры»
Изменения в сфере образования |
Изменение уклада жизни людей |
Опасности информационного общества |
Задание 6
Что такое «информационная война»? попробуйте привести конкретные примеры ведения информационной войны.
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
III. Особенности формирования информационного общества в России
В нашей стране формирование элементов информационного общества является задачей актуальной и чрезвычайно сложной в силу исторических обстоятельств, в которых находится Россия.
Задание 1
В 1999 году по инициативе профильных комитетов Государственной Думы была разработана Концепция формирования информационного общества в России. Запишите ее основную цель.
__________________
__________________
__________________
__________________
Задание 2
Запишите предпосылки перехода к информационному обществу в России, записанные в
констатирующей части концепции:
1. ___________________
_____________________
2. ___________________
_____________________
3. ___________________
_____________________
4. ___________________
_____________________
5. ___________________
_____________________
6. ___________________
_____________________
Задание 3
Запишите базовые положения концепции информатизации общества.
1. Стратегическая цель –
__________________
__________________
__________________
2. Переход к информационному обществу – необходимое условие выхода страны из
экономического кризиса –
__________________
__________________
__________________
3. Концепция устойчивого развития –
__________________
__________________
__________________
4. Пути перехода к информационному обществу –
__________________
__________________
__________________
5. Доступ к общественной информации –
__________________
__________________
__________________
6. Связь с мировым информационным сообществом –
__________________
__________________
__________________
Задание 4
Запишите особенности перехода России к информационному обществу, отмеченные в концепции.
__________________
__________________
__________________
__________________
Задание 5
Что является основой российского пути к информатизации общества?
__________________
__________________
__________________
__________________
Задание 6
Приведите известные вам примеры, с которыми вы сталкивались, отражающие наличие
процесса национального движения к информационному обществу.
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
IV. Проблема информационной безопасности личности, общества, государства
По мере продвижения к информационному обществу все более острой становится проблема защита права личности, общества и государства на конфиденциальность.
В России в 2000 году была принята Доктрина информационной безопасности Российской Федерации.
Задание 1
Что относится к объектам информационной безопасности РФ?
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
Задание 2
Перечислите национальные интересы РФ.
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
Задание 3
Какую информацию вы считаете конфиденциальной для государства, для вашего колледжа, для себя лично?
__________________
__________________
__________________
Задание 4
Сталкивались ли вы в своей жизни с проявлением информационного неравенства? Как проявляется информационное неравенство в системе школьного образования?
__________________
__________________
__________________
__________________
Уже на раннем этапе продвижения к информационному обществу необходимы меры правового регулирования вновь возникающих отношений.
Задание 1
О чем говорится в законе «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных»?
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
Задание 2
О чем говорится в законе «Об информации, информатизации и защите информации»?
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
Задание 3
В 1996 году в Уголовный кодекс был внесен раздел «Преступления в сфере компьютерной информации». Он определил меру наказания за некоторые виды преступления. Перечислите самые распространенные виды информационного преступления:
__________________
__________________
__________________
__________________
Задание 4
Появилось ли у вас, после изучения вышеуказанного законодательства, заняться производством и распространением компьютерных вирусов? Почему «да», почему «нет».
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
Задание 5
С помощью справочной системы MS Word, выясните:
1. можно ли установить пароль на документы, создаваемые в редакторе
2. можно ли изменять атрибуты файлов сделать их доступными только для чтения
Задание 6
Существует определенная классификация антивирусных программ. Опишите принцип работы нижеперечисленных антивирусных программ:
• программы – детекторы –
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
• программы – ревизоры –
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
• программы – докторы –
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
• программы – фильтры –
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
• программы – вакцины –
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
V. Контрольный тест
1. Информационное общество – это:
1) сообщество людей, в котором информация передается от человека к человеку;
2) общество людей, в котором деятельность отдельных людей и коллективов не зависит от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию;
3) общество, в котором большинство работающих людей занятии производством, хранением, переработкой, продажей информации и обменом информацией.
2. Информационная культура – это:
1) информационный кризис: ситуация, когда человечество не может в полной мере использовать накопленный информационный потенциал;
2) потребности любого человека в получении необходимой информации;
3) внедрение и развитие технической базы;
4) использование знаний во всех видах человеческой деятельности;
5) умение и потребность человека работать с информацией средствами новых информационных технологий.
3. Информационная система – это:
1) любой объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как совокупность разнородных объектов, объединенных для достижения определенного результата;
2) персональный компьютер;
3) взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, участвующих в обработке данных.
4. Информационная технология – это:
1) совокупность определенных действий, направленных на достижение цели;
2) процесс, использующий совокупность средств и методов обработки и передачи первичной информации для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления;
3) совокупность программных продуктов.
5. За элементарную единицу измерения количества информации принят:
1) 1 бод;
2) 1 бит;
3) 1 байт;
4) 1 Кбайт.
6. «Информационная война» - это:
1) война с применением традиционных видов оружия;
2) проблема отбора качественной и достоверной информации при большом ее объеме;
3) комплексное воздействие на систему государственного и военного управления противостоящей стороны, на ее военно-политическое руководство;
4) столкновение с виртуальной реальностью.
7. Документ, определяющий объекты информационной безопасности РФ: все виды информационных ресурсов, права на распространение и использование информации, информационные ресурсы, информационная инфраструктура, система формирования общественного сознания –
1) Концепция формирования информационного общества;
2) Доктрина информационной безопасности РФ;
3) Закон «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных»;
4) Закон «Об информации, информатизации и защите информации».
8. Документ, регламентирующий юридические вопросы, связанные с авторскими правами на программные продукты и базы данных –
1) Концепция формирования информационного общества;
2) Доктрина информационной безопасности РФ;
3) Закон «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных»;
4) Закон «Об информации, информатизации и защите информации».
9. В уголовном кодексе РФ имеется раздел «Преступления в сфере компьютерной информации». Он предусматривает наказания за:
1) недостойное поведение в общественных местах;
2) неправомерный доступ к компьютерной информации;
3) создание, использование и распространение вредоносных программ; неправомерный доступ к компьютерной информации; умышленное нарушение правил эксплуатации ЭВМ и их сетей;
4) сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни граждан.
10. Наиболее острой проблемой информационного общества является проблема –
1) разделения образовательных учреждений на элитные и массовые с соответствующей разницей в ресурсном обеспечении;
2) информационной безопасности, начиная от отдельного человека до государства;
3) информационного неравенства;
4) развития современных информационных технологий отечественной индустрии информации.