Iii. языки программирования. основные объекты языка паскаль

Задания для контрольной работы

по дисциплине «ИНФОРМАТИКА» для 220400.62з(1УТСб-00-11зп), 190109.65 (3НТТС-01-11зп), 280700.62 (3ТТб-01-11зп)

Заочной формы обучения

Контрольная работа выполняется в тетради.

I. ТЕМА «СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ»

Выполните перевод числа из одной системы счисления в другие. Опишите ход выполнения расчетов (вариант по номеру в списке группы).

Варианты заданий

1 вариант: 6395,864710®(16)®(2)®(8)®(10)

2 вариант: 2785,3437510®(16)®(2)®(8)®(10)

3 вариант: 4896,2187510®(16)®(2)®(8)®(10)

4 вариант: 8305,174210®(8)®(2)®(16)®(10)

5 вариант: 5274,812510®(8)®(2)®(16)®(10)

6 вариант: 3425,345610®(8)®(2)®(16)®(10)

7 вариант: 1263,52368®(2)®(16)®(10)®(8)

8 вариант: A56F,D36116®(2)®(8)®(10)®(16)

9 вариант: 2675,5228®(2)®(16)®(10)®(8)

10 вариант: D79E,C64516®(2)®(8)®(10)®(16)

11 вариант: 7458,375510®(16)®(2)®(8)®(10)

12 вариант: 4784,754210®(8)®(2)®(16)®(10)

Образец выполнения задания: 2327,152510®(8)®(2)®(16)®(10)

1. Переведем число 2327,152510 в восьмеричную систему счисления.

· Перевод целой части числа.
     
Iii. языки программирования. основные объекты языка паскаль - student2.ru 2320    
 
 
   
       
· Перевод дробной части числа с точностью до 4-х знаков после запятой.
Iii. языки программирования. основные объекты языка паскаль - student2.ru 0,1525        
1,22 0,22      
  1,76 0,76    
    6,08 0,08  
      0,64 0,64
        5,12
232710=44278 0,152510=0,11618

2327,152510=4427,11618

2. Переведем число 4427,11618 в двоичную систему счисления. Заменим каждую восьмеричную цифру на двоичную триаду по Таблице 1.

4427,11618=100 100 010 111,001 001 110 0012=100100010111,0010011100012

3. Переведем число 100100010111,0010011100012 в шестнадцатеричную систему счисления. Для этого выделим в числе тетрады, начиная с позиции разделителя целой и дробной части влево и вправо. Далее каждую тетраду заменим шестнадцатеричной цифрой в соответствии с Таблицей 1.

100100010111,0010011100012=1001 0001 0111,0010 0111 00012=917,27116

4. Переведем число 917,27116 в десятичную систему счисления. Для этого представим число по формуле (1), затем округлим до 4-х знаков после запятой: 917,27116 = 9*162 + 1*161 + 7*160 + 2*16-1 + 7*16-2 + 1*16-3 = 2327,15258810 = 2327,152610

5. Таким образом, в результате всех преобразований получено число 2327,152610, отличающееся от исходного числа на 0,0001.

II. ТЕМА «МОДЕЛИРОВАНИЕ И АЛГОРИТМИЗАЦИЯ»

ВАРИАНТ ПО НОМЕРУ В СПИСКЕ ГРУППЫ(необходимо решить все задания с пояснениями):

Пример выполнения задания:

1. Модель абсолютно упругого столкновения двух тел, записанная в виде формул, является:

1) описательной информационной;

2) структурной информационной;

3) формальной логической;

4) знаковой математической.

Решение: Модель, записанная в виде формул является знаковой математической моделью, следовательно, ответ – 4.

2. Кассир обслуживает одного клиента за 21 минуту. В банке работают 2-а кассира. В начале работы в банк пришел один клиент, затем с интервалами 7 минут подошли еще 7 клиентов. Сколько человек находится в очереди через 50 минут с начала работы банка?

Решение:

В банке работают 2 кассира. Будем предполагать, что клиенты, пришедшие в банк, распределяются равномерно в две очереди. Всего в банк пришло 8 клиентов, которые разбились на две очереди, по 4-е человека в каждой.

Рассмотрим время формирования первой очереди: 1-й человек встал в очередь при открытии банка, 2-й – через 14 минут; 3-й – через 28 минут; 4-й – через 42 минуты после открытия банка. Рассмотрим время формирования второй очереди: 1-й человек встал в очередь через 7 минут после открытия банка, 2-й – через 21 минуту; 3-й – через 35 минут; 4-й – через 49 минут после открытия банка. Таким образом, все клиенты пришли в банк в течение первых 50 минут после открытия банка.

Скорость обслуживания одного клиента – 21 минута. Следовательно, за 50 минут кассиры смогли обслужить 4-х клиентов. На обслуживании в кассах находятся 2-а клиента, еще 2-а клиента ожидают обслуживания в очереди.

3. Дана блок-схема алгоритма. Определите, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм. Какие значения будут выведены при исполнении алгоритма, если будут введены следующие данные: а) x = 1, y = 1; б) x = -2, y = 3; в) x = 200, y = 7? Iii. языки программирования. основные объекты языка паскаль - student2.ru  

Решение: Данный алгоритм обеспечивает обмен значениями переменных величин x и y. Следовательно, если в начале исполнения алгоритма x=1, y=1, то и в конце исполнения алгоритма x=1, y=1; если в начале x=-2, y=3, то в конце – x=3, y=-2; если в начале x=200, y=7, то в конце – x=7, y=200.

1 вариант

1. В отношении целое-частьне находятсяпонятия:

1) процессор-регистр;

2) носитель-винчестер;

3) автомобиль-колесо;

4) компьютер-шина данных.

Дайте ответ, приведите объяснение данного ответа.

2. Имеется схема расстояний между населенными пунктами. Этой схеме соответствует таблица:

Iii. языки программирования. основные объекты языка паскаль - student2.ru

1)
А Б В Г
А  
Б      
В    
Г  
2)
А Б В Г
А  
Б  
В  
Г  
3)
А Б В Г
А  
Б  
В  
Г  
4)
А Б В Г
А  
Б  
В  
Г  
3. Дана блок-схема алгоритма. Определите, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм. Какие значения будут выведены при исполнении алгоритма, если будут введены следующие данные: а) x = 3, y = 4; б) x = 2, y = 0; в) x = 8, y = 6? Iii. языки программирования. основные объекты языка паскаль - student2.ru    
             

2 вариант

1. В отношении «объект – модель» находятся понятия:

1) дом – план комнат;

2) книга – абзац;

3) микромир – механика;

4) знания – оценка.

Дайте ответ, приведите объяснение данного ответа.

2. Между населенными пунктами A, B, C, D, E, F построены дороги, протяженность которых приведена в таблице.

  A B C D E F
A        
B      
C    
D        
E    
F          

Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и F (при условии, что передвигаться можно только по построенным дорогам):

1) 9; 2) 10; 3) 11; 4) 12.

3. Имеется фрагмент блок-схемы алгоритма. Перед выполнением данного фрагмента были введены значения a = 4 и b = 4. Чему равно значение переменной t после выполнения фрагмента? Iii. языки программирования. основные объекты языка паскаль - student2.ru

3 вариант

1. Процесс представления информации об объекте моделирования в какой-либо выбранной форме называется:

1) прогнозированием;

2) формализацией;

3) структурированием;

4) систематизацией.

2. Требуется перевезти 30 стульев и 10 столов. В грузовой автомобиль их можно погрузить тремя способами. Первый способ – 5 столов и 5 стульев. Второй способ – только 7 столов. Третий способ – 2 стола и 10 стульев. Минимальное количество рейсов автомобиля для перевозки мебели будет равно:

1) 3; 2) 5; 3) 2; 4) 4.

3. Вычисленное по блок-схеме значение переменной S для входных данных X = 1, Y = 1,
Z = 3 равно:

1) 4, 2) 5, 3) 3, 4) 2.

Iii. языки программирования. основные объекты языка паскаль - student2.ru

4 вариант

1. Разложение целого на части (структурное разбиение) в процессе моделирования называется:

1) структурированием системы;

2) декомпозицией системы;

3) агрегированием системы;

4) абстрагированием системы.

2. Магазин осуществляет доставку бытовой техники. Необходимо перевезти 32 холодильника и 35 стиральных машин. Возможны три варианта погрузки в грузовой автомобиль. Первый вариант – 0 холодильников и 13 стиральных машин. Второй вариант – 6 холодильников и 4 стиральные машины. Третий вариант – 8 холодильников и 1 стиральная машина. Минимальное количество рейсов грузового автомобиля для перевозки всей бытовой техники равно:

1) 5; 2) 6; 3) 8; 4) 7.

3. Изображенный на рисунке фрагмент алгоритма

Iii. языки программирования. основные объекты языка паскаль - student2.ru

Рис. 20

определяет:

1) наименьшее из чисел A и B,

2) минимум из трех чисел,

3) максимум из трех чисел,

4) наибольшее из чисел B и C.

5 вариант

1. Общим свойством всех моделей не является:

1) динамичность;

2) конечность;

3) информативность;

4) адекватность.

2. Дан протокол соревнования по конькобежному спорту:

спортсмен А Б В Г
старт        
финиш 10:45 10:25 10:28 10:46
место

Время старта спортсменов в первой строке протокола:

1)

старт 10:05 10:10 10:15 10:20

2)

старт 10:15 10:10 10:20 10:05

3)

старт 10:20 10:15 10:05 10:10

4)

старт 10:15 10:10 10:05 10:20

3. Результатом выполнения алгоритма, представленного фрагментом блок-схемы, для значения переменной Х = 14, будет следующая величина:

Iii. языки программирования. основные объекты языка паскаль - student2.ru

1) 14, 2) 0, 3) 1, 4) -1.

6 вариант

1. Установите соответствие:

Моделируемый процесс A Автомобиль
Моделируемый объект B Движение тела
Цель моделирования C Скорость и ускорение
Моделируемые характеристики D Выбор значений начальных параметров для преодоления расстояния между пунктами A и B за заданное время.

1) 1-В, 2-А, 3-С, 4-D;

2) 1-С, 2-А, 3-D, 4-B;

3) 1-D, 2-А, 3-B, 4-C;

4) 1-В, 2-А, 3-D, 4-C.

1. Найдите значение Y в результате выполнения алгоритма (данные - самостоятельно)

Ввод А, В, С, X

Y = (A+C)/B*X

Вывод Y

2. Результатом выполнения алгоритма, представленного фрагментом блок-схемы, будет следующая величина: 1) 70, 2) 17, 3) 21, 4) 27.   Iii. языки программирования. основные объекты языка паскаль - student2.ru  

7 вариант

1. Детерминированной моделью не является:

1) прогноз пассажиропотока;

2) программа обработки деталей станком;

3) расписание движения поездов;

4) формула второго закона Ньютона.

2. Приведен фрагмент расписания движения поездов между четырьмя городами, где имеются вокзалы, от которых поезда отправляются ежедневно:

Вокзал отправления Вокзал прибытия Время отправления Время прибытия
В Б 15:44 20:31
А Б 13:57 19:08
В А 12:04 13:41
Б В 11:12 15:59
Г Б 14:27 19:14
В Г 16:27 17:51
Г А 11:01 14:47
Г В 10:29 11:53
Б Г 14:39 19:26
А В 10:21 11:58

Турист оказался в 10:20 на вокзале города Г. Чему равно минимальное время, в минутах, через которое он может попасть на вокзал Б?

3. Если задан фрагмент алгоритма

если x*y*z > 0

то x := 2*y, z := z – y

иначе x := x+2, y := y + z

все

вывести x, y, z

то при заданных начальных условиях x = 4, y = -3, z = -10 после выполнения алгоритма переменные x, y и z соответственно примут значения…

1) x = 6, y = 7, z = -7;

2) x = -6, y = 3, z = -13;

3) x = -6, y = -3, z = -7;

4) x = 6, y = -7, z = -7.

8 вариант

1. Математическая модель, которая описывает поведение и свойства объекта только в отдельные моменты времени, называется:

1) дискретной;

2) иерархической;

3) детерминированной;

4) одномоментной.

2. В таблице приведены расстояния между населенными пунктами (в км):

  А Б В Г Д
А
Б
В
Г
Д

Какую длину(в км) имеет самый короткий путь из пункта А в пункт В?

3. Дана схема алгоритма. В результате выполнения алгоритма при n = 7 значение s будет равно: 1) 49; 2) 36; 3) 28; 4) 54.   Iii. языки программирования. основные объекты языка паскаль - student2.ru

9 вариант:

1. Процесс представления информации об объекте моделирования в какой-либо выбранной форме называется (объясните):

1) классификацией;

2) прогнозированием;

3) формализацией;

4) структурированием;

5) систематизацией.

2. Между населенными пунктами A, B, C, D, E, F построены дороги, протяженность которых приведена в таблице.

  A B C D E F
A        
B      
C    
D        
E    
F          

Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и F (при условии, что передвигаться можно только по построенным дорогам):

2) 18; 2) 20; 3) 22; 4) 24.

Iii. языки программирования. основные объекты языка паскаль - student2.ru 3. Дана блок-схема алгоритма. Определите, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм. Какие значения будут выведены при исполнении алгоритма, если будут введены следующие данные:

а) x = 2, y = 4;

б) x = 2, y = 6;

в) x = 4, y = 8?

10 вариант:

1. Разложение целого на части (структурное разбиение) в процессе моделирования называется (объясните):

1) реструктуризацией системы;

2) структурированием системы;

3) декомпозицией системы;

4) агрегированием системы;

5) абстрагированием системы.

2. Требуется перевезти 30 стульев и 10 столов. В грузовой автомобиль их можно погрузить тремя способами. Первый способ – 5 столов и 5 стульев. Второй способ – только 7 столов. Третий способ – 2 стола и 10 стульев. Минимальное количество рейсов автомобиля для перевозки мебели будет равно:

1) 3; 2) 5; 3) 2; 4) 4.

3. Результатом выполнения алгоритма, представленного фрагментом блок-схемы, будет следующая величина:

1) 70

2) 17

3) 21

4) 27

5) 14

Iii. языки программирования. основные объекты языка паскаль - student2.ru

11 вариант:

  1. В отношении «объект – модель» находятся понятия:

a. Этаж жилого дома – планы квартир;

b. Электронная книга – абзац;

c. Микромир – машина;

d. Данные – оценка.

Дайте ответ, приведите объяснение данного ответа.

1. Приведен фрагмент расписания движения поездов между четырьмя городами, где имеются вокзалы, от которых поезда отправляются ежедневно:

Вокзал отправления Вокзал прибытия Время отправления Время прибытия
В Б 15:44 20:31
А Б 13:57 19:08
В А 12:04 13:41
Б В 11:12 15:59
Г Б 14:27 19:14
В Г 16:27 17:51
Г А 11:01 14:47
Г В 10:29 11:53
Б Г 14:39 19:26
А В 10:21 11:58

Турист оказался в 10:10 на вокзале города Г. Чему равно минимальное время, в минутах, через которое он может попасть на вокзал A? Поясните.

3. Запишите алгоритм поиска минимального значения из трёх переменных А, В, С, в виде блок-схемы.

12 вариант:

1. Процесс исследования информации об определённой стороне объекта моделирования в некоторой форме называется (объясните):

1) классификацией;

2) прогнозированием;

3) формализацией;

4) структурированием;

5) систематизацией.

2. Требуется перевезти 30 стульев и 10 столов. В грузовой автомобиль их можно погрузить тремя способами. Первый способ – 5 столов и 5 стульев. Второй способ – только 7 столов. Третий способ – 2 стола и 10 стульев. Минимальное количество рейсов автомобиля для перевозки мебели будет равно:

1) 3; 2) 5; 3) 2; 4) 4.

3. Результатом выполнения алгоритма, представленного фрагментом блок-схемы, будет следующая величина:

1) 5

2) 17

3) 25

4) 27

5) 14

Iii. языки программирования. основные объекты языка паскаль - student2.ru

III. ЯЗЫКИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ. ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТЫ ЯЗЫКА ПАСКАЛЬ

Решение следующих задач необходимо выполнить по номеру варианта (в списке группы). Необходимо записать исходное задание по варианту и в качестве решения приложить алгоритм(блок – схему) и программу на языке программирования Паскаль (окно фрагмента программы с результатом выполнения программы).

Для реализации решения можно использовать систему PascalABC (http://pascalabc.net/)

При решении всех задач исходные данные должны вводиться пользователем с клавиатуры.

Написать программы для решения следующих задач (А и В):

А. линейные программы

1. Вычислить расстояние между двумя точками с данными координатами X1, Y1, X2, Y2.

2. Вычислить среднее арифметическое кубов двух чисел и среднее геометрическое их модулей.

3. Вычислить дробную часть среднего геометрического трех заданных положительных чисел.

4. Вычислить длину окружности, площадь круга и объем шара одного и того же заданного радиуса.

5. Вычислить периметр и площадь прямоугольного треугольника по длинам двух катетов.

6. Найти произведение цифр заданного четырехзначного числа.

7. Найти площадь треугольника по длинам двух сторон A, B и углу (в градусах) между ними.

8. Не используя никаких функций и никаких операций кроме умножения, получить A в восьмой степени за три операции;

9. Определить число, полученное выписыванием в обратном порядке цифр заданного трехзначного числа.

10. Вычислить значение производной функции X в степени х в заданной точке А (А > 0).

11. Вычислить объем куба и площадь его боковой поверхности по известному ребру A.

12. Вычислить периметр и площадь правильного N-угольника, описанного около окружности радиуса R.

В. оператор условия

1. Вывести на печать название цвета по его коду.

2. Вывести на печать название N-го месяца года.

3. Вывести на печать название N-го дня недели.

4. По номеру дня недели вывести на печать рабочий это день или выходной, считая выходными субботу и воскресение.

5. По номеру страны из некоторого списка напечатать название ее столицы.

6. По номеру месяца указать, к какому времени года он относится.

7. По номеру месяца вывести на печать количество дней в нем.

8. По номеру государства из некоторого списка указать континент, на котором оно находится.

9. Напечатать значение вводимого числа от 1 до 10 римскими цифрами.

10. По названию буквы указать, какая она- гласная или согласная.

11. По номеру животного из некоторого списка указать дикое оно или домашнее.

12. По номеру краткого имени из некоторого списка указать его полный вариант.

Наши рекомендации