Антидарвинизм конца XIX – начала XX века

Организм 2   фенотип 2     генотип 2
новый вид
мутации
Генетический антидарвинизм (Г. де Фриз, Л. Кено, И. Лотси), 1900 г.
Организм 1   фенотип 1     генотип 1

• Эволюция видов вызывается мутациями наследственного
вещества организма (генов).
  • Мутации как резкие качественные изменения генов происходят самопроизвольно.
  • Приспособление возникает не в результате отбора, а в результате единичной, случайно оказавшейся полезной мутации.
  • Необходимость процесса отбора как главной причины эволюции исключатся.

Достоинства: - заложены основные понятия генетики; - эволюционные преобразования стали связываться с изменчивостью и наследственностью.   Недостатки: - использовался односторонний подход к раскрытию механизма эволюционных преобразований.

Этапы развития генетики

настоящее время
  наука о закономерностях наследственности и изменчивости, 1903 г.
Генетика
Подготовительный период
Современная генетика
Становление генетики
Антидарвинизм конца XIX – начала XX века - student2.ru

· складывался «язык» генетики; · разрабатывались методики исследования; · обосновывались фундаментальные положения; · открыты основные закономерности: - законы Г.Менделя ( 1865 г.); - открытие ДНК ( Д.Мишер, 1869 г.) · повторное открытие законов Г.Менделя, Г.де Фриз, Э.Чермак, К.Корренс, 1900 г. · вмешательство в механизм изменчивости; · развитие учения о генах и хромосомах (М.Чейз, А.Херши); · разработка теории искусственного мутагенеза; · переход от теоретической генетики к прикладной (основы селекции, Н.И.Вавилов; радиционная генетика, Н.В.Тимофеев - Рес-совский и др.)   · расшифровка структуры молекулы ДНК(1953г. Дж. Уотсон, Ф.Крик); · переход на молекулярный уровень исследования; · расшифровка структуры гена; · определение материальной основы и механизмов наследственности и изменчивости; · соединение теории и практики (клонирова- ние гена, 1974 г., рождение биотехно- логии, 1977 г. и др.)

Основные понятия генетики

Понятие Сущность понятия
  Наследственность   Свойство организма передавать свои признаки и особенности развития последующему поколению. Обеспечивает приемственность живого.
  Изменчивость   Способность организма приобретать новые признаки и свойства. Различают формы изменчивости: генотипическая изменчивость (передается по наследству) и модификационная (фенотипическая), которая не передается по наследству. Изменчивость обеспечивает множество комбинаций существовавших прежде и новых признаков живых организмов для естественного отбора.
  Ген   Материальный носитель наследственной информации (элементарная структурная единица наследственности). Ген представляет собой участок молекулы ДНК (хромосомы), определяющий возможность развития одного или нескольких признаков через синтез белка.
  Генотип   Наследственная основа организма, представляющая собой совокупность генов, находящихся в хромосомах.
  Фенотип   Совокупность всех признаков и свойств организма, определяемых взаимодействием генотипа и окружающей среды в процессе онтогенеза.
  Мутация (лат. mutatio -«изменение»)   Прерывистое скачкообразное изменение наследственных (генная, хромосомная) или каких-либо других (соматических) признаков. Мутация обеспечивает наследственную (генотипическую) изменчивость и является единственным источником генетического внутривидового разнообразия.

4.2.7.Синтетическая теория эволюции
· элементарная структура эволюции – популяция; · элементарный процесс – устойчивое изменение генотипа популяции; · факторы эволюции: мутация, популяционные волны, изоляция; · движущая сила эволюции – естественный отбор генотипа популяции.
  Естественный отбор
новый вид
мутации
Изменчи- вость
Организм 2 Фенотип 2   Генотип 2
Наследст-венность
Организм 21 Фенотип 21   Генотип 21
устранение вида
Организм 1 Фенотип 1   Генотип 1
устранение вида
Достоинства:   - дается объяснение целесообразности развития природы исходя из того, что любая её форма зависит от внешней среды: то, что целесообразно в одних условиях, оказывается нецелесообразным (даже вредным) в других; - подтверждается существование прогресса в живой природе
  продукт синтеза дарвинизма и теории наследственности и изменчивости; ядро теории – популяционная генетика (С.С.Четвериков, середина XX в.)
С Т Э