Информационные основы управления_______________________________ 141
АСУ только предоставляет преимущества. Реализовать их — задача людей. А потому особое внимание при внедрении АСУ уделяется именно человеческому фактору. Любая из технических систем — лишь механизм для повышения эффективности управления, принятия правильных стратегических и тактических решений на основе своевременной и достоверной информации, выдаваемой компьютером.
Управленческая деятельность во многом связана со сбором, анализом, выработкой, передачей, хранением и преобразованием информации.
Своевременно иправильно обработанная информация становится важным производственным ресурсом.
Использование компьютерных информационных технологий на всех этапах управления способно повысить эффективность и качество управления.
Автоматизированные системы управления(АСУ) — комплекс технических и программных средств, обеспечивающий в тесном взаимодействии с отдельными специалистами или коллективами управление объектом в производственной, научной или общественной сфере.
Основное преимущество АСУ перед традиционными методами управления состоит в том, что для принятия необходимых решений управленческому персоналу предоставляется более полная, своевременная и достоверная информация в удобной для восприятия форме.
По функциям АСУ подразделяются на следующие виды:
• административно-организационные:
• системы управления предприятием (АСУП);
• отраслевые системы управления (ОАСУ);
• системы управления технологическими процессами (АСУТП):
• гибкие производственные системы (ГПС);
• системы подготовки производства (АСУПП);
• системы контроля качества продукции (АСК);
• системы управления станками с числовым программным обеспечением (ЧПУ);
• интегрированные системы, объединяющие перечислен
ные виды АСУ в различных комбинациях.
По результатам деятельности различают АСУ информационные, информационно-советующие, управляющие, самонастраивающиеся , самообучающиеся.
Автоматизированная система управления предприятием(АСУП) — наиболее сложная как по структуре, так и по выполняемым функциям автоматизированная система управления.
Основные принципы автоматизации управления предприятием — комплексность и гибкость.
Принцип комплексности заключается в том, что АСУ обеспечивает полный цикл управления, начиная от подготовки и планирования производства и заканчивая сбытом готовой продукции и формированием финансовой и бухгалтерской отчетности. Отчетность же, в свою очередь, через обратную связь замыкается на функцию планирования.
Принцип гибкости позволяет рассматривать АСУ не как пассивный инструмент ведения бизнеса, но как средство его совершенствования. АСУП, с одной стороны, должна гармонично учитывать сложившиеся на предприятии традиции, ас другой стороны — стимулировать его руководство и специалистов к переходу на новые технологии и методы работы.
Внедрение АСУП направлено на:
• повышение эффективности принимаемых решений, особенно в части оптимального использования всех видов ресурсов и потенциальных возможностей производства;
• повышение производительности труда инженерно-технических и управленческих стуктур за счет выполнения основного объема расчетных, учетных и поисковых задач на ЭВМ.
Важные компоненты АСУ — аппаратное обеспечение, программное обеспечение, информационное обеспечение, математическое обеспечение.
Информационное обеспечение АСУохватывает всю документацию (правовую, нормативную, техническую, конструкторскую, технологическую, учетную), представленную в электронном виде и необходимую для управления производством, а также схемы ее движения.
Основными элементами АСУ являются автоматизированные рабочие места специалистов, объединенные в локальную корпоративную вычислительную сеть.
Автоматизированное рабочее место — рабочее место специалиста, оснащенное компьютером или комплексом специализированных устройств, соответствующим про-
граммным обеспечением, которые позволяют автоматизировать часть выполняемых специалистом производственых операций.
Одна из основных целей автоматизации — возможность для каждого сотрудника, относящигося к любому подразделению, получения информации в то время и в той форме, которые ему необходимы.
Особое внимание при внедрении АСУ уделяется человеческому фактору.
Любая из технических систем — лишь механизм для повышения эффективности управления, принятия правильных стратегических и тактических решений на основе своевременной и достоверной информации, выдаваемой компьютером. Этот механизм полезен только при правильном, целесообразном использовании его человеком.
Задание 1
Многие школы сегодня внедряют автоматизированные системы управления. Это, например, системы автоматизированного составления расписания или АРМ завуча. Если в вашей школе есть такие системы, выясните и опишите их назначение, состав, функции, преимущества.
Задание 2
Автоматизация делопроизводства и документооборота — важные подсистемы АСУП. Именно с них чаще всего и начинается разработка и внедрение автоматизированной системы управления.
Обоснуйте, почему от эффективности функционирования этих подсистем зависит эфективность всей системы управления предприятием.
Задание 3
Представьте, что вы — руководитель небольшой хлебопекарни и хотите на своем предприятии внедрить АСУП. Для рабтников каких специальностей вы будете создавать АРМы? Какое техническое обеспечение вам для этого понадобится? Какие из известных вам прикладных программ найдут себе
применение в этой системе? Какие информационные базы придется разработать? Какими методами вы будете определять направления основных информационных потоков? Какие основные трудности вы предвидите?
28 марта 1979 года на атомной станции «Тримайл Айленд» произошла авария. Отказал крошечный клапан пневматической системы, это привело к прекращению циркуляции воды в системе водяного охлаждения реактора, а потом и к неуправляемому разогреву урановой активной зоны реактора. Потребовалось несколько дней напряженнейшей работы, чтобы взять ситуацию под контроль.
Когда комиссия расследовала, почему авария, которую, казалось бы, несложно было устранить, едва не вылилась в трагедию, оказалось, что основной причиной были неправильные действия операторов. А произошло это потому, что АСУ станции была разработана без учета человеческих возможностей. В течение первых нескольких минут сработало 100-200 предупредительных аварийных сигналов: звенели зуммеры, включались и выключались насосы, отпирались и запирались вентили. В зале управления не утихала бурная деятельность множества людей. На операторов обрушилась такая лавина информации (показания дисплеев, предупредительные сигналы, данные распечаток и т. п.), что было совершенно невозможно выявить неисправность и правильно выбрать меры по ее устранению. Операторы просто не могли уследить за всем, что происходило — это было выше человеческих сил.
Урок, вынесенный из этой аварии, очевиден: пока конструкция технической системы (особенно автоматизированной) не будет во всех деталях продумана так, чтобы все происходящее в ней было абсолютно понятно обслуживающему персоналу, пока информация не будет представлена в форме, удобной для восприятия человеческим глазом и мозгом, а не машиной, любая неполадка в автоматизированной системе управления может сделать ее полностью неуправляемой.
Термин «АСУ» появился в середине 60-х годов. Первоначально АСУ строились на базе высокопроизводительных (для своего времени) ЭВМ. Для их размещения и обеспечения работы создавались вычислительные центры (ВЦ), для которых необходимы были обученный персонал, специально оборудованные помещения, определенный микроклимат. При таких ВЦ создавались службы АСУ (иногда численностью до 200-300 человек). Обработка информации велась централизовано.
С появлением персональных ЭВМ АСУ стали создаваться на базе автоматизированных рабочих мест (АРМ), объединенных в локальную вычислительную сеть (ЛВС).
В нашей стране разработка и внедрение АСУ во многие сферы производства широко проводились в 60-70-х годах. На предприятиях создавались вычислительные центры на базе больших ЭВМ (мэйнфреймов). Работали целые научно-исследовательские институты АСУ. В вузах создавались факультеты АСУ, призванные подготовить квалифицированных специалистов для этой области. Выдвигалась даже идея создания Общегосударственной автоматизированной системы сбора и обработки информации для учета, планирования и управления народным хозяйством. К сожалению, возможности техники и технологии не соответствовали в то время уровню решаемых задач. Идея АСУ опередила свое время. Но хорошие идеи все равно рано или поздно воплощаются в жизнь. Изменение названия (вместо АСУ сейчас чаще используют название «корпоративные системы управления бизнес-процессами предприятия», но оно еще только приживается) обусловлено не изменением целей и функций АСУ, а скорее реализацией этих же целей на вычислительной технике нового поколения — персональных компьютерах и компьютерных сетях. И если Интернет — это глобальная сеть, предназначенная в основном для обеспечения «коммуникации без границ», то сети Интранет (Intranet) — техническая база АСУ нового поколения.
О значении АСУ в экономической жизни говорят следующие факты.
В странах с развитой экономикой в той или иной мере автоматизированы все предприятия, на которых работает свыше 500 человек.
Во многих странах на государственном уровне практически полностью автоматизировано управление в сфере налогового учета. Широко распространена автоматизация в банковской системе. Высоки уровни автоматизации бухгалтерского учета и финансового анализа. Успехи транспортного обслуживания также во многом обязаны автоматизации управления.
Сегодня невозможно производство без полной автоматизации управления технологическими процессами в отраслях, связанных с современными «высокими технологиями». Это, в частности, относится к производству компьютеров, космической и робототехники, синтезу новых материалов и т. п.
Самоуправляющиеся системы
У информатики как науки счастливая судьба — многие ее теоретические разработки сразу же внедряются в практику и получают широкое распространение. Таковыми являются методы кодирования информации и информационно-поисковые системы, методы автоматической обработки информации и системы искусственного интеллекта. АСУ — это также пример практического применения сразу многих достижений теоретической информатики. Но у любой науки есть сферы перспективных теоретических исследований, часто их называют фундаментальными исследованиями. Эти исследования проводятся не для того, чтобы результаты сразу же реализо-вывать в виде какого-нибудь нового устройство или способа деятельности, а для того, чтобы познать новое.
Человек очень любознателен, и больше всего его интересуют вопросы: «Как устроен этот мир?», «Почему это происходит именно так?», «Что лежит в основе наших поступков?». Вопросы, о которых пойдет речь в этом и следующих параграфах, относятся к числу фундаментальных исследований кибернетики и информатики. Проблемы самоуправляющихся, устойчивых, самоорганизующихся систем занимают сейчас умы многих исследователей.
Стоит отметить, что нередко решение сугубо теоретических фундаментальных проблем оказывалось крайне необходимым и полезным для решения задач практических.
Сложные технические системы могут быть самонастраивающимися, самоорганизующимися, самообучающимися, но для всех них характерно наличие более или менее автономной управляющей системы — субъекта управления.
Является ли субъект необходимым компонентом управления? Существуют различные точки зрения.
Пример.Гениальный русский писатель Лев Толстой, описывая «стиль управления» Кутузова во время Бородинской битвы, исходил из того, что все события разворачивались в определенной мере сами собой и роль главнокомандующего сводилось к тому, чтобы не мешать общему течению событий. Напротив, Наполеон все время активно влиял на события и, в конечном счете, проиграл войну.
Пример.Бактерия попадает в среду, содержащую ядовитый для нее пенициллин. В ответ она начинает выделять особое вещество — фермент пеницелиазу, который его разрушает. Как только бактерия разрушит весь пенициллин, синтез фермента прекратится.
Пример.Человек начинает бег. Пульс у него немедленно учащается, в результате снабжение мышц кислородом увеличивается и они получают больше энергии для своей работы.
Пример.Особое значение в биологии имеют особый вид реакции — гомеостаз, поддерживающий постоянство внутренней среды организма, например, температуру. Скорость различных физиологических процессов в растительном мире зависит от температуры: обычно скорость удваивается при каждом повышении температуры на 10 СС. При температуре замерзания воды процессы жизнедеятельности замирают, а с повышением температуры идут быстрее. Когда достигается некоторая критическая точка, скорость снова падает, так как начинается распад некоторых веществ, а при дальнейшем повышении температуры организм погибает. Большинство растений и животных относятся к числу холоднокровных и температура их тела близка к температуре окружающей среды. По мере снижения температуры активность их падает. Птицы и млекопитающие способны поддерживать температуру тела на постоянном уровне (35-38 °С) независимо от температуры окружаю-
Глава 3
щей среды. Терморегуляция осуществляется на основе принципа обратной связи. Если температура тела снижается, то выработка тепла возрастает, например, за счет дрожи. Уменьшаются теплопотери, например, путем уменьшения циркуляции крови в сосудах, лежащих непосредственно под кожей. Если температура тела повышается, то возрастает отдача тепла, например, в виде пота.
Пример. Как известно, в образовании этноса существенную роль играет принцип комплиментарности, заключающийся в неосознанной симпатии к одним людям и антипатии к другим. Например, викинги не брали в поход тех, кого считали ненадежными, трусливыми, сварливыми или недостаточно свирепыми. Все это было очень важно, ибо при военных действиях на каждого человека должна была пасть максимальная нагрузка и ответственность за свою жизнь и жизнь товарищей.
Эти и другие примеры наводят на мысль, что управление в ряде случаев может осуществляться без присутствия субъекта управления — автономной (не относящейся к объекту управления) управляющей системы. В этом случае возникают вопросы:
• Каков механизм самоуправления, в чем его отличие от «традиционного» управления?
• Каким образом задается и поддерживается цель управления, коль скоро в этом не участвует субъект?
Механизм самоуправления существенным образом отличается от механизма управления, представленного на схеме из § 3.1. При самоуправлении элементы системы воздействуют друг на друга, стремясь стать субъектами управления. При этом возможны следующие ситуации:
• воздействие одного из элементов становится доминирующим и он становится «обычным» субъектом управления;
• элементы уничтожают друг друга и, возможно, всю систему;
• цели, преследуемые отдельными элементами системы, корректируются и наступает определенное динамическое равновесие.
Анализ последней ситуации приводит к мысли, что при самоуправлении глобальные, перспективные, стратегические цели могут быть поставлены, но они не могут быть реализованы, поскольку длительное «сохранение» таких целей может «отслеживаться» только управляющей системой (субъектом управления). Тогда цели функционирования от-
дельных элементов системы подчиняются общей цели. В процессе самоуправления, при достижении равновесия, как правило, происходит понижения уровня целей до тактических, иногда даже - сиюминутных.
ПримерПредстаете себе компанию друзей, которая решила вместе провести свободное время. До этого решения у каждого могли быть свои цели. Одному хотелось пойти в спортзал, другому — прочитать интересную статью в новом журнале и так далее. Как будет развиваться ситуация в том случае, когда в компании есть признанный лидер, и в том, когда такового нет, вы можете предположить сами.
Следует отметить, что управление отличается от взаимодействия тем, что в процессе управления реализуются какие-либо цели. В этом смысле притяжение планет к Солнцу является взаимодействием, а не управлением, поскольку здесь нет явно выделенной цели. С другой стороны, повышение пульса у бегущего человека трудно объяснить каким-либо прямым взаимодействием, но зато здесь можно выделить определенную цель — сохранение жизни.
В случае отсутствия субъекта управления будет правильнее говорить не о «достижении цели», а о «преследовании цели», поскольку преследовать цель можно как осознанно (при наличие субъекта), так и неосознанно (когда речь идет о самоуправлении). В дальнейшем, во избежании путаницы, мы будем говорить о достижении цели только по отношению к субъекту управления, а преследование цели — по отношению к самоуправлению.
Таким образом, процесс самоуправления описывается иной моделью, чем процесс управления, в котором участвует субъект. Основные моменты формализации, лежащие в основе модели самоуправления, следующие:
• элементы объекта управления оказывают управляющие воздействия на другие элементы объекта, то есть распределяют между собой функции субъекта управления;
• в процессе самоуправления цели элементов (как субъектов управления) могут быть скорректированы;
• управляющие воздействия отдельного элемента определяются той информационной моделью всей системы управления, которая у него сложилась;
• информационные модели у различных элементов могут не совпадать друг с другом.
Общая схема самоуправляющейся системы изображена на рис. 3.4.1.
Рис. 3.4.1
Общая схема
самоуправляемой
системы
Примечание. Механизм самоуправления, согласно Н. Винеру, может быть объяснен на основе понятия информации, циркулирующей в системе. В данной схеме понятие информации конкретизировано до понятия информационной модели: в основе механизма самоуправления лежит информационная модель, в соответствии с которой живое существо или созданный человеком механизм осуществляет взаимодействие с системой.
Пример.В человеческом обществе понятие «преследование цели» близко к понятию мотива. Существуют различные психологический модели человеческих мотивов. По Адаму Смиту, проводившему исследования в начале XIX века на английских предприятиях, человек всегда стремится улучшить свое экономическое положение. По Лоуренсу и Ларошу, люди стремятся повторять то поведение, которое уже приводило к ожидаемому результату.
По Маслоу, человек стремится удовлетворить потребности в строгой иерархической последовательности: физиологические потребности —> потребности безопасности и защищенности —> социальные потребности —> потребности уважения —> потребности самовыражения. По МакКеланду, потребности имеют три основных составляющих: власть, успех и причастность. По Вруму, мотивация складывается из достижения ожидаемых результатов, вознаграждения, ценности последнего.
Существует и другая, не менее обоснованная точка зрения на то, является ли субъект необходимым компонентом управления. Заключается она в том, что самоуправляющаяся система является не более чем абстрактной схемой, более или менее приближенной к действительности. В реальности же во всяких самоуправляющихся системах можно выявить субъект управления, возможно, скрытый.
Пример.Считается, что рынок является самоуправляющейся системой. Послушаем, что говорит по этому поводу Н. Винер. «...Во многих странах распространено мнение, признанное в Соединенных штатах официальным догматом, что свободная конкуренция является гомеостатическим процессом, то есть что на вольном рынке эгоизм торговцев, каждый из которых стремиться продать как можно дороже и купить как можно дешевле, в конце концов приведет к устойчивой динамике цен и будет способствовать наибольшему общественному благу. Это мнение связано с очень «утешительным» воззрением, что частный предприниматель, стремясь обеспечить свою собственную выгоду, является в некотором роде общественным благодетелем и поэтому заслуживает больших наград, которыми общество его осыпает. К сожалению, факты говорят против этой простодушной теории. Рынок — игра, находящая свое подобие в семейной игре под названием «Монополия». Она строго подчинена теории игр, которую разработали фон Нейман и Моргенш-терн...Это рыночная игра, в которую играют вполне разумные, но совершенно беззастенчивые дельцы... Побуждаемые своей собственной алчностью, отдельные игроки образуют коалиции; но эти коалиции обычно не устанавливаются каким-нибудь одним определенным образом и обычно кончаются столпотворением измен, ренегатства и обманов. Это точная картина высшей деловой жизни и тесно связанной с ней политической, дипломатической и военной жизни. Даже самого блестящего маклера ждет разорение. Но, допустим, что маклерам это надоело и они согласились жить в мире между собой. Тогда награда достанется тому, кто, выбрав удачный момент, нарушит соглашение и предаст своих партнеров...» (Н.Винер. Кибернетика/ Русск. перевод. М.: Наука, 1983, с. 240-241). В реальных системах, близких к самоуправляющимся, наблюдаются явления, делающие их крайне неустойчивыми. Уже давно замечено, что значения многих параметров самоуправляющихся систем подвержены более или менее значительным колебаниям, циклам.
Пример. В развитии экономики выявлены различные циклы, состоящие из периода подъема и периода спада, названные именами их первооткрывателей-экономистов. Выстроив циклы по увеличению длительности, заметим, что их периоды примерно удваиваются: цикл Китчина (3-4 года), цикл Жюглара (6-8 лет), цикл Лабруса (10-12 лет), цикл Кузнеца (20-24 года), цикл Кондратьева (40-60 лет) и, наконец, вековая тенденция. Применительно к Европе отмечены четыре последовательных цикла Кондратьева: [1790 (1810-1817) 1844-1855], [1850 (1870-1875) 1890-1896], [1890 (1914-1920) 1940], [1940 (1969-1972) 1980]. Первая и последняя даты каждого из этих циклов отмечают начало подъема и окончание спада. Дата в круглых скобках отмечает кульминационный момент, точку кризиса, где начинается нисходящая ветвь цикла (разумеется, приближенно). Аналогично отмечены четыре последовательных вековых цикла: [1250 (1350) 1507-1510], [1510 (1650) 1733-1743], [1740 (1817) 1896], [1896 (1974?) ...]. Как и у любого другого цикла, определение исходной точки оказывается довольно приблизительным, принимая во внимание плавные очертания волны. От года к году вековая тенденция едва ощутима, но как только одно столетие сменяет другое, она оказывается важнейшим действующим лицом.
Поскольку всякая система стремится к устойчивому состоянию, неустойчивое состояние самоуправляющейся системы может разрешиться следующим образом:
• переходом к традиционной системе управления, рассмотренной в § 3.1;
• разрушением системы;
• переходом к принципиально новым (для даной системы) формам управления.
Третья возможность будет подробно рассмотрена в следующих параграфах. Что касается первых двух возможностей, то они исследованы достаточно подробно.
Пример. В художественной культуре существуют очень яркие образы разрушения самоуправляющихся систем. Одним из них является роман-антиутопия лауреата нобелевской премии У. Голдинга «Повелитель мух» и снятый по нему классический фильм. В нем показано, как сотня нормальных детей, попавших без взрослых на тропический остров, решает воспроизвести политический строй «как у взрослых» — с выборами парламента, президента, то есть через создание самоуправляемой системы. В конечном итоге эта система рухнула и образовалась жесткая диктатура.
Другим, столь же ярким примером является известный фильм Ф. Феллини «Репетиция оркестра». Восстав против дирижера, оркестранты создали общий хаос, который привел к разрушению и гибели. Только вернувшись к музыке и вспомнив про дирижера, они спасли себя.
Самоуправление — это способ управления объектом, когда нет автономной от него управляющей системы.
Цель самоуправляющейся системы формируется внутри нее, а не задается извне.
Управление может осуществляться без управляющей системы — субъекта управления, независимого от управляемого объекта, в следующих случаях:
• один из элементов объекта управления оказывает управ
ляющее воздействие на другие элементы, то есть берет на
себя функции субъекта управления;
' • впроцессе самоуправления цели отдельных элементов (как субъектов управления) корректируются в процессе взаимодействия с другими элементами.
В последнем случае уровень целей, стоящих перед объектом в целом, понижается.
Механизм самоуправления, согласно Н. Винеру, может быть объяснен на основе понятия обмена информацией, циркулирующей в системе, между элементами системы.
В основе механизма самоуправления лежат информационные модели, на основе которых живое существо или созданный человеком механизм (как элемент системы) осуществляет взаимодействие с системой в целом и в ее рамках свнешней средой.
Модель самоуправленияосновывается на следующих предположениях:
• элементы объекта управления оказывают управляющие
воздействия на другие элементы, то есть распределяют
между собой функции субъекта управления;
• у каждого элемента системы есть индивидуальные цель и
модель ситуации, причем информационные модели у раз
личных элементов могут не совпадать друг с другом.
• в процессе самоуправления цели элементов (как субъектов управления) могут быть скорректированы и, как правило, корректируются в процессе взаимодействия;
• управляющие воздействия отдельного элемента определяются той информационной моделью всей системы управления, которая у него сложилась.
В реальных системах, близких к самоуправляющимся, значения многих параметров подвержены более или менее значительным колебаниям и периодически возникающим сотояниям неустойчивости.
Поскольку всякая система стремится к стабильности, неустойчивое состояние самоуправляющейся системы может привести к:
• переходу к традиционной системе управления;
• разрушению системы;
• переходу к принципиально новым (для данной системы) формам управления.
Задание 1
Компьютер является очень сложной информационной системой, включающей в себя различные подсистемы. Какие информационные подсистемы компьютера можно отнести к самоуправляющимся? Ответ обоснуйте.
Задание 2
Приведите примеры самоуправляющихся систем в природе, технике, обществе.
Задание 3
Какие из следующих систем являются самоуправляющимися:
а) живой организм;
б) автопилот самолета;
в) робот;
г) компьютер;
д) человеческое общество?
Задание 4
Сформулируйте основные отличия управляемых и самоуправляющихся систем.
Задание 5
В разных ситуациях коллектив вашего класса можно рассматривать как управляемую или как самоуправляющуюся систему. Определите для этих двух случаев, в чем разница между целями, которые преследуются, и целями, которые могут быть достигнуты. Приведите примеры целей того и другого типа. Какое «функционирование» данной системы — управляемое или самоуправляющееся — более эффективно для достижения каждой из предложенных вами целей?
Задание 6
Педставьте с помощью какой-нибудь программы деловой графики (например, Мастера диаграмм) данные, приведенные в примере об экономических циклах. Проанализируйте, совпадают ли периоды экономического спада с известными вам историческими событиями.
Как известно, в живой природе и в человеческом обществе многие процессы имеют циклическую природу. Например, солнечная активность имеет период колебания в 11 лет. Иногда эти циклы связывают между собой, например, периодичность социальных катаклизмов объясняются периодичностью некоторых астрономических явлений. Правомерно ли подобное сопоставление?
В пользу идеи о самоорганизации материи (как, впрочем, и в пользу ее отрицания) можно привести множество примеров.
Наглядно процесс самоорганизации можно продемонстрировать с помощью так называемых «клеточных автоматов», наиболее известным примером которых является игра «Жизнь», программу которой вы можете составить и сами.
Представим себе поле, разбитое на клетки. Для простоты возьмем поле небольшого размера, например 5x5 клеток.
Предположим, что каждая клетка может находиться в одном из двух состояний: быть закрашенной или нет.
Пусть в начальный момент времени половина клеток была закрашена, причем эти клетки случайным образом распределены по всему полю (рис. 3.4.2 о). Предположим далее, что в некоторый момент времени клетка изменяет свое состояние на противоположное, если большинство клеток из ее непосредственного окружения составляют клетки альтернативного типа и, напротив, она остается такой же какой и была, если в ее окружении преобладают, или даже не составляют меньшинства, клетки того же типа, что и у нее. Повторяя этот процесс снова и снова, можно приди к некоторой структуре, которая уже не будет подвергаться дальнейшим изменениям. В данном примере, это уже происходит в четвертом «поколении» клеток (рис. 3.4.2 г).
Рис. 3.4.2. Пример развития колонии случайно распределенных клеток в игре «Жизнь
Происходит это потому, что клетки в ходе игры «информируют» друг друга о своем состоянии и реагируют на эту информацию в соответствие с установленными правилами.
В связи с эти возникает чрезвычайно важный вопрос. Предопределен ли исход самоорганизующегося процесса и можно ли в принципе предугадать итоговый результат?
В самоорганизующихся системах, особенно на ранних этапах эволюции, возникают ситуации неустойчивого состояния системы, от которых развитие может пойти в различных направлениях в зависимости от случайных факторов.
Например, в приведенной выше модели из закрашенных и не закрашенных клеток можно выделить объективную закономерность — разноименные клетки «притягиваются» друг к другу. Однако, даже несмотря на объективный характер этой закономерности в каждый конкретный момент времени существует альтернатива притяжения клеток А и Б, либо, скажем, клеток А и С. В результате образуется либо
устойчивая пара АВ, либо устойчивая пара АС, что, в свою очередь, может привести к развитию системы по одной из двух непересекающихся линий.
В этом плане поучительным является анализ многих исторических событий: являются ли они исторически неизбежными или определяются действиями случайных (или целенаправленных) сил, приложенных к системе в точке неустойчивого состояния.
Как правило, «исторически неизбежные» события всегда имеют альтернативу, и какая из них осуществится — во многом дело случая или личностного фактора. Человек с волевыми качествами может самым решительным образом влиять на дальнейшее развитие системы, независимо от имеющихся в его распоряжении средств, если его усилия будут приложены в нужном месте и в нужное время.