Информационные основы дидактики

ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:

СИТАРОВ В. А.

ДИДАКТИКА

Процесс обучения представляется, прежде всего, как особый, закрепленный в культуре способ оперирования информацией. Суть обучения состоит в специально организованном процессе отбора, трансляции, получения, переработки, закрепления в сознании ученика и последующего использования им информации социокультурного содержания.

Термин«информация» происходит от латинского informatio -разъяснение, изложение, осведомленность. Если информацию понимать обобщенно, то это определенная совокупность сведений об окружающем мире, событиях, чьей-то деятельности.

Современный мир характеризуется переходом в качественно новую стадию развития – в эпоху информационного общества. Данный переход вызван интенсивным ростом информационных процессов, их всеобъемлющим воздействием на все сферы и уровни жизни личности и общества, а также их глобальной интеграцией, оперативностью, доступностью и свободой обращения на микро- и макроуровнях организации социальной жизни.

Информация - главный ресурс научно-технического и социально-экономического развития, она существенно влияет на ускоренное развитие науки, техники и различных отраслей хозяйства, играет значительную роль в процессах воспитания и образования, культурного общения между людьми, а также в других социальных областях.

Для учебного процесса, как и для всех систем, информация приобретает смысл тогда, когда находится в движении и применяется с целью познания и управления. По мнению И. Марева - болгарского философа и педагога, основным аспектом дидактического процесса является движение информации между учителем и учеником, между обучающим и обучаемым в процессе обучения.

Процесс обучения как бы пронизан и соткан тысячами нитей различных информационных потоков, которые могут осуществляться на различных уровнях коммуникаций. Такими информационными каналами или уровнями коммуникаций могут выступать следующие:

– прямая и косвенная (метакоммуникативная) информация;

– открытая и закрытая информация;

– адресная и безадресная информация;

– индивидуально ориентированная и массовая информация и т. д.

Процесс обучения охватывает информацию различной модальности.

К числу основных видов информации относятся:

– дидактическая информация (содержание обучения, методы, формы, приемы обучения и т. д.);

– психологическая информация (психологические состояния и особенности развития учащихся, особенности отношений в педагогическом процессе и т. п.);

– социальная информация (характеристика социальной среды процесса обучения ее субъектов, групп и т. д.);

– правовая информация (нормативные функции обучения, степень ответственности и компетенции юридических и физических лиц в обучении и т. д.) и др.

Особый интерес для дидактики представляют:

– количество информации, которую может воспринять нервная система человека за единицу времени,

– скорость ее обработки в процессе различных видов деятельности,

– объем кратковременной памяти,

– соотношение объемов информации, воспринимаемой различными органами чувств;

– механизмы внутренней обработки информации, благодаря которым человек абстрагируется от внешних восприятий и сопоставляет новую информацию с той, которую он накопил в течение своего жизненного опыта в долговременной памяти. Эти механизмы непосредственным образом связаны с анализом и осмыслением учебного содержания, с поиском решений учебных задач и переносом опыта и знаний в новые области учебной и практической деятельности.

В процессе обучения на передний план выдвигается процесс индивидуальной переработки информации.

Основные требования к информации, соответствующие дидактическим принципам в педагогике, выступают как правила, которыми следует руководствоваться при организации всей циркулирующей в педагогической системе информации, в том числе и той, которая составляет содержание общего и профессионального образования.

Информационные процессы (сбор, накопление, хранение, обработка и передача информации) всегда играли важную роль в науке, технике, в обучении. В ходе эволюции человечества просматривается устойчивая тенденция к автоматизации этих процессов, хотя их внутреннее содержание, по существу, осталось неизменным.

Сбор информации - деятельность субъекта, в ходе которой он получает сведения об интересующем его объекте. Сбор информации может производиться или человеком, или с помощью технических средств и систем - аппаратно.

Обмен информацией - процесс, в ходе которого источник информации ее передает, а получатель принимает.

Обмен информацией производится с помощью сигналов, являющихся материальным носителем. Источниками информации могут быть любые объекты реального мира, обладающие определенными свойствами и способностями. Принятую информацию получатель может использовать неоднократно. С этой целью он должен зафиксировать ее на материальном носителе (магнитном, фото, кино и др.).

Процесс формирования исходного несистематизированного массива информации называется накоплением информации. Среди записанных сигналов могут быть такие, которые отражают цепную или часто используемую информацию. Другая часть информации в данный момент времени особой ценности может не представлять, хотя, возможно, потребуется в дальнейшем.

Хранение информации - это процесс поддержания исходной информации в виде, обеспечивающем выдачу данных в требуемые сроки.

Обработка информации - это упорядоченный процесс ее преобразования в соответствии с алгоритмом решения задачи. После решения задачи обработки информации результат должен быть выдан конечным пользователем в требуемом виде. Эта операция реализуется в ходе решения задачи выдачи информации.

Информационное обеспечение в современном образовании складывается в целом из двух составляющих компонентов:

1 - технические средства обучения;

2 - информационные технологии обучения.

Если первый компонент выражает материальную основу информационного обеспечения, то второй представляет собственно содержательную его составляющую, отражающую достижения человеческой мысли в познании и преобразовании мира.

Технические средства обучения:

– технические средства передачи информации (диапроекторы, графопроекторы, эпидиапроекторы, электрофоны, магнитофоны, радиоузлы, кинопроекторы, звуковые лазерные проигрыватели и т. д.);

– технические средства контроля, объединяющие всевозможные технические устройства для контроля знаний учащихся («Диск-18», «УГК», «АМК-1», «АМК-2» и ПЭВМ и т. д.);

– тренажерные технические средства обучения - всевозможные тренажеры, которые применяются в общеобразовательных школах и учебно-производственных комбинатах при подготовке водителей автомобиля и др.;

– вспомогательные технические средства, объединяющие средства малой автоматизации: движущиеся ленточные классные доски, устройства перемещения картин в кабинетах изобразительного искусства, устройства дистанционного управления комплексами ТСО и затемнением предметных кабинетов;

– комбинированные технические средства, выполняющие обычно две или более функции (лингафонные устройства, замкнутые учебные телевизионные системы и т. п.);

– информационные (дидактические) средства, которые можно разделить на экранные, звуковые и экранно-звуковые. Их часто называют аудиовизуальными средствами.

Современные условия обучения все больше обеспечиваются за счет внедрения персональных компьютеров последних поколений, которые могут служить в качестве универсальных технических средств самого широкого спектра дидактического применения.

Сегодня стало очевидным, что ведущая роль в информационном обеспечении образовательного процесса принадлежит различным информационным технологиям.

Наши рекомендации