Сухостойное дерево» М. Пришвина
Комплексная итоговая работа для учащихся 4 класса
Цельпроверочной работы – выяснить уровень овладения учащимися основными знаниями и умениями по русскому языку, математике, окружающему миру и чтению: работа с информацией к концу 4 класса, а также сформированность некоторых общеучебных умений – правильное восприятие учебной задачи, контроль и корректировка собственных действий по ходу выполнения задания.
Содержание работысоответствует обязательному минимуму содержания начального общего образования и требованиям программ к знаниям, умениям и навыкам учащихся 4-го класса четырёхлетней начальной школы.
Структура проверочной работы.
Проверочная работа содержит 21 задание, различающихся по содержанию, сложности и типу.
По своей сложности 21 задание работы могут быть разделены на две группы.
Первая группа – базовые задания, которые составляют 62% от всех заданий работы (14 заданий). Они проверяют, как усвоены учащимися требования программы. С помощью этих заданий проверяется умение учащихся применять знания в знакомых ситуациях. Такие задания отрабатываются на уроках, а соответствующие знания и умения должны быть хорошо усвоены большинством учащихся.
Вторая группа - задания повышенной сложности. Они составляют 38 % от всех заданий (8 заданий). Эти задания не превышают требований программы, но имеют большую сложность по сравнению с базовыми, например, они даются в непривычной для четвероклассника формулировке, или их выполнение требует последовательного поэтапного самоконтроля ученика. Сложность заданий связана с тем, что наряду с усвоением знаний проверяется также сформированность общеучебных умений и познавательной деятельности учащихся.
В проверочной работе используются три типа заданий:
- задания с выбором ответа (12 заданий из 21), к каждому из которых предлагается 4 варианта ответа, из которых только один правильный;
- задания с кратким ответом (5 заданий из 21), требующие записи краткого ответа в несколько слов после предварительного выбора ответа;
- задания с развернутым ответом (3 задания из 21), в которых необходимо составить план или объяснить свой ответ.
Время и способ выполнения заданий.На выполнение проверочной работы отводится один урок. Каждый ученик получает текст проверочной работы, в котором отмечает или записывает свои ответы на задания.
Прочти текст.
Сухостойное дерево.
Когда дождик прошел и все вокруг засверкало, мы по тропе, пробитой ногами прохожих, вышли из леса. При самом выходе стояло огромное и когда-то могучее дерево, перевидевшее не одно поколение людей. Теперь оно стояло совершенно умершее, было, как говорят лесники, «сухостойное».
Оглядев это дерево, я сказал детям:
- Быть может, прохожий человек, желая здесь отдохнуть, воткнул топор в это дерево и на топор повесил свой тяжелый мешок. Дерево после того заболело и стало залечивать ранку смолой. А может быть, спасаясь от охотника, в густой кроне этого дерева затаилась белка, и охотник, чтобы выгнать ее из убежища, принялся тяжелым поленом стучать по стволу. Бывает довольно одного только удара, чтобы дерево заболело.
И много, много с деревом, как и с человеком и со всяким живым существом, может случиться такого, от чего возьмется болезнь. Или, может быть, молния стукнула?
С чего-то началось, и дерево стало заливать свою рану смолой. Когда же дерево стало хворать, об этом, конечно, узнал червяк. Закорыш забрался под кору и стал там точить. По-своему как-то о червяке узнал дятел и в поисках закорыша стал долбить там и тут дерево. Скоро ли найдешь? А то, может быть, и так, что, пока дятел долбит и раздолбит так, что можно ему и схватить, закорыш в это время продвинется, и лесному плотнику надо снова долбить. И не один же закорыш, и не один тоже дятел. Так долбят дерево дятлы, а дерево, ослабевая, все заливает смолой.
Теперь поглядите вокруг дерева на следы костров и понимайте: по этой тропе люди ходят, тут останавливаются на отдых и, несмотря на запрет в лесу костры разводить, собирают дрова и поджигают. А чтобы скорей разжигалось, стесывают с дерева смолистую корку. Так мало-помалу от стесывания образовалось вокруг дерева белое кольцо, движение соков вверх прекратилось, и дерево засохло. Теперь скажите, кто же виноват в гибели прекрасного дерева, простоявшего не меньше двух столетий на месте: болезнь, молния, закорыш, дятлы?
( М.Пришвин «Лесной хозяин»)
Ответь на вопросы и выполни задания.
1.Начни читать текст. По сигналу учителя поставь палочку после того слова, до которого дочитал. Дочитай текст до конца.
2. К какому из перечисленных ниже текстов ты бы отнес прочитанный текст? Обведи правильную, по твоему мнению, букву ответа.
1) Рассказ 3)Легенда
2) Научно-популярный текст 4) Повесть
3. Определи количество абзацев в тексте.
1) 4 3) 6
2) 5 4) 7
4. Сколько лет, возможно, было дереву, если сказано, что оно простояло не меньше двух столетий?
Ответ: не менее___________________________________________________
5. *Сколько поколений людей увидело это дерево, если известно, что в среднем человек живет 65 лет, а первый ребенок, в среднем, у него появляется в 23 года?
Ответ: ___________________________________________________________
6. Каким словом можно заменить выделенное слово в предложении: «Когда дождик прошел и все вокруг засверкало, мы по тропе, пробитой ногами прохожих, вышли из леса». Обведи нужную цифру:
1) утоптанной
2) нахоженной
3) примятой
4) заезженной
7. Автор называет червяка разными словами, слово червяк уже записано. Найди в тексте еще слово и запиши его.
Червяк, ____________________________________________________________
8. *Расскажи о правилах розжига костра в лесу.
_______________
9. Человек вырастил дерево. Дерево это часть природы или изделие?
Ответ:_____________________________________________________________
10. Определи растения леса.
1) береза 3) дуб
2) ель 4) камыш
11. Какие типы лесов встречаются в зоне лесов?
1) лиственные 3) тропические
2) хвойные 4) смешанные
Обведи ответ: 1) АБВ 2) БВГ 3) АВГ 4) АБГ
12. *С помощью какой системы органов человек получает большинство сведений об окружающем мире?
1) с помощью системы органов пищеварения
2) с помощью скелета человека
3) с помощью системы органов чувств
4) с помощью системы органов кровообращения
13. На какой стороне горизонта ветви у деревьев длиннее и гуще?
1) на южной 3) на восточной
2) на северной 4) на западной
14. Какое занятие характерно для жителей лесной зоны?
1) земледелие 3) сбор ягод и грибов
2) лесозаготовки 4) сбор моха
15. *Составь и запиши план текста.
______
16. *Подберите синонимы к слову «хворать». _____
17. Укажи объект живой природы.
1) человек 3) солнце
2) дождь 4) лес
18. Какую часть Земного шара занимает суша?
1) ¼ 3) 1/3
2) ½ 4) 2/4
19. *Укажи части тела человека (найди и укажи правильный, полный, научный ответ).
1) голова, туловище, руки, ноги
2) туловище, ноги, конечности
3) голова, туловище, верхние и нижние конечности
4) голова, туловище, руки
20. Что на Земле очищает воздух?
1) растения 3) метеостанции
2) горы 4) желания людей
21. *Прочитай еще раз последний вопрос текста и попробуй на него ответить. __________
План комплексной итоговой работы
Сухостойное дерево» М. Пришвина
№ задания | Объект оценки, умения | Тип задания | Максимальный балл |
Предметные умения: . Общеучебные умения: Осознанное чтение текста с целью удовлетворения интереса. Выделять существенную информацию из литературного текста. | ВО | 1 балл | |
1 б) | Предметные умения: Формулировать, основываясь на тексте простые выводы. Понимать текст, опираясь на его жанр. Общеучебные умения: Формулировать собственное мнение и позицию. Строить рассуждение в форме простых суждений об объекте. Строить речевое высказывание в письменной форме. | РО | 2 балла |
Предметные умения: Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять жанр литературного произведения Общеучебные умения: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Выделять существенную информацию из литературного текста. | ВО | 1 балл | |
Предметные умения: Работать со словом, целенаправленно пополнять свой словарный запас. Общеучебные умения: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. | КО | 1 балл | |
Предметные умения: Устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, объяснять их, соотнося с содержанием текста. Общеучебные умения: Устанавливать причинно-следственные связи. Понимать информацию, представленную в неявном виде. | РО | 2 балла | |
Предметные умения: Интегрировать, содержащиеся в разных частях текста детали сообщения. Общеучебные умения: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Выделять существенную информацию из литературного текста. | КО | 2 балл | |
Предметные умения: Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы. Общеучебные умения: Осуществлять классификацию по заданным критериям. Работать с информацией, представленной в разных форматах: текст, рисунок. | РО | 1 балл | |
Предметные умения: Различать изученные объекты живой природы. Общеучебные умения: Работать с информацией, представленной в разных форматах: рисунок. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков. Группировать объекты, выделяя их существенные признаки. | РО | 2 балла | |
Предметные умения: Узнавать изученные объекты неживой природы. Общеучебные умения: Понимать информацию, представленную в неявном виде. Строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте. Строить речевое высказывание в письменной форме. | РО | 2 балла | |
9 а) | Предметные умения: Узнавать изученные объекты живой природы. Общеучебные умения: Работать с информацией, представленной в форме рисунка. Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объекта, выделения его существенных признаков и их синтеза. | ВО | 1 балл |
9 б) | Предметные умения: Сравнивать объекты живой природы на основе внешних признаков. Общеучебные умения: Осуществлять сравнение объектов по заданным критериям. Обобщать объекты на основе выделения сущностной связи. | ВО | 1 балл |
Предметные умения: Делить текст на части и составлять простой план. Общеучебные умения: Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Осуществлять синтез как составление целого из частей. | РО | 2 балла | |
Предметные умения: Работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно пополнять свой словарный запас. Общеучебные умения: Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | ВО | 1 балл | |
Предметные умения: Применять правила правописания (в объеме содержания курса). Общеучебные умения: Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Проводить классификацию по заданным критериям. Владеть общим приемом решения задач. | КО | 2 балла | |
Предметные умения: Различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении. Общеучебные умения: Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | ВО | 1 балла | |
14 а) | Предметные умения: Находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку и суффикс. Определять часть речи по ее грамматическим признакам. Общеучебные умения: Осуществлять анализ объекта с выделением его существенных признаков. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | РО | 1 балл |
14 б) | Предметные умения: Находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку и суффикс. Определять часть речи по ее грамматическим признакам. Общеучебные умения: Осуществлять сравнение объектов по заданным критериям. Владеть общим приемом решения задач. | РО | 1 балл |
14 в) | Общеучебные умения: Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | ||
Общеучебные умения: Устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения. Общеучебные умения: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Выделять существенную информацию из литературного текста. Устанавливать причинно-следственные связи. | ВО | 1 балл | |
16 а) | Общеучебные умения: Устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения. Общеучебные умения: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Выделять существенную информацию из литературного текста Устанавливать причинно-следственные связи. | ВО | 1 балл |
16 б) | Общеучебные умения: Устанавливать причинно-следственные связи. | ВО | 1балл |
Примечание:
ВО – выбор ответа;
РО – развёрнутый ответ;
КО – краткий ответ.