Рекреационные службы библиотеки

Часть посетителей библиотек готовы проводить в них целый день (вплоть до закрытия) — такова их усидчивость и потребность в чте­нии, зачастую связанная с научными, производственными и учебными заданиями. Для таких читателей, как и для читателей, приходящих в библиотеку для проведения досута, особое значение приобретают рекреационные службы библиотеки. Переключению внимания читате­лей, их отдыху, обеспечению межличностного общения служит созда­ние комнат отдыха, досуга, организация буфета, столовой, кафе. Чи­татели испытывают потребность в том, чтобы в библиотеках имелись книжные киоски, киоски по продаже канцелярских принадлежностей, детские комнаты, кинозалы.

6. Абонемент как форма индивидуального и коллективного обслужи­вания читателей.

Среди структурных подразделений и форм обслуживания читате­лей, обеспечивающих использование книг за пределами библиотеки, наиболее устойчивым и традиционным является абонементное обслу­живание.

Абонемент — форма индивидуального и коллективного обслужи­вания читателей, предусматривающая выдачу произведений печати и других документов для использования вне библиотеки на определен­ных условиях (срок, обеспечение сохранности и т. д.) Появление або­немента в библиотеках, расширение выдачи книг на дом (особенно это стало заметным со второй половины XIX в.) свидетельствовал! о процессе демократизации библиотек, способствовали увеличению числа подписчиков. В наши дни абонемент организован почти во всех государственных публичных, муниципальных библиотеках, а также во многих специальных, ведомственных, общественных библиотеках.

Слово "абонемент" означает "право пользования чем-либо в тече­ние определенного срока, а также документ, удостоверяющий это право". В настоящее время пользователи библиотек, находящихся на бюджетном финансировании, имеют право на бесплатное библиотеч­ное обслуживание, которое относится и к выдаче книг на дом. Огра­ничения этого права происходят только при согласовании с органами государственной власти.

Абонементом библиотеки могут пользоваться как отдельные граждане (индивидуальный абонемент), так и коллективы работни­ков небольших предприятий, учреждений и других организаций (коллективный абонемент), бригады (бригадный абонемент). Послед­ние два вида абонемента, как и заочный, представляют собой формы внестационарного обслуживания.

На абонементе библиотекарь имеет широкие возможности для из­учения интересов и запросов читателей, для оказания им помощи в выборе книг. В массовой библиотеке абонемент — ведущая форма обслуживания читателей. На абонементе в открытом доступе выстав­ляется больше книг, чем в каком-либо другом структурном подразде­лении библиотеки. На нем обслуживается основная часть читателей. Выдача книг на дом способствует расншреншо сферы влияния би­блиотеки. Многие книги, взятые читателями на абонементе, прочи­тываются членами их семей и друзьями. Среди удобств, которые ха-рактерны для этой формы обслуживания, следует отметить возможность чтения книг в любое подходящее для читателя время (еще в XI столетии на Руси находились люди, которые готовы были читать "ночью и днем"), в самых различных условиях (дома, в дороге, на свежем воздухе и т. д.), не только "про себя", но и при желании вслух ("домашние" чтения).

Правильная организация обслуживания читателей на абонементе предполагает их дифференциацию, учет групповых и индивидуаль­ных потребностей и интересов. В крупных библиотеках (областные, центральные библиотеки ЦБС, вузовские и др.) абонемент дифферен­цируется по категориям читателей (для дошкольников и детей млад­шего школьного возраста, среднего школьного возраста, юношеский абонемент), отраслям знаний и видам литературы (абонемент науч­ной, художественной, учебной, иностранной, национальной литера­туры, нотно-музыкальной и звукозаписей, "говорящих" книг). Поми­мо группового и отраслевого, специализированного обслуживания на абонементе применяется функциональное обслуживание, когда про­цессы обслуживания читателей дифференцируются по операциям (например, прием прочитанных книг и запись выданных ведет один библиотекарь, а второй консультирует читателей в фонде). Примене­ние той или иной формы организации абонемента, распределение обязанностей между библиотекарями зависят от условий работы библиотеки и состава читателей.

В крупнейших библиотеках на абонемент приходится сравнитель­но небольшая часть общей книговыдачи, поскольку книги на дом выдаются только по особому разрешению ограниченному числу чи­тателей (персональный абонемент). В РГБ постепенно сформировался контингент абонентов, пользующийся приоритетным обслуживани­ем — академики, члены-корреспонденты, профессора и доктора наук, ученые и специалисты, отмеченные высокими государственными на­садами, руководители государственных органов и др.

В некоторых массовых библиотеках на абонементе применяются формы приоритетного обслуживания читателей, осуществляемого за плату. Таковы пункты первопрочтения, содержащие книги детек­тивного и приключенческого жанров, сентиментальные и семейно-бытовые романы, другую литературу, пользующуюся повышенным спросом. Однако организация таких пунктов грозит подорвать осно­вы бесплатного обслуживания читателей в библиотеке и допустима лишь при условии наличия точно такой же литературы на бесплатном абонементе (где она выдается в порядке записи или общей очереди).

К новым услугам, применяемым на абонементе ряда коммуналь­ных зарубежных библиотек, относится обслуживание видеокассетами, которые выдаются за умеренную плату (читатели могут взять их до­мой или просмотрегь на месте).

Значительные особенности имеет абонемент с открытым доступом к фонду. Открытый доступ к фонду — система обслуживания, пред­оставляющая читателям возможность непосредственного поиска и выбора произведений печати и других документов в фонде библиоте­ки. На абонементе открытый доступ организуется, как правило, к большей части фонда (за исключением ценных изданий).

Впервые открытый доступ появился в практике публичных би­блиотек в США (1879 г.), а затем широко распространился по би­блиотекам многих стран. Положительно отзывались о применении открытого доступа за рубежом Л. Б. Хавкина, А. А. Покровский, А. А. Громбах, Е. М. Чарнолуская и другие русские библиотековеды.

В 1914—1916 гг. он был введен в ряде библиотек России (Московская городская библиотека им. А. С. Грибоедова, библиотека "Общества коммерческих служащих в Москве" и др.). Особенно ши­рокое применение в практической работе библиотек такой доступ к фонду получил, начиная с 1929 г. Одновременно в библиотеках обна­ружились и недостатки этой формы обслуживания читателей: нару­шение системы расстановки книг и их пропажа, что послужило осно­ванием для скоропалительного директивного решения об отмене в библиотеках открытого доступа к книгам (1933 г). Движение библио­течной общественности за открытый доступ к фондам библиотек вновь развернулось в конце 50-х гг., что отвечало появившейся у мно­гих читателей потребности "рыться в книгах", самостоятельного выбора литературы (инициатором выступила библиотека им. А. С. Пушкина в Москве и ряд других библиотек). К этой системе обслуживания чита­телей перешли затем многие библиотеки (не только массовые, но и научные).

Преимущества открытого доступа очевидны: он ведет к сближе­нию читателей с книгами, к более широкому использованию фондов библиотек. Библиотекарь может консультировать читателей у самих полок, книжные выставки устраиваются по всему помещению абоне­мента. Поскольку более подготовленные читатели выбирают книги самостоятельно, библиотекарь больше времени может уделить тем, кто нуждается в его помощи. Открытый доступ к универсальному фонду способствует разностороннему чтению. Время читателей рас­ходуется более рационально: вместо того, чтобы стоять в очереди, они знакомятся с фондом, просматривают книги, находят необходи­мую литературу. Однако далеко не все читатели могут легко ориен­тироваться в системе расстановки книг. Слабо подготовленные чита­тели не в состоянии решить, какому именно изданию отдать предпочтение, нуждаются в помощи библиотекаря. Пожилые люди с трудом достают книги, находящиеся на книжных полках. Библиоте­карю следует помнить, что открытый доступ — право, но не обязан­ность читателя, необходимо с ним считаться и, если он пожелает, чтобы его обслужили, не направлять к стеллажам.

В настоящее время растущее беспокойство теоретиков библиотеч­ного дела и практических работников вызывает положение, когда читатели уходят из фонда открытого доступа неудовлетворенными, не найдя нужной литературы. Во многих библиотеках значительная часть фонда хранится в "запасниках", а на полках расположена мало-спрашиваемая литература, поскольку не всегда удается предотвра­тить хищения. Выход из критического положения состоит, очевидно, не в том, чтобы "закрыть" доступ к библиотечному фонду. Следует находить пути и способы, предотвращающие пропажу книг с полок (путем продуманной планировки размещения книжного фонда, при­менения визуального и специального, на базе современных техниче­ских средств, контроля сохранности и др.), активизировать использо­вание книг в фонде открытого доступа (больше включать книг, пользующихся спросом, и т. д.).1

"Вечной проблемой" для библиотек является устранение задолжен­ности читателей. Читатели обязаны бережно относиться к книгам и другим материалам, взятым из фондов библиотек, возвращать их в установленные сроки. Вопрос о порче, утерях, задержке книг читате­лями давно привлекает внимание библиотечных работников. Еще в "Руководстве для небольших библиотек" (1911 г.) Л. Б. Хавкина отме­чала, что "просрочка, порча и пропажа книг... составляют больное место русских библиотек".2 Анализируя причины этого явления, В. А. Штейн пришел к выводу о существовании в библиотеках харак­терных типов "библиотечных вредителей":

1) небрежный, халатный читатель;

2) преступник из нужды или корысти (мотивы экономического по­рядка);

3) вредитель из научных, коллекционерских или "эстетических по­буждений".1 Многие причины, толкающие людей на "заимствование" книг из библиотек, модифицировались, приобрели иную окраску, стали более утилитарными, но и сейчас в библиотеках встречаются читатели, которые подолгу задерживают книги, а иногда и просто не возвращают ("зачитывают"). В результате из библиотек исчезают, "вымываются" наиболее ценные, пользующиеся спросом издания.

Борьба с задолженностью читателей на абонементе станет эффек­тивной, если ее вести каждодневно и систематически, с применением всего арсенала мер, выработанных библиотечной практикой (читателям посылаются напоминания и требования о возвращении задержанных книг, организуются обходы должников, практикуется визирование обходных листов сотрудников учреждения, которое об­служивает библиотека, и т. п.).

При перерегистрации читателей необходимо неукоснительно сле­довать правилу о полной сдаче (предъявлении) всех изданий, числя­щихся к этому моменту за читателем.

За несвоевременное возвращение книг читатель может быть лишен права пользования библиотекой на срок, оговоренный в Правилах пользования. Однако каждый раз необходимо тщательно разбираться в причинах задержки (многие из них могут оказаться уважительны­ми). Библиотекарю необходимо более внимательно относиться к ста­рым, больным, одиноким людям, которым трудно приходить в би­блиотеку. Таких читателей не только не следует лишать права пользования библиотекой, но и принимать меры для обслуживания их на дому.

Важная роль в деле расширения сферы влияния библиотеки при­надлежит внестационарному обслуживанию читателей, т. е. за ее пре­делами с использованием передвижных библиотек, библиотечных пунктов и других форм работы, обеспечивающих приближение книги к месту работы, учебы или жительства населения. Применение неста­ционарных форм обслуживания помогает решить задачи дифферен­цированного обслуживания читателей, более полного удовлетворения читательских запросов и привлечения населения к пользованию би­блиотекой.

Наши рекомендации