Критерии оценивания письменных работ обучающихся начальной школы
Отметка | Программы общеобразовательной школы | Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида для детей с тяжелыми нарушениями речи | Программы общеобразовательных учреждений: коррекционно-развивающее обучение (VII вид). Начальные классы | Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный и 1—4 классы |
«5» | Не ставится при трех исправлениях, но при одной негрубой ошибке можно ставить | Нет орфографических ошибок; допустимо 1 исправление и 1—2 дисграфические ошибки | Нет ошибок | Нет ошибок |
«4» | Допущены 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки или 1 орфографическая и 3 пунктуационные | Допущены 1-3 орфографические ошибки и не более 2— 3 дисграфических ошибки | Допущены 1-2 орфографические ошибки | Допущены 1—3 ошибки |
«3» | Допущены 3-4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 5 орфографических | Допущены 5-6 орфографических ошибок и не более 4— 5 дисграфических ошибок | Допущены 3—5 ошибок | Допущено 4—5 ошибок |
«2» | Допущены 5-8 орфографических ошибок | Допущены 8—9 орфографических ошибок и более 4 дисграфических ошибок | Допущено более 5 ошибок | Допущены 6—8 ошибок |
«1» | Допущено более 8 орфографических ошибок | — | Допущено более 8 ошибок |
К числу дисграфических (специфических) ошибок относятся:
— смешение и замены букв, звуки которых сходны по акустическому признаку, по способу и месту образования;
— ошибки по графическому сходству;
нарушение структуры слова (пропуски, добавления или перестановки отдельных слогов или частей слова)
единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
— единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
Класс | Объем контрольного диктанта и списывания на конец года | Объем словарного диктанта |
7–8 | ||
8–10 | ||
10–12 | ||
12–15 |
Критерии (нормы) отметок письменных работ по русскому языку
в 1–4 классах VII вида и для обучающихся
общеобразовательных школ с индивидуальным подходом
по русскому языку
Ошибкой в диктанте следует считать:
— нарушение правил орфографии при написании слов;
— пропуск и искажение букв в словах;
— замену слов;
— отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса; неправильное написание слов, которые не проверяют правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).
За ошибку в диктанте не считаются:
ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались (такие орфограммы учителю следует оговорить с учащимися перед письменной работой, выписать трудное для них по написанию слово на доске);
За одну ошибку в диктанте считаются:
— два исправления;
— две пунктуационные ошибки;
повторение ошибок в одном и том же слове.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
— повторение одной и той же буквы в слове;
— недописанное слово;
— перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
— дважды записанное одно и то же слово в предложении;
2 негрубые ошибки = 1 ошибке.
Однотипные ошибки: первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.
При трех поправках оценка снижается на 1 балл
Выставление отметок за контрольный диктант:
Оценка «5»ставится за диктант, в котором допущено два исправления или две негрубые ошибки; работа написана аккуратно.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором допущено не более двух орфографических, 3 пунктуационных и 3 логопедических ошибок; работа выполнена аккуратно, но допущены исправления.
Оценка «3» ставится за диктант, если в нем допущено 3–5 орфографических, 4 пунктуационных и 4 логопедических ошибки или 7 орфографических и 4 логопедических ошибки; допущены исправления.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором более 8 орфографических, 8 логопедических ошибок, допущены исправления.
Оценка за грамматические знания:
«5» – все верно;
«4» – не менее 3/4 верно;
«3» – не менее 1/2 верно;
«2» – не выполнено больше половины задания.
Оценка за словарный диктант (оценивается строже контрольного диктанта):
«5» – нет ошибок;
«4» – 1–2 ошибки или 1 исправление (1-й класс); ошибка или 1 исправление (2–4 классы);
«3» – 3 ошибки и 1 исправление (1-й класс); ошибки и 1 исправление (2–4 классы);
«2» – 4 ошибки (1-й класс); ошибки (2–4 классы).
К числу дисграфических (специфических) ошибок относятся:
1. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов, слухового восприятия и памяти:
• Пропуски букв и слогов (трава – «трва», принёс – «пинёс» ).
• Перестановки букв и слогов (окно – «онко», взял – «звял», переписал – «пеперисал»).
• Недописывание букв и слогов (красный – «красны», лопата – «лопат» ).
• Наращивание слов новыми буквами и слогами (трава – «тарава», бабушка – «бабабушка»).
• Искажение слов ( на охоту – «наотух»).
• Замена одной буквы на другую (жуки – «зуки», банка – «панка»).
• Нарушения смягчения согласных (васильки – «василки», смяли –«смали»).
2. Ошибки на почве нарушения языкового анализа и синтеза:
• Слитное написание слов и их произвольное деление (наступила – «на ступила», висит на стене – «виситнастене», устала - «у стала»).
• Неумение определять границы предложения в тексте, слитное написание предложений. («Мой отец шофёр. Работа шофёра трудная ему надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофёром.»).
3.Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороной речи:
• Аграмматизмы («Саша и Лена «собираит» цветы. Дети сидели на «большими» стулья.»)
• Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок ( в кармане – «вкармане», прилетели – «при летели», по дороге – «подороге»).