Решения на базе технологической платформы Гедымин
На сегодняшний день на базе технологической платформы Гедымин созданы десятки типовых, отраслевых, а также специализированных решений (рисунок 1.)
Рисунок1 – Прикладные решения, разработанные на технологической платформе Гедымин
При проектировании программных комплексов на платформе Гедымин учитываются современные реалии: увеличение среднего масштаба разрабатываемых решений, расширение спектра прикладных задач, которые решаются при автоматизации субъектов хозяйствования, новые технические условия, в которых функционирует система. В Гедымине реализован механизм работы единого прикладного решения с несколькими территориально распределенными информационными базами данных, между которыми нет постоянной связи.
Принципы ведения бухгалтерского учета,реализованныев универсальной программе массового назначения "Гедымин: Бухгалтерский учет», полностью соответствуют действующему законодательству Республики Беларусь, но в то же время обеспечивают индивидуальные потребности организаций субъектов хозяйствования разных направлений деятельности и форма собственности. Такой подход позволяет пользователю самостоятельно без специальных знаний и навыков конфигурирования управлять методикой учета в рамках настройки учетной политики. Создаваемые новые субсчета и виды аналитики прикрепляются к счетам бухгалтерского учета непосредственно в рабочем плане счетов.
В программе поддерживается ведение бухгалтерского учета для нескольких юридических лиц в единой информационной базе. Это удобно в ситуации, когда хозяйственная деятельность этих организаций тесно связана между собой: при этом в текущей работе можно использовать общие списки товаров, контрагентов (деловых партнеров), работников, собственных складов и т.д., а обязательную отчетность формировать раздельно.
«Гедымин: Бухгалтерский учет» предоставляет пользователю следующие возможности учета:
• автоматизация ведение всех разделов бухгалтерского учета (учет операций по банку и кассе, учет основных средств и нематериальных активов, учет материалов, учет товарных операций, учет оказания услуг и выполнения работ, учет производства продукции, учет валютных операций, учет расчетных операций и других).
• произвольная структура номера счета дает возможность использовать длинные номера счетов (субсчетов) и вести многоуровневые планы счетов с большим уровнем вложенности;
• возможность работы с несколькими планами счетов, позволяющая вести учет в нескольких системах учета (например, белорусской и GAAP);
• встроенные механизмы ведения количественного и мультивалютного учета;
• на любом счете можно вести многомерный и многоуровневый аналитический учет;
• поддержка ведения консолидированного учета обеспечивает возможность применения программы в централизованных бухгалтериях и холдингах;
• соответствие типовой настройки программы принятой в республике методологии бухгалтерского учета позволяет вести налоговый учет.
В программе "Гедымин: Бухгалтерский учет»автоматически отражаются все осуществляемые организацией хозяйственные операции посредством их регистрации в виде бухгалтерских записей с использованием различных инструментов автоматизации. В программе предусмотрен как ручной ввод операций, так и работа "от документа" с автоматическим формированием проводок по различным разделам учета. В комплект поставки включено более 40 форм отчетности в налоговые органы, внебюджетные фонды и органы статистики.
Программное решение "Гедымин: Управление торговлей" предназначено для управленческого учета, контроля и анализа любых видов торговых операций. Программа способна выполнять все функции учета - от ведения справочников и ввода первичных документов до получения различных ведомостей и аналитических отчетов. Программа позволяет:
• автоматизировать учет в оптовой, розничной, комиссионной торговле;
• автоматизировать работу торговых залов;
• подключать торговое оборудование (кассовые аппараты, фискальные регистраторы, сканеры штрих кодов, интеллектуальные весы и т.д.);
• вести учет складских операций;
• формировать все необходимые первичные документы, в т.ч. счета-фактуры, накладные, книги покупок и т.д.
• вести взаимосвязанный учет заявок покупателей и заказов поставщикам с возможностью резервирования на момент планируемой отгрузки с учетом ожидаемых поступлений;
• отслеживать состояние взаиморасчетов с контрагентами;
• вести взаиморасчеты с иностранными поставщиками, учитывать таможенные пошлины и сборы;
• вести учет импортных товаров в разрезе грузовых таможенных деклараций (ГТД);
• производить импорт данных из системы "Декларант"
• вести учет денежных средств, товарных кредитов и товаров на реализации
• получать разнообразную отчетную и аналитическую информацию о движении товаров и денег.
Для управления политикой ценообразования предназначена отдельная подсистема программы, которая предоставляет организации функциональные возможности для определения и реализации ценовой политики в соответствии с имеющимися аналитическими данными о спросе и предложении на рынке:
· построение различных схем формирования цен и скидок;
· формирование отпускных цен с учетом плановой себестоимости продукции и нормы прибыли;
· контроль за соблюдением сотрудниками установленной ценовой политики;
· хранение информации о ценах конкурентов и поставщиков;
· сопоставление отпускных цен предприятия с ценами поставщиков и конкурентов.
Благодаря гибкости и настраиваемости, программа "Гедымин: Управление торговлей" может адаптироваться к особенностям торгового и складского учета конкретной организации. Все операции учитываются в разрезе договоров с покупателями и поставщиками. При продаже товаров выписываются счета на оплату, оформляются накладные и счета-фактуры. Для импортных товаров учитываются данные о стране происхождения и номере грузовой таможенной декларации. Автоматизировано отражение возвратов товаров от покупателя и поставщику.
Для розничной торговли поддерживаются технологии работы как с автоматизированными, так и не автоматизированными торговыми точками.
Ведется учет возвратной многооборотной тары как особого вида товарно-материальных ценностей.
Программа "Гедымин: Заработная плата и управление персоналом" предназначена для автоматизации осуществления кадровой политики и расчетов по заработной плате с персоналом организации по следующим направлениям:
• планирование потребности и занятости персонала;
• учет кадров и анализ кадрового состава;
• расчет заработной платы по любым видам начислений и удержаний (должностные оклады, заработок повременщиков и сдельщиков, отпускные, компенсации, пособия по временной нетрудоспособности, больничные, декретные, пособия по уходу, пособия на детей, надбавки за стаж работы, алименты, ссуды, штрафы);
• исчисление регламентированных законодательством налогов и сборов по сотрудникам организации;
• формирование данных для предоставления в ФСЗН на требуемом носителе информации;
• получение всевозможных отчетных форм (расчетные листки, расчетно-платежные ведомости, справка о доходе), в том числе и для предоставления в налоговую инспекцию.
Программа "Гедымин: Платежные документы", представляя собой самое простое из типовых решений на платформе Гедымин, предназначена для формирования, учета и вывода на печать более 80 форм банковских, кассовых, складских и других первичных документов. Программа позволяет вести учет кассовых операций и операций по расчетному счету с возможностью построения соответствующих журналов-ордеров и обмена данными с системой «Банк-клиент».
Программа имеет интуитивный графический интерфейс. Центр управления упрощает доступ к основным документам и справочникам системы и позволяет начинающим пользователям буквально с первых минут знакомства с программой создавать свои документы (рисунок 2).
Рисунок 2 – Центр управления программы «Гедымин: Платежные документы»
Система справочников программы упрощает ввод повторяющихся данных и снижает вероятность возникновения ошибок при создании документов. Актуальный справочник банков Республики Беларусь позволяет заполнить все банковские реквизиты организации только по коду банка.
В программе «Гедымин: Платежные документы» реализованы все возможности, заложенные в технологическую платформу Гедымин
Программа «Гедымин: Индивидуальный предприниматель» - это готовое решение для ведения учета и составления отчетности индивидуальными предпринимателями, работающими в сфере оптовой и розничной торговли, оказания услуг, а также в производственной сфере. Программа полностью соответствует действующему законодательству Республики Беларусь и позволяет вести налоговый учет предпринимателям, являющимся плательщиками единого подоходного налога, работающим по упрощенной системе налогообложения, плательщиков и неплательщиков НДС. Стандартная конфигурация позволяет вести учет от имени нескольких индивидуальных предпринимателей и на любом количестве складов в одной информационной базе.
Бухгалтерские записи по движению денежных и материальных ресурсов, расчет прибыли и налогооблагаемой базы происходит в программе автоматически при создании документов либо выполнении автоматических хозяйственных операций.
Стандартная поставка программы «Гедымин: Индивидуальный предприниматель» включает автоматизацию следующих разделов учета предпринимателя (рисунок 3).
Рисунок 3 - Подсистемы программы «Гедымин: Индивидуальный предприниматель
Программный комплекс «Гедымин: Ресторан» («Гедымин: Общепит»), предназначенный для автоматизации деятельности ресторанов, кафе, баров, столовых (рисунок 4), позволяет:
¨ вести учет продуктов на складах и их отгрузки на кухню и в бар, а также искать продукты, на которые необходимо установить новую цену;
¨ составлять и рассчитывать калькуляционные карточки путем выбора перечня необходимых ингредиентов из справочника рецептур. Ингредиентом, включаемым в карточку, может быть не только продукт, но и другая карточка (например, соус, входящий в состав некоторого блюда). Новые рецепты приготовления блюд можно заносить в справочник рецептур самостоятельно. В программе предусмотрено создание калькуляционных карточек, как на основе нового выбранного рецепта, так и на основе ранее составленных карточек с учетом изменившихся цен на продукты. Карточки можно разбивать на группы и закреплять за определенными подразделениями.
¨ искать и пересчитывать стоимость блюд, для которых необходим пересчет калькуляционных карточек вследствие изменения цен на ингредиенты;
¨ рассчитывать стоимость блюд по заданным ценам ингредиентов. Цены на продукты определяются на основании данных складского учета.
¨ формировать новое меню, в том числе на основе составленных калькуляционных карточек или на базе ранее составленного меню. В меню могут быть включены не только блюда, но и отдельные продукты (например, сигареты или спиртные напитки).
¨ выписывать счета, вести их учет и контролировать оплату. Для оформления заказа достаточно указать список заказанных клиентом блюд и их количество.
¨ подключать и работать с кассовыми аппаратами и торговым оборудованием;
¨ вести список постоянных клиентов и рассчитывать скидку для них, выпускать в обращение дисконтные, клубные карты, учитывать чаевые;
¨ •получать разнообразную отчетность за произвольный период времени, в том числе по отдельным заказам, меню или официанту.
Рисунок 4 - Подсистемы программы «Гедымин: Ресторан»
Другие отраслевые решения, разработанные на технологической платформе «Гедымин» представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Программные отраслевые решения, разработанные на платформе «Гедымин»
Программный комплекс | Характеристика программы |
"Гедымин: Аренда" | Программное решение для организаций сдающих в аренду площади рынков, торговых центров, бизнес-центров, стоянок автотранспорта, складов и других помещений, которое позволяет вести учет договоров с арендаторами, оформлять выставление счетов и расчеты по оплате за аренду, услуги, электроэнергию, а также пени и выставление платежных требований. |
"Гедымин: Бюджетирование" | Программа предназначена для ввода доходных и расходных бюджетов организации, а также контроля их исполнения. Бюджеты вводятся в разрезе видов деятельности организаций и их структурных подразделений. Каждая уплачиваемая или получаемая сумма относится на определенную статью бюджета. Программа позволяет строить отчетность о ходе выполнения бюджета, выявлять статьи, по которым допущено превышение или недостаточное финансирование. |
«Гедымин: Автосервис, СТО» | Комплексное решение для организаций, осуществляющих торговлю автомобилями, запчастями и производящих ремонтные работы, позволяющее полностью автоматизировать цепочку: Заказчик-Смета-Заказ комплектующих -Доставка-Ремонт-Оформление наряда - Учет оплаты. . Программа позволяет осуществлять связь с поставщиками комплектующих по модему или через Интернет, оформлять таможенные документы. |
"Гедымин: Билетное хозяйство" | Отраслевое решение предназначено для театров, кинотеатров, а также организаций, работающих в сфере организации театрально-зрелищных мероприятий. |
«Гедымин: Мясокомбинат» | Комплексное решение для автоматизации управления мясокомбинатом, которое охватывает: сырьевой отдел, отдел реализации, отдел сбыта, плановый отдел, отдел кадров, бухгалтерию, рабочее место директора |
"Гедымин:Лакокрасочное производство» | Программа предназначена для организаций, занимающихся выпуском лакокрасочной продукции и позволяет осуществлять расчет необходимого количества сырья на основании поступления заявок на производство. Возможен расчет прибыльности по каждому виду продукции. |
«Гедымин: Полиграфическое производство» | Отраслевое решение для автоматизации полиграфического производства. Программа позволяет заполнять и обрабатывать Техническо-Издательскую Спецификацию (ТИС) и не её основании формировать необходимые технологические карты для печатных машин и другого полиграфического оборудования. |
"Гедымин: Интернет магазин» | Данное решение предназначено для эксплуатации совместно с программой "Гедымин: Торговля и Склад" и позволяет организовать электронную торговую площадку организации. В зависимости от технических возможностей предприятия веб-магазин может работать в он-лайн или оф-лайн режиме |
Более 2000 субъектов хозяйствования Республики Беларусь разных организационно-правовых форм, форм собственности и отраслевых видов деятельности используют всвоей работе прикладные решения, разработанные на базе технологической платформы Гедымин (таблица 2).
Таблица 2- Решения на базе технологической платформы Гедымин
Субъект хозяйствования | Характеристика информационной системы |
Березовский, Витебский, Слуцкий, Могилевский мясокомбинаты | Внедрена ЕКР система управления производством. Автоматизированы процессы приемки и переработки сырья, планирования выпуска и учета готовой продукции, приема заявок от покупателей, реализации и расчетов с дебиторами и кредиторами. Поставлен кадровый учет. Реализована связь с промышленным оборудованием, весами, сканерами штрих-кода, автоматизированной проходной. Создан Интернет портал класса b2b для приема заявок от покупателей продукции предприятия, контроля их выполнения и взаиморасчетов. |
МинскОблГаз, структурное подразделение концерна БелТопГаз | Пятнадцать подразделений в районных центрах минской области и головной офис в столице объединены в рамках единого информационного пространства. В сумме задействовано более трехсот рабочих мест. Автоматизированы участки бухгалтерского учета, склады, учета спецодежды, производства сжиженного газа, расчетов с населением за поставленный природный и сжиженный газ. |
Рестораны МсDonald’s, г. Минск | Автоматизировано начисление заработной платы персоналу предприятия. Осуществляется автоматическая выгрузка информации для налоговых органов и фонда социальной защиты населения |
ЗАО Кис, г. Витебск | Внедрены модули Управление торговлей, Финансовый и бухгалтерский учет, Основные средства, Производство одежды. Автоматизирована оптовая и розничная торговля. Осуществляется штрих-кодирование выпущенной продукции. В фирменном магазине предприятия установлена система фронт-офис, подключенная к фискальному регистратору и сканеру штрих-кодов. Организован двунаправленный обмен данными между распределенными базами с помощью утилиты репликации. |
Автомобильный дом Энергия, дилер концерна DiamlerChrysler | Полная автоматизация станции технического обслуживания, включая оформление заказ-нарядов, продажу запчастей с калькуляцией отпускной цены, автоматическое формирование заявок поставщику. В центральной бухгалтерии внедрены модули бухгалтерского и налогового учета, учета основных средств и нематериальных активов, расчета заработной платы, оптовой и розничной торговли, учета импортного товара. |
СП БелРосИнтер, рестораны: Т.G.I. Friday’s, II Раtio, Планета Суши, Мока-Лока, Печки-Лавочки, Ростикс | Полная автоматизация ресторанного бизнеса с помощью программы "Гедымин: Ресторан". В зале — фронт-офис с подключением сенсорных экранов, фискальных регистраторов и сервис принтеров. Связь между компьютерами на зале, кухне, баре и в бухгалтерии. Функциональность бэк-офиса включает: складской и бухгалтерский учет, калькуляцию блюд на основе справочника рецептур, формирование меню, получение разнообразной управленческой и регламентированной отчетности |
Окончание таблицы 2
ОАО "Сморгонские молочные продукты" | Была успешно внедрена программа "Гедымин: Зарплата". Автоматизированы процессы расчета заработной платы. Численность персонала акционерного общества составляет порядка 250 человек. Внедрение было проведено специалистами АСУ предприятия за 1.5 месяца. |
Минский Автомобильный Завод, Национальный Банк Республики Беларусь | Внедрена система калькуляции блюд и формирования меню на объектах общественного питания. |
Zepter International | Автоматизирована складская и сбытовая логистика, поставлен складской и управленческий учет в соответствии со спецификой деятельности предприятия. |
Гипермаркеты ВIGZZ, ProStore, Корона | Автоматизировано собственное производство (кулинария, общепит) с помощью модуля Калькуляция блюд. |
ООО Дайна Ланжерн | Автоматизировано производство швейной продукции, бухгалтерский и управленческий учет. Был разработан комплекс специализированных документов: учет заявок, планирование запуска производства, расчет потребности в материалах, пооперационный контроль изготовления запущенных партий, учет трудоемкости изготовления с выходом на расчет зарплаты. |
Среди внедренных решений можно выделить следующие (рисунок 5)
Рисунок 5 – Внедренные решения на базе платформы Гедымин