Читальный зал как функциональное подразделение библиотеки
Лекция 2 Библиотечное обслуживание как система
Структура обслуживания
Система обслуживания читателей в библиотеке включает различные взаимодействующие подразделения, формы и пункты обслуживания, функционирующие в определенной зоне обслуживания и обеспечивающие предоставление читателям разнообразных библиотечных услуг. Первичным элементом системы является пункт обслуживания — рабочее место сотрудника библиотеки, в обязанности которого входит выполнение процессов, связанных с непосредственным обслуживанием читателей — удовлетворением запросов, проведением консультаций и т. п. Это может быть пункт записи читателей в библиотеку, кафедра выдачи и приема книг, справочно-библиографический пункт, стол библиотекаря-консультанта в фонде открытого доступа, пункт ксерокопирования, библиотечный пункт на предприятии или в \чреждении, стоянка библиобуса и др. Наличие нескольких пунктов обслуживания позволяет говорить об определенной структуре обслуживания.
Структура обслуживания включает разнофункциональные подразделения и пункты, обеспечивающие комплекс основных библио-течно-библиографических услуг, а также предлагающие читателям ряд сверхнормативных, дополнительных (платных) услуг.
Функциональные подразделения (отделы, секторы) либо обеспечивают использование изданий и организацию досуга читателей в самом помещении библиотеки (читальные залы, справочно-библиографические отделы и пункты, пункты копирования, рекреационные службы и т. д.), либо служат использованию изданий вне библиотеки (выдача на дом через абонемент, обслуживание через МБА и внестационарные, выездные формы).
Структура обслуживания читателей развертывается в зоне обслуживания библиотеки, на территории, где проживают (работают, учатся) ее читатели. Зона обслуживания может замыкаться рамками того учреждения, предприятия, при котором создана библиотека, но может распространяться и на большую территорию (для библиотек республиканского, областного значения). Каждая государственная публичная или муниципальная библиотека имеет свой район деятельности, свою, официально за ней закрепленную, зону обслуживания. Помимо широкого понимания зоны обслуживания, о ней говорят также как о зоне обслуживания читателей в библиотеке, подразумевая помещения,открытые для читателей и предназначенные для их работы или отдыха. Они являются, по существу, лицом библиотеки, обращенным к читателям. Чем больше удобств предоставляется посетителям в зоне обслуживания, тем охотнее они приходят в библиотеку.
К системе обслуживания читателей в библиотеке применимы основные положения математической теории массового обслуживания. Каждая библиотека, являясь системой массового обслуживания, обеспечивающей удовлетворение запросов читателей, имеет определенную пропускную способность. Эта пропускная способность зависит от числа посадочных мест в читальном зале, мест в гардеробе, рациональной организации абонемента и других факторов (включая и квалификацию сотрудников). В крупных библиотеках поток читателей распределяется между различными пунктами (каналами) обслуживания, и характер этого распределения необходимо учитывать для того, чтобы обеспечить бесперебойную работу всей системы. Процесс обслуживания читателей следует организовать таким образом, чтобы читатель не тратил лишнего времени, а нагрузка на каждого библиотекаря была распределена равномерно. Сведения о распределении потока читателей между пунктами обслуживания можно получить путем анализа контрольных листков, выборочного опроса и другими методами. В результате обобщения этих сведений может быть построена математическая модель распределения и обслуживания потоков читателей в той или иной библиотеке.
Совокупность основных требований к системе обслуживания читателей в библиотеке относится ко всем составляющим эту систему элементам, к обслуживанию читателей в стенах библиотеки (читальный зал и др.), к отделам, осуществляющим выдачу книг на дом и внестационарное обслуживание.
Читальный зал как функциональное подразделение библиотеки
Читальный зал — специально оборудованное помещение, используемое для предоставления читателям произведений печати и других документов в его пределах. Из читального зала брать на дом книги и другие материалы, как правило, не разрешается.
В библиотеках древнего мира для чтения книг отводились специальные помещения (читальные залы в форме полукруга или прямоугольника). Залы с книгами украшались скульптурами, статуями, для читателей предназначались мраморные скамьи (Александрийская, Пергамскак библиотеки и др.). Поскольку в библиотеках занимались утром и днем, в самое светлое время суток, то главным фасадом библиотеки бы обращены на восток, при этом учитывалось также направление влажных ветров —с юга и запада. Именно так советовал строить библиотеки архитектор Витрувий (I в. до н.э.).
Оригинальное оформление получили читальные залы в средневековых университетах — книги, предназначающиеся для чтения в библиотеке, приковывали цепями к пюпитрам. Тем не менее вплоть до нового времени читальный зал, в сущности, не рассматривался как особое подразделение библиотеки. Нередко шкафы с книгами располагались вдоль стен, а столы для чтения ставились в середине зала. Такое сочетание книгохранения с читальным залом довольно типично для библиотек и "кабинетов для чтения" XVII—XVIII вв. Библиотекари тогда синкретически осуществляли выдачу книг на дом и обслуживание читателей в самом помещении библиотеки.
Увеличение числа пользователей библиотек, желающих заниматься в ее помещении, а также соображения, связанные с сохранностью книжных фондов, привели к тому, что в библиотеках появляются читальные залы, обособленные, отделенные от книгохранилища кафедрами выдачи книг. В России это происходит в начале XIX в. Так, в Императорской публичной библиотеке Санкт-Петербурга с 1814 г. функционировал читальный зал, в котором поочередно дежурили сотрудники библиотеки. В дальнейшем читальные залы как организационно оформленные структурные подразделения появляются и в других публичных библиотеках. В настоящее время читальные залы являются атрибутом любой более или менее крупной библиотеки. В связи с усложнением общеобразовательных и профессиональных запросов читателей, их обращением к "деловому" чтению значение читальных залов в библиотечном обслуживании населения возрастает.
Основное преимущество читальных залов состоит в том, что читатель получает возможность пользоваться на месте всем фондом библиотеки, в том числе редкими и ценными книгами, энциклопедиями и другими справочными пособиями, периодическими изданиями. В нем читатели могут одновременно работать с большим количеством книг. Перед читателем широкий выбор газет и журналов, к его услугам подсобный фонд читального зала, ориентированный на выполнение первоочередных запросов. В читальном зале легче получить для чтения новинки, книги, пользующиеся повышенным спросом, выдается также литература, полученная по заказам читателей из других библиотек по МБА. Поэтому требования посетителей выполняются полнее, чем на абонементе.
В большинстве библиотек имеется один читальный зал, общий для всех читателей. В ЦБС и отдельных крупных библиотеках организуется целая система общих и специализированных читальных залов, служащая целям дафференцированного обслуживания. В ЦБС они могут являться подразделением одной из входящих в ее состав библиотек или работать на правах библиотеки-филиала.
Особенно сложная система читальных залов в наиболее крупных библиотеках (РГБ, РНБ и др.), где они дифференцируются: по отраслям знания и комплексам наук (залы естественных, общественных, технических наук), по характеру и виду изданий и других материалов (залы текущих периодическиx изданий, новых поступлений, справочно-библиографических материалов, микрофильмов, нотных изданий, звукозаписи и др.), по уровню подготовки читателей (общие и научные читальные залы, читальные залы для академиков, докторов наук и профессоров).
Читальные залы могут быть организованы на определенный период времени в кинотеатрах, клубах, парках (на летний сезон), в общежитиях и других местах. Располагают они, главным образом, журналами и газетами, популярной литературой.
Далеко не все библиотеки могут, однако, позволить себе организацию читального зала как структурного подразделения. По данным исследования, проведенного в республике Коми (1989 г.) — "Роль и место читальных залов в структуре центральных библиотек" — читальные залы имели менее половины государственных массовых библиотек (148 из 347).1 Там, где нет условий для выделения обособленного читального зала, рекомендуется устанавливать столы для работы в помещении абонемента.