Информационное обеспечение государственной молодежной политики на федеральном уровне
Молодежное информирование на федеральном уровне имеет особое значение для государства. Инструмент информационного обеспечения на федеральном уровне, а именно сайты государственных структур, ответственные за реализацию молодежной политики, представляет собой тот образ государства, по которому оценивают успешность его политики. Прежде, чем приступить к анализу субъектов информационной политики, следует разграничить понятия – молодежное информирование и информационное сопровождение.
Под информационным сопровождением понимается систематизированный процесс формирования информационных поводов, освещение в средствах массовой информации приоритетных направлений деятельности исполнительных органов государственной власти. В свою очередь, информирование молодежи – это процесс обеспечения молодых людей актуальной, качественной и доступной информацией, а также услугами по информированию. Работа по информированию молодежи захватывает широкую специфику тем, интересующих молодежь[25].
Единый механизм информационного сопровождения молодежной политики нужен для того, чтобы информировать молодежь России по всем направлениям и приоритетам ГМП. Информирование на федеральном уровне выступает принципом реализации основных федеральных законодательных документов молодежной политики, является обязательной и неотъемлемой частью ее существования. Но необходимо проверить, является ли инструмент информационного обеспечения ГМП на федеральном уровне полноценным и достаточным в своем предназначении? Какие субъекты ГМП формируют тенденции в сфере федеральной информационной сети? В чем состоят основные недостатки федеральной системы информирования? Ответы на эти и другие вопросы представим далее.
На сегодняшний день, молодые люди в вопросах осведомления о своих правах и обязанностях, а также возможностях реализации творческого и интеллектуального потенциала предоставлены сами себе[26]. Это ведет к низкой степени информированности молодежи и к низкому уровню информационной компетентности. С одной стороны, молодой человек просто не осведомлен о том, какие возможности ему доступны, а с другой – ответственные учреждения по работе с молодежью остаются не информированными о специфических потребностях разных групп молодежи.
Основными мотивами поиска и использования информации для молодежи является расширение кругозора, получение общеобразовательной и общекультурной информации. Молодежь заинтересована в образовательных услугах, актуальной остается информация о службах занятости и трудоустройстве, молодежных организациях, молодежном отдыхе и туризме. Не менее важной является справочная и законодательная информация, продукты аналитической переработки документов по всем направлениям жизнедеятельности молодого поколения[27].
Информационное обеспечение ГМП и информационное взаимодействие с молодежью на федеральном уровне осуществляют: Портал Министерства образования и науки РФ; Российский портал информатизации образования (РПИО); Федеральное агентство по делам молодежи РФ «Росмолодежь»; различные информационные сайты крупных молодежных общественных организаций, политических молодежных объединений, объединений людей с ограниченными возможностями здоровья, студенческих, правозащитных, религиозных и экологических молодежных объединений.
Министерство образования и науки РФ (далее – Минобрнауки России) является федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений[28]. Одной из приоритетных задач Минобрнауки России является создание системы, которая позволяет удовлетворять информационные запросы как молодежи, так и тех, кто с ней работает. Портал Минобрнауки России не предполагает включения молодежи в процесс информирования и обсуждения информационного контента. Информационные материалы выдержаны в особом строгом стиле, отсутствует вовлеченность молодежи в процесс реализации информационной деятельности сайта.
На Российском портале информатизации образования (далее - РПИО), созданном в апреле 2011 г. и функционирующем на сегодняшний день, освещены проблемы современной системы образования в России[29]. РПИО – это информационно-поисковая система, с мультиформатным информационным ресурсом, информационный контент которого связан с актуальными проблемами и тенденциями информатизации образования. На сайте содержится учебная, учебно-методическая, научно-популярная, нормативно-инструктивная, справочная и организационная информация, которой пользуется не только молодежь, но и специалисты учебных заведений. Портал обновляется своевременно, но не пользуется особой популярностью среди молодежи, в связи с устаревшей структурой сайта, наличием многочисленных ссылок на внешние ресурсы.
Особо популярны среди молодежи информационные сайты и порталы крупных молодежных общественных организаций, правозащитных объединений, объединений людей с ограниченными возможностями здоровья, политических, экологических, студенческих и религиозных молодежных объединений. К таким сайтам относятся: Общероссийская общественная организация «Российский Союз Молодежи», Молодежная организация ЛДПР, Всероссийская общественная организация «Молодая гвардия Единой России», Ленинский коммунистический союз молодежи РФ, Молодежное общероссийское общественное движение «Студенческие отряды» и др. Кроме того, создаются информационные ресурсы, которые освещают проведение конкретных мероприятий ГМП, например, форумов Федерального Агентства по делам молодежи «Росмолодежь»: «Территория смыслов на Клязьме», Форум «Таврида на Бакальской косе», Форум «Арктика. Сделано в России», «Балтийский Артек» и др. Такие сайты пользуются популярностью среди молодежи, более того, молодые люди имеют возможность участия в информационной деятельности медиа-ресурсов. Так как сайты направлены на молодежь и удовлетворяют ее потребности в получении информации самой разной тематики, информационные сайты организаций и объединений имеют цель – воздействия на молодежь, привлечения ее к деятельности организации (или объединения), расширения границ в территориальном масштабе и увеличения численности участников.
Для нас наиболее интересным будет являться опыт Федерального агентства по делам молодежи РФ «Росмолодежь» – как одного из самых известных исполнителей информационного обеспечения ГМП, сформированного в 2008 году. В его направления деятельности входят: патриотическое воспитание молодого поколения; поддержка общественных организаций и взаимодействие с общественными движениями; развитие международного и межрегионального молодежного сотрудничества; вовлечение молодежи в волонтерскую деятельность; вовлечение молодежи в здоровый образ жизни, популяризация культуры безопасности в молодежной среде; вовлечение молодежи в работу молодежные медиа; работа с молодежью, находящейся в социально-опасном положении; развитие молодежного самоуправления; содействие профориентации и карьерным устремлениям молодежи; формирование российской идентичности, содействие межкультурному и межконфессиональному диалогу; вовлечение молодежи в занятие творчеством; содействие социальной адаптации молодежи; популяризация традиционных семейных ценностей; содействие в подготовке и переподготовке специалистов в сфере государственной молодежной политики[30]. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 21.05.2013 г. № 429, были значительно расширены функции Агентства. Но нас интересует направление информационного обеспечения ГМП.
Главная цель направления «медиа» в деятельности Агентства – это создание сообщества специалистов медиа-отрасли среди молодежи со всей России, основанного на принципах информационной грамотности, чести и гласности[31]. Инструментом реализации информационного обеспечения ГМП является сайт Агентства, который отражает результаты реализации потенциала молодых людей России.
На сегодняшний день Агентство «Росмолодежь» уже провело большую работу по выстраиванию информационных каналов продвижения ГМП, в частности, с января 2016 года функционирует новый проект – Автоматизированная информационная система (далее - АИС) «Молодежь России», цель которой – объединить всю информацию о молодежных мероприятиях в стране, проходящих при поддержке государства. Система дает доступ к различным молодежным мероприятиям в рамках молодежной политики как регионального, так и федерального уровня. Система также предполагает единую регистрацию, механизмы обратной связи, межличностную коммуникацию между участниками мероприятий и систему бонусов[32]. К недостаткам АИС «Молодежь России» можно отнести следующие: своевременные ошибки и сбои в работе (система функционировала в тестовом режиме до весны 2016 года); отсутствует описание проекта и инструкция пользователя; проект не встроен в сайт Федерального агентства по делам молодежи; отсутствует система индивидуального информирования и оповещения об изменениях в системе АИС и важных новостях; на данном этапе при уже реализованных отдельных молодежных форумах, не все разделы системы работают, некоторые элементы не соответствуют своему предназначению; сайт АИС не адаптирован для молодежи с ограниченными возможностями здоровья.
Рассматривая специфику интернет-сайта «Росмолодежь», хочется отметить ряд его преимуществ. Сайт отражает весь объем работы с молодежью по приоритетным направлениям ГМП, учитывает как федеральные новости, так и региональные, используя при этом различный формат масс-медиа – это и текстовый и фото-, видео- материалы. Более активно начали работать сайты «Росмолодежи», в частности, Росмолпроект.рф, Роспатриотцентр, сайты новых всероссийских молодежных форумов, обновлен подход работы в социальных сетях, они начали использоваться более активно, начата работа по неформальным образовательным практикам для специалистов сферы ГМП. Важно, что в мессенджере Telegram появился мощный поток новостной информации молодежной направленности, в нем Росмолодежь активно проявляет себя. Сегодняшний профессионал и активист молодежной политики может ежечасно получать новостной поток молодежной тематики. Своевременное обновление информации на сайте способствует его актуальности, а также востребованности не только среди молодого поколения, но и среди других общественных структур различных уровней и статусов. Сайт публикует истории личного успеха молодых людей и их проектов, формирует образ успешной молодежи России. Понятный, удобный интерфейс и современный дизайн создает молодежный образ. Использование самых популярных социальных сетей, блога и видеохостинга (ВКонтакте, Facebook, Twitter, Instagram, You Tube) формирует дополнительные каналы трансляции информации молодежи. Большое количество просмотров сайта свидетельствует о его популярности среди молодежи, взрослой аудитории и общественных структур. На сайте молодой человек может найти не только информацию о том, через какие мероприятия реализуется молодежная политика федерального и регионального уровней, но и получить дополнительную информацию о нормативно-правовых документах РФ, государственной молодежной политики, международных отношений. Версия для молодых людей с ограниченными возможностями здоровья свидетельствует о том, что сайт приспособлен для разных категорий молодежи и учитывает различный характер аудитории.
Однако, если анализировать структуру сайта более подробно, можно заметить наличие устаревшей, неактуальной информации, отсутствие новых информационных сообщений. На сайте Росмолодежи находится официальная информация по всем молодежным проектам Федерального уровня, но данная информация носит лишь базовый характер, служит только для ознакомления с сутью проекта. Информация о результатах и итогах проектов в соответствующих разделах отсутствует, а публикуется в общей ленте новостей.
Говоря о государственном информировании молодежной политики, можно отметить такие черты как использование лозунгов, формальность в формулировках информационных сообщений, «сухость» текста, особый четко структурированный характер новостей, несистематическое обновление информации. На сайте отсутствует молодежное самоинформирование, написать письмо в редакцию можно лишь с обращением, заявлением, претензией или запросом. Социальные сети зачастую становятся полем для негативных комментариев и дискуссий молодежной аудитории, что может означать недоверие и несогласие молодежи с новостными сообщениями Федерального агентства по делам молодежи.
Таким образом, рассматривая федеральный опыт информационного обеспечения ГМП, а также выделяя наиболее успешные практики, выделяются как позитивные, так и негативные тенденции в сфере молодежного информирования. Информационное обеспечение ГМП на федеральном уровне осуществляют: Портал Министерства образования и науки РФ; Российский портал информатизации образования (РПИО); Федеральное агентство по делам молодежи РФ «Росмолодежь»; информационные сайты крупных молодежных общественных организаций, политических молодежных объединений, объединений людей с ограниченными возможностями здоровья, студенческих, правозащитных, религиозных и экологических молодежных объединений.
Ориентируясь на опыт Федерального агентства по делам молодежи, как одного из самых известных исполнителей информационного обеспечения ГМП, можно выделить следующие тенденции: наблюдается широкая специфика тем информирования молодежи; система подходов к информированию молодежи исходит от государства (централизованная); стиль информационных сообщений строгий и выдержанный; информирование происходит в рамках приоритетных направлений ГМП; использование современных технологий дизайна и инфографики; использование социальных сетей в качестве дополнительного источника информирования молодежи; приоритет глобальных целей воздействия на молодежную аудиторию; отсутствие включенности молодежи в процесс информирования; отсутствие возможности обратной связи через комментарии и дискуссии; финансирование и обеспечение дальнейших перспектив развития планов и целей инструмента информирования на федеральном уровне; поддержка версии сайта для молодых людей с ограниченными возможностями здоровья.
Учитывая специфику информационного обеспечения ГМП на федеральном уровне, выделим ряд основных положений, в соответствии с которыми формируются цели и задачи молодежного информирования. Прежде всего – это информирование молодежи в соответствии с нормами и приоритетами Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Также информирование молодежи происходит в соответствии с нормативно-правовыми документами государственной молодежной политики в РФ, а также последующими обновлениями в нем. Информирование осуществляется по ряду масштабных проектов молодежи России[33].
Резюмируя все вышеизложенное, выделим основные проблемы, которые встречаются на федеральном уровне в процессе информационного обеспечения ГМП: отсутствие организованной единой инфраструктуры информирования; проблема нехватки квалифицированных кадров, занимающихся освещением новостного контента информационных сайтов федерального уровня; отсутствие включенности молодежи в процесс информирования на данном уровне.