Структура и типология существующих веб-проектов для иностранцев в Беларуси
2.1 "Беларусь. Факты"
В Министерстве иностранных дел презентовали страновой портал "Беларусь. Факты", запущенный в апреле 2014 года. Данный информационный ресурс представлен на семи иностранных языках. На портале должна размещаться интересная, позитивная информация о Беларуси, адаптированная под иностранцев.
Рисунок 2.1 — Главная страница портала "Беларусь. Факты"
Перед запуском проекта МИД провел исследование среди 12 загранучреждений и опросил жителей разных стран о том, какую информацию о Беларуси они хотели бы увидеть на портале, какой информацией обладают, удовлетворены ли качеством и насыщенностью данных. Полученные данные были учтены при разработке проекта.
"Беларусь. Факты" содержит не только базовую информацию о стране, но и дублирует ленту новостей информационного агентства БЕЛТА, включает календарь будущих мероприятий. Также в портал встроены сайты белорусских загранучреждений. Раздел "Фотогалерея" (рис. 2.2) состоит из снимков природы, архитектуры, событий. Также на портале есть интерактивный модуль "Чудеса Беларуси". Это пять инфографик об озере Нарочь, зубре, борце Александре Медведе, художниках Марке Шагале и Казимире Малевиче.
Рисунок 2.2 — Раздел "Фотогалерея"
Проект также работает в социальных сетях. Например, основные материалы сайта публикуются также на странице в Twitter (рис 2.3).
Рисунок 2.3 — Страница проекта "Беларусь. Факты" в Twitter
Etobelarusdetka.com
«Eto Belarus, detka!» - проект Марии Черяковой и Марты Черновой, запущенный в конце 2014 года в виде блога. Основательницы проекты долгое время жили за границей и решили основать блог, чтобы рассказывать о вещах и ситуациях, которые привычны для белоруса, но вызовут удивление иностранца. Блог оформлен на трёх языках (русский. белорусский и английский). Каждый пост сопровождается мини-комиксом.[6]
Рисунок 2.5 — Оформление блога etobelarusdetka.com
Рисунок 2.6. — Оформление блога etobelarusdetka.com
Проект существует на основе краудфандинга, список людей, которые поддержали проект финансово находится на главной странице сайта.
Рисунок 2.7 — Краудфандинг-поддержка проекта etobelarusdetka.com
В 2015-ом году на основе публикаций в блоге основательницы проекты выпустили книгу комиксов.
Рисунок 2.8. Обложка книги etobelarusdetka
У блога есть аккаунты в социальных сетях (vk, twitter, Instagram), которые обеспечивают обратную связь с читателями.
3. Сравнительная характеристика существующих информационных проектов для иностранцев
На примере указанных в п. 2.1 и 2.2 проектов, можно сделать вывод, что возникновение коммуникационных проектов для иностранцев может иметь различные предпосылки. Запуск портала "Беларусь. Факты" был приурочен к важному мероприятию в общественной жизни страны – чемпионату мира по хоккею 2014 года и осуществлялся на государственной платформе. По отчету председателя федерации хоккея, главы дирекции по проведению ЧМ-2014 по хоккею Евгения Ворсина чемпионат мира был прибыльным. Также прошедший в Минске форум стал самым посещаемым в истории: всего на 64 играх присутствовали 651 314 болельщиков. Таким образом, можно сделать вывод, что комплекс подготовительных мероприятий министерства иностранных дел РБ и дирекции по проведению ЧМ оказался успешным.
В то же время проект etobelarusdetka.com независим и существует на платформе краудфандинга, т. е. на средства читателей проекта, как белорусов, так и иностранцев. При этом, проект вышел за рамки интернет-блога, по его тематике была выпущена книга, продаются фирменные футболки и т. д. Книга “Гэта Беларусь, дзетка!” успешно продается, на данный момент уже вышло несколько переизданий. Необходимо отметить, что проекты "Беларусь. Факты" и “Гэта Беларусь, дзетка!” решают схожие задачи (распространение информации о Беларуси, формирование позитивного имиджа страны), но абсолютно разными способами и с использованием разных стилей. Сайт "Беларусь. Факты" наполнен в более официальной манере, его первоочередными задачами является ознакомление аудитории с памятниками культуры и истории страны. На этом ресурсе освещаются вопросы визовой политики государства, его экономические приоритеты. Блог “Гэта Беларусь, дзетка!” существует в ином ключе, информация о Беларуси дается в виде юмористических историй и комиксов от лица простых жительниц Беларуси. Таким образом, можно сделать вывод, что аудиторию проекта "Беларусь. Факты" в основном составляют люди, которые посещают Беларусь и хотят выяснить визовые вопросы или познакомиться с культурой страны. Аудиторию проекта “Гэта Беларусь, дзетка!” составляет молодежь, как белорусская, так и иностранная.
Согласно исследованиям А. С. Динера, самыми существенными критериями оценки сайта для пользователей являются:
1. актуальность контента веб-сайта;
2. удобство навигации по веб-сайту;
3. привлекательность дизайна;
4. возможность скачивать материал напрямую с веб-сайта;
5. наличие адаптивных версий веб-сайта (мобильной, планшетной).
Рисунок 3.1. — Результаты оценки респондентами критериев веб-сайта по степени важности
Неактуальность информации на сайте зачастую обусловлена тем, что обновлением контента занимались очень редко, потому владельцу сайта необходимо сразу закрепить за определённым сотрудником обязанности по постоянному обновлению контента. У продающих сайтов обновление контента связано с изменениями товаров и их характеристик: появление новых товаров; изменение стоимости; указание, каких товаров нет в наличии; на какие товары предоставляются скидки и т.д. Частота обновления контента также влияет на позицию сайта в выдаче поисковых систем. Чем свежее контент, тем чаще сайт индексируется поисковыми системами. Даже если сайт является всего лишь онлайн-визиткой, следует обновлять год его копирайта.
Навигация сайта должна быть максимально интуитивной, доступной и понятной каждому. Пользователь должен найти то, что он ищет, за минимальное количество кликов мыши. Чтобы повысить эффективность навигации сайта, нужно соблюдать последовательность при размещении хедера (верхней неизменяемой части веб-сайта), футера (нижней неизменяемой части веб-сайта) и навигационной панели на каждой странице. Необходимо обеспечить посетителям сайта легкий доступ к каждой странице сайта. Ввод-вывод данных должен осуществляется при помощи экранных кнопок с использованием манипулятора типа «мышь». Каждая ссылка должна определяться однозначно и вести к конкретному разделу сайта. Ссылки и кнопки должны быть обозначены и выделяться на фоне основного контента. Пользователь должен сразу получить доступ к информации, которая его интересует.
Устаревший дизайн является одним из наиболее заметных недостатков, т.к. именно внешний вид сайта, в первую очередь, привлекает пользователя. Сайт должен соответствовать современным тенденциям веб-дизайна: иметь привлекательную графику и цветовую гамму, привлекать внимание красочными изображениями и демонстрировать современные технологии создания дизайна веб-сайтов.
Визуальные требования к веб –сайту:
– создание фирменного стиля сайта заказчика по определенной цветовой схеме;
– разработка и использование логотипа учреждения в едином цветовом решении с дизайном веб-сайта;
– эстетика (композиция, сочетание текста с графикой, цветовая гамма, анимация);
– эргономика расположения элементов управления;
– обязательная визуальная поддержка действий пользователя – так называемый «интерактив» (визуальное отображение активных, пассивных и посещенных ссылок; четкое обозначение местонахождения пользователя) [5].
Кроме того, веб-сайт должен иметь адаптивный дизайн, чтобы адекватно отображаться на устройствах имеющих различную ширину экрана (ПК, планшет, смартфон). При изменении масштаба контент должен оставаться читаемым и не должна появляться полоса прокрутки.
Возможность скачивать информацию с сайта напрямую позволяет пользователям ознакомиться с прайс-листом, каталогом услуг, нормативными актами и прочими документами, которые разместит владелец сайта.
Стоит отметить, что, в первую очередь, разработка веб-сайта должна производиться с учётом потребностей его пользователей, и первым шагом при разработке веб-сайта является определение его назначения и целевой аудитории [6].
Рассмотрим соответствие приведенных ресурсов данным критериям.
3.1 "Беларусь. Факты"
Актуальность контента веб-сайта.
Новостной блок сайта дублирует ленту новостей информационного агентства БЕЛТА, тем самым обеспечивается непрерывный поток актуального новостного контента.В отдельную ленту выделена также актуальная официальная информация, опубликованная Министерством иностранных дел.
Однако внутренние разделы сайта не в полной мере наполнены актуальной информацией. Так, например, в разделе «туризм» представлены данные за 2011-12 гг. Многие внутренние разделы заполнены поверхностно.
Удобство навигации по сайту.
Навигация портала органична и практична. Включает в себя карту сайта, строку поиска в верхнем колонтитуле и вертикальное меню в «теле» документа.
Привлекательность дизайна.
Дизайн сайта выполнен современно и привлекательно. Логотип сайта и его дизайн выполнены единообразно, в светло-зеленых, светло-синих и белых тонах. Однако, в соответствие с теорией цвета, сочетание синего и зелёного цвета в дизайне является не очень удобным для восприятия.
Возможность скачивать материал напрямую с веб-сайта.
Правовые документы возможно скачивать напрямую с сайта.
Наличие адаптивных версий.
Существует мобильная версия сайта. Приложение для мобильных устройств не разработано.
3.2 "etobelarusdetka"
Актуальность контента веб-сайта.
Контент блога обновляется регулярно. Материалы сопровождают красочные иллюстрации.
Удобство навигации по сайту.
Навигация блога выполнена в виде горизантольного меню в «хэдэре». Так как сайт имеет простую структуру и содержит небольшой объем страниц, используемого навигационного комплекса достаточно для комфортного использования сайта.
Привлекательность дизайна.
Дизайн сайта выполнен выполнен минималистично, но в соответствии с требованиями и тенденциями. Цвета логотипа и дизайна сайта – белый и зелёный – хорошо сочетаемы. Важным элементом дизайна являются и иллюстрации к контенту, выполненные в виде комиксов.
Возможность скачивать материал напрямую с веб-сайта.
В соответствии с целевым назначением сайта, он не содержит материалов для скачивания.
Наличие адаптивных версий.
Существует мобильная версия сайта. Приложение для мобильных устройств не разработано.