Методические указания, рекомендации и другие материалы к занятиям

Модуль 1 – «Роль массовой информации в современном мире»

Модульная единица 1. «Понятие «массовая информация». Определение СМИ и их функции»

Учащиеся должны усвоить правовой подход к определению того, что следует понимать под средствами массвой информации, согласно «Закону средствах массовой информации РФ». Подробное изучение этого закона студекнт предпринимает самостоятельно. Нужно также добиться знания студентами того, какую информацию следует считать массовой, а также что СМИ призваны нести обществу. Учащимся необходимо понять, что СМИ можно классифицировать по-разному в зависимости от выбранного критерия: форма собственности, наличие /отсутствие цели получить прибыль, адресат, сфера распространения и др. На практических занятиях важно научить студентов пользоваться знаниями для определения того, является ли тот или иной объект средством массовой информации и для установления типов конкретных СМИ по всем критериям.

Модульная единица 2. «Принципы обеспечения информационной безопасности РФ и ее граждан»

Учащиеся должны понять, что для успешного выполнения СМИ своих общественных задач должны быть созданы определенные условия их работы и отношений с государством. В то же время деятельность СМИ может наносить определенный вред как обществу в целом, так и личности. Кроме того, нуждаются в разрешении конфликты, возникающие между разными СМИ и между ними и другими юридическими лицами. Студенты должны познакомиться с правовыми документами (см. выше), регулирующими функционирование медиасреды с целью обеспечивать наилучшие условия для работы СМИ и предупреждать отрицательные последствия деятельности некоторых из них. Модульная единица преподается в основном лекционно, так как задача студентов в данном случае ограничивается получением общего представления о проблемах и мерах их решения. Непосредственное знакомство с текстами законодательства о СМИ происходит в ходе самостоятельной работы студента, а их систематическое изучение может быть проведено в курсе «Правоведение».

Модуль 2 – «Жанры публицистических произведений»

Модульная единица 3. «Жанр как категория журналистского творчества. Информационные жанры печатной публицистики»

Студенты должны научиться различать типы информации, сообщаемой СМИ, в первую очередь печатными, чтобы на практике понимать разницу межу фактом, его оценкой, предположением, побуждением к действию или к воздержанию от него. Учащиеся знакомятся с определением понятия «жанр текста» и жанрообразующими факторами, чтобы понять, что выбор журналистом того или иного жанра для создания публицистического произведения не случаен, а нацелен на лучшее сообщение информации и зависит от сочетания целого ряда обстоятельств. Учащиеся также должны получить общее представление о том, что такое метод сбора информации, чтобы видеть разницу между тем, каким путем информация поступает к журналисту и тем, в виде какого сообщения она им опубликовывается.

Прежде чем приступать к изучению конкретных жанров, учащимся важно познакомиться с принципами их типологии, чтобы видеть связь между задачами и средствами создания произведений родственных по типу жанров.

Начинать изучение целесообразно с жанров печатной журналистики, так как письменный текст более доступен для анализа, чем аудио и аудиовизуальные произведения. Первыми изучаются информационные жанры, как более простые по своей информационной организации. Главная цель практических занятий – научить студентов профессионально определять жанры конкретных публицистических текстов в ходе просмотрового чтения и понимать, с какой целью следует прибегать к чтению текстов разных жанров, какого рода информация может быть получена при их более подробном чтении. Кроме того, в связи со своей специальностью бакалавры должны уметь оценивать перспективность создания текстов того или иного жанра для решения задач связей с общественностью.

Модульная единица 4. «Аналитические и художественно-публицистические жанры печатной публицистики»

В ходе лекций студенты должны понять, что назначение аналитических и художественно-публицистических текстов состоит не только в передаче фактических сведений, но и в выражении определенного взгляда на предмет сообщения. Далее учащимся нужно осознать различия между различия между рационально-логическим выражением мнения, преобладающим в аналитических текстах, и образной, присущей произведениям художественной публицистики. Важно также научить студентов различать типичный образ и словесный образ в художественно-публицистическом тексте, а также типичный образ в публицистике и типический в художественной литературе. На практических занятиях студенты должны достичь умений в ходе просмотрового чтения определять жанры текстов и оценивать возможности их использования для получения той ил иной информации и для решения задач свящей с общественностью.

Модульная единица 5. «Жанры радиожурналистики»

Материал данной модульной единицы в основном преподается лекционно. Студенты должны получить определение термина «радиожурналистика», получить представление о жанрообразующих признаках в радиожурналистике и о жанровых различиях ее произведений. На практическом занятии, проводимом с использованием звуковоспроизводящих устройств, преподаватель ставит перед учащимися задачу определить жанры прослушиваемых произведений, которые не должны вызывать больших трудностей при проведении их анализа.

Модульная единица 6. «Жанры тележурналистики»

Материал данной модульной единицы в основном преподается лекционно. Студенты должны получить определение термина «тележурналистика», получить представление о жанрообразующих признаках в тележурналистике и о жанровых различиях ее произведений. На практическом занятии, проводимом с использованием видеоустройств, преподаватель ставит перед учащимися задачу определить жанры просматриваемых произведений, которые не должны вызывать больших трудностей при проведении их анализа.

Модуль 3 – «Принципы и методы журналистского творчества»

Модульная единица 7. «Информационный повод, тема и авторский замысел»

Весьма важно добиться от студентов понимания разницы между широкой темой публицистического произведения, его узкой темой (предметом сообщения) и тем событием, которое стало информационным поводом для создания данного произведения. Кроме того, учащимся нужно глубоко осознать разницу между излагаемыми фактами, их оценкой, а также прогнозами, гипотезами, версиями, неизбежно сопряженными с интерпретацией фактов (домысливанием). Студенты должны понимать различия между домыслом, вымыслом и измышлением. Учащиеся должны понимать цели, с которыми журналист создает свое произведение, поднимаемые им проблемы и выдвигаемые идеи, что в совокупности с выбором жанра и примерного объема текста ложится в основу авторского замысла.

На практических занятиях учащиеся должны приобрести умения профессионального анализа печатного публицистического произведения для определения его информационного повода, широкой и узкой темы, проблемы, идеи и цели автора, а также для разграничения подаваемых в тексте фактов, их интерпретации и оценки.

Модульная единица 8. «Методы и навыки сбора и обработки информации»

Студенты знакомятся с традиционными и нетрадиционными методами сбора информации, приемами и уловками, которыми при этом пользуются журналисты, и получают представление о применяемом ими оборудовании. Студентом необходимо также изучить классификацию источников информации и степень их надежности. Далее учащиеся глубоко осознают различия между методами обработки информации, особенно между логическимихудожественно-образным, постигают цели их применения. На практических занятиях студенты приобретают умения определять, насколько это возможно в каждом конкретном случае, методы сбора информации, использованные журналистом, его источники информации, их надежность, и методы обработки информации.

Модульная единица 9. «Образ автора публицистического произведения. Взаимодействие автора с читателем»

Прежде всего студентам нужно в принципе уяснить отличия между личностью автора публицистического произведения и тем образом, в котором он стремится предстать перед своей аудиторией. Нужно знать типы образов автора и способы его создания, выражения автором своего «Я».

Студентам важно также познакомиться с основными «профессиональными журналистскими идеологиями» как способами взаимодействия автора с читателем в смысле вовлечения его в соразмышление: авторитарно-технократической, информационно-познавательной и коммуникативно-познавательной. Учащиеся, кроме исторической справки о времени преобладания этих идеологий, должны знать цели и условия их применения в современной журналистике. В развитие данной темы нужно осветить основные средства воздействия автора на читателя.

На практических занятиях студентам нужно научиться на примерах конкретных публицистических текстов определять образ автора, его идеологию, находить использованные им средства создания этого образа и воздействия на читателя.

Модульная единица 10. «Морально-этические нормы журналистики»

Студентам необходимо всесторонне ознакомиться с морально-этическими принципами журналистской деятельности, согласно «Международные принципы журналистской этики» (Прага, 1983) и на практических занятиях рассмотреть конкретные ситуации, в которых их актуальность особенно возрастает. Российские документы по журналистской этике студенты иузчают самостоятельно, отчитываясь перед преподавателем на практических занятиях.

Модуль 4 – «Форма и содержание печатного публицистического произведения»

Модульная единица 11. «Заголовок и лид»

Занятия по данному модулю носят преимущественно практический характер. Студенты знакомятся с типами заголовков и лидов и их назначением и приобретают умения определять их на примерах конкретных публикаций.

Модульная единица 12. «Виды композиции»

Занятия по данному модулю носят преимущественно практический характер. Студенты знакомятся с элементами композиции печатного публицистического произведения, ее видами и приобретают умения определять их на примерах конкретных публикаций.

Модульная единица 13. «Требования к основной части публицистического произведения»

Занятия по данному модулю носят преимущественно практический характер. Студенты знакомятся с требованиями к основной части печатного публицистического произведения, видами вступления и заключения и приобретают приобретать полученные знания для анализа конкретных публикаций.

Модульная единица 14. «Требования к речи публициста»

Занятия по данному модулю носят преимущественно практический характер. Студенты учатся применять знания, полученные в основном в курсах «Стилистика», «Риторика» для анализа речевой ткани конкретных публикаций с учетом также норм журналистской этики. В заключение изучения модуля целесообразно предложить учащимся самостоятельно подготовить публикацию по выбранной ими теме и в выбранном жанре и провести творческий разбор работ на занятии.

Модуль 5 – «Редакционно-издательский процесс, его обеспечение и продукция»

Модульная единица 15. «Редакция как организация, ее структура и принципы работы»

Изучение модульной единицы происходит преимущественно на лекциях. Учащиеся знакомятся с деятельностью редакции как предприятия: видами редакций по собственности, направлениями деятельности, видами структуры редакции, обязанностями ее должностных лиц, методами управления редакцией, планированием деятельности. На практических занятиях изучается сетевой график редакции. Собственно экономические стороны деятельности СМИ как предприятия студенты могут изучить в курсе «Экономика».

Модульная единица 16. «Основные этапы редакционно-издательского процесса»

Цель изучения модульной единицы – знакомство с этапами редакционно-издательского процесса через усвоение основных терминов, обозначающих те или иные действия по подготовке, изданию и распространению периодической печати. Кроме того студенты изучают популярные в прошлом и современные способы печати. На практических занятиях анализируется форма конкретных номеров периодических изданий.

Модульная единица 17. «Основные принципы профессионального оформления печатного периодического издания»

Занятия носят в основном практический характер. Студенты самостоятельно усваивают элементы оформления периодического печатного издания и применяют полученные знания для анализа оформления конкретных номеров периодических изданий на занятиях.

Модульная единица 18. «Место работы по связям с общественностью в редакционно-издательском процессе»

Назначение единицы поставить знания, навыки и умения, приобретенные при изучении двух последних модулей, в непосредственную связь с профессиональными задачами сотрудников по связям с общественностью редакций и других организаций. Занятия целесообразно провести как встречу со специалистами, занимающими соответствующие должности.

Модуль 6 – «Современный медиарынок. Виды СМИ»

Модульная единица 19. «Понятие и характерные особенности медиарынка»

В ходе курса студенты должны развить знания, полученные в курсе «Экономика», в направлении того, как организован рынок СМИ, основным товаром на котором является информация, производимая «индустрией свободного времени». Студенты должны познакомиться с современными тенденциями глобализации, концентрации и конвергенции, действующими на этом рынке. Необходимо изучить основные информационные агентства как главные поставщики информации и международные журналистские организации, отстаивающие права журналистов на медиарынке и способствующие их работе. В качестве самостоятельной работы учащиеся могут получить задание подробно описать медиарынок какой-либо страны.

Модульная единица 20. «Медиарынок Российской Федерации»

В продолжение изучения медиарынка студентам целесообразно подробно познакомится с организацией и особенностями отечественного медиарынка. В качестве самостоятельной работы им может быть предложено составить пресс-релизы отдельных российских СМИ и информационных агентств.

Модульная единица 21. «Электронные СМИ и журналистика»

На лекциях студенты знакомятся с организацией радио и телевещания и творческими приемами радио и тележурналистов. На практических занятиях целесообразно организовать анализ конкретных произведений с использованием аудио и видеотехники. Самостоятельно студенты изучают краткую историю радио и телевидения.

Модульная единица 22. «Интернет в работе журналиста»

В ходе изучения модульной единицы студенты развивают знания, полученные в курсе «Информатика» в направлении того, для чего Интернет может быть использован журналистом, в том числе какие сайты призваны способствовать работе журналиста, как определять надежность информации, получаемой из интернет источников, и др. Студенты должны познакомится с видами интернет-сми и в качестве самостоятельной работы выполнить пресс-релиз одного из них.

Программное обеспечение

Программа “Microsoft Office PowerPoint” на лекционных занятиях для презентации наглядных и табличных материалов, подготовленных преподавателями кафедры речевой коммуникации и связей с общественностью.

Наши рекомендации