Лекция 5. Реклама как вид информации
Понятие и виды рекламы. Общие требования к рекламе. Виды ненадлежащей рекламы: недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная, скрытая.
Ограничение рекламы отдельных видов товаров и услуг. Ограничения на рекламу алкогольных и табачных изделий, медикаментов и медицинских услуг, оружия и т.д. Ограничения, связанные с отдельными способами рекламы. Запрет сравнительной рекламы. Защита интересов несовершеннолетних при производстве и распространении рекламы.
Права и обязанности рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей. Права потребителей. Рекламные издания. Допустимые объемы рекламы в нерекламных СМИ.
Социальная реклама. Квоты для социальной рекламы. Спонсорство, соотношение понятий «спонсорство» и «реклама».
Основные понятия: реклама, ненадлежащая реклама, рекламодатель, рекламораспространитель, рекламопроизводитель.
Лекция 6. Отношения по поводу интеллектуальной собственности
Авторское право. Особенности регулирования информационных отношений институтом авторского права. Правовое регулирование информационных отношений при производстве и распространении произведений науки, литературы и искусства. Охрана авторских прав на программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральных микросхем.
Патентное право. Особенности регулирования информационных отношений институтом патентного права. Процедура получения патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец. Защита прав патентообладателя.
Основные понятия: авторское право, патент.
Лекция 7. Правовое регулирование библиотечного и архивного дела
Правовое регулирование информационных отношений в области библиотечного дела. Особенности информационных правоотношений, возникающих при производстве, распространении и потреблении библиотечной информации. Объекты и субъекты правоотношений института библиотечного дела. Права граждан и иных субъектов в области библиотечного дела. Право граждан на библиотечное обслуживание. Обязанности государства в области библиотечного дела. Особые условия сохранения и использования культурного достояния народов Российской Федерации в области библиотечного дела. Организация взаимодействия библиотек. Экономические аспекты библиотечного дела. Авторское право в деятельности библиотек.
Правовое регулирование информационных отношений в области архивов. Особенности информационных правоотношений, возникающих при формировании архивов, распространении и потреблении архивной информации. Объекты и субъекты правоотношений в области архивного дела и архивов. Правовой режим архивов. Государственное управление архивным делом в Российской Федерации. Хранение, комплектование и учет архивных фондов. Порядок доступа к Архивным фондам и использования архивных документов. Ответственность за нарушение законодательства об Архивном фонде Российской Федерации и архивах.
Основные понятия: библиотечная информация, архив, архивная информация.
Лекция 8. Правовые проблемы сети Интернет
Интернет как виртуальная среда. Особенности реализации информационных правоотношений в сети Интернет.
Особенности реализации права на поиск, получение и потребление информации в виртуальной среде Интернет.
Особенности создания и распространения документов, формирования информационных ресурсов и предоставления информационных услуг в сети Интернет.
Вопросы правового обеспечения информационной безопасности в среде Интернет. Государственная политика в области Интернет.
Основные понятия: интернет, информационный ресурс, домен.