Проблемы поддержания правовой защиты товарного знака.
Владельцы товарных знаков сталкиваются с рядом серьезных проблем в процессе владения, пользования и распоряжения этим видом промышленной собственности.
1. Утрата статуса товарного знака из-за превращения марочного названия в общеупотребительное слово. Названия многих предметов обихода являлись в прошлом товарными знаками, но они утратили свой правовой статус и перешли в разряд общеупотребительных слов. Среди них: пинг-понг (1904), термос (1914), холодильник (1922), целлофан (1935), бикини (1947), мопед (1955).
Защищать товарный знак и препятствовать его превращению в общеупотребительное слово просто необходимо, поскольку исключительное использование марок и символов позволяет компаниям-владельцам достаточно долго сохранять образ и долю на рынках. Путем проведения исследований можно определить мнение большинства потребителей и отстоять право на сохранение статуса товарного знака для очень распространенного названия, например, фирма Dupon провела тщательные исследования для сохранения товарного знака «Тефлон», в результате которых выяснила, что 68 % опрошенных потребителей рассматривают это название как марочное. Это позволило выиграть судебный процесс против японской фирмы, использовавшей название «Эфлон».
На зарубежных рынках превращение марочного названия в родовое создает для производителей серьезные проблемы. Это явление может либо содействовать, либо препятствовать успешному сбыту их продукции.
2. Пиратство. Не все страны мира являются участницами соглашений по защите прав на интеллектуальную собственность. Многие страны не придают значения выявлению или наказанию граждан, нарушающих права собственности. Разногласия по проблемам защиты собственности стали основной причиной неспособности прийти к соглашению во время прохождения Уругвайского раунда ГАТТ. Многие слаборазвитые страны возражали против соглашения о защите интеллектуальной собственности, поскольку штрафные платежи почти всегда поступали фирмам, базирующимся в промышленных странах.
Фальшивые этикетки и ярлыки украшают даже товары, не производимые компаниями-хозяевами. В случае производства качественных товаров «пиратами» крупные компании иногда заключают контракты, превращая их в законных поставщиков своей продукции. Однако гораздо чаще имеет место реализация некачественных и даже опасных подделок, например, в Англии дефектные детали тормозной системы были обнаружены на военных самолетах, в США от использования фальшивых транквилизаторов неоднократно погибали люди.
В рамках борьбы с пиратством развитые страны организуют тщательный контроль на границах, судебное преследование за подделку товаров, прекращают оказывать помощь тем странам, которые не присоединились к соответствующим международным соглашениям или не выполняют их условий.
3. Киберсквоттинг. Развитие современных технологий, в частности, в сети Интернет, привело к тому, что многие субъекты хозяйствования начинают активно использовать собственный веб-сайт, который является мощным средством маркетинга, а также предоставляют возможность непосредственно осуществлять торговлю через Интернет. Обычай делового оборота в сети Интернет показал, что большинство организаций или компаний называют свой ресурс по аналогии со своей торговой маркой или своим фирменным наименованием и представлены в Интернете доменами второго уровня.
Освоение Интернета вызвало волну активности в среде так называемых киберсквоттеров. Киберсквоттером называют персону или организацию, которая единовременно регистрирует большое количество доменных имен, после чего они не используются или выставляются на продажу. Суть киберсквоттинга заключается в недобросовестной регистрации имен, совпадающих с известными торговыми марками, знаками обслуживания и иными средствами индивидуализации, с целью последующего предложения приобрести их за более высокую цену.
Жертвами доменного пиратства уже успели побывать крупные международные компании, неправительственные организации и известные в мире люди. В частности, споры возникали вокруг таких доменов, как mcdonalds.com, umbro.com, madonna.com, juliaroberts.com и др.
В мировой практике урегулирования проблемы соотношения доменных имен и товарных знаков постепенно получает всеобщее признание правило, что не всегда использование в названии домена буквенного обозначения, совпадающего с неким товарным знаком, можно признать нарушением прав владельца товарного знака. Доказательствами недобросовестности регистрации могут служить обстоятельства, указывающие на то, что:
- ответчик зарегистрировал или приобрел доменное имя главным образом с целью продажи, сдачи в аренду или передачи иным образом заявителю, который является владельцем товарного знака или знака обслуживания, за деньги или иные ценности, превышающие подтвержденные расходы ответчика, прямо относящиеся к доменному имени;
- ответчик зарегистрировал доменное имя, чтобы помешать владельцу товарного знака или знака обслуживания отразить знак в соответствующем доменном имени при условии, что ответчик следовал такой модели поведения;
- ответчик зарегистрировал доменное имя, чтобы помешать деятельности конкурента;
- используя доменное имя, ответчик намеренно пытался привлечь пользователей Интернет к своему Интернет-ресурсу, создавая возможность того, что принадлежащий заявителю знак будет воспринят как имеющий отношение к источнику существования, финансирования, организационной принадлежности или одобрения ресурса ответчика, или продукции, или услуги, предоставляемой через ресурс ответчика.