Цели и методология коммуникационных проектов
Существует множество целей, которые может решить коммуникационный проект и методов, которыми можно их достигнуть. При создании такого проекта необходимо задать его структурообразующие параметры.
1. Доминирующий в проекте метод
По доминирующему в проекте методу проекты могут быть исследовательскими, творческими, ролево-игровыми, ознакомительно-ориентировочными и т. п. (табл. 1).
2. Характер координации проекта
Проекты могу быть с открытой и явной координацией, когда координатор проекта открыто выполняет свою функцию, направляя поисково-познавательную деятельность аудитории. Его функция понятна обучающимся. Также проекты могут быть со скрытой координацией, когда преподаватель официально не обнаруживает себя, а может выполнять роль одного из участников проекта и, тем самым, изнутри наблюдать за решением поставленной проблемы.
3. Характер контактов
Коммуникационные проекты могут быть внутренними (проводиться с участием учащихся одного класса, одной школы, а также с участием разных школ, разных городов) и международными (с участием представителей из разных стран).
4. Количество участников проекта
Проекты могут быть личностными (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах), парными (между парами участников), групповыми (между группами учащихся). Классификация проектов по доминирующему методу представлена в таблице 1.1.
Таблица 1.1 – Классификация проектов по доминирующему методу
Доминирующий в проекте метод | Описание |
Исследовательский | Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в т. ч. экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов |
Творческий | Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.) |
Игровой | В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая |
Информационные проекты | Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом |
Под интернет-проектом мы понимаем познавательную, поисковую, исследовательскую, творческую деятельность, направленную на решение обозначенной проблемы и достижение конечного результата, организованную на основе интернет-технологий. В этой связи видится целесообразным разработать типологию интернет-проектов, обобщив и дополнив существующие типологии коммуникационных проектов.
Таблица 1.2 – Типология интернет-проектов
Типологические признаки интернет-проекта | Типы проектов | |
Доминирующий в проекте метод | – Исследовательский, – Творческий, – Ролево-игровой, – Ознакомительно-ориентировочный | |
Характер координации проекта | – Непосредственный (жесткий, гибкий), – Скрытый (неявный, имитирующий участника проекта) | |
Характер контактов | – Локальный – Международный | |
Предметная область | – Монопредметные, – Междисциплинарные | |
Вид общения между участниками | – Свободная переписка, – Глобальный класс, – Электронные встречи, – Электронное обучение, – Ролевые игры | |
Платформа реализации проекта | – Веб 1.0 (форум, чат), – Веб 2.0 (интернет-блоги, вики-документы, подкасты) – Мобильные платформы | |
Язык реализации проекта | – Родной, – Иностранный – Смешанный | |
Цель использования сети Интернет | – Извлечение информации, – Общение между участниками проекта, – Создание и размещение продукта |
Рассмотрим основные особенности, характерные для интернет-проектов.
1. Платформа реализации проекта
Выбор платформы, на базе которой будет проходить реализация проекта (обмен информацией или создание продукта в сети Интернет), будет играть первостепенное значение при разработке технологии проектной деятельности. В зависимости от цели проекта, поставленной проблемы и ожидаемого результата проекты могут различаться по платформе, на основе которой они будут реализовываться. В частности, обмен информацией может происходить на основе сервисов Интернета первого поколения (Веб 1.0) – электронная почта, чат, почтовая группа, а также на основе сервисов Интернета нового поколения (Веб 2.0) – блоги, вики-документы, подкасты, видео-конференции или на базе мобильных приложений для iOS или Android. Каждый из сервисов имеет свою характерную специфику. В частности, если спецификой социального сервиса блогов является хронологическое размещение сообщений и невозможность вносить изменения в опубликованные сообщения, то данный сервис целесообразно использовать для организации или общего обсуждения проблемы, когда каждый из участников проекта высказывает свое мнение по обсуждаемому вопросу. Или, если сервис вики позволяет разным участникам проекта вносить изменения в общий документ, то данный сервис целесообразно использовать в качестве платформы для создания и размещения групповых проектов в виде веб-страничек, статей, репортажей и т. п.
2. Язык реализации проекта
В зависимости от цели проекта и цели обучения в процессе реализации проекта могут использоваться иностранный, родной или оба языка. Например, если в ходе проекта студенты должны контактировать с зарубежными партнерами по проекту и запросить необходимую информацию, то, безусловно, общение должно происходить на иностранном языке. В противном случае общения просто не состоится. Или если целью изучения языкового материала ресурсов сети. Несколько по-иному обстоит дело с формированием социокультурной компетенции аудитории. Некоторые ученые говорят о необходимости разрешать использовать родной язык при обучении культуре страны изучаемого языка. В частности, в своих работах П.В. Сысоев призывает к разумному использованию родного языка при изучении иноязычной культуры. Изучение культуроведческого материала о стране изучаемого языка на уроках ИЯ предполагает его использование с целью повышения иноязычной коммуникативной компетенции. Однако в зависимости от уровня владения и этапа обучения иностранному языку рекомендуется или переходить с иностранного на родной язык, или же использовать родной язык параллельно с ИЯ при описании и трактовке фактов и реалий изучаемой культуры. В некоторых случаях это может быть даже необходимо с целью избежания недопонимания и построения учащимися ложных стереотипов и обобщений. При этом частота использования родного языка при обучении культуре страны изучаемого языка не должна быть фиксированной, а, наоборот, должна зависеть от ряда объективных факторов (например, этапа обучения, возраста и способностей обучающихся).
В этой связи в зависимости от общего уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции при выполнении поисковых и поисково-исследовательских заданий обучающиеся наряду с иностранными сайтами могут использовать интернет-сайты на родном языке с целью лучшего овладения изучаемым аспектом культуры.
Дальнейшее же обобщение, анализ или презентация результатов исследовательской деятельности может проходить на изучаемом языке.
3. Цель использования сети Интернет
Проекты будут также отличаться в зависимости от того, для решения каких задач будет использоваться сеть Интернет. В интернет-проектах сеть Интернет может использоваться следующим образом:
– для поиска и извлечения необходимой информации.
Такие проекты могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Собственно поиском и извлечением необходимой информации и ограничивается использование сети Интернет в проектах подобного рода. Финальный продукт будет также существовать вне сети Интернет (сочинение, доклад на тему, диалог, дискуссия и т.п.).
– для общения между участниками проекта (телекоммуникационные проекты). Посредством сервисов Веб 1.0 (чат, веб-форум, электронная почта) и Веб 2.0 (блоги) происходит общение между участниками проекта.
– для создания и размещения продукта проекта на одном из сервисов Веб 2.0. Участники проекта могут разместить результаты совместной деятельности на одном из сервисов сети Интернет или в виде тематического текстового или видео блога, или вики-документа, или подкаста и т. п.