Протоиерей Николай Погребняк Приходские средства массовой информации
Место учения – святой храм. Однако пастырь везде,
где бывает народ и когда представится случай,
может и должен преподавать учение…
Святитель Тихон Задонский
Вынесенные в эпиграф нашей статьи слова святителя Тихона Задонского применительно к сегодняшним реалиям можно понимать так: священник может и должен проповедовать учение Христово через средства массовой информации – прессу, радио, телевидение, компьютерные сети.
Развитие приходской жизни рано или поздно ставит перед настоятелем задачу создания собственных приходских СМИ – приходского листка, газеты, православной передачи на местном радио или телевидении. Попробуем очертить круг вопросов, на которые призвана ответить приходская пресса. В любой, даже самый скромный сельский храм приходят со своими проблемами и скорбями люди, и им бывает нужна не только "скорая помощь" – утешение священника, но и такое слово назидания, которое они смогут прочитать и обдумать в домашней обстановке. Не всегда человек, впервые пришедший в храм, готов приобрести Евангелие, молитвослов и начать серьезную подготовку к исповеди; обычно таким людям нужен "православный ликбез". У людей маловоцерковленных, но все же стремящихся следовать традициям, часто возникают вопросы о датах церковных праздников и дней поминовений усопших, о начале и продолжительности постов, при этом православный календарь приобрести может не каждый. Поэтому на страницах приходского листка или газеты (а таких изданий в Московской епархии становится все больше) люди должны находить и проповедь священника, и помощь делающим первые шаги в духовной жизни, и рассказ о церковных праздниках, и многое другое, что можно назвать внутренней миссией Церкви. Примерно такие же задачи стоят перед священником, выходящим в эфир.
О том, с чего начинать, что делать в первую очередь, а чего не делать вовсе, мы и хотим рассказать.
Кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее (Лк. 14:28)? С этого вопроса, несомненно, следует начинать работу по созданию любого вида СМИ на приходе. Приготовьтесь к тому, что ваша работа со СМИ будет полностью относиться к расходной части бюджета: благовестие не может приносить дохода.
Самое простое и доступное, что может себе позволить приход в начале издательской деятельности, – выпуск небольшого приходского листка. Простота редакционной подготовки и доступность выпуска небольшого тиража средствами "малой полиграфии" дают возможность выпускать приходской листок практически любому храму – от кафедрального собора до скромного сельского прихода. Конечно, такие листки будут различаться – тиражом, объемом, периодичностью, даже оформлением, – но это будут все равно издания однотипные, адресованные прихожанам конкретного храма.
Какое минимальное оборудование требуется для выпуска приходского листка? Простейший компьютер и недорогая множительная техника. Продумайте, кто будет заниматься изданием приходского листка. Сам священник, настоятель храма, всю работу на себя взять не сможет. Он может и должен выполнять часть авторской работы, а главное, наметить некую идеологическую линию, которую следует тщательно выдерживать. А к редакционной подготовке можно и нужно привлекать тех людей из числа прихожан, кто имеет навыки работы с указанной выше оргтехникой.
Учтите, что для редактирования любого печатного органа нужен человек безукоризненной грамотности, хорошо владеющий русским литературным языком, это может быть прихожанин – учитель словесности. Но не забудьте о том, что за эту, незаметную с виду работу, надо платить; измученный проверкой бесконечных школьных тетрадок учитель, конечно, будет рад переключиться на что-то иное и помочь храму в таком важном деле как миссионерство, но нельзя все строить на одном энтузиазме: учителя – не самая зажиточная часть общества.
Проводя экономический анализ, т. е. выясняя, какую сумму надо будет потратить приходу на подготовку тиража одного номера будущего издания, начните с небольшого количества экземпляров. Не надо сразу завышать тираж: если в храме ведется регулярный подсчет прихожан, приходящих на каждое богослужение, то несложно определить, какое количество будущего приходского издания можно распространять. Следующий этап – определение затрат на весь тираж. Что входит в эти затраты? Кроме редакционных расходов (включая упомянутую корректуру) и затрат на подготовку иллюстративного материала, это будут расходы на бумагу и полиграфические услуги, а также на доставку тиража в храм.
Как правило, издатели станут убеждать вас, что будет выгоднее издавать ваш приходской листок большим тиражом. Это верно, чем выше тираж, тем меньше себестоимость, но при одном условии: полной расходимости. Когда вас пытаются уговорить сделать издание подешевле, вспоминайте совет из известной пушкинской сказки: "Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной…" Если же свое издание вы будете распространять бесплатно, а к этому и надо стремиться, то тираж надо определить достаточно точно.
Итак, вы решились выпускать свой приходской листок тиражом 500 экземпляров и собираетесь давать в него самую свежую информацию, т. е. такую, которая может устареть. Что можно печатать большим тиражом? То, что в принципе не устареет и будет иметь постоянный, хотя и не слишком большой спрос, например, противосектантские и миссионерские статьи, объяснение богослужений, апостольских и евангельских чтений, праздников и т. п. Для листков такого содержания можно закладывать тираж втрое или впятеро больший, но распространять вы их будете впятеро дольше.
Наконец, определились с тиражом и собрали небольшой коллектив энтузиастов. На первом заседании редакционной коллегии надо постараться определить общие характеристики издания: его периодичность, тираж, назначить постоянных ответственных за подготовку того или иного материала, сроки подготовки, т. е. график выхода издания. Оптимальная периодичность приходского листка – один раз в две недели.
Озаботьтесь сразу формированием "портфеля редакции": надо стараться иметь в запасе как можно больше интересных материалов не новостного характера, которые пригодятся вам, например, в период летних отпусков ваших помощников. Это может быть, к примеру, духовная поэзия – творчество ваших прихожан или малоизвестные материалы по истории вашего храма.
Клирики Московской епархии имеют благословение своего Правящего архиерея на самую широкую духовно-просветительскую деятельность и на своих приходах могут и должны использовать для этого все доступные средства. Но ставить гриф "По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия" можно лишь в том случае, если данное издание представлено на рассмотрение Владыки, лично им просмотрено и одобрено.
Не мучайтесь долго с выбором названия вашего издания. Ваш "Приходской листок" узнают и полюбят не за звучное название, а потому что вы в него душу свою будете вкладывать. Не забудьте указать в выходных данных вашу юрисдикцию – Московская епархия Русской Православной Церкви. Принято указывать не только название и местонахождение прихода, но и ответственных за данное издание лиц. Название "Приходской листок Никольского храма" мало о чем говорит: только в одной Московской епархии Никольских храмов около сотни.
Но вот макет будущего издания готов. Обязательно внимательно просмотрите его от начала до конца сами и дайте на проверку грамотному помощнику, желательно такому, который не работал с этим текстом. Просмотр "свежим глазом" поможет выявить опечатки, смысловые ошибки и неточности. Помните, что периодического издания, где не было бы ни одной ошибки, просто не существует. Когда-то известная газета "Правда" проходила до двенадцати корректур, и все равно в ней специалисты могли найти опечатки. Но все же в приходском листке количество ошибок надо стремиться свести к минимуму.
Когда все внимательно прочитано, первый номер вашего издания подписывается в печать. Постарайтесь просмотреть первые же оттиски: если вы печатаете свое издание в небольшой типографии, качество печати может оказаться невысоким. Если же оно вас устраивает, давайте "добро" на изготовление всего тиража. Если же есть серьезный полиграфический брак, добейтесь исправления прежде, чем начнется печатание тиража.
Тираж готов! Поздравьте всех своих помощников: это исторический день для всего прихода. Распространение нового издания можно начать с визита в местную администрацию, особенно если в номере есть социально-значимая информации. Обязательно давайте ваше издание в местные библиотеки, редакции муниципальных газет: можно договориться о том, чтобы местная пресса, имеющая, конечно, гораздо больший тираж, ваше издание анонсировала.
Обязательно объявите о выходе вашего издания с амвона. Поделитесь с соседями: ближайшие храмы и, конечно, центральный храм благочиния, должны регулярно получать ваше издание. Оставляйте определенное количество для своего архива (не менее трех экземпляров). Не забудьте представить обязательные экземпляры в Московское Епархиальное управление! По этому поводу был дан специальный циркуляр (№ 1429 от 23.05.05).
Несколько слов о том, чего не следует помещать на страницах вашего издания. Не перепечатывайте назиданий из "листков для народа", выходивших в позапрошлом (девятнадцатом) столетии. Если затронутая в них тема вам близка, постарайтесь изложить ее современным живым языком. Конечно, мы не имеем в виду святоотеческих наставлений: не надо пытаться изложить своими словами, к примеру, "Краткие мысли на каждый день года" святителя Феофана Затворника.
Будьте особенно осторожны в обличениях. Помните, что рассказывать о вреде сектантских лжеучений следует так, чтобы разоблачаемые вами сектанты не имели повода подать на вас в суд за "оскорбление чести и достоинства" или за клевету. Прежде чем помещать противосектантскую статью, посоветуйтесь со специалистами – прежде всего, из Епархиального отдела по миссионерской работе. Ваши статьи противосектантского характера должны быть строго православными, т. е. содержать не оскорбления в адрес заблудших, а богословский анализ их заблуждений.
Избегайте "православного мифотворчества", особенно когда речь идет о событиях масштабных, например, о якобы имевших место облетах на самолетах с чтимыми иконами Москвы и Ленинграда в декабре 1941 г., о крестных ходах на передовой перед решающим наступлением и т. п. Никакого исторического подтверждения эти вымыслы не имеют.
Избегайте саморекламы: ведя рассказ о святынях своего храма, не подчеркивайте их уникальность и древность, правильнее говорить о народном молитвенном почитании. Упоминание о том, что "в иконостасе храма сохранились уникальные иконы XVII века", привлечет скорее грабителей, чем богомольцев, а если вы напишете, что по понедельникам перед чтимым образом Матери Божией "Неупиваемая Чаша" совершается молебен с акафистным пением, то люди в ваш храм приедут помолиться.
Нельзя объять необъятного: в приходском листке совсем не обязательно перепечатывать информацию из центральной церковной прессы, например, из "Церковного вестника", – эту газету вполне можно почитать и в вашей приходской библиотеке. А вот рассказывать о делах своего прихода или благочиния надо достаточно подробно.
Наконец, подумайте, какую ваш приходской листок может иметь "изюминку". Ею может стать то, что вам особенно дорого, к чему вы имеете особое призвание: проповедь на тему праздничного евангельского чтения, советы по вопросам воспитания детей, ответы на вопросы прихожан, рассказы о новопрославленных святых. Но это должно быть постоянной рубрикой вашего листка.
Мы говорили до сих пор о приходском листке, но все сказанное вполне можно приложить и к изданию более солидному – приходской газете. Различия будут касаться формата – для газеты это обычно А-3, для приходского листка возможны форматы А-4 и даже А-5.
Несколько примеров рубрик, наиболее часто встречающихся в приходских листках и газетах. Кроме блока новостей это "Месяцеслов", "История нашего храма", "Детская страничка", "Поэтическая страничка", "Толковый молитвослов", "Осторожно, секта!". Если на вашем приходе часто бывают паломнические поездки, заведите и "Страничку паломника": здесь можно помещать не только отчеты о поездках, но и давать рекомендации начинающим паломникам. Как правило, пользуется популярностью рубрика "Вопрос-ответ": вопросы здесь можно задавать анонимно, а ответы часто бывают интересны не только вопрошающему, но и многим другим.
Что еще из СМИ, кроме приходского листка, может себе позволить приход? Православную страничку или рубрику в местной газете. На сотрудничество с Церковью муниципальная пресса сегодня идет охотно. Но есть здесь и свои "подводные камни": ваша страничка или рубрика в местной газете не должна затеряться среди обилия рекламного или развлекательного материала. Заранее оговорите с редактором газеты место расположения вашей рубрики. С ней не должны соседствовать, скажем, сводка астрологических прогнозов или фоторепортаж о проведении районного конкурса красоты. Периодичность появления православной рубрики (странички) в местной газете должна быть постоянной и, желательно, не реже чем раз в месяц. Если вы будете публиковаться реже – читатели о вас просто забудут.
Решиться на издание приходского журнала сегодня могут немногие, и дело здесь не только в материальных расходах: и редакционная подготовка, и полиграфия на порядок сложнее. В нашей краткой заметке мы ограничимся советом начинать не с журнала, а с приходского листка.
Не забывайте, что главная задача любого православного издания – содействовать человеческому спасению. Это главный критерий оценки вашего приходского СМИ, и не только печатного. А поскольку наша некогда "самая читающая в мире" страна читать стала гораздо меньше, поговорим о том, что сегодня пришло на смену чтению: это, конечно, телевидение.
В благочиниях Московской епархии сейчас успешно действуют несколько православных телевизионных проектов: только за минувший год суммарная продолжительность эфирного времени выросла вдвое и составляет более 35 часов в месяц. Но ведь паства-то у нас миллионная…
Поэтому надо использовать любую возможность создать православную передачу на муниципальном телеканале. И если такая возможность будет, отнеситесь к новому для себя делу с максимальной ответственностью.
Во-первых, не надо стесняться советоваться и перенимать опыт у тех, кто его уже имеет. Лучше учиться на чужих ошибках. При подготовке передачи, где вам предстоит быть основным действующим лицом, озаботьтесь созданием сценария – т. е. проекта того, что зрителю предстоит увидеть на экране. Режиссерский сценарий – не ваше дело: разбивкой на эпизоды, операторской и монтажной работой пусть занимаются специалисты (хотя и здесь вы можете внести свои предложения). А вот сценарий литературный – словесная модель будущего экранного произведения – должен создаваться при вашем активном участии. С помощью литературного сценария формируется "сверхзадача", которую вы перед собой ставите. Вы хотите посвятить свою передачу профилактике наркозависимости? Не забудьте, что сегодня любой подросток слышал о вреде наркотиков, но мало у кого находится сила воли противостоять соблазну. Видимо, в вашей телепередаче надо не только разоблачать наносимый наркотиками вред, но и показать, что Церковь помогает человеку выработать иммунитет к такого рода соблазнам.
Обязательно внимательно просматривайте отснятый материал! Когда готовится пилотный проект новой передачи, обращайте внимание не только на звучащий текст, но и на "картинку" (экранное изображение): там могут появиться досадные просчеты. Например, священник что-то говорит на фоне иконы, у которой не видно головы. Давайте "добро" на выход вашей программы в эфир только тогда, когда вы все внимательно просмотрели.
Но не успокаивайтесь на достигнутом, не надо почивать на лаврах! Будьте к себе построже. Тщательно следите за своей речью, избегайте подчеркнутых славянизмов, вне богослужебного контекста они звучат неоправданно и могут вызвать отторжение большей части потенциальных зрителей. Избегайте сложных конструкций с деепричастными оборотами, устной речи они вредят. Ни в коем случае не употребляйте часто звучащих с экрана ужасных выражений типа "хит сезона" или "бренд года". Разговорный язык перестает быть понятным через несколько десятилетий. Один пример. Кто сегодня знает, что такое эпроновец? А ведь у довоенных мальчишек мечта стать эпроновцем, т. е. водолазом "Экспедиции подводных работ особого назначения", была не менее популярной, чем в более поздние годы – стать космонавтом.
Будьте очень осторожны, обличая. Особенно когда ведете речь о деятельности протестантских конфессий, имеющих регистрацию в Московской области. Они, как правило, не имеют доступа к нашим муниципальным радио и телесетям, но тщательно отслеживают то, с чем выходим в эфир мы. Они не только хорошо осведомлены в действующем законодательстве о свободе совести и религиозных объединениях, но и подкованы в судебном отстаивании своих интересов. Не надо обличать их "в лоб": какие плохие баптисты, адвентисты и иже с ними, но вполне можно говорить о том, что конфессии протестантского толка не имеют исторических корней на Русской земле, не внесли сколько-нибудь заметного вклада в нашу культуру и искусство. Иногда можно отметить и причины их успеха: в отличие от нас, православных, они очень активны в социальном служении: охотно идут в больницы, ухаживают за лежачими больными. Но ведь нас гораздо больше! То, что они делают в больнице, обязаны делать мы! Если мы придем в больницу и раздадим больным иконки, а сектанты вымоют в палате пол и вынесут судно, кто послужил больше своему ближнему? Так что наша борьба с сектантами – активное служение страждущим. Согласитесь, что если противосектантская передача будет построена по такому принципу, сектанты в суд на вас не подадут, а у нас будет повод посмотреть на себя повнимательней.
Не надо одеваться для передачи так, как будто вы идете на официальный прием: камилавка в студии не очень уместна, да и под софитами вы в ней скоро потом покроетесь. А вот появляться в студии в подряснике неприлично: это нижняя одежда священнослужителя, выходить в ней на люди – значит проявлять неуважение к зрителю. Не надо стараться выглядеть подчеркнуто официально, например, приходить в студию с церковными орденами и медалями. Это уместно, только если в эфире вы появились в самый день награждения.
Держитесь скромнее, всегда помните, что "раскованность" священника на экране производит отталкивающее впечатление. Избегайте ложного пафоса, помните о специфике телевидения: на экране бывает гораздо заметнее, когда переигрывают.
Хотелось бы напомнить об одном свойстве священника: он должен быть благожелательным, и зрители должны это чувствовать. "Высокая акривия" может отпугнуть вашу потенциальную паству.
Обязательно предварительно побеседуйте с теми, с кем будете вместе участвовать в передаче. Они могут оказаться людьми, совершенно не знающими церковных реалий. К примеру, нередко ведущий передачу не знает, как произносится имя Святейшего Патриарха ("Патриарх Алексий" – ошибка, встречающаяся даже в речи корреспондентов центральных каналов). Скажите им и о том, что к православному священнику не принято обращаться "святой отец" – к сожалению, от телеведущих такое обращение приходится слышать нередко.
В заключение еще один совет: постоянно работайте над ошибками. Если возможность есть, просматривайте запись своих передач, ищите и исправляйте огрехи.
Еще один деликатный момент, касающийся взаимоотношений с коллективом и руководством студии. Вас могут попросить освятить студию. Хорошо? Да, но при условии, что в сетке вещания этой студии нет заведомо развращающих программ. Таковые в наше время, увы, встречаются.
Завершая разговор о работе со средствами массовой информации на приходе, упомянем и Интернет. Свои Интернет-сайты имеют многие монастыри и храмы; немало своих личных сайтов и у священников. В том, что Церковь призвана свидетельствовать о своей вере и посредством всемирной коммуникационной сети, сомнений не возникает. Выскажем лишь два коротких пожелания. Во-первых, запомнить: Интернет-сайтом придется заниматься постоянно, а во-вторых – прежде чем начнете им заниматься, постарайтесь внимательно ознакомиться с изданным "Церковным вестником" пособием: Лученко К.В. Православный Интернет. Справочник-путеводитель. М., 2004.
Наконец, последнее замечание. Работа с церковными средствами массовой информации потребует от вас постоянных вложений – материальных, конечно, тоже, но главное – в них надо постоянно вкладывать ваш труд, идеи, всю вашу душу. У апостола Павла об этом хорошо сказано: мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны (1 Сол. 2:8).