Резюме, сопроводительное письмо.

Лекция 6 (2 часа)

Тема 3.3. Способы самопрезентации на рынке труда

Вопросы к изучению:

1. Самопрезентация на рынке труда, самомаркетинг и самобрендинг.

2. Резюме как способ самопрезентации: виды, структура, требования к оформлению.

3. Сопроводительное письмо.

4. Портфолио студента: значение, структура, формирование.

5. Самопрезентация в Интернет. Участие в работе профессиональных сообществ и союзов. Формирование профессионального авторитета.

Самопрезентация на рынке труда, самомаркетинг и самобрендинг.

Важным элементом профессионального саморазвития является использование стратегии самомаркетинга –совокупности действий носителя рабочей силы, направленных на нахождение максимально благоприятных условий для накопления и использования человеческого капитала и охватывающих четыре элемента комплекса маркетинга: товар, цену, распределение, коммуникацию (4P: product, price, place, promotion).

Основным элементом стратегии самомаркетинга является стратегия товарной политики. Стратегия товарной политики в системе самомаркетинга призвана обеспечить преемственность мер по формированию различных уровней человеческого капитала, поддержанию его конкурентоспособности (противодействию «износу») на определенном уровне. Разработка и осуществление подобной стратегии требуют соблюдения следующих первоочередных условий:

1. Четкого представления о целях накопления и использования человеческого капитала на перспективу;

2. Хорошего знания рынка труда и характера его требований;

3. Ясного представления о своих возможностях и ресурсах в настоящее время и в перспективе.

Стратегия ценовой политикив системе самомаркетинга ориентирована на управление ценами и ценообразованием, с тем, чтобы трудоспособный индивид мог создать условия для реализации воспроизводственной функции цены рабочей силы. Решение наемного работника о том, какое количество и качество труда предложить, а, следовательно, какой размер цены рабочей силы получить, принимается под влиянием трех возможных эффектов: эффекта замещения, эффекта дохода, эффекта надежности будущих доходов (или ценности будущих трудовых выгод).

Стратегию распределительной политикив системе самомаркетинга следует рассматривать как долговременный курс действий трудоспособного индивида, включающих анализ возможных вариантов накопления и использования им человеческого капитала и разработку тех из возможных вариантов, которые обеспечат ему повышение своей конкурентоспособности.

Стратегия коммуникативной политикив системе самомаркетинга представляет собой долговременный курс целенаправленных комплексных воздействий трудоспособного индивида на внешнюю и внутреннюю среду рынка труда, прямо или косвенно способствующих достижению основной цели самомаркетинга.

Резюме, сопроводительное письмо.

Резюме – это специфическая форма представления собственной биографии и профессиональных достижений, часто требуется при приеме на работу. Выполняется самостоятельно по выданным заранее рекомендациям с последующим выявлением возможных недостатков. Объем резюме – 1 страница.

Резюме – это оповещение соискателем потенциального работодателя о своих качествах, достоинствах, преимуществах и заслугах.

Резюме должно быть четким, конкретным, коротким, нацеленным на конкретного работодателя и отвечающим на вопрос: зачем именно этой компании нанимать именно Вас и именно на эту должность?

Посмотрите на рекламу крупных компаний. Она длится не более 1 минуты, а зачастую укладывается в 30 секунд. И за это время она должна решить одну главную задачу – привлечь внимание потенциального клиента к товару, который эта компания продает, чтобы он позвонил или пришел в компанию, где его встретят с распростертыми объятиями и завершат продажу. И в эти сжатые сроки рассказывается лишь об одном: чем этот товар или услуга может быть полезна конечному потребителю.

Ту же самую задачу должно решать и резюме. Вряд ли кто-то будет тратить на его просмотр более 2-х минут. Если и будут, то только в одном случае – если резюме действительно чем-то заинтересует работодателя. И если за одну-две минуты оно ничем не зацепит взгляд работодателя, то второй раз его, скорее всего, никто и никогда не откроет.

Резюме – это не автобиография, это маркетинговый инструмент, продвигающий соискателя и его трудовые умения и навыки, опыт и знания перед работодателем на рынке труда. Оно не должно рассказывать все о соискателе. Оно должно всего лишь заинтересовать работодателя, чтобы он пригласил его на собеседование, на котором соискатель уже и раскроет весь свой потенциал и возможности.

Примерная форма резюме

Фамилия, имя, отчество контактная информация (адрес проживания, мобильный телефон, E-mail)
Цель Должность, на которую претендуете, пожелания по поводу будущей работы
Образование (в обратном хронологическом порядке) Период обучения (годы), наименование образовательного учреждения, специальность, квалификация, степень, направление (заполняется по диплому) Указываются все виды основного образования (среднее, высшее)
Опыт работы (в обратном хронологическом порядке) Период работы (месяц, год), наименование работодателя, должность (можно указать основные обязанности и реализованные проекты) Указываются все периоды работы или те, которые имеют отношение к цели
Профессиональные компетенции (умения и навыки) Программное обеспечение (названия компьютерных программ, которыми владеет соискатель). Иностранные языки с указанием степени владения: со словарем, читаю и могу объясняться, владею свободно Другие профессиональные навыки, имеющие отношение к цели
Дополнительные сведения Законченное дополнительное образование (курсы, тренинги – указывается в соответствии с целью резюме) Наличие водительских прав с указанием категории Общественная активность (членство в партиях, общественных организациях) Наличие спортивных достижений (мастер спорта, кмс с указанием вида спорта)
Интересы Хобби и занятия в свободное время (указывает на внутренний мир соискателя, качество его жизни)
Личные сведения (по желанию) Возраст, семейное положение, наличие детей, гендерная ориентация, национальность (не имеет отношения к требованиям по вакансии в силу дискриминационного характера сведений)
Личные качества (необязательно) Перечень личных качеств (указывает только на уровень самооценки, не является объективным доказательством)

Наши рекомендации