Выбор района и нитки маршрута. итоги похода.
Сведения о материальном оснащении группы.
Снаряжение.
Личное специальное снаряжение.
Пешая часть: 1. Альпеншток. 2. Каска. 3. Перчатки или рукавицы. 4. Страховочная система с блокировкой. 5. Петля для схватывающего – 2 шт. 6. Жумар. 7. Карабины – 3 шт. 8. Спусковое устройство. | Водная часть: 1. Каска. 2. Спасжилет. 3. Перчатки. 4. Гермомешки – 2 шт. |
Альпенштоки планировалось использовать при прохождении крутых осыпных и травянистых склонов (перевалы Авачинский, Пиначевский, Корякский, вулкан Авачинский), на переправах, для поддержания равновесия при движении. Часть участников в качестве альпенштоков использовала сдвоенные лыжные палки, остальные участники использовали прочные деревянные палки, сделанные в походе.
Каски планировалось использовать на камнепадоопасных участках пешей части маршрута при восхождении на Корякский вулкан по маршруту 1Б-2А, при восхождении на вулканы Арик и Ааг (1Б-2А).Но, т.к. погодные условия не позволили пройти технические участки пешей части маршрута , то и каски нами использовались только на водной части – на реке Левая Авача и при прохождении порогов реки Быстрой и Левой Авачи.
Каски должны были удовлетворять требованиям и для пеших походов , и для водных. Каски для сплава годятся и для пешей части. Многие скалолазные модели и, тем более, строительные каски, для сплава не годятся, т.к. не закрывают от ударов виски, недостаточно предохраняют лицо от фронтального удара. Нами использовались в походе каски для водного слалома.
Перчатки, в основном, использовали рабочие с пупырышками со стороны ладони (наиболее дешёвые и доступные). Они удобные, но их прочности хватает на одну неделю работы, а при интенсивном использовании они рвутся гораздо быстрее. Перчатки использовали и на пешей, и на водной части маршрута. Поэтому надо брать каждому участнику несколько пар. Это неудобно, но лучшего варианта по соотношению - цена-качество-функциональность - нам пока неизвестно.
Страховочные системы, блокировки, петли для схватывающего узла, карабины, спусковые устройства, жумары планировали использовать при восхождениях на вулканы 1Б-2А к.тр. В связи с переходом на запасной вариант, группа отказалась от восхождения на вулканы Корякский, Арик и Ааг, поэтому данный вид снаряжения на маршруте не использовался.
Спасжилеты использовались на всём протяжении водной части маршрута. Конструкция спасжилетов должна обеспечивать удержание головы человека над поверхностью вспененной воды. Группа имела жилеты с набивными элементами плавучести фирмы «Тритон» и самодельные надувные спасжилеты объёмом до 18 л.
Гермомешки использовали разной конструкции, из разных материалов. Часть мешков - самодельная, часть - «фирменного» производства. Все гермоупаковки обеспечили защиту вещей от намокания. На данном маршруте оверкиль для катамарана в подготовленной группе крайне маловероятен, поэтому при сплаве на катамаранах основное требование к гермоупаковке – это защита от брызг и дождя.
Общественное специальное снаряжение.
Пешая часть: 1. Верёвка осн. 40 м – 3 шт. 2. Верёвка всп. 40 м – 1 шт. 3. Крючья ск. – 3 шт. 4. Петли – 6 шт. 5. Карабины – 6 шт. 6. Топор (вместо ск.молотка) – 2 шт. | Водная часть: 1. Катамаран 4-х местный – 3 шт 2. Катамаран 2-х местный – 1 шт. 3. Комплекты вёсел на каждое судно + 4 запасных весла = 18 шт. 4. Спасконцы – 4 шт. |
Веревки основные, вспомогательные, петли, крючья, карабины предполагалось использовать при прохождении восхождении на Корякский вулкан (1Б-2А), вулканы Арик и Ааг (1Б-2А). В связи с переходом на запасной вариант, группа отказалась от технических восхождений, и данный вид общественного снаряжения не использовался.
Топор, помимо основного назначения, предполагалось использовать для забивки и вынимания своих крючьев. В этом качестве не использовался.
Катамараны 4-х местные и 2-х местный. Т.к. суда для сплава мы везли с собой в самолёте (разрешённый вес багажа – 30 кг, включая ручную кладь), то основное требование к катамаранам – это наименьший вес. Поэтому мы взяли с собой самодельные катамараны простой конструкции, позволяющие использовать самодельную деревянную раму из жердей, срубленных на месте. Внутренние баллоны у катамаранов изготовлены из материала под названием «чернуха». Вес катамаранов составил: 4-х местного – 22-24 кг, двухместного - 12 кг.
Подсчитав общий вес всего снаряжения, мы выяснили, что можем взять с собой одну раму из дюралевых труб (вес 12 кг). На маршруте наличие дюралевой рамы позволяет меньше рубить деревьев при изготовлении каркаса. Кроме того, в месте начала сплава по Левой Аваче строительного материала мало, там растёт только достаточно корявая Каменная берёза. Рекомендуем раму на Левую Авачу привозить с собой.
Вёсла использовались двух типов: с лопастью из углепластика и из пластика. Годятся любые.
Спасконцы применялись фирмы «Тритон». Спасконец размещался на каждом катамаране. Случаев для их использования не возникло.
Таким образом, на маршруте не использовались основная верёвка, крючья, петли, карабины по причине перехода на запасной вариант. Т.е. из специального снаряжения для прохождения пешей части нашего маршрута понадобились только альпенштоки и перчатки. На водной части маршрута специальное снаряжение использовалось по назначению в полном объёме.
Гидрокостюмы мы с собой не брали с целью экономии веса снаряжения и потому, что без них вполне можно обойтись. Группам, менее связанным с экономией веса снаряжения, можно рекомендовать иметь гидрокостюмы или элементы гидрозащиты (неопреновые шорты, носки, тапочки и пр.). Это несомненно повысит комфортность сплава.
С учётом сделанных замечаний, рекомендуем группам, планирующим аналогичные маршруты, наш подход в подборе специального снаряжения.
Из особенностей бивачного снаряжения обращаем внимание на костровое снаряжение. Собираясь в поход, мы решали: «Чему отдать предпочтение? Тросику или таганку?», «На сколько необходимы примуса на маршруте?». Брать лишнего не хотелось.
По первому вопросу наша рекомендация однозначна – надо брать таганок, на котором могут свободно поместиться не только каны, но и противень, сковорода или коптильня.
По второму вопросу можем рекомендовать следующее. Если использовать примуса, то лучше брать бензиновые, потому что на месте бензин купить можно везде без проблем, а туристские газовые баллоны мы не видели в магазинах вообще (но мы и не занимались их поиском). Напомним, что провоз бензина или газа в самолёте категорически запрещён!
Можно ли обойтись на нашем маршруте без примусов? Можно, но следует учесть, что граница кустарниковой растительности проходит на высоте около 800 метров над уровнем моря. В местах популярных ночлегов дров мало, а режим «природного парка» позволяет останавливаться только на организованных стоянках. Переход от Авачинского приюта до верховья ручья Лев. Налычева (22 км) проходит на высоте 800-1000 метров, дров на этом переходе нет.
Мы использовали бензиновые примуса фирмы «Примус» при ночлегах на Авачинском приюте (2 раза), на ночлеге в верховьях ручья Лев. Налычева, а также при приготовлении пищи в городе Елизово.
В отчёте группы клуба «Азимут» за 1999 год отмечено, что дров на бивачных местах по реке Быстрой (Малкинской) мало и они некачественные (один раз эта группа вышла из лагеря без завтрака). При сплаве нашей группы по реке Быстрой дрова нашлись везде, их качество нас вполне удовлетворило. Хотя для небольшой группы (2-4 человека) при сплаве по Быстрой возможно, рациональнее вместо поиска дров, использовать примуса.
Больше половины дней, проведённых на маршруте, были с дождём, поэтому в походах по Камчатке серьёзное внимание следует уделить защите от дождя – каждому необходимо иметь хороший плащ, пончо или непромокаемую куртку-накидку.
Пешая часть маршрута показала, что с самого начала августа условия прохождения перевалов могут быть совсем не летние. Поэтому в личном снаряжении рекомендуем не пренебрегать тёплыми вещами и иметь с собой на маршруте тёплую шапку, рукавицы, куртку. На водной части маршрута иногда также было прохладно, особенно по ночам.
Палатки для водной части маршрута годятся любые, главное, чтобы они не промокали. Для пешей части, помимо этого, следует обратить внимание на ветроустойчивость палаток, т.к. на границе кустарниковой зоны (или выше) могут быть сильные ветра.
Выполниил Сычёв Дима.
Питание.
Имея ограничения по весу багажа, мы были вынуждены отказаться от закупки большинства продуктов в Москве. С собой мы везли продукты на первую часть маршрута – пешую. Продукты на водную часть маршрута закупали на месте.
Ассортимент продуктов в магазинах города Елизова достаточно разнообразен. Цены, как правило, раза в полтора выше, чем в Москве. Из докупленных продуктов невысокого качества оказалась сырокопчёная колбаса. Поэтому рекомендуем сырокопчёную колбасу, по возможности, везти из Москвы.
Раскладка продуктов была составлена в соответствии с существующими методическими рекомендациями для спортивных туристских походов.
Было предусмотрено трёхразовое питание. В дни прохождения перевалов вместо горячих обедов были запланированы перекусы. На пешей части маршрута, в целях экономии веса, использовалось сухое молоко, сублимированное мясо, соевое «мясо», частично - заменитель сахара.
Хорошим подспорьем, разнообразившем меню, был подножий корм. Сюда входили блюда из грибов, (в основном подосиновики, белые), красная рыба, ягоды (больше всего - жимолость). На водной части маршрута дополнительно к основной раскладке мы имели 1 кг крупной соли (для соления рыбы), 1 л подсолнечного масла, разнообразные специи, 1 кг пшеничной муки, 1 кг лука, 0,5 кг соли (для жарки рыбы и грибов), 1 кг сахара (для блюд из жимолости). На пешую часть дополнительно к основной раскладке, мы брали только немного (около 100гр) соли, специи и лук (0,5 кг).
К особенностям раскладки следует отнести то, что на водной части маршрута часть продуктов использовалась в жестяных банках (сгущённое молоко, тушёнка). Предпочтение отдавалось банкам, сгорающим в костре. Несгорающие банки обжигались и закапывались. Питание – 3-х разовое, горячее. На все дни сплава в начале маршрута закупался хлеб. На пешей части использовали частично хлеб (2 дня) и сухари (остальные дни).
На приюте Налычево имеется круглосуточно работающий магазин. В ассортименте, в основном, импортные сладости, шоколад и спиртное. Цены в 3-4 раза выше, чем в Елизово. Здесь мы ничего не докупали. Кроме того, имеется магазин на Малкинских горячих источниках. Ассортимент продуктов похож на предыдущий, цены - как в Елизово. Здесь мы докупили немного соли. Других возможностей закупки продуктов по ходу маршрута нет.
Вес продуктов на пешей части составил 600 грамм на человека в день.
Вес продуктов водной части составил 750 грамм на человека в день.
Питание, организованное таким образом, было необходимым и достаточным для прохождения маршрута и может быть рекомендовано другим группам.
Выполнила Минаева Ярослава.
6.3 Расчёт веса рюкзака и меры по снижению его веса.
Вес рюкзаков для нас имел существенное значение при посадке в самолёт и на пешей части маршрута.
В самолёт (Боинг 767) допускается багаж до 30 кг (включая ручную кладь), вес одного места не должен превышать 30 кг, габариты по сумме 3-х измерений не должны превышать 200 см. Превышение этих параметров оплачивается дополнительно почти по 200 рублей за кг.
Поэтому мы сразу решили большую часть продуктов закупать на месте. Взяли наиболее лёгкие катамараны. В отношении остального снаряжения соблюдали принцип – ничего лишнего, минимальный вес, максимальное качество. В итоге контрольный завес показал, что мы можем взять с собой одну раму для катамарана.
Для распределения снаряжения и формирования рюкзаков (упаковок) важно знать, как считается вес при посадке в самолёт группы: общим весом или на каждый билет в отдельности?
Изучение правил перевозки багажа и предварительная консультация в аэропорту ясного ответа на этот вопрос не дала. Всё зависит от конкретной бригады, принимающей багаж.
В итоге мы сдали багаж общим весом, не было проблем и с каркасом (длина труб 200 см).
На пешей части маршрута мы использовали лёгкие сублимированные продукты (мясо говяжье, мясо свиное, творог). Вместо хлеба использовали сухари. Не использовались продукты в металлических банках и, тем более, в стеклянных. В дни готовки на примусах в меню были предусмотрены продукты быстрого приготовления (например, картофельное пюре). Это позволило взять на маршрут минимальное количество бензина (расход бензина в дни готовки составил 65 грамм на чел\день).
Весь маршрут похода состоял из трёх участков: два водных участка (сплав по реке Быстрая и сплав по рекам Левая Авача и Авача) и пешеходный участок. Переезды между участками маршрута осуществлялись на машине. Между участками маршрута в городе Елизово закупались, упаковывались, фасовались и распределялись продукты.
По ходу сплава по реке Быстрая встретили магазин при горячих Малкинских источниках. А по ходу пешей части – на приюте Налычево. Ассортимент обоих магазинов рассчитан для отдыхающих, в основном это сладости и спиртное. В магазине на Малкинских источниках мы приобрели только немного соли (фасовка по 0,5 кг), т.к. своей мы поделились на маршруте с рыбаками. Других докупок по ходу маршрута не проводилось.
В итоге вес рюкзака составил:
При выходе на пешую часть маршрута: | |||
В среднем | У юношей, мужчин | У девушек, женщин | |
Общественное снаряжение | 4,4 кг | 6,6 кг | 3,0 кг |
Личное снаряжение | 8,5 кг | 8,5 кг | 8,5 кг |
Продукты | 4,4 кг | 6,6 кг | 3,0 кг |
Итого | 17,3 кг | 21,7 кг | 14,5 кг |
Распределение веса на водной части не приводим, т.к. оно не имеет принципиального значения.
Выполнила Хохлова Наташа.
Медицинское обеспечение.
Состав аптечки был сформирован на основе общепринятых рекомендаций для пеших и водных путешествий.
Аптечка состояла из двух частей: базовой и мобильной. Базовая хранилась в рюкзаке, а мобильная в клапане и бралась во все радиальные выходы. Мобильная аптечка включала в себя: перевязочный материал, болеутоляющие средства, валидол, антисептические средства.
Серьёзных заболеваний или травм на маршруте не было. Другие случаи: потертости, мозоли – для помощи использовали пластырь бактерицидный, рулонный; ссадины, царапины - обрабатывали йодом, затем пластырь; головная боль – анальгин или другое болеутоляющее средство.
С помощью имеющейся аптечки была оказана помощь во всех случаях по ходу маршрута.
Выполнила Иванникова Мария.
Выводы и рекомендации.
Выбор района и нитки маршрута. Итоги похода.
Камчатка! Кто из туристов не мечтает когда-нибудь побывать там. Конечно, ехать на Камчатку лучше тогда, когда за плечами достаточно богатый туристский опыт. Тогда уникальность этого региона предстанет перед вами во всей красе. Поэтому, планируя район похода для 6-го года занятий нашей туристской группы и имея за плечами водные, горные, пешие и лыжные маршруты 3-4 к.с., мы подумали что пора, пора готовить маршрут по Камчатке. И его можно рассматривать, как некоторый итог занятий спортивным туризмом в детском клубе.
При выборе маршрута похода мы руководствовались следующими соображениями:
- Маршрут похода, по возможности, должен охватывать максимально большой район, быть ознакомительным;
- Необходимо поближе познакомиться с вулканами;
- Хотелось своими глазами увидеть ход красной рыбы на нерест;
- Все подъезды и отъезды должны осуществляться автомобильным транспортом на расстояние не более 200-300 км;
- Пройденный маршрут должен заполнить некоторые пробелы в современной информации о спортивных походах в этом регионе.
Планируя маршрут, мы столкнулись с большим дефицитом информации. В интернете, в основном, имеется информация о турах коммерческих турфирм очень краткого содержания, без технических подробностей. В библиотеке ФСТ-ОТМ имеется несколько отчётов о маршрутах, пройденных в 70-х, 80-х годах прошлого века и два отчёта 90-х годов. Информация в них, порой, недостаточно качественная и во многом (например, транспорт) устарела. Из современных маршрутов в библиотеке ФСТ-ОТМ имеется только отчёт руководителя Солода С.С. о пешем походе по южной Камчатке. В библиотеке Мосгорсютур есть три отчёта руководителей Либермана М.А. (пеший маршрут 2 к.с.), Лурье В.А. (пеше-водный 3 к.с.) и Шахновича В.И. (пеший 1 к.с.). Так же нам удалось ознакомиться в библиотеке ТССР с материалами о походах руководителя Налобина В.А. из Уфы, совершённых в 2002, 2003 г.г.
Проанализировав имеющуюся информацию, мы спланировали комбинированный пеше-водный маршрут. К сожалению, маршрут в спортивном плане, имеет явный недостаток, он состоит из трёх независимых частей. Но, на наш взгляд, позволяет максимально полно решить поставленные выше задачи.
Всего пройдено активным способом 409 км. Суммарную сложность сплава по рекам Быстрая, Левая Авача и Авача можно оценить 2-3 к.с. Сложность пешей части маршрута соответствует 2 к.с. Поэтому в целом, согласно методики ТССР, маршрут можно оценить как комбинированный (пеше-водный) 3 к.с.
Пройден и описан (наверное, впервые) 55 км-й участок сплава по реке Быстрой от посёлка Ганалы. Можно уверено рекомендовать включение этого участка в спортивный сплав по реке Быстрой. Уточнена информация по остальному участку сплава по реке Быстрой. Продолжительность традиционного сплава от притока Поперечный до Большерецкого моста 3-4 дня. С дополнительным участком – 6-7 дней, протяжённость 153+рад.5 км, что ближе к нормативу 2 к.с.
Уточнена информация по заезду к среднему течению реки Левая Авача и по сплаву по этой реке и реке Авача от кордона «аквариум» (местное название).
Представлено описание Корякского перевала, современное состояние подъездов, троп и переправ по ходу пешей части маршрута.
Представлен подробный фотоматериал и откорректирован картографический материал по маршруту похода. Представлены схемы порогов реки Быстрой (наверное, впервые).
Получена информация (консультация у гида-проводника) о восхождении на Корякский вулкан по маршруту 1Б к.тр. Маршрут является физически трудоёмким (набор высоты от приюта – 2600 м), не рекомендуется для многочисленных групп (максимально – 6-8 человек), требует применения кошек, ледорубов и перил на ледобурных крючьях. Желательна организация промежуточной ночёвки.
Интересные объекты.
Спросите любого – Что такое Камчатка? Ответят: это вулканы, гейзеры, красная рыба и медведи. Да! Всё это, кроме гейзеров, было на нашем маршруте в достаточном количестве. Мы взошли на вулкан Авачинский (действующий), наблюдали вулканы Корякский, Арик, Ааг, Дзендзур (действующий), Жупановский (действующий) и др.(Всего вулканов на Камчатке около 300, 29 считаются действующими). Знаем, как идёт на нерест красная рыба, как на неё охотятся медведи.
Гейзеры сосредоточены практически в одном месте. Это долина Гейзеров в Кроноцком заповеднике. Официальное посещение их только через коммерческую турфирму. Цена формируется законами рынка. В настоящее время вертолётная экскурсия (а других и нет) стоит 500 у.е. с человека при полной загрузке вертолёта (летает только фирма Кречет). Для большинства российских граждан (в том числе и для нас) такие цены не приемлемы. Но фирмы не плачут, им хватает иностранцев и богатых русских.
Есть миниатюрный аналог долины Гейзеров около Мутновской ТЭС (посещение свободное), мы планировали там побывать, но невозможность, в этом году, попасть в верховья Опалы (Мутновский вулкан и Мутновские гейзеры мы планировали попутным с Опалой посещением) заставила нас отказаться от посещения этого уголка. Камчатки.
К интересным объектам, несомненно, следует отнести горячие и минеральные источники. Их количество на Камчатке исчисляется сотнями. По ходу нашего маршрута мы посетили Малкинские горячие источники (автомобильный подъезд, оборудованы купальни, проживание в палатках или в домиках), Налычевские горячие источники (тропа 44 км, вертолёт, оборудованные купальни, проживание в палатках или в комфортных домиках приюта). Провели экскурсию с посещением Паратунских горячих источников (бассейн с регулируемой температурой, возможно проживание в отеле, инфраструктура услуг). Особенное удовольствие доставило купание в Налычевских горячих источниках. Ради этого стоит преодолеть 44 км по тропе через перевал!
Из питьевых минеральных источников (нарзаны) мы пробовали Малкинский нарзан (построен завод, оборудован доступный всем источник рядом с заводом), Аагский нарзан (на источнике небольшой домик), Изотовский нарзан (не оборудован). Все нарзаны очень понравились.
Растительность Камчатки во многом тоже необычная. Здесь растёт не виданная нами ранее Каменная берёза. Это дерево очень плотное, прочное и тяжёлое. Действительно, как камень. Ботаник найдёт здесь десятки интересных, уникальных растений. Особенно богат разнообразием растительности Налычевский Природный Парк (из мест, посещённых нами). Взгляд туриста в первую очередь выделит то, что заросли некоторых растений (шеломайник, борщевик и др.) достигают высоты 2-3-3,5 метра. Передвигаться по таким зарослям довольно сложно даже по тропе. А если ещё пройдёт дождь….
Мы посетили также интересные места в городе Елизово (краеведческий музей, музей Совета ветеранов, зоопарк). Преподаватель Центра детского творчества города Елизово провела 2-х часовое занятие-экскурсию посвящённую коренным народам Камчатки. В Петропавловске-Камчатском посетили краеведческий музей, Авчинскую бухту, Никольскую сопку и батарею Максутова (героическая оборона 1854 г), музей при институте Вулканологии, памятные места, связанные с видными людьми, экспедициями, изучавшими Камчатку (В.Беринг, Ж.-Ф.Лаперуза, Д.Кук и др.). Полный список музеев приведён в разделе 2.
Отдельный разговор относительно Камчатских медведей. Медведя можно встретить везде, особенно у рек. Ни один маршрут не может обойтись без встречи с медведем. Все эти встречи, конечно, очень запоминаются, о них можно долго и много рассказывать. Но чтобы эти встречи не имели нежелательных последствий, надо соблюдать определённые правила поведения при встрече с медведем. Об этом подробнее сказано в разделе 2.
Познавательное значение похода.
Участники нашей группы на Камчатке в первый раз. Поэтому все встречи для нас были интересными и познавательными – и природа Камчатки и история этого края.
Мы узнали много нового об экспедиции В.Атласова (присоединение Камчатки к России в 1697 г), 1-й и 2-й экспедициях В. Беринга, экспедициях других исследователей. Узнали о прошлой и современной жизни коренных жителей Камчатки – коряков, ительменов, эвенов, чукчей, о героической обороне Петропавловска-Камчатского в 1854 году, об участии камчадалов в Великой Отечественной войне, о современной жизни на полуострове.
Природа Камчатки уникальна. Мы в этом убедились, пройдя наш маршрут. Вулканы, ледники, леса, реки, животный мир, горячие источники, нарзаны – обо всём этом мы получили новые знания и яркие впечатления.
По ходу подготовки и проведения похода каждый участник группы выполнял поручение (завпит, снаряженец, медик, реммастер, фотограф, метеонаблюдатель и т.д.). Самостоятельное выполнение любой из этих обязанностей невозможно без получения новых знаний, умений, навыков, которые были развиты и закреплены в ходе путешествия.
На маршруте группа выполняла работу по паспортизации препятствий. Работа по паспортизации препятствий маршрута способствовала углублённому изучению характеристик препятствий, пониманию тактических особенностей, технических приёмов и средств, применяемых при преодолении перевалов и вершин.
Данный маршрут по Камчатке для нашей группы характерен именно тем, что в спортивном плане маршрут – повторение ранее пройденного, но в познавательном плане позволил получить нам много новых знаний и ярких впечатлений.