Задействуйте менеджеров в оценке тренинга
Обратная связь «из вторых рук» имеет свою ценность. Но один из самых важных источников обратной связи - мнение, которое сложилось о тренинге у менеджеров.
1. Составьте представление о менеджерах ваших участников. Это может быть сделано с помощью предварительного опроса участников перед началом тренинга - спросите, как можно будет связаться с их непосредственным начальником. Возможно, надо будет уточнить, что вы не собираетесь докладывать менеджерам об успехах участников, а просто хотите спросить их, чего, по их мнению, должны достигнуть участники за время тренинга.
2. Установите контакт с менеджерами на ранних этапах тренинга.
Чем раньше вы свяжетесь с менеджерами, тем лучше. Например, попросите людей, желающих записаться на ваш курс, получить подпись непосредственного начальника или менеджера. Желающим поучаствовать в тренинге виднее, к кому из начальников обращаться за подписью - а вы узнаете, кого потом спрашивать, принес ли тренинг реальную пользу.
3. Привлекайте менеджеров к подготовке тренинга. Попросите их точно сказать, каких результатов должны достичь их подчиненные в результате тренинга, и удостоверьтесь, что поставленные вами цели соответствуют требованиям менеджера.
4. Подготовьте форму для заявления о желании принять участие в тренинге. Предложите участникам перечислить, чего они надеются достигнуть, посещая занятия, и что они думают по поводу методов достижения поставленной цели. Также задайте им вопрос, как их менеджер сможет определить, был ли достигнут успех.
5. Предусмотрите какие-либо дополнительные занятия, подразумевающие участие непосредственного начальника. Во время тренинга выделите время на то, чтобы предложить участникам выбрать себе какой-нибудь тип задания, который требовал бы участия его менеджера. Вариантов несколько: например, менеджер должен проверить задание, прочитать заметки или встретиться на несколько минут, чтобы увидеть, что задание выполнено успешно и участник получил обратную связь.
6. Предложите вести совместный “журнал текущих соображений”. Текущие соображения позволяют нам понять, что прошло особенно успешно и какие цели нам надо поставить на будущее. Помните, что нет такой вещи, как неудача - есть только опыт. Предложите участникам получать от менеджеров обратную связь. Пусть участники записывают советы и замечания менеджеров в свои журналы и, когда это уместно, делятся этими комментариями со всей группой.
7. Предложите менеджерам принять участие в обучении. Например, когда участники рассматривают реальные рабочие вопросы и строят план действий, предложите им представить свою работу их непосредственному (или постороннему) менеджеру.
8. Охраняйте уязвимые зоны. Некоторые темы очень деликатны, и необходимо, чтобы для их проработки приглашался не непосредственный, а посторонний начальник. Чтобы обеспечить анонимность, частные вопросы надо сначала обсудить в группе, а потом должна быть выбрана одна проблема, которая будет обсуждаться всеми участниками. Приглашенному менеджеру не обязательно знать, кто поднял эту проблему. Разумеется, все эти процессы способствуют профессиональному развитию и самих менеджеров!
9. Напишите специальный общий отчет для менеджеров. Это позволит им получить подробную картину проделанной работы и достигнутых успехов, а не просто перечень достижений участников.
10. Проведите курсы для самих менеджеров. Иногда стоит провести короткий курс для менеджеров, прежде чем начинать полный курс занятий для персонала. Это поможет менеджерам понять, каких результатов должны достичь участники тренинга, а также позволит вам узнать, каковы ожидания менеджеров.
Перепланировка тренинга
Нередко случается, что рано или поздно вы проводите тот же самый тренинг еще раз. Лучше всего обдумывать, как вы проведете будущий тренинг, проводя предыдущий.
1. Обратите особое внимание, какие из ваших рекламных акций оказались особенно эффективными. Постарайтесь обнаружить то, что оказалось для участников неожиданным, и особенно присмотритесь к ожиданиям участников, которые не пришли в голову вам самому.
2. Проследите, удалось ли вам провести учебные мероприятия так, как было задумано. Если по ходу тренинга возникли проблемы, делайте по ходу заметки, чтобы подобная ситуация больше не повторилась в будущем.
3. Отметьте то, что получилось хорошо. Иногда все идет очень гладко, даже если за этим не стоит никакого конкретного плана. Постарайтесь выделить причины тех или иных удач и примите к сведению эти факторы, когда будете планировать следующий тренинг.
4. Задайте себе вопрос: «Что мне следовало изменить в такой же ситуации завтра?» Запищите те изменения, которые вы планируете провести во время следующего тренинга.
5. Спросите участников: «Чего мне больше не следует делать?» Этот прямой вопрос принесет вам хоть и не очень приятные, но действительно полезные ответы. Если кто-нибудь считает, что те или иные ваши действия не являются полезными или продуктивными, стоит подумать, не сделать ли в следующий раз что-нибудь другое.
6. Спросите участников: «Что новое мне надо сделать в следующий раз?» Это подготовит вас к тому, чтобы вам стало проще отреагировать на ожидания или пожелания будущих участников ваших подобных тренингов.
7. Спросите участников: «Что мне продолжать делать в следующий раз?» Это - самый приятный момент! Всегда полезно выяснить, что в вашем тренинге действительно порадовало и заинтересовало участников.
8. Перепишите программу вашего будущего тренинга немедленно после окончания предыдущего. Не надейтесь, что запомните все изменения, которые вы наметили провести в программе следующего тренинга.
9. Если что-нибудь не получилось, ничего не поделаешь! Не упирайтесь и не говорите, что это обязательно останется в программе тренинга. Поищите альтернативу, которая приведет участников тренинга к аналогичным учебным результатам.
10. Не бойтесь переписывать заново план тренинга после завершения занятий. Эти черновые планы помогут вам проследить, как развивается ваш тренинг. Никогда не бойтесь вносить изменения. Оттого что вы внесете изменения в хороший тренинг, он не станет хуже в следующий раз.