Совершенствование региональных систем электронной торговли.
В настоящее время в России в сфере электронной торговли наблюдается ситуация, подобная той, которая наблюдалась несколько лет назад на Западе. Развитие интернет происходит с опережением условий, необходимых для его широкого распространения. Ключевые, необходимые законы еще не приняты, постоянный доступ в интернет, по среднему значению различных оценок, имеет доступ не более 14% населения и около 28% предприятий. Кроме того, отсутствует развитая инфраструктура высокоскоростных каналов связи, что сильно затрудняет реализацию on-line доступа.
За последние годы уровень домашних ПК, имеющих подключение к интернету, постоянно возрастает, причем это характерно практически для всех регионов России.
В Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и Омске доля подключенных к интернету компьютеров в общем парке домашних ПК составляла в 2010 г. -28-32%, в Казани, Самаре, Уфе, Челябинске этот показатель был ниже 16-19%. Доля “домашних” пользователей интернет в Москве в три раза выше среднего по России.
Тем не менее, за последние годы наблюдается определенная динамика развития российского сектора электронной торговли и уже накоплен ряд статистических данных.
По данным IDC, объем российского рынка электронной торговли в 2004 г. увеличился до $90 млн. (по сравнению с $10 млн. в 1999 г.). Не в последнюю очередь это вызвано ростом числа российских пользователей Интернет. В 2010 г. к интернету было подключено 19,4 млн. Хотя абсолютное развитие Интернет в России отстает от США, Европы и Азии, темпы роста по многим показателям не уступают и даже превышают зарубежные.
По итогам 1999 г. Россия вошла в список 15 стран, в которых доля пользователей Интернет в общем населении страны наиболее значительна. По некоторым оценкам российская аудитория интернет сейчас составляет 35-36 млн. человек. При этом число платежеспособных пользователей Интернет оценивается в 800-1000 тыс. человек. Наиболее часто в интернете работает молодежь в возрасте от 20 до 34 лет (их доля почти в 3 раза больше, чем прочих возрастных групп). Более 40% пользователей составляют квалифицированные специалисты с высшим образованием, руководители различного уровня, студенты и учащиеся, для которых обращение к Web-ресурсам – это, в первую очередь, работа, источник деловой информации, а лишь затем — развлечение.
В настоящее время большинство коммерческих интернет проектов в России не приносит быстрой прибыли и окупаемости. Текущий период развития электронной коммерции в России следует отнести к подготовительному периоду. Расчеты инвесторов предполагают большие выгоды в будущем.
Электронная торговля в России развивается в основном по двум направлениям: бизнес-потребитель (B2С) и бизнес-бизнес (B2B).
Первые Интернет магазины (В2С) стали появляться в 1999 г. Сегодня по данным агентства COMCON, 8,8% интернет пользователей имеет опыт покупки через интернет магазины. В 2000 г. общее количество Web-витрин, Интернет магазинов и торговых интернет систем по различным экспертным оценкам, приблизилось к 600, а во втором полугодии 2001 превысило 1000.
Активно работающих магазинов остается относительно немного. Среди российских интернет магазинов преобладают компьютерные (19%), 18,7% предлагают различные услуги, 15,7% продают электронику и бытовую технику.
Пока использование интернет магазинов остается ограниченным. По данным опросов, ранее лишь треть пользователей получали через Интернет какую-либо информацию о товарах или услугах (32%). Вдвое меньше респондентов – лишь 16% пользователей – посещали за это время какие-либо сайты, предназначенные для совершения покупок. И совсем небольшая доля – всего 3% – совершили при этом хотя бы одну реальную покупку.
Тем не менее, у рынка электронной торговли типа В2С в России есть значительный потенциал развития. Как подчеркивается в специальном обозрении журнала “Эксперт”, 3 миллиона пользователей Интернет в России - это уже та аудитория, которая вполне способна обеспечить спрос на товары в электронных магазинах. Среднемесячная выручка магазинов во втором полугодии 2009 г. выросла по сравнению с первым полугодием на 90%, при этом прирост выручки - от 10 до 400% - отмечен у 77% магазинов, у оставшихся отмечен ее спад от 6 до 30%. Приток покупателей продолжает нарастать и в 2010 году, косвенно об этом можно судить хотя бы по росту посещаемости у лидеров электронной коммерции: число посетителей пятидесяти наиболее популярных Интернет магазинов удвоилось менее чем за полгода31.
В электронной торговле В2С остаются свободными основные рыночные ниши, хотя электронная торговля, как и торговля вообще, легко осваивается мелкими и средними предприятиями, а барьер вхождения в эти ниши при отсутствии необходимости налаживать масштабный товарный поток очень низок. Ассортимент предлагаемых товаров по-прежнему остается очень узким.
Другая возможность роста, которую тоже пока упускают отечественные электронные магазины, связана с выходом на региональные рынки. Наиболее крупные компании налаживают сбыт преимущественно в Москве, три из четырех покупателей 50 наиболее популярных, по статистике SpyLOG, магазинов - москвичи. Однако в российском сегменте Интернет доля Москвы не так велика. На столицу, по данным исследования, проведенного Strana.ru, приходится всего четверть пользователей Сети, восьмая часть пользователей Интернет - жители Санкт-Петербурга, чуть больше приходится на остальные города с население свыше миллиона человек.
По данным авторов отчета «Готовность России к информационному обществу», выполненного по программе Всемирного банка, есть несколько проблем, с которыми сегодня сталкиваются участники В2С электронной торговли в России.
Первая проблема - виртуальная торговля требует реального сервиса. Сделав первые покупки в Интернет магазинах, большая часть потребителей испытала разочарование: виртуальные магазины значительно уступают традиционным как по ассортименту товаров, так и по качеству сервиса. Существующие сегодня Интернет магазины можно условно разделить на две группы. Первую – и пока самую большую – составляют преимущественно Web-витрины, создатели которых увлечены самой идеей торговли через Сеть, но не являются профессионалами в торговле и не учитывают, что помимо «технологического» оснащения (наличие каталога и транзакций оформления заказа), магазин должен работать на принципах, приемлемых для покупателя. Отсутствие сервиса, соответствующего ожиданиям покупателя, вызывает отторжение.
Результат - падение доверия к этой форме торговли. Отвечая на вопросы анкеты, размещенной на сайте журнала «Эксперт», 78% читателей отметили, что недовольны уровнем сервиса в российских Интернет магазинах. И хотя опрошенные в подавляющем большинстве отметили, что в текущем году по сравнению с прошлым более активно будут пользоваться Интернет, увеличить покупательскую активность намерены менее половины.
По статистике, до четверти пользователей Сети приходят в Интернет, чтобы найти информацию о товарах и услугах. И число этих людей постоянно растет, равно как и число посетителей, Интернет магазинов, и число недовольных. Покупатель возвращается лишь в те электронные магазины, которые работают по правилам, принятым для организации розничной торговли, и спроектированы «под покупателя». Они создаются на базе реальных торговых компаний, где Интернет рассматривается как новый способ взаимодействия с конечным потребителем или как новый инструмент для организации целевого Web-маркетинга.
Порталы, ориентированные на потребителя, пытаются удержать покупателя за счет предоставления качественного сервиса (доступная организация каталога; наличие на сайте понятных инструкций; соответствие доставленного товара заказу покупателя; соблюдение оговоренных сроков доставки) и проведения разнообразных маркетинговых программ.
Вторая проблема - конкуренция и окупаемость B2C проектов. По мнению большинства экспертов, конкуренция «чистым» Интернет торговцам со стороны традиционных компаний, открывших свои представительства в Интернете, будет в дальнейшем нарастать. Такие традиционные магазины уже “пошли” в Интернет, и их доля неуклонно растет. Безусловный плюс традиционных магазинов, идущих в электронную торговлю В2С - это практический опыт организации и ведения торговли. К тому же известным торговым предприятиям гораздо дешевле развивать свой В2С - проект в Интернет.
Третья проблема - платежные системы. Электронные платежные системы можно разделить на три вида: пластиковые (кредитные или дебетовые) карты, электронные чеки и цифровые деньги «электронный кошелек. Часть виртуальных магазинов избегает онлайновых платежей, оправдываясь тем, что ни одна схема организации электронной коммерции не может обеспечить 100%-ную безопасность (считают, что доля Интернет пользователей, пострадавших от сетевого мошенничества, увеличивается с каждым годом). Такие магазины отдают предпочтение расчету за заказ наличными при доставке товара (в большинстве случаев) или через банковский счет. Фактически они принуждают покупателя работать по правилам, удобным для продавца. Однако есть Интернет магазины, которые предлагают своим заказчикам все виды платежей (по оценкам аналитиков, сегодня их количество в России не превышает 50).
Обеспечение безопасности электронных платежей сегодня основывается на использовании протокола SET - (secure electronic transactions: безопасные электронные транзакции) - международного стандарта безопасности, который пока является единственным стандартом, принятым основными международными платежными системами для организации защищенных платежей в Сети. В России первые проекты по созданию сертифицированных по SET процессинговых центров были реализованы компанией БПЦ уже в начале 2000 г.
К факторам, препятствующим развитию B2C сектора электронной торговли в России, относятся:
• малое количество «домашних» пользователей Интернет в России;
• низкий платежеспособный спрос у большинства населения страны;
•отсутствие адекватной нормативно-правовой базы в сфере электронной торговли;
• низкий уровень распространения кредитных карт;
• отсутствие удобных и безопасных платежных систем для оплаты покупок в электронных магазинах;
• недостатки работы служб доставки товаров (прежде всего почты).
К факторам, способствующим развитию B2C сектора электронной торговли в России, относятся:
• высокие темпы роста Интернет аудитории;
• разработка и принятие Федерального закона об «Электронной цифровой подписи»;
• разработка Федеральной целевой программы «Электронная Россия»;
• наличие в России интеллектуального потенциала для применения современных ИКТ для развития В2С моделей электронной коммерции.
По мнению многих экспертов межкорпоративная, крупно- и мелкооптовая электронная торговля (B2B) находится в России в начальной фазе развития. Комплекс условий, необходимых для его успешного становления еще не создано. В среднесрочной перспективе реализация В2В решений российскими предприятиями может дать даже больший экономический эффект, чем в промышленно-развитых странах. Такое заключение специалистов обусловлено следующими факторами:
• гигантские географические масштабы национальной экономики, в которой виртуализация транзакций может дать большую экономию;
• наметившийся экономический подъем;
• высокий уровень региональной дифференциации цен на однородные товары;
• расширение внутреннего рынка и др.
Специалисты «Эксперт РА» предполагали, что на первом этапе (до 2003 г.) российский рынок B2B проходил стадию структурной организации, на которой реализация B2B решений была характерна только для отдельных наиболее готовых к этому отраслей промышленности. Быстрое развитие В2В электронной торговли прогнозировалось в 2004 г. после формирования необходимых экономических, инфраструктурных и законодательных предпосылок. Следовательно, межкорпоративные продажи в Интернете достигли в 2009 г. 6,8 млрд. долларов (что, тем не менее, в абсолютных и относительных значениях намного меньше, чем ожидаемые объемы B2B торговли в промышленно-развитых странах).
По оценкам экспертов в России в краткосрочной перспективе в сегменте В2В будет доминировать интерактивное взаимодействие непосредственно между компаниями, но по мере развития торговых систем доля электронных торговых площадок в общем объеме электронной торговли будет, как и во всем мире, возрастать.
Начиная с лета 2000 г., одна за другой стали открываться электронные системы для электронной торговли в секторе В2В. Сейчас в российском Интернете существуют десятки В2В-проектов (около 50 развитых В2В-сообществ) в лесной и химической промышленности, металлургии, компьютерной, кабельной, алкогольной, зерновой и других отраслях. Кроме того, наметилась тенденция интеграции отечественных предприятий (прежде всего из сырьевых и обрабатывающих отраслей) с западными В2В-системами. Средняя стоимость создания торговой площадки в России – 100-200 тыс. долларов, что также является фактором, благоприятствующим их развитию (на Западе создание ЭТП обходится в десятки млн. долларов).
В России электронные торговые площадки В2В чаше всего формируются как электронные доски объявлений (каталоги) и только отдельные системы позволяют более или менее полное согласование и заключение сделки. В ситуации неразвитости правовой основы коммерческих транзакций в Интернет (прежде всего – отсутствия закона о цифровой подписи) заключаемые электронным способом сделки должны оформляться и на бумаге, чтобы приобрести юридическую силу.
В России действуют как многоотраслевые универсальные торговые площадки, так и специализированные отраслевые ЭТП. В силу специфических условий развития В2В в России сегодня преобладают, и в ближайшей перспективе наиболее динамично будут развиваться именно специализированные площадки, учитывающие специфику отрасли и вызывающие доверие участников В2В электронной торговли.
В России существует целый ряд проблем (экономических, инфраструктурных, правовых и др.), без решения которых перспективы для российской В2В электронной торговли останутся благими пожеланиями.
Помимо общих факторов, тормозящих развитие российской экономики (нестабильность экономической ситуации, высокий в целом уровень монополизации, неадекватная налоговая система, неблагоприятный инвестиционный климат и др.), есть несколько специфических проблем, непосредственно препятствующих развитию электронной торговли в секторе В2В. Основными из них являются:
-Низкий уровень автоматизации бизнес-процессов на российских предприятиях. Развитие электронного бизнеса на Западе стало закономерным этапом эволюции, основанной на постепенной компьютеризации компаний (1980-е - начало 1990-х гг.) и внедрения ими комплексных АСУ на базе ИКТ (середина 1990-х), что при параллельном развитии Интернет создало необходимые предпосылки для использования информационных систем (ИС), обеспечивающих внешние транзакции.
- Неразвитость телекоммуникационной инфраструктуры российского рынка. Постоянный корпоративный доступ к Интернету имеют, в основном, только крупнейшие предприятия России. Из 200 ведущих промышленных предприятий, обеспечивающих более 50% российского промышленного производства, по данным агентства «Эксперт РА» 89% имеют выход в Интернет, хотя только половина из них использует для этого выделенные каналы связи. Слабое развитие телекоммуникационной инфраструктуры вне крупных городов (прежде всего, в сельской местности) делает трудноразрешимой в ближайшей перспективе задачу подключения к Интернету значительной части средних и малых предприятий. Особенно это касается лесной и деревообрабатывающей промышленности, а также сельского хозяйства, где отсутствие телекоммуникационной инфраструктуры в местах расположения большинства предприятий отрасли является серьезным препятствием для их широкого участия в системах электронной торговли В2В.
-Неразвитость законодательной базы для ведения электронной торговли, прежде всего, отсутствие закона об электронной цифровой подписи. Отсутствие правого регулирования делает невозможным реализацию полновесных B2B решений в российской экономике – сделки, заключаемые электронным способом должны оформляться традиционно – на бумаге.
- Традиционная непрозрачность российского бизнеса. Непрозрачность отечественного бизнеса имеет два измерения – непрозрачность предприятий и их снабженческо-сбытовой деятельности, непрозрачность самих электронных торговых площадок. Сформировавшаяся вначале 1990-х гг. система посредников в снабженческо-сбытовой деятельности предприятий продолжает существовать до сих пор, вопреки экономической целесообразности. Нередко снабженческо-сбытовые цепочки включают 6-7 посредников с собственной ценовой политикой. Причем эта система посредничества во многом держится на теневых связях - персональной заинтересованности руководителей предприятия и личных взаимоотношениях, что само по себе является тормозом внедрения электронной торговли типа B2B.
- Высокая доля бартерных и ступенчатых взаимно зачетных форм расчетов между предприятиями. Несмотря на то, что, начиная с 1999 г. растет “монетаризация” российской экономики, по официальным данным в 2000 г. около трети взаиморасчетов между предприятиями в России осуществлялось по бартерным схемам, а в некоторых отраслях эта доля превышала 50% (в промышленности строительных материалов, например). Классические сделки для сектора B2B электронной торговли предполагают денежные формы расчетов, поэтому характерные для отечественной экономики бартерные схемы являются препятствием для развития межкорпоративной электронной торговли в ее «западном» варианте.
- Низкая предпринимательская и управленческая культура российского бизнеса.
Недостаточная профессиональная подготовка верхнего звена управления российских предприятий, в частности, в области ИКТ, низкий статус руководителей отделов автоматизации в компании и их неосведомленность в бизнесе, взаимное недоверие и неспособность наладить сотрудничество конкурирующих предприятий – все эти факторы серьезно тормозят развитие В2В электронной торговли. В России, например, пока практически невозможно совместное создание электронной торговой площадки В2В несколькими крупными предприятиями-конкурентами, тогда как в промышленно-развитых странах это одна из наиболее эффективных форм реализации B2B электронной торговли.
К факторам, способствующим развитию B2B сектора электронной коммерции в России, относятся:
- высокие темпы роста Интернет аудитории в России;
- огромные географические масштабы национальной экономики;
- высокий уровень дифференциации цен на однородную продукцию;
- наметившийся экономический подъем;
- улучшение финансового положения предприятий, прежде всего в экспертно ориентированных отраслях;
- разработка соответствующей законодательной базы;
- появление первых эффективных В2В-проектов;
- разработка Федеральной целевой программы «Электронная Россия»;
- наличие в России интеллектуального потенциала для применения современных ИКТ для развития В2В моделей электронной торговли.
Консалтинговая компания McConnell International LLC в своем отчете сформулировала основные факторы, которые должны способствовать плавному вхождению различных стран в мировую ИТ и бизнес-инфраструктуру:
• распространенность и доступность сетей передачи данных;
•выделение электронной торговли в качестве приоритетного направления в развитии национальной экономики;
• решение проблем обеспечения информационной безопасности;
• вложение государством средств в образование с целью создания трудовых ресурсов, способных к ведению электронной торговли;
• благоприятная обстановка в обществе и государстве для развития электронной торговли.
Если внимательно проанализировать эти факторы, то можно сразу определить основные препятствия для развития электронной торговли в России. По мнению аналитиков McConnel International LLC, России придется серьезно заняться развитием своей инфраструктуры связи и финансовой системы, чтобы догнать остальной мир в области электронной торговли. В ходе исследования оценивались 43 страны по следующим параметрам: степень распространения Интернет и развития беспроводной связи, внимание правительства к потребностям электронной торговли, обеспечение конфиденциальности электронных коммуникаций, наличие квалифицированных кадров и готовность финансовой системы удовлетворить нужды электронной торговли. Ситуация в России оценена экспертами как “средняя” лишь по одному параметру — качеству подготовки специалистов. В остальном положение оценено как “требующее существенного улучшения”.
Банкротство многих интернет проектов в промышленно-развитых странах, позволяет предсказать, что в России развитие электронной торговли несколько замедлится. Это будет связано, в первую очередь с тем, что поток зарубежных инвестиций, которые во многом способствовали развитию отечественной электронной торговли, существенно сократится. С другой стороны, расширение сети Интернет и увеличение числа пользователей как потенциальных клиентов интернет магазинов не будет означать адекватного и уверенного развития В2С электронной торговли, так как рост этого сектора определяется, прежде всего, масштабами участия населения в электронных («карточных») платежных системах. Бурное развитие электронной торговли в регионах, которое предсказывают многие оптимистичные прогнозы, будет происходить только по мере распространения ИКТ, включая Интернет, по всей территории страны на неких иных принципах и системно-технических решениях, чем предлагает западный опыт.
Учитывая отставание России от промышленно-развитых стран в области электронной торговли, при решении задачи ее развития необходимо проанализировать все аспекты взаимного влияния и взаимной зависимости передовых ИКТ и национальных социально-экономических условий. К сожалению, в России имеется целый ряд проблем требующих отдельного решения. Поэтому западный опыт неприменим в чистом виде для решения задачи развития электронной торговли в России. Необходим комплексный подход, лишенный тенденциозного мировоззрения «прямого копирования решений». Серьезным позитивным шагом в направлении комплексного развития электронной торговли в России стало принятие Правительством Российской Федерации и последующая реализация Федеральной целевой программы “Электронная Россия”.
В ОАО «НИИ Систем Автоматизации», головной научной организации Минсвязи России по проблемам электронной коммерции, разработан проект программы «Развития электронной торговли в России на 2002-2006 годы». Проект был одобрен Правительством Российской Федерации и рекомендован к включению в Федеральную целевую программу «Электронная Россия на 2002-2010 годы» как один из приоритетных.
Возможность развития электронной торговли становится реальной только при наличии полноценного законодательно-правового регулирования всех аспектов товарно-денежного взаимодействия в виртуальном электронном пространстве.
Существующая в России правовая база недостаточна для решения конкретных проблем в области электронной торговли, связанных, например, с использованием электронной цифровой подписи (ЭЦП) или организацией электронной связи между продавцом, покупателем и банком.
К числу важнейших документов, касающихся электронной торговли, относятся:
• Типовой закон об электронной торговле ЮНСИТРАЛ (Комиссия ООН по праву международной торговли),
• Единообразные правила об электронных подписях ЮНСИТРАЛ,
• Типовое соглашение об обмене для международного коммерческого использования электронного обмена данными ООН,
• Руководящие принципы защиты прав потребителей в условиях электронной торговли ОЭСР, Соглашение об электронной торговле ЕЭК,
• Пакет директив Европейского Союза по электронной подписи и электронной коммерции, по дистанционному маркетингу потребительских финансовых служб, по авторскому праву и защите данных,
• Общие методы осуществления международных торговых операций, заверенных в цифровом формате МТП,
• Программа действий АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество) в области электронной торговли,
• а также еще ряд других международных документов.
Действие Типового закона ЮНСИТРАЛ об электронной торговле распространяется на любую информацию, представленную в цифровом либо аналоговом виде и используемую в торговой деятельности. Закон призван регулировать договорные и не договорные отношения, связанные с осуществлением следующих сделок (но не ограничиваясь ими): любые торговые сделки о поставке товаров или услуг или обмене товарами или услугами; дистрибьюторские соглашения; торговое представительство и агентские отношения; факторинг; лизинг; консалтинг; инжиниринг; купля-продажа лицензий; инвестирование и финансирование; банковские услуги; страхование; соглашение об эксплуатации и концессии; совместная деятельность и другие формы промышленного или предпринимательского сотрудничества; перевозка товаров и пассажиров воздушным, железнодорожным и автомобильным транспортом.
Закон предъявляет определенные требования к форме представления данных, рассматриваемых как сообщение при совершении сделки. А именно - содержащаяся в нем информация должна быть доступной для последующего использования, а также для подписи, которой поставившее ее лицо подтверждает свое согласие с содержанием документа. При осуществлении электронной цифровой подписи должен быть применен метод, позволяющий однозначно идентифицировать лицо, поставившее подпись, и сделать заключение, что это лицо согласно с содержанием документа. Закон устанавливает, что информация считается представленной в подлинном виде, если имеются надежные доказательства ее целостности с момента подготовки документа в окончательной форме, и при условии, что по требованию эта информация может быть продемонстрирована лицу, которому она должна быть предоставлена.
Вторая часть типового закона посвящена электронному обмену данными при оказании транспортных услуг, а именно договорам, связанным с перевозкой грузов, и транспортным документам.
Рассмотренный выше Закон применяется при осуществлении с помощью электронного обмена данными международных сделок при условии, что стороны договорились о его применении.
В российском законодательстве в настоящее время отсутствуют правовые нормы, подробно регулирующие отношения, касающиеся электронной торговли. При этом отечественное законодательство допускает возможность заключения сделок путем электронного обмена данными.
Определение понятия «электронная цифровая подпись» с точки зрения права дается в Законе РФ «Об информации, информатизации и защите информации». Таким образом, российское законодательство (указанные выше статьи ГК РФ и Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации») учитывает существующую во всем мире тенденцию к расширению электронной торговли.
Специфика электронной торговли заключается в том, что с помощью современных ИС можно не только заключать сделки путем электронного обмена данными, но и передавать от продавца к покупателю непосредственно сам товар (программы для ЭВМ, информацию и т.п.), представленный в цифровом или аналоговом виде. При этом в отличие от случая, когда товаром является вещь, которая может быть передана покупателю под расписку, возникают проблемы с доказательством факта получения товара покупателем. Это увеличивает степень риска для банка, так как платеж может быть легко опротестован. Поэтому должны быть разработаны правовые нормы, учитывающие технологические особенности электронного обмена данными и регламентирующие процедуры отправления, передачи и получения подобных товаров. Причем такие нормы должны быть разработаны на законодательном уровне. Эксперты ВТО в своем докладе, посвященном электронной торговле, отметили, что торговля вещами через Интернет вполне подпадает под действие существующих законов, в то время как торговля через Интернет товарами, представленными в цифровом виде, требует своей проработки и законодательного урегулирования.
Одной из проблем электронной торговли является правовая охрана объектов интеллектуальной собственности, которая носит территориальный характер, а электронные торговые операции через глобальные сети позволяют совершать сделки по всему миру. При этом на территории отдельных государств могут нарушаться права владельцев товарных знаков и патентов.
В России право и юридическая практика последних лет скорее восприняли, нежели отторгли электронный бизнес, становление которого совпало с процессом общей модернизации российской правовой системы. Однако большая часть отношений между участниками электронной коммерции до сих пор не регулируется специальными, адресованными им, законами или иными источниками права. На практике создаются и постоянно модифицируются разного рода соглашения об электронном обмене данными или об электронном документообороте, в большей или меньшей степени соответствующие действующему законодательству. В целом же сохраняется общая неразвитость и фрагментарность правовых норм, затрагивающих названную форму бизнеса. Как и на международном уровне, такие нормы являются юридическими барьерами для электронной коммерции в России и интеграции ее в глобальный электронный рынок.
Избавиться от подобных препятствий можно путем более обстоятельного отражения электронной коммерции в действующих нормативных правовых актах, в том числе, установив оптимальное соотношение норм административного и частного права. Решение данной задачи возможно и путем создания ряда новых законов.
Одним из главных направлений формирования правовой базы электронной торговли является разработка нормативных актов по использованию электронной цифровой подписи - ЭЦП (одного из основных инструментов, обеспечивающих идентификацию лица и безопасность проведения электронных сделок и других торговых операций). Это предполагает принятие соответствующего федерального закона и связанных с ним подзаконных актов, которые установят единые понятия, правила пользования, сертификацию, продажу и другие необходимые элементы в данной области.
Для успешного развития электронной торговли должны быть разработаны и приняты нормативные акты, которые на основе международного опыта, доктрины и основных начал российского гражданского права устанавливают способ правового регулирования электронного взаимодействия субъектов рынка и основные понятия, определяют круг субъектов и объектов электронной торговли. Важным элементом является регулирование правового статуса, прав и обязанностей информационных посредников – лиц, предоставляющих услуги по передаче и хранению электронных документов. Также должны быть внесены необходимые дополнения и изменения в законодательство, регулирующее закупку товаров и услуг для государственных нужд. Известно, что государственные органы исполнительной власти федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации являются наиболее крупными субъектами рынка. Реализация этой задачи позволит значительно увеличить количество участников конкурсов и торгов по закупкам товаров, проведению работ и оказанию услуг для государственных нужд, обеспечить открытый и равный доступ всех организаций к данному сегменту рынка.
Важную роль в развитии электронной торговли играют нормативные акты, позволяющие вести электронный документооборот в отношениях с исполнительными органами власти федерального и регионального уровня. А также они не только представляют электронные документы (финансовые и бухгалтерские отчеты, балансы, справки, заявления, декларации и пр.) в соответствующие федеральные и иные органы исполнительной власти, но и обеспечивающие замкнутый цикл внутренних, внешних торговых и иных операций.
Необходима разработка нормативных актов по введению разрешительной системы (лицензирования) в тех областях электронной торговли, где это объективно необходимо, с учетом курса Правительства Российской Федерации на снижение количества лицензируемых видов деятельности.
Кроме того, должны быть определены нормы, регулирующие порядок реализации товаров и услуг с использованием методов электронной торговли. Решение этой приоритетной задачи позволит урегулировать взаимоотношения между производителем (продавцом) и потребителем.
Список литературы