Эволюция торговли и изучение ее региональных особенностей

Торговля является одним из важнейших видов деятельности любого государства, значимость которой чаще всего принималась как само собой разумеющееся, что не позволяло полностью использовать ее огромные возможности в развитии экономики. Особенно это характерно для России, где с момента завершения великого переселения народов, сопровождавшегося ростом различных населенных пунктов, проходил процесс формирования сначала мелких, а затем (на основе их объединения через экономические интересы участников обмена) и более крупных региональных, межобластных рынков: Северо-Западный - центр Великий Новгород; Северо-Восточный - Суздаль; Юго-Западный -Галич; Южный - Киев. Именно здесь были созданы крупнейшие древнерусские княжества, заложившие основу Российского государства.

Именно экономические интересы, зачастую, выступали первопричиной поиска торговых путей. В России, в частности, этим товаром была пушнина, стремление добыть которую направляло предприимчивых людей и на Север, и на Восток.

Результатом такого движения стало освоение новых территорий, создание промышленного и сельскохозяйственного производства, транспорта.

Экономические интересы, обусловленные потребностями человека и общества того времени, заставляли русских купцов в сложных условиях, рискуя своим добром, а зачастую и жизнью, используя только естественные пути сообщения, устраняя самые различные препятствия от разбоя до поборов, отправляться в отдаленные города и государства, устанавливать и развивать торговые отношения, способствовавшие становлению и развитию ремесел и экономики древнего государства.

Развитие торговли Российской империи до отмены крепостною права обусловливалось характером существовавшего экономического уклада, потребности которого заставили все слои общества использовать торговые операции как средство существования, или в целях обогащения.

Торговлей как средством получения денег занимались и дворяне, чтобы удовлетворить свои потребности, не обеспечиваемые натуральным хозяйством; и крестьяне, нуждавшиеся в деньгах для уплаты различных податей и оброков, а также удовлетворения части своих потребностей. В этих условиях происходило формирование российского торгового капитала, собственниками которого являлись Представители различных слоев общества. И именно купеческий капитал явился интегрирующей основой общероссийского рынка, развитие которого сопровождало и стимулировало развитие отечественного промышленного производства.

С конца XVI - начала XVII века складывается иерархия русского купечества. К середине XVII века формируется сословие торговых людей, состоящих из государевых посадских тяглых людей. В этот период существенным тормозом развития торговли остается монополия царской казны на торговлю большинством товаров.

XVIII век - «век торговли». В России, как и в Европе, это основной вид предпринимательской деятельности. Развитию торговли в существенной форме способствовала форма Петра I в 1719-1727 гг. Создается центральный орган управления торговлей - Коммерц-коллегия, ведавшая торговыми делами. В ее функции входит реализация мероприятий, обеспечивающих введение в Россию свободы торговли. Это касается ликвидации разорительных монополий на торговлю большинством товаров.

В качестве самостоятельного сословия купечество сформировалось только в ходе реформы 1775-1785 гг. В соответствии с манифестом Екатерины И в состав городского населения входили мещане с капиталом до 500 руб. и купечество с капиталом 500 руб. и более. Купцы делились на три гильдии. За каждой гильдией закреплялись определенные виды деятельности. Так, заграничной торговлей разрешалось заниматься только купцам первой гильдии. Они имели право владеть морскими судами. Купцы второй гильдии могли заниматься только внутренней оптовой и розничной торговлей, а также устройством фабрик и заводов. Купцы третей гильдии вели мелочную торговлю «по городу и уезду», могли содержать трактиры и постоялые дворы. Им также разрешалось заниматься различными ремеслами.

Бурный рост экономики страны в немалой степени обеспечивался за счет развития предпринимательства в торговле. Однако изменения в торговле происходили крайне медленно.

Со второй половины XVIII века начинается процесс постепенного слияние купеческого капитала с производством.

Предреформенное развитие России в середине XIX века сопровождалось становлением отечественной промышленности, в процессе которого купеческому сословию, способствовавшему формированию национальной буржуазии, возглавляемой многие направления экономических преобразований, принадлежит огромная роль. Это положение подчеркивает значимость практического интереса к российскому торговому сословию, многовековой опыт которого в постановке дел рыночного экономического направления не утратил своего значения и сегодня.

Капиталистические производственные отношения повлекли за собой кардинальные изменения в государственном регулировании торговой деятельности. Положение о пошлинах за право торговли и других промыслов достаточно подробно регламентировало порядок деятельности предприятий, в зависимости от видов торговых сделок.

Со временем купеческое звание начинает терять свое былое значение. В 1898 году было введено «Положение о государственном промысловом налоге», согласно которому наличие купеческого свидетельства перестало быть обязательным условием для осуществления предпринимательской деятельности.

Данное положение изменило порядок налогообложения крупных капиталов, установило более благоприятные условия для мелких торговцев, составлявших большую часть предпринимателей, занятых в отрасли. Это повлекло за собой значительный рост числа розничных торговых предприятий и изменение их видовой структуры. При этом и численный и видовой состав торговых предприятий был в большей мере представлен в Европейской части России, особенно в центре и на Северо-Западе.

Таким образом, торгово-промышленное дело перестает быть сферой деятельности только купечества. В предпринимательскую среду начинают вовлекаться практически все слои общества: дворянство, чиновники, интеллигенция.

Транзитный характер российской торговли, обусловленный ее территориальным размахом, связывающим собой страны Западной Европы и Азии, стимулировал существование ярмарочной торговли, которая с развитием искусственных путей сообщения постепенно перемещалась из традиционных, исторически сложившихся ярмарочных центров, В крупные промышленные города, а ярмарочная торговля оставалась основным товаропроводящим звеном по сбыту товаров местного производства в отдаленных районах Российской империи.

Развитие экономики России и особенно путей сообщения В конце XIX - начале XX века, вносивших значительные Коррективы в хозяйственные связи, снижало роль ярмарочной торговли, тем не менее она по-прежнему занимала важное место в организации торгового обслуживания огромных территорий страны, расположенных в стороне от искусственных путей сообщения, так как именно на ярмарочных торгах мелкие производители получали возможность продать свою продукцию и приобрести все необходимое для хозяйства.

Таким образом, становление и развитие торговли в России до 1917 года проходило в реальных рыночных условиях, при этом эта отрасль играла огромную интегрирующую роль в создании всероссийского рынка и являлась активным, непосредственным участником процесса становления капиталистического производства.

Деятельность торговли в советский период характеризуется резкими изменениями условий в связи с административным вытеснением рыночных отношений и введением жесткого централизованного планирования. Организационное построение и управление торговлей как отраслью хозяйствования постоянно менялись или корректировались, исходя из требований текущего момента. В первые годы советской власти, когда рыночные отношения были еще достаточно сильны, государство допускало известную свободу торговли, при условии государственного регулирования частной торговли и частного хозяйственного капитала. Целью такого «регулирования» было вытеснение частника из торговли.

В качестве организационно-экономического инструмента процесса национализации торговли власть использовала потребительскую кооперацию, деятельность которой стала практически полностью регламентироваться государством.

За период с 1922 по 1927 год доля частной собственности уменьшилась с 75 до 37%. Вытеснение частного капитала из торговли проводилось не только и не столько экономическими, сколько административными методами, что выводило торговлю из сферы реального рыночного обращения, превращая ее в механизм распределения. Уже в 1921 году была заложена государственная система фондирования товарных ресурсов, послужившая на начальном этапе социалистического строительства мощнейшим рычагом регулирования экономики, а впоследствии - сдерживающим фактором развития и торговли, и промышленности, так как реально ограничивала деятельность отрасли установленными объемами и структурой рыночных товарных фондов. Зоной относительно свободной торговли стала колхозная, организационно оформленная в начале 30-х годов XX столетия, где в жестко регламентированных условиях протекали реальные рыночные отношения, обусловленные Предъявляемыми на этом рынке спросом и предложением.

После вытеснения частника началось развертывание государственной торговли, и она заняла лидирующее положение в розничном обороте страны. В начале сороковых годов перевод Экономики на военные нужды внес серьезные коррективы в организацию торговой деятельности, основной системой снабжения стало закрытое распределение товаров, Осуществлявшееся через орсы и продснабы. К концу войны они обеспечивали треть общего объема розничного товарооборота страны.

Вторая половина сороковых годов, когда происходила Колоссальная работа по восстановлению разрушенного войной Хозяйства и создавались новые предприятия, характерна для торговли тем, что государство определило меры по Оздоровлению экономических связей торговли с Промышленностью, которые стали переходить из постановления постановление, из директив в директивы, но окончательного решения так и не получили.

Экономические реформы начала 60-х годов пытались переломить эту ситуацию через введение нового порядка Планирования производства товаров народного потребления, Яри котором эти планы утверждались на основе заказов Организаций государственной торговли и потребительской кооперации и заключенных ими с промышленностью договоров на поставку товаров. Изменилась и система планирования показателей деятельности торговли как результат перевода предприятий отрасли на хозяйственный расчет и внедрения системы экономического стимулирования, имевшей целью улучшение торгового обслуживания населения, увеличения объема товарооборота и прибыли, при расширении ассортимента и улучшении качества предлагаемых товаров.

Изменение практики хозяйствования в целом в экономике и в торговле повлекло за собой реорганизацию структуры управления отраслью, стали вводится новые типы построения розничных торговых организаций. Причем этот процесс шел «снизу» — от практик, а не «сверху» — от власти.

Необходимо особо отметить, что развитие материально-технической базы отрасли проходило достаточно высокими темпами: она менялась, росла и количественно и качественно. Постоянно велись поиски новых форм организации технологических процессов.

Накапливавшаяся годами несбалансированность предъявляемого населением спроса и предлагаемой ему массы товаров повлекла за собой лавинообразный рост «пустых денег», то есть денег, необеспеченных реальными потребительскими стоимостями, и послужила одним из побудительных факторов последней экономической реформы - социалистической экономики - перестройки.

Возрождение предпринимательства в России началось только в 90-х годах минувшего столетия. Однако допущенные ошибки в ходе реформ и отсутствие традиций цивилизованного ведения бизнеса обусловили его развитие в наименее привлекательных формах. Это явилось одной из причин формирования в массовом сознании негативного отношения к предпринимательству.

Таким образом, торговля является одним из наиболее важных социально-экономических процессов. Переход экономики государства от административно-командного способа ведения хозяйства к регулируемым рыночным отношениям наиболее отчетливо проходил в торговле. Являясь, по своей природе, механизмом реализации экономических отношений между спросом и предложением и изначально предназначенная к обслуживанию функций рынка, в современных условиях торговля является основной отраслью народного хозяйства. Поэтому создание нового, ориентированного на перспективное развитие механизма торговли - эта одна из основных задач государства, решение которой является непременным условием успешности радикальных экономических преобразований в стране.

Наши рекомендации